Напоминание

Эллинистическая цивилизация


Автор: Лапина Любовь Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ"Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский"
Населённый пункт: п.Советский
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Эллинистическая цивилизация
Раздел: среднее образование





Назад





Урок (математика+история) в 5 классе.
Тема:
Эллинистическая цивилизация

Цель:
-Закрепление умений и навыков сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей. -Развитие познавательного интереса учащихся к истории. -Воспитание культуры взаимоотношений при групповой работе.
Задачи:
-расширение знаний об истории древнего мира через знакомство с чудесами света путем решения математических задач; -расширение знаний об истории России через знакомство с семи чудесами; -развитие внимательности при работе с текстами, иллюстрациями, карточками; -активизация самостоятельной поисковой деятельности.
Оборудование:
компьютер, школьная доска.
Опережающее

задание:
посмотреть материал по чудесам света. Рекомендуемая литература: энциклопедии по истории древнего мира из фондов школьной библиотеки, ресурсы Интернета.
Ход урока:

I.
Организационный момент.
II.
Сообщение цели и темы урока.
Учитель истории: Вспомните какую проблему мы решали на прошлом уроке?
Удалось ли Александру объединить эллинов и варваров – Запад и Восток – в одну цивилизацию.
– Решили мы проблему?

– В чем проявилось слияние?
1. В управлении наблюдается слияние двух цивилизаций: цари греческие, но правят по восточным обычаям. 2. В хозяйстве и делении общества сохраняются как восточные традиции (орошаемое земледелие, граждане – подданные), так и греческие порядки (права гражданства, частная собственность, торговля). 3. Наиболее ярко проявилось слияние двух цивилизаций в культуре: мира эллинов и мира варваров.
Учитель

математики:
Сегодня на уроке мы более подробнее познакомимся с памятниками, получившими название «Семь чудес света», которые относятся к памятникам эллинистической цивилизации. Нам предстоит работа по группам.
Учитель истории:

1 чудо - ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА
Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц.

Учитель

математики:
Из чего была построена гробница? (Ответ: из камня). Можно данную задачу решить в обыкновенных дробях. На сооружение пирамиды ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом 2,5 тонны каждый. Определите общий вес каменных блоков.
Учитель истории:

2 чудо –

Висячие сады
Другим величайшим сооружением древности были висячие сады Вавилона. Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного врага – Ассирии заключил военный союз с царем Мидии. Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Военный союз их был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «Висячие сады». Это было в 500-х гг. до н. э.
Учитель математики:
Вопрос: Что же представляли сады? Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их поддерживали колонны высотой до 25 м. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. Для полива использовали воду из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии. Именно тут, в тени Висячих Садов скончался в 339 г. до н. э. Александр Македонский. После его смерти Вавилон постепенно приходит в упадок
Учитель математики:
Сколько лет назад были построены висячие сады? (ответ:2515 лет). Сколько лет прошло со смерти А.Македонского?(Ответ:2015+339=2354лет). Можно предложить ребятам начертить Линию времени.
Учитель истории:

3 чудо –

Храм Артемиды Эфесской.
А теперь перенесемся в древнюю Грецию. Великолепные храмы древнегреческих архитекторов поражали не только гостей, но и самих жителей. Одним из таких храмов был храм Артемиды Эфесской . Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав, цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала счастье в браке и благословляла рождение детей. Греческие женщины традиционно приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия. В честь Артемиды жители Эфеса построили огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Учитель математики:
Вокруг святилища располагалось два ряда каменных колонн высотой 18 м, это высота шестиэтажного дома. С а м о ж е з д а н и е х р а м а и м е л о в ы с о т у ш е с т н а д ц а т и э т а ж н о г о д о м а . Найдите высоту храма. (Ответ: (18:6)*16=48м).

Учитель истории:

4 чудо -

Статуя Зевса в Олимпе.
Вспомните, кто был главным богом Греции? Именно с его именем связано еще одно чудо древнего мира – огромная статуя бога Зевса. Древние греки верили, что на горе Олимп находиться дворец Зевса – отца богов и повелителя мира. Чтобы порадовать Зевса, жители города Олимпия построили храм . Храм украшала статуя, которую сделал знаменитый скульптор Фидий. Фигуру бога Фидий вырезал из дерева и обложил её пластинами из слоновой кости, так что в полумраке тело Зевса казалось живым. Одеяние было выполнено из листов золота. Трон также был золотым с инкрустацией чёрным деревом и драгоценными камнями. По преданию, закончив работу, Фидий спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» И перед статуей ударила молния – Зевс был доволен.
Учитель математики:
Фигуру бога Фидий вырезал из дерева и обложил её пластинами из слоновой кости, так что в полумраке тело Зевса казалось живым. Одеяние было выполнено из листов золота. Трон также был золотым с инкрустацией чёрным деревом и драгоценными камнями. По преданию, закончив работу, Фидий спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» И перед статуей ударила молния – Зевс был доволен.
Учитель математики:
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Определите объем храма? (ответ:35840 куб.м.) В честь какого бога устраивались Олимпийские игры? (Ответ:Зевс).
Учитель истории:

5 чудо –

Галикарнасский мавзолей.
В Малой Азии, в 4 веке до н. э., в городе Галикарнасе правили царь Мавсол и царица Артемисия. Внезапно царь заболел и умер. Его вдова в память о муже решила построить самую прекрасную гробницу на свете. На высоком пьедестале находится храм, окружённый 36 колоннами. Вместо крыши сделана ступенчатая пирамида. На её вершине находились мраморные скульптуры: Мавсол и Артемисия в колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Сооружение, возвышавшееся почти на 50 метров, назвали по имени царя – Мавзолей.
Учитель математики:
Мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи мрамором. На пятиярусном основании площадью 33х39м возвышается громадный куб длиной 27м и шириной 33м. Каменные львы сторожили это помещение. - Найдите площадь основания. - Найдите площадь куба. - На сколько м² площадь куба меньше площади основания? (Ответы:1287 кв.м; 891 кв.м; 396кв.м.)
Учитель истории:

6 чудо –

Колосс Родосский.
А теперь перенесемся в Средиземное море. У берегов Малой Азии на острове Родос, стоял Колосс Родосский, гигантская статуя бога солнца Гелиоса. Статуя возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов; в высоту
статуя была около 35 метров, то есть почти в три раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. В 220 г. до н. э. во время землетрясения статуя рухнула.
Учитель математики:
Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём распространилась по всему античному миру. Но уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах".
Учитель математики:
Наша задача - определить длину этих ног. Для изображения фигуры художники и скульпторы используют определенные правила – каноны. Голова должна составлять 1/7 роста, а длина мужской ноги в 7/2 раза больше высоты головы. Какова же длина ног Колосса Родосского, если высота статуи 35 метров? (Ответ: 17,5 м).
Учитель истории:

7 чудо –

Александрийский маяк.
Другим чудом света стал знаменитый Александрийский маяк. Александрия была крупным торговым портом в Египте. Чтобы многочисленные корабли, могли благополучно миновать опасные острые скалы, был построен первый в мире маяк. Маяк представлял собой трёхъярусную башню высотой 120 метров. В комнатах первого яруса жили рабочие и солдаты. Во втором находился широкий спиральный пандус. По нему на телегах привозили дрова для огромного костра, который постоянно горел в круглой башне на третьем ярусе. Вокруг костра полукругом стояли бронзовые пластины — они отражали и усиливали свет. Венчала маяк статуя Посейдона.
Учитель

математики:
Высота Александрийского маяка составляет 130м. Это была первая башня с сигнальным огнём. Он состоял из 3 – х частей : внизу построен прямоугольный параллелепипед, в основании которого лежит квадрат со стороной 30м, высота70м; верхний параллелепипед имеет объём в 3раза меньший, чем объём первого, а площадь основания его составляет 700м 2 . Чему равна высота третьей части маяка (круглой башни)? (Ответ: 30м)
Учитель истории:
Итак, наше с вами путешествие в далекий Древний мир закончилось. Мы познакомились поближе с семью чудесами света древности.
Вопрос:
Почему же все эти сооружения считаются чудесами древности? – это памятники инженерного искусства для создания которых требовались знания по математике, геометрии, физике, механике.
Учитель математики:
(Применение нового знания. Связь с современностью). Несколько лет назад в нашей стране газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк» был организован проект Семь чудес России, целью которого стал поиск семи чудес России Конкурс проходил в три этапа. На первом (с 1 октября 2007 года до 1 февраля 2008 года) шёл прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7 федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа). С 1 февраля по 1 мая 2008 года прошёл второй этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов конкурса. С 1 мая по 10 июня прошёл суперфинал, в котором тайным голосованием были выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были объявлены победители конкурса

Семь чудес России
-Озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия). -Дворцовый ансамбль в Петергофе (Санкт-Петербург) -Долина гейзеров (Камчатский край) -Природный памятник Столбы выветривания (республика Коми) -Собор Василия Блаженного (Москва) -Мамаев Курган и Родина-Мать (Волгоградская область) -Гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия)
Учитель математики:
Ребята, вы сейчас рассказали о чудесах Древнего мира. Все они заслуживают восхищения удивления. Но я бы хотела вам напомнить ещё об одном удивительном месте, которое находилось в Александрии египетской. Это первый в истории музей, но он совсем не был похож на современные музеи. Там жили и работали великие учёные древности. Именно там зародились многие науки. К сожалению, великие творения древних людей, сделанные из камня, золота, слоновой кости не дошли до наших дней. Из семи чудес света сохранилась лишь пирамида Хеопса. А научные открытия, сделанные великими учёными древности нам необходимы и сегодня.
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Сегодня он был не совсем обычный, вы решали примеры, задачи по математике и узнали много для себя нового по истории. Одновременно мы поработали по двум предметам. Такие уроки называются интегрированными. На партах у вас лежат зелёные и красные кружки Кому на уроке было скучно, неинтересно - поднимите красные кружочки. Если вам урок понравился, и вы хотите, чтобы такие уроки проводились ещё, в знак того, что вы даёте зелёный свет таким урокам, поднимите зелёные кружочки.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!