Автор: Лапина Любовь Михайловна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ"Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский" Населённый пункт: п.Советский Наименование материала: Конспект урока Тема: Эллинистическая цивилизация Раздел: среднее образование
Урок (математика+история) в 5 классе.
Тема: Эллинистическая цивилизация
Цель:
-Закрепление умений и навыков сложения, вычитания, умножения и деления
обыкновенных и десятичных дробей.
-Развитие познавательного интереса учащихся к истории.
-Воспитание культуры взаимоотношений при групповой работе.
Задачи:
-расширение знаний об истории древнего мира через знакомство с чудесами света путем
решения математических задач;
-расширение знаний об истории России через знакомство с семи чудесами;
-развитие внимательности при работе с текстами, иллюстрациями, карточками;
-активизация самостоятельной поисковой деятельности.
Оборудование: компьютер, школьная доска.
Опережающее
задание:
посмотреть
материал
по
чудесам
света.
Рекомендуемая
литература: энциклопедии по истории древнего мира из фондов школьной библиотеки,
ресурсы Интернета.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение цели и темы урока.
Учитель истории: Вспомните какую проблему мы решали на прошлом уроке?
Удалось ли Александру объединить эллинов и варваров – Запад и Восток – в одну
цивилизацию.
– Решили мы проблему?
– В чем проявилось слияние?
1.
В управлении наблюдается слияние двух цивилизаций: цари греческие, но правят
по восточным обычаям.
2.
В хозяйстве и делении общества сохраняются как восточные традиции (орошаемое
земледелие, граждане – подданные), так и греческие порядки (права гражданства,
частная собственность, торговля).
3.
Наиболее ярко проявилось слияние двух цивилизаций в культуре: мира эллинов и
мира варваров.
Учитель
математики: Сегодня
на
уроке
мы
более
подробнее
познакомимся
с
памятниками,
получившими
название
«Семь
чудес
света»,
которые
относятся
к
памятникам эллинистической цивилизации.
Нам предстоит работа по группам.
Учитель истории:
1 чудо - ЦАРСКАЯ ГРОБНИЦА
Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как
Хеопс.
Он
был
одним
фараонов,
или
царей
древнего
Египта,
а
его
гробница
была
завершена в 2580 году до н.э. Позднее в Гизе было построено еще две пирамиды, для сына
и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц.
Учитель
математики: Из чего была построена гробница? (Ответ: из камня). Можно
данную задачу решить в обыкновенных дробях.
На сооружение пирамиды ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом 2,5 тонны каждый.
Определите общий вес каменных блоков.
Учитель истории:
2 чудо –
Висячие сады
Другим
величайшим
сооружением
древности
были
висячие
сады
Вавилона.
Вавилонский царь Навуходоносор II (605-526 гг. до н. э.) для борьбы против главного
врага – Ассирии заключил военный союз с царем Мидии. Одержав победу, они разделили
территорию
Ассирии
между
собой.
Военный
союз
их
был
упрочен
женитьбой
Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Пыльный и шумный Вавилон,
расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и
зеленой Мидии. Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести «Висячие сады».
Это было в 500-х гг. до н. э.
Учитель математики:
Вопрос: Что же представляли сады?
Сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырех ярусов - платформ, их
поддерживали колонны высотой до 25 м. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый
холм. Для полива использовали воду из Евфрата, насосами день и ночь подавалась на
верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала
растения нижних ярусов. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев,
вывезенных из далекой Мидии. Именно тут, в тени Висячих Садов скончался в 339 г. до н.
э. Александр Македонский. После его смерти Вавилон постепенно приходит в упадок
Учитель математики:
Сколько лет назад были построены висячие сады? (ответ:2515 лет).
Сколько лет прошло со смерти А.Македонского?(Ответ:2015+339=2354лет).
Можно предложить ребятам начертить Линию времени.
Учитель истории:
3 чудо –
Храм Артемиды Эфесской.
А теперь перенесемся в древнюю Грецию. Великолепные храмы древнегреческих
архитекторов поражали не только гостей, но и самих жителей. Одним из таких храмов был
храм Артемиды Эфесской . Артемида заботилась обо всем, что живет на земле и растет в
лесу и на поле. Она опекала диких зверей, стада домашнего скота, она вызывала рост трав,
цветов и деревьев. Не оставляла Артемида своим вниманием и людей — она давала
счастье
в
браке
и
благословляла
рождение
детей.
Греческие
женщины
традиционно
приносили жертвы Артемиде — покровительнице чадородия. В честь Артемиды жители
Эфеса построили огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира.
Учитель математики: Вокруг святилища располагалось
два ряда каменных колонн высотой 18 м, это высота шестиэтажного дома.
С а м о
ж е
з д а н и е
х р а м а
и м е л о
в ы с о т у
ш е с т н а д ц а т и э т а ж н о г о
д о м а .
Найдите высоту храма.
(Ответ: (18:6)*16=48м).
Учитель истории:
4 чудо -
Статуя Зевса в Олимпе.
Вспомните, кто был главным богом Греции? Именно с его именем связано еще одно
чудо древнего мира – огромная статуя бога Зевса.
Древние греки верили, что на горе Олимп находиться дворец Зевса – отца богов и
повелителя мира. Чтобы порадовать
Зевса, жители города Олимпия построили храм .
Храм украшала статуя, которую сделал знаменитый скульптор Фидий.
Фигуру бога Фидий вырезал из дерева и обложил её пластинами из слоновой кости, так
что в полумраке тело Зевса казалось живым. Одеяние было выполнено из листов золота.
Трон также был золотым с инкрустацией чёрным деревом и драгоценными камнями. По
преданию, закончив работу, Фидий спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» И перед статуей
ударила молния – Зевс был доволен.
Учитель математики:
Фигуру бога Фидий вырезал из дерева и обложил её пластинами из слоновой кости, так
что в полумраке тело Зевса казалось живым. Одеяние было выполнено из листов золота.
Трон также был золотым с инкрустацией чёрным деревом и драгоценными камнями. По
преданию, закончив работу, Фидий спросил: «Доволен ли ты, Зевс?» И перед статуей
ударила молния – Зевс был доволен.
Учитель математики:
Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а
высота
внутреннего
помещения
была
около
20
метров.
Определите
объем
храма?
(ответ:35840 куб.м.)
В честь какого бога устраивались Олимпийские игры? (Ответ:Зевс).
Учитель истории:
5 чудо –
Галикарнасский мавзолей.
В Малой Азии, в 4 веке до н. э., в городе Галикарнасе правили царь Мавсол и царица
Артемисия. Внезапно царь заболел и умер. Его вдова в память о муже решила построить
самую
прекрасную
гробницу
на
свете.
На
высоком
пьедестале
находится
храм,
окружённый 36 колоннами. Вместо крыши сделана ступенчатая пирамида. На её вершине
находились
мраморные
скульптуры:
Мавсол
и
Артемисия
в
колеснице,
запряжённой
четвёркой лошадей. Сооружение, возвышавшееся почти на 50 метров, назвали по имени
царя – Мавзолей.
Учитель математики:
Мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи мрамором. На
пятиярусном основании площадью 33х39м возвышается громадный куб длиной 27м и
шириной 33м. Каменные львы сторожили это помещение.
-
Найдите площадь основания.
-
Найдите площадь куба.
-
На сколько м² площадь куба меньше площади основания?
(Ответы:1287 кв.м; 891 кв.м; 396кв.м.)
Учитель истории:
6 чудо –
Колосс Родосский.
А теперь перенесемся в Средиземное море. У берегов Малой Азии на острове Родос, стоял
Колосс Родосский, гигантская статуя бога солнца Гелиоса. Статуя возвышалась прямо при
входе в гавань Родоса и была видна подплывающим уже с соседних островов; в высоту
статуя была около 35 метров, то есть почти в три раза превышала «Медного всадника» в
Санкт-Петербурге. В 220 г. до н. э. во время землетрясения статуя рухнула.
Учитель математики:
Сверкающий бог был виден за много километров от Родоса, и вскоре молва о нём
распространилась
по
всему
античному
миру.
Но
уже
через
полвека
сильное
землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосса на землю, самым уязвимым местом
статуи оказались колени. Отсюда и пошло выражение "колосс на глиняных ногах".
Учитель математики:
Наша задача - определить длину этих ног.
Для изображения фигуры художники и скульпторы используют определенные правила –
каноны. Голова должна составлять 1/7 роста, а длина мужской ноги в 7/2 раза больше
высоты головы. Какова же длина ног Колосса Родосского, если высота статуи 35 метров?
(Ответ: 17,5 м).
Учитель истории:
7 чудо –
Александрийский маяк.
Другим чудом света стал знаменитый Александрийский маяк.
Александрия
была
крупным
торговым
портом
в
Египте.
Чтобы
многочисленные
корабли, могли благополучно миновать опасные острые скалы, был построен первый в
мире
маяк.
Маяк
представлял
собой
трёхъярусную
башню
высотой
120
метров.
В
комнатах
первого
яруса
жили
рабочие
и
солдаты.
Во
втором
находился
широкий
спиральный пандус. По нему на телегах привозили дрова для огромного костра, который
постоянно горел в круглой башне на третьем ярусе. Вокруг костра полукругом стояли
бронзовые пластины — они отражали и усиливали свет. Венчала маяк статуя Посейдона.
Учитель
математики:
Высота
Александрийского
маяка
составляет
130м.
Это
была
первая
башня
с
сигнальным
огнём.
Он
состоял
из
3
–
х
частей
:
внизу
построен
прямоугольный параллелепипед, в основании которого лежит квадрат со стороной 30м,
высота70м; верхний параллелепипед имеет объём в 3раза меньший, чем объём первого, а
площадь основания его составляет 700м
2
. Чему равна высота третьей части маяка (круглой
башни)?
(Ответ: 30м)
Учитель истории:
Итак, наше с вами путешествие в далекий Древний мир закончилось. Мы познакомились
поближе с семью чудесами света древности.
Вопрос: Почему же все эти сооружения считаются чудесами древности? – это памятники
инженерного
искусства
для
создания
которых
требовались
знания
по
математике,
геометрии, физике, механике.
Учитель математики: (Применение нового знания. Связь с современностью).
Несколько лет назад в нашей стране газетой «Известия», телеканалом «Россия» и
радиостанцией «Маяк» был организован проект Семь чудес России, целью которого стал
поиск семи чудес России
Конкурс проходил в три этапа. На первом (с 1 октября 2007 года до 1 февраля 2008
года) шёл прием вариантов и голосование по ним. В итоге было отобрано 49 чудес из 7
федеральных округов России (по 7 чудес от каждого федерального округа). С 1 февраля по
1 мая 2008 года прошёл второй этап, в результате которого были отобраны 14 финалистов
конкурса. С 1 мая по 10 июня прошёл суперфинал, в котором тайным голосованием были
выбраны 7 чудес России. 12 июня 2008 года, в день России, на Красной площади были
объявлены победители конкурса
Семь чудес России
-Озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия).
-Дворцовый ансамбль в Петергофе (Санкт-Петербург)
-Долина гейзеров (Камчатский край)
-Природный памятник Столбы выветривания (республика Коми)
-Собор Василия Блаженного (Москва)
-Мамаев Курган и Родина-Мать (Волгоградская область)
-Гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия)
Учитель математики: Ребята, вы сейчас рассказали о чудесах Древнего мира. Все они
заслуживают восхищения удивления. Но я бы хотела вам напомнить ещё об одном
удивительном месте, которое находилось в Александрии египетской. Это первый в
истории музей, но он совсем не был похож на современные музеи. Там жили и работали
великие учёные древности. Именно там зародились многие науки. К сожалению, великие
творения древних людей, сделанные из камня, золота, слоновой кости не дошли до наших
дней. Из семи чудес света сохранилась лишь пирамида Хеопса. А научные открытия,
сделанные великими учёными древности нам необходимы и сегодня.
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Сегодня он был не совсем обычный, вы решали примеры,
задачи по математике и узнали много для себя нового по истории. Одновременно мы
поработали по двум предметам. Такие уроки называются интегрированными. На партах у
вас лежат зелёные и красные кружки Кому на уроке было скучно, неинтересно -
поднимите красные кружочки. Если вам урок понравился, и вы хотите, чтобы такие уроки
проводились ещё, в знак того, что вы даёте зелёный свет таким урокам, поднимите
зелёные кружочки.