Автор: Владимирская Альбина Наильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №22 Населённый пункт: г.Салават Наименование материала: статья Тема: Роль дидактической игры в развитии детей. Раздел: дошкольное образование
Роль дидактической игры в развитии детей.
Игра- это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий. Игра- это искра,
зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.А.Сухомлинский
Каждый год в группу I раннего возраста нашего детского сада приходят
новые дети. В начале учебного года им бывает от 1,5 до 2-х лет. Начинается
адаптация к новым условиям жизни, к новому социуму. В это время с детьми
заниматься интеллектуальными играми и ждать от этого каких-либо
результатов не приходится. В период адаптации все силы ребенка отданы на
то, чтобы приспособится к новым условиям жизни, принять новые правила и
нормы поведения. Адаптация- процесс исключительно индивидуальный.
Кому то достаточно месяца, и ребенок уже спокоен, открыт для общения и
принял в свой ближний круг новых взрослых- сотрудников детского сада.
Нельзя сказать, что в период адаптации малышей вообще нельзя занять
интеллектуальной деятельностью; есть дети, которых этот вид деятельности
успокаивает и отвлекает от эмоциональных переживаний, связанных с
разлукой с мамой.
Перед нами, воспитателями группы Iраннего возраста стоял вопрос- с
чего начать интеллектуальную деятельность? За счет чего происходит
накопление, расширение и обогащение сенсорного опыта детей? Прежде
всего, на наш взгляд, за счет предметно-развивающей среды группы, в
которой находится ребенок. Мы приложили немало усилий, чтобы
предметно-развивающая среда группы способствовала сенсорному развитию
детей: продумали дизайн приемной, групповой комнаты, спальни и других
помещений. Известно, что дети особенно раннего возраста, воспринимают
цвета не так как взрослые.
Мы знакомили детей с дидактическими играми и использовали как
традиционные дидактические игры и пособия (пирамидки, вкладыши,
конструкторы, разноцветные мячики, мозаики и т.д.), так и самостоятельно
изготовленные из подручного материала. При отборе комплекса игр, мы
руководствуемся принципа доступности, последовательности,
систематичности, безопасности.
Дидактические игры и пособия мы делали по аналогии с играми и
пособиями, предложенными Г.А.Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной,
Э.Г.Пилюгиной и Т.В.Башаевой. Нами создана картотека дидактических игр и
пособий по развитию цветовосприятия, составлен перспективный план по
развитию цветовосприятия детей посредством дидактических игр.
Мы заметили, что кроме основной дидактической задачи, которая
решалась достаточно успешно( у детей явно отмечалась положительная
динамика по развитию цветовосприятия), дети становятся более
заинтересованными, открытыми в общении с педагогами ДОУ и
сверстниками. Все дети вовлечены в дидактические игры. Если
дидактическая игра располагается в зоне доступности дети, то обязательно
находятся те, которые просят игру, а потом к ним подключаются другие
малыши. Мы поощряем в детях самостоятельность и инициативность, учим
доводить начатое дело до конца.
Такая деятельность активизировала взаимодействие с родителями. Был
проведен ряд групповых родительских собраний, представлены
дидактические игры, их роль в развитии ребенка. В информационном
родительском уголке был подобран консультационный материал о роди
сенсорного развития детей раннего возраста. В результаты многие мамы и
папы заинтересовались темой и стали продолжать работу с детьми и дома.
Также совместно с родителями были обновлены дидактические игры в
группе.
Таким образом, можно сказать, что систематическая работа по
сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста с учетом
индивидуальных особенностей каждого из детей, в сочетании с
практическими мероприятиями ведет к соответствующим результатам:
уровень сенсорного развития детей повышается, формируются первичные
сенсорные эталоны.