Напоминание

Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы


Автор: Бучма Ирина Олеговна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Икейская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Икей Тулунского района Иркутской области
Наименование материала: презентация
Тема: Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы
Раздел: среднее образование





Назад





Региональная научно-практическая

конференция «Русский язык и литература в

системе образования»

Формирование навыка

смыслового чтения на

уроках литературы

Бучма Ирина Олеговна,

учитель русского языка

и литературы

МОУ «Икейская СОШ»


Из программы развития и формирования УУД для основного общего образован

ия

Грамотность чтения
- это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества
Метапредметные УУД
Смысловое чтение
– это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно- смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Работа с текстом

ФАЗЫ ЧТЕНИЯ

ТРИ ЭТАПА
Первая — это
восприятие

текста
До чтения текста Вторая — это
извлечение

смысла
Во время чтения текста Третья — это создание собственного нового смысла, то есть
“присвоение” добытых

новых знаний
После чтения текста

Стратегии смыслового чтения
Дж.Брунер: «
Стратегия
– это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам».
Учебные

стратегии
– это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям.

Стратегии предтекстовой

деятельности

«Мозговой штурм»;
▫ «Глоссарий»; ▫ «Ориентиры предвосхищения»; ▫ «Предваряющие вопросы»; ▫
«Рассечение вопроса»;
▫ «Алфавит за круглым столом»; ▫
«Соревнуемся с писателем».


Примеры
• А. П. Чехов «О любви» (8 кл.)
«Мозговой штурм»:
счастье, полет, верность, нежность, двое, долгая жизнь вместе. В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6 кл.)
«Рассечение вопроса»:
волшебный конь; конь, которому выкрасили гриву в розовый цвет. М. Пришвин «Кладовая солнца» (6 кл.)
«Соревнуемся с писателем»:
о мальчике, о приключениях, о какой-то беде.

Стратегии текстовой деятельности

Цель
– понимание текста и создание его читательской интерпретации. • «Чтение в кружок» (попеременное чтение»); • «Чтение про себя с вопросами» («диалог с автором»); •
«Чтение про себя с остановками»
; •
«Чтение с формулированием

вопросов»
; •
«Чтение про себя с пометками».


Стратегии послетекстовой

деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. • «Отношение между вопросом и ответом»; •
«Вопросы после текста»;
• «Проверочный лист».

Классификацию Б. Блума

Простые
вопросы. •
Уточняющие
вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того что он только что сказал. •
Объясняющие
вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Они направлены на установление причинно—следственных связей. •
Творческие
вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?» •
Оценочные
вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» •
Практические
вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»

Послетекстовая деятельность
1. Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла 2. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения) 3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим? 4. Выполнение творческих заданий

«Конь с розовой гривой»


Синквейн
• Мальчик • Добрый, совестливый • Трудился, желал, переживал • Учится на своих ошибках • Герой • Мальчик • Трудолюбивый, совестливый • Обманул, попался, раскаялся • Понимает, что виноват • Стыд

Кластер

Гринька

До приезда в

деревню
Не было цветов Не любили животных Елку выбрасывали ночью Родители занимались своими делами

Знакомство с писателем
• «Знаю-Хочу узнать-Узнал»; • «Толстые и тонкие вопросы»; • «Интеллект-карта».

Спасибо за внимание


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!