Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы
Автор: Бучма Ирина Олеговна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Икейская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Икей Тулунского района Иркутской области Наименование материала: презентация Тема: Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы Раздел: среднее образование
Из программы развития и формирования УУД для основного общего образован
ия
Грамотность чтения - это способность
человека к осмыслению письменных текстов
и рефлексии на них, к использованию их
содержания для достижения собственных
целей, развития знаний и возможностей, для
активного участия в жизни общества
Метапредметные УУД
Смысловое чтение – это восприятия
графически оформленной текстовой
информации и ее переработка в личностно-
смысловые установки в соответствии с
коммуникативно-познавательной задачей.
Работа с текстом
ФАЗЫ ЧТЕНИЯ
ТРИ ЭТАПА
Первая — это восприятие
текста
До чтения текста
Вторая — это извлечение
смысла
Во время чтения текста
Третья — это создание
собственного нового
смысла, то есть
“присвоение” добытых
новых знаний
После чтения текста
Стратегии смыслового чтения
Дж.Брунер: « Стратегия – это некоторый способ
приобретения, сохранения и использования
информации, служащий достижению определенных
целей в том смысле, что он должен привести к
определенным результатам». Учебные
стратегии – это набор действий, которые
предпринимает обучающийся для того, чтобы
облегчить обучение, сделать его эффективнее,
результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и
приблизить деятельность учения к своим
собственным целям.
Стратегии предтекстовой
деятельности
▫
«Мозговой штурм»;
▫
«Глоссарий»;
▫
«Ориентиры предвосхищения»;
▫
«Предваряющие вопросы»;
▫
«Рассечение вопроса»;
▫
«Алфавит за круглым столом»;
▫
«Соревнуемся с писателем».
Примеры
•
А. П. Чехов «О любви» (8 кл.)
«Мозговой штурм»: счастье, полет,
верность, нежность, двое, долгая жизнь вместе.
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (6 кл.)
«Рассечение вопроса»: волшебный конь;
конь, которому выкрасили гриву в розовый
цвет.
М. Пришвин «Кладовая солнца» (6 кл.)
«Соревнуемся с писателем»: о мальчике, о
приключениях, о какой-то беде.
Стратегии текстовой деятельности
Цель – понимание текста и создание его
читательской интерпретации.
•
«Чтение в кружок» (попеременное чтение»);
•
«Чтение про себя с вопросами» («диалог с
автором»);
•
«Чтение про себя с остановками» ;
•
«Чтение с формулированием
вопросов» ;
•
«Чтение про себя с пометками».
Стратегии послетекстовой
деятельности
Целью стратегий постчтения является применение,
использование материала в самых различных ситуациях, формах,
сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.
•
«Отношение между вопросом и ответом»;
•
«Вопросы после текста»;
•
«Проверочный лист».
Классификацию Б. Блума
•
Простые вопросы.
•
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты
говоришь, что ….?», «Если я правильно понял, то ..?». Такие вопросы
нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно
того что он только что сказал.
•
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».
Они направлены на установление причинно—следственных связей.
•
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии,
прогноза. «Что бы изменилось …., если бы….?», «Как вы думаете, как
будут развиваться события дальше?»
•
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему
что—то хорошо, а что—то плохо?», «Чем один герой отличается от
другого?»
•
Практические вопросы. Они направлены на установление
взаимосвязи между теорией и практикой «Как бы вы поступили на
месте героя?»
Послетекстовая деятельность
1.
Постановка концептуального вопроса к тексту -
понимание авторского замысла
2. Рассказ о писателе (соотнесение информации с
тем представлением о личности автора, которое
сложилось у ребёнка в процессе чтения)
3. Повторное обращение к заглавию произведения
и иллюстрации (какой фрагмент
проиллюстрирован, точен ли художник в
деталях, совпадает ли его видение с вашим?
4. Выполнение творческих заданий
«Конь с розовой гривой»
Синквейн
•
Мальчик
•
Добрый, совестливый
•
Трудился, желал, переживал
•
Учится на своих ошибках
•
Герой
•
Мальчик
•
Трудолюбивый, совестливый
•
Обманул, попался, раскаялся
•
Понимает, что виноват
•
Стыд
Кластер
Гринька
До приезда в
деревню
Не было
цветов
Не любили
животных
Елку
выбрасывали
ночью
Родители
занимались
своими делами
Знакомство с писателем
•
«Знаю-Хочу узнать-Узнал»;
•
«Толстые и тонкие вопросы»;
•
«Интеллект-карта».
•
Спасибо за внимание