Автор: Добина Ольга Геннадьевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 10 Населённый пункт: город Чапаевск,Самарская область Наименование материала: методическая разработка урока музыки 5 класс Тема: Музыка в театре,кино и телевидении Раздел: среднее образование
Тема и номер урока в теме Музыка в театре, кино и на телевидении.
7.
Базовый учебник В.О Усачёва, Л. В. Школяр «Музыка» 5 класс
8.
Цель
урока: Показать
важное
значение
музыки
в
синтетических
видах
искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной
основы пьесы, или кинофильма – сценария.
9.
Задачи:
1.
направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в
эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во
всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать
свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное
содержание произведения в единстве с его формой
2.
направленные на достижения метапредметных результатов:
освоение способов решения проблем поискового характера в
процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с
жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе
овладения учебными действиями;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
3.
направленные на достижения предметных результатов:
знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства:в театре,
кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и
заданий.
10. Тип урока: открытие новых знаний.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
12. Необходимое техническое оборудование: телевизор,DVD , музыкальный центр,
ноутбук.
Музыкальные произведения:
1.
Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
2.
Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
3.
А. Рыбников «Песенка Папы Карло» фрагмент из к/ф «Буратино»
4.
М. Дунаевский «Лев и брадобрей».
Литературные произведения:
1.
Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
2.
А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
1.
Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
2.
Кинофильм «Приключения Буратино»
3. Видеофрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Структура и ход урока:
1.
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
2.
Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята! Отгадайте загадки.
1.
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
2.
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
3.
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
4.
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
5.
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
6.
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении.
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как
называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
У: Знакома ли вам эта музыка?
Это просто песня или часть из большого произведения?
О чем рассказывается в этом произведении ?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много
нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
У: О чем поет Сольвейг?
( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У: В каком характере прозвучала музыка?
Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
У: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А
как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю
выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и
композиторов, которые их написали.
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У: Молодцы, справились с заданием.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам
схватку между злым Волшебником и Принцем?
Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать
нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Cамаре?
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.
Раздаются памятки.
Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»
4.Первичная проверка понимания. 5 мин.
У: Но где же еще
мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет
возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Голос»,
«Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно
кинофильмы.
Работа с учебником стр. 66
Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?
(А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать
содержание
фильма,
для
этого
приглашали
музыкантов
тапёров,
которые
озвучивали
фильмы
музыкой.
Иногда
стучали
по
крышке
инструмента,
изображая
падение
какого
либо
предмета,
свистели, скрипели.)
У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал
писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В
БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ. Также много музыки
к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий , который пишут режиссеры сценаристы .
Запишем в тетрадях : сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и
любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания»,
музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее
разучим.
5.
Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни
«Лев и брадобрей».
6.
Первичное закрепление. 5 мин.
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать
по дворам».
У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
У:
Я
думаю,
что
вы
очень
любите
смотреть
и
мультфильмы,
сейчас
еще
их
называют
анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»
2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»
7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на
телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.
Здравствуйте
уважаемые
телезрители!
В
студии
диктор
центрального
телевидения
____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5А
класса 10й школы города Чапаевска провели социологический опрос среди
учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
1.
Любите ли вы слушать музыку?
2.
Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
3.
Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
4.
Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
5.
Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и
творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…
Благодарю за внимание!
8.Этап рефлексии. 2 мин.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Работа с учебником стр. 65
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно
разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев,
создает атмосферу действия,
показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
создает национальный колорит,
делает популярными произведения композиторов,
показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
9. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр. 76