Напоминание

Музыка в театре,кино и телевидении


Автор: Добина Ольга Геннадьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: город Чапаевск,Самарская область
Наименование материала: методическая разработка урока музыки 5 класс
Тема: Музыка в театре,кино и телевидении
Раздел: среднее образование





Назад





Урок музыки в 5 классе

1.

ФИО Добина Ольга Геннадьевна

2.

Место работы
ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск
3.

Должность
Учитель
4.

Предмет
Музыка
5.

Класс
5 А
6.

Тема и номер урока в теме
Музыка в театре, кино и на телевидении.
7.

Базовый учебник
В.О Усачёва, Л. В. Школяр «Музыка» 5 класс 8.
Цель

урока:
Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария. 9.
Задачи:
1. направленные на достижения личностных результатов:  развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;  формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;  развитие вокально-хоровых навыков;  наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой 2. направленные на достижения метапредметных результатов:  освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;  размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;  проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;  овладение логическими действиями сравнения, обобщения. 3. направленные на достижения предметных результатов:
 знание жанров музыки (опера, балет);  осознание значения музыки в синтетических видах искусства:в театре, кино, на телевидении;  умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.  сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
10. Тип урока:
открытие новых знаний. 11.
Формы работы учащихся:
индивидуальная, групповая, коллективная. 12.
Необходимое техническое оборудование:
телевизор,DVD , музыкальный центр, ноутбук.
Музыкальные произведения:
1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг». 2. Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского 3. А. Рыбников «Песенка Папы Карло» фрагмент из к/ф «Буратино» 4. М. Дунаевский «Лев и брадобрей».
Литературные произведения:
1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт». 2. А. Толстой «Золотой ключик»
Видеофрагменты:
1. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский. 2. Кинофильм «Приключения Буратино» 3. Видеофрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Структура и ход урока:

1.

Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
2.

Этап актуализации знаний. 3 мин.


У:
Ребята! Отгадайте загадки. 1. Он работает играя. (Есть профессия такая!) Он на сцене с давних пор. Та профессия - (актер) 2. Он спектаклем заправляет, Наизусть все сцены знает, Учит он как роль играть. Как профессию назвать? (режиссер) 3. «Меню» в театре составляют На весь сезон из разных пьес. И только то, в него включают, Что вызывает интерес? (репертуар) 4. Пачку, пуанты надела Марина, На сцену впорхнула, она - (балерина) 5. Со звонком он в зал придет, Место нужное займет. Посмотрев спектакль хороший Будет хлопать он в ладоши? (зритель) 6. Есть у каждого в квартире Он расскажет: что же в мире Происходит каждый день. Говорить ему не лень. Папа смотрит там футбол И кричит все время – «Гол!», Мама любит сериалы, Что идут на всех каналах, Ну, а я, - «Спокойной ночи» И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У:
Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д:
О театре, кино и телевидении.
У:
Правильно, тема нашего урока
Музыка в театре, кино и на телевидении.
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Д:
Какую роль играет музыка в этих видах искусства. Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов. 3.
Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У:
Знакома ли вам эта музыка? Это просто песня или часть из большого произведения? О чем рассказывается в этом произведении ? ( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
У:
О чем поет Сольвейг? ( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет, Завянут все цветы, снегом их занесет. Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит, Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У:
В каком характере прозвучала музыка?
Д:
Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
У:
Какой образ нам нарисовала музыка?
Д:
Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
У:
Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена. Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
Д:
В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У:
Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д:
Либретто.
У:
На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков. Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков. Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский. Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У:
Молодцы, справились с заданием. А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».

У:
Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране? Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?
Д:
Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
У:
Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д:
В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У:
Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У:
А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д:
Они потеряют свою красоту и выразительность.
У:
Я думаю, что вы любите ходить в театр. Какие театры есть у нас в г. Cамаре?
У:
А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре. Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.
Раздаются памятки.

Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»

4.Первичная проверка понимания. 5 мин.

У:
Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д:
Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У:
Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки. В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д:
Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Голос», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.
Работа с учебником стр. 66
Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы? (А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.) У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ – СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У:
Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим
сценарий
, который пишут
режиссеры сценаристы
.
Запишем в тетрадях
:
сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

У:
А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д:
Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты.
У:
В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У:
Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.

5.

Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.

Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни

«Лев и брадобрей».

6.

Первичное закрепление. 5 мин.

Звенит звонок.

У:
Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма? Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена. У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек? Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам». У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино. У: Каков характер музыки? Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
У:
Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют
анимационными
фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» 2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето» 3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» 4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»
7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.


У:
Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У:
Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д:
Программа «Время» «Новости».
У:
Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.
Здравствуйте

уважаемые

телезрители!

В

студии

диктор

центрального

телевидения

____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5А

класса 10й школы города Чапаевска провели социологический опрос среди

учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

1.

Любите ли вы слушать музыку?

2.

Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

3.

Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

4.

Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

5.

Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и

творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что…

Благодарю за внимание!

8.Этап рефлексии. 2 мин.

У:
Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Работа с учебником стр. 65

Д:
Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли: 
служит музыкальной характеристикой героев,

создает атмосферу действия,

показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

создает национальный колорит,

делает популярными произведения композиторов,

показывает мастерство певцов и музыкантов.

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
9. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь стр. 76


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!