Автор: Мороз Юлия Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина" Населённый пункт: город Ноябрьск,Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Профессиональная деятельность педагога ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Профессиональная деятельность педагога ДОУ.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, наряду
с
общими
для
педагогической
деятельности
чертами,
обладает
рядом
особенностей.
Первая связана с
целями
деятельности
педагога.
В
основном,
эти
цели
являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими (сообщение
той
или
иной
информации
ребенку,
значимой
для
формирования
его
представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и
развитие у него адекватных форм поведения и т.п.) Такие
задачи ежедневно
решаются педагогом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Смысл педагогической
работы
с
детьми
раннего
и
дошкольного
возраста
-
развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности. Эту цель с точки
зрения технологии педагогической деятельности реализовать сложно, поскольку
прогнозировать
все
интеллектуальные
и
личностные
изменения у
каждого
ребенка и
определить
их
в
четких
параметрах
не
удается,
хотя
очень
часто
взрослые пытаются это делать. С этой стороны педагогическая деятельность в
плане обозначения целей является очень широкой и многоплановой. По своей
сути это есть процесс взаимовоздействия личностей в условиях решения одной из
них
(личностью
взрослого)
педагогических
задач.
"Ценностное
сознание
формируется
у
молодого
человека
тогда,
когда
воспитатель
видит
в
нем
принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически
уникального
субъекта,
с
которым
он,
старший
и
более
опытный
и
мудрый,
стремится поделиться своими ценностями, чтобы они стали общими для них, а
значит,
вобрали
в
себя
и
особенности
духовной
позиции
воспитанника;
это
подразумевает, что воспитывает не только учитель ученика, но и ученик учителя.
Следовательно,
воспитание –это одновременно и общение, и творчество " .
Относительно первых лет
жизни ребенка такая позиция со стороны педагога
играет
особую
роль.
Тем
более
непонятно,
почему
в
официальном
названии
дошкольного
учреждения
сейчас
говорится
только
о
его
образовательной
функции ("дошкольное образовательное учреждение") и совсем не упоминается
его важная воспитательная функция.
Вторая особенность профессиональной деятельности педагога дошкольного
учреждения
касается
вопроса педагогических
технологий. Педагогическая
технология-это совокупность знаний о способах и средствах педагогического
процесса. Новые подходы к работе с детьми на ранних ступенях их развития
подвигли
ученых и практиков к разработке различных вариативных программ
развивающего характера, реализуя которые педагог должен уметь пользоваться
новыми технологиями в работе с ребенком. Однако введение в практику работы
дошкольных учреждений различных новых программных разработок привело к
тому, что часто они формально используются педагогами - без понимания их
значимости для педагогического процесса. И тогда ребенок с его потребностями и
возможностями
остается
не
целью
педагогического
процесса,
а
объектом,
на
котором
ученые
и
практики
проверяют
свои
теории
в
области
воспитания.
Поэтому профессиональная деятельность педагога дошкольного образования и
воспитания
связана
с
многими
трудностями
в
определении
взрослым
тех
программ,
которые
подходили
бы
возрасту
детей,
особенностям
конкретной
детской
группы,
профессиональному
уровню,
интересам
и
личностным
особенностям самого педагога.
Третья особенность
также
вытекает
из
специфики
педагогической
деятельности,
поскольку
это
всегда деятельность
личности .
Эта
особенность
педагогической деятельности особенно ясно выступает в работе с детьми раннего
и дошкольного возраста. Поэтому сочетание теоретических знаний о развитии
ребенка,
знание
разнообразных
педагогических
технологий
обучения
и
воспитания, способность к творческому и грамотному их использованию может
помочь его полноценному развитию. При этом на первый план выступают такие
формы общения взрослого с ребенком, как личностное. Основной силой такого
общения является та ценность, которую его оппоненты представляют друг для
друга, а объекты выступают в роли посредников или знаков. Будучи самоценным,
внутренне мотивированным, общение несет в себе те механизмы, которые делают
возможным
творческое
развитие
человеческих
отношений.
Воспитание,
понимаемое
как
процесс
приобщения
личности
к
ценностям,
в
отличие
от
образования, как процесса передачи знаний нельзя передавать так, как передаются
знания.
Следовательно,
профессиональная
работа
педагога
дошкольного
учреждения
требует
особого
разделения
профессионально
важных
качеств
и
свойств личности.
Четвертая особенность заключается в том, что в дошкольном учреждении
любого типа педагог всегда работает с ребенком в условиях его взаимодействия со
сверстниками,
которое
обусловлено,
в
значительной
степени,
их
взаимоотношениями. Во многих педагогических и психологических работах часто
подвергаются анализу две базы: "взрослый - ребенок" и "ребенок - ребенок". В
первой,
взрослый
и
ребенок
выступают,
как
отдельные
личности,
и
тогда
рассматриваются вопросы динамики развития каждой из сторон. В этом случае
речь идет о зависимости между группами ,как субъектами окружающего мира, а
также между отдельной личностью (взрослого) и социальной (детской) группой.
База "ребенок - ребенок" изучается с позиций взаимодействия, взаимоотношений
и взаимовлияний отдельных детей друг на друга, детской группы - на отдельного
ребенка.
Эти
проблемы
решаются
во
многих
психолого
-
педагогических
исследованиях.
Очевидно,
что
специфика
педагогической
деятельности
предъявляет
определенные требования к взрослому , работающему с ребенком в условиях его
взаимодействия с другими детьми. Это такие требования, как:
1.
Абсолютное принятие каждого ребенка таким, каков он есть.
2.
Устойчивая педагогическая направленность на целостное развитие ребенка.
3.
Глубокое
понимание
каждого
ребенка
и
социально-психологических
процессов, происходящих в детской группе.
4.
Признание педагогом равных прав ребенка в процессе взаимодействия с
ним.
5.
Наличие у педагога потребности в творчестве и достаточных креативных
умений.
6.
Наличие рефлексии и творчества в педагогической деятельности.
Литература
1.
Белкина
В.Н.
Педагогическое
регулирование
взаимодействия
детей
со
сверстниками. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
2.
Берн
Э.
Игры,
в
которые
играют
люди.
Психология
человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы. Минск: Прамеб, 1992.
3.
Каган
М.С.,
Эткинд
А.М.
Общение
как
ценность
и
как
творчество
//
Вопросы психологии. 1988. №4. С. 25-33.
4.
Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
5.
Ломов
Б.Ф.
Проблема
общения
в
психологии
//
Проблема
общения
в
психологии. М., 1981.
6.
Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск:
Высшая школа, 1986.
7.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
8.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество
России, 1998.