Напоминание

Профессиональная деятельность педагога ДОУ.


Автор: Мороз Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: город Ноябрьск,Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профессиональная деятельность педагога ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Профессиональная деятельность педагога ДОУ.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования, наряду с общими для педагогической деятельности чертами, обладает рядом особенностей. Первая связана с целями деятельности педагога. В основном, эти цели являются вполне конкретными и даже в определенном смысле узкими (сообщение той или иной информации ребенку, значимой для формирования его представлений об окружающем мире, обсуждение или оценка поступка ребенка и развитие у него адекватных форм поведения и т.п.) Такие задачи ежедневно решаются педагогом, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Смысл педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста - развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности. Эту цель с точки зрения технологии педагогической деятельности реализовать сложно, поскольку прогнозировать все интеллектуальные и личностные изменения у каждого ребенка и определить их в четких параметрах не удается, хотя очень часто взрослые пытаются это делать. С этой стороны педагогическая деятельность в плане обозначения целей является очень широкой и многоплановой. По своей сути это есть процесс взаимовоздействия личностей в условиях решения одной из них (личностью взрослого) педагогических задач. "Ценностное сознание формируется у молодого человека тогда, когда воспитатель видит в нем принципиально равного себе, свободного в выборе ценностей и психологически уникального субъекта, с которым он, старший и более опытный и мудрый, стремится поделиться своими ценностями, чтобы они стали общими для них, а значит, вобрали в себя и особенности духовной позиции воспитанника; это подразумевает, что воспитывает не только учитель ученика, но и ученик учителя. Следовательно, воспитание –это одновременно и общение, и творчество " . Относительно первых лет жизни ребенка такая позиция со стороны педагога играет особую роль. Тем более непонятно, почему в официальном названии дошкольного учреждения сейчас говорится только о его образовательной функции ("дошкольное образовательное учреждение") и совсем не упоминается его важная воспитательная функция. Вторая особенность профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения касается вопроса педагогических технологий. Педагогическая технология-это совокупность знаний о способах и средствах педагогического процесса. Новые подходы к работе с детьми на ранних ступенях их развития подвигли ученых и практиков к разработке различных вариативных программ развивающего характера, реализуя которые педагог должен уметь пользоваться новыми технологиями в работе с ребенком. Однако введение в практику работы дошкольных учреждений различных новых программных разработок привело к тому, что часто они формально используются педагогами - без понимания их значимости для педагогического процесса. И тогда ребенок с его потребностями и
возможностями остается не целью педагогического процесса, а объектом, на котором ученые и практики проверяют свои теории в области воспитания. Поэтому профессиональная деятельность педагога дошкольного образования и воспитания связана с многими трудностями в определении взрослым тех программ, которые подходили бы возрасту детей, особенностям конкретной детской группы, профессиональному уровню, интересам и личностным особенностям самого педагога. Третья особенность также вытекает из специфики педагогической деятельности, поскольку это всегда деятельность личности . Эта особенность педагогической деятельности особенно ясно выступает в работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Поэтому сочетание теоретических знаний о развитии ребенка, знание разнообразных педагогических технологий обучения и воспитания, способность к творческому и грамотному их использованию может помочь его полноценному развитию. При этом на первый план выступают такие формы общения взрослого с ребенком, как личностное. Основной силой такого общения является та ценность, которую его оппоненты представляют друг для друга, а объекты выступают в роли посредников или знаков. Будучи самоценным, внутренне мотивированным, общение несет в себе те механизмы, которые делают возможным творческое развитие человеческих отношений. Воспитание, понимаемое как процесс приобщения личности к ценностям, в отличие от образования, как процесса передачи знаний нельзя передавать так, как передаются знания. Следовательно, профессиональная работа педагога дошкольного учреждения требует особого разделения профессионально важных качеств и свойств личности. Четвертая особенность заключается в том, что в дошкольном учреждении любого типа педагог всегда работает с ребенком в условиях его взаимодействия со сверстниками, которое обусловлено, в значительной степени, их взаимоотношениями. Во многих педагогических и психологических работах часто подвергаются анализу две базы: "взрослый - ребенок" и "ребенок - ребенок". В первой, взрослый и ребенок выступают, как отдельные личности, и тогда рассматриваются вопросы динамики развития каждой из сторон. В этом случае речь идет о зависимости между группами ,как субъектами окружающего мира, а также между отдельной личностью (взрослого) и социальной (детской) группой. База "ребенок - ребенок" изучается с позиций взаимодействия, взаимоотношений и взаимовлияний отдельных детей друг на друга, детской группы - на отдельного ребенка. Эти проблемы решаются во многих психолого - педагогических исследованиях. Очевидно, что специфика педагогической деятельности предъявляет определенные
требования к взрослому
, работающему с ребенком в условиях его взаимодействия с другими детьми. Это такие требования, как: 1. Абсолютное принятие каждого ребенка таким, каков он есть.
2. Устойчивая педагогическая направленность на целостное развитие ребенка. 3. Глубокое понимание каждого ребенка и социально-психологических процессов, происходящих в детской группе. 4. Признание педагогом равных прав ребенка в процессе взаимодействия с ним. 5. Наличие у педагога потребности в творчестве и достаточных креативных умений. 6. Наличие рефлексии и творчества в педагогической деятельности. Литература 1. Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Минск: Прамеб, 1992. 3. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 25-33. 4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 5. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М., 1981. 6. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Высшая школа, 1986. 7. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 8. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!