Современный урок математики как основная форма реализации требований ФГОС
Автор: Головань Ольга Георгиевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района Населённый пункт: село Кулешовка Наименование материала: статья Тема: Современный урок математики как основная форма реализации требований ФГОС Раздел: среднее образование
Современный урок математики как основная форма реализации
требований ФГОС
Головань Ольга Георгиевна (olga.
golovan.1955@mail.
ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулешовская
средняя общеобразовательная школа №17 Азовского района (МБОУ
Кулешовская СОШ №17 Азовского района)
Современное образование в России перешло на новый Федеральный
государственный образовательный стандарт.
М
еняются цели и содержание
образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём
многообразии
–
урок
остаётся
главной
формой
организации
учебного
процесса.
И
для
того,
чтобы
реализовать
требования,
предъявляемые
Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное
лицо и при этом учесть новые требования ФГОС? Какие основные моменты
следует
учитывать
учителю
при
подготовке
к
современному
уроку
в
соответствии с требованиями ФГОС?
В отличие от традиционного урока современный урок – это, прежде всего
урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных
действий.
Традиционный
и
современный
уроки
различаются
по
следующим
показателям:
цели
урока,
роли
и
функции
учителя
на
уроке,
изменения
отношений
между
учителем
и
учащимися,
логика
построения
процесса
обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной
учебной деятельности.
Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений,
вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока
–формирование и развитие личности с использованием всех компонентов
образования. Цель
современного
урока
должна
быть
конкретной
и
измеряемой. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые
учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для
себя.
Современный
урок –
это
прежде
всего
урок,
характеризующийся
следующими признаками:
1.
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе
обучения и воспитания.
2.
На
уроке
реализуются
идеи
гуманизации
и
гуманитаризации
образования.
3.
На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
4.
Организация урока динамична и вариативна.
5.
На уроке используются современные педагогические технологии.
Как же построить урок математики, чтобы реализовать требования новых
Стандартов? Для построения такого урока важно понять, какими должны
быть критерии результативности урока:
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя
к ученику.
Учитель
систематически
обучает
детей
о суще ствлять
рефлексивное
действие
(оценивать
свою
гото в н о с т ь ,
обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).
Используются
разнообразные
формы,
методы
и
приемы
обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном
процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить
и адресовать вопросы.
Учитель
эффективно
(адекватно
цели
урока)
сочетает
репродуктивную
и
проблемную
формы
обучения,
учит
детей
работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и
самооценки (происходит специальное формирование контрольно-
оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель
добивается
осмысления
учебного
материала
всеми
учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого
ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель
принимает
и
поощряет,
выражаемую
учеником,
собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам
их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу
сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На
уроке
осуществляется
глубокое
личностное
воздействие
«учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность
и т.д.)
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных
поисков,
необходимо
организовать
эти
поиски,
управлять
учащимися,
развивать их познавательную деятельность.
Позиция
учителя:
к
классу
не
с
ответом
(готовые
знания,
умения,
навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для
этого условиях).
Учебная
задача
–
задача,
решая
которую
ребенок
выполняет
цели
учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово,
рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально –
ценностная оценка – Я считаю так- то…. (формирование мировоззрения).
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной
целью
школьного
образования
становится
развитие
способности
ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Действие учителя
Действие ученика
1 э т ап :
а ктуа л и з а ц и я
з н а н и й
у ч а щ и х с я ,
предъявление проблемной ситуации.
1 этап:
закрепляет
умение
анализировать,
обобщать, формулировать умозаключения.
2 этап:
организует
взаимодействие
учащихся,
организует
решение,
сбор
и
обсуждение
результатов в парах.
2 этап:
применение
полученных
ЗУН
в
измененных
условиях
(работа
в
паре),
осуществление взаимоконтроля.
3 этап: организует поиск рационального способа
ре ш е н и я
уч е бн ой
з а дач и ,
о р г а н и з о в а т ь
самостоятельное выполнение учащимися заданий,
организовать самопроверку уч-ся своих решений.
3 эт ап:
закрепляет
умение
р а б о т а т ь
самостоятельно, контроль за правильностью
выполнения своих действий.
4 э т а п :
ко н т р о л ь
и
ко р р е к ц и я
з н а н и й ,
предоставление
возможности
выявления
причин
ошибок и их исправления.
4 этап:
применение
полученных
ЗУН
на
практике,
5 этап:
контроль
за
результатом
учебной
деятельности, оценка знаний.
5 этап:
самостоятельное
подведение
итогов
урока, самоанализ и самооценка.
Можно выделить четыре основных типа уроков по ФГОС в зависимости от
поставленных целей:
I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных
занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный
и трудовой практикум.
Цель
-
изучение
и
первичное
осознание
нового
учебного
материала,
осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Организация начала урока:
Проверка домашнего задания
Подготовка учащихся к усвоению
Изучение нового материала
Первичная проверка усвоения знаний
Первичное закрепление знаний
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании
II. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия,
лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и
навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с
их помощью можно определить, где применить?
Пробное применение знаний
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки
умений безошибочного применения знаний.
Упражнения с переносом знаний в новые условия.
III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий:
практикум, лабораторная работа, семинар.
Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания,
умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
IV.
Урок
обобщения
и
систематизации
знаний.
Вид
учебных
занятий:
семинар, конференция, круглый стол.
Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов,
литературы.
Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке
необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными
пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое
главное в методике обобщения - включение части в целое.
Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
V.
Урок
контроля,
оценки
и
коррекции
знаний
учащихся.
Вид
учебных
знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений,
навыков.
В
процессе
учебно-познавательной
деятельности
учащихся
лежит
деятельность,
направленная
на
выполнение
постепенно
усложняющихся
заданий
за
счет
комплексного
охвата
знаний,
применения
их
на
разных
уровнях.
Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания.
Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
Уровень
готовности
применять
знания
по
образцу
и
в
сходных
условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по
образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит:
овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
IV. Комбинированный урок
Организационный этап
Этап проверки домашнего задания
3 . Этап всесторонней проверки знаний
Этап
подготовки
учащихся
к
активному
сознательному
усвоению
нового материала
Этап усвоения новых знаний
Этап закрепления знаний
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его
выполнению