Напоминание

Современный урок математики как основная форма реализации требований ФГОС


Автор: Головань Ольга Георгиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района
Населённый пункт: село Кулешовка
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок математики как основная форма реализации требований ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Современный урок математики как основная форма реализации

требований ФГОС
Головань Ольга Георгиевна (olga. golovan.1955@mail. ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кулешовская средняя общеобразовательная школа №17 Азовского района (МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района) Современное образование в России перешло на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. М еняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и при этом учесть новые требования ФГОС? Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? В отличие от традиционного урока современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий. Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности. Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования. Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя. Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками: 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 3. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению. 4. Организация урока динамична и вариативна. 5. На уроке используются современные педагогические технологии. Как же построить урок математики, чтобы реализовать требования новых Стандартов? Для построения такого урока важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
 Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.  Учитель систематически обучает детей о суще ствлять рефлексивное действие (оценивать свою гото в н о с т ь , обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно- оценочной деятельности у обучающихся).  Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так- то…. (формирование мировоззрения). Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Действие учителя Действие ученика 1 э т ап : а ктуа л и з а ц и я з н а н и й у ч а щ и х с я , предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа ре ш е н и я уч е бн ой з а дач и , о р г а н и з о в а т ь самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку уч-ся своих решений. 3 эт ап: закрепляет умение р а б о т а т ь самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. 4 э т а п : ко н т р о л ь и ко р р е к ц и я з н а н и й , предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применение полученных ЗУН на практике, 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. Можно выделить четыре основных типа уроков по ФГОС в зависимости от поставленных целей: I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум. Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. Организация начала урока:  Проверка домашнего задания  Подготовка учащихся к усвоению  Изучение нового материала  Первичная проверка усвоения знаний  Первичное закрепление знаний  Контроль и самопроверка знаний  Подведение итогов урока  Информация о домашнем задании II. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Логика процесса закрепления знаний:  Актуализация опорных знаний и их коррекция.  Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
 Пробное применение знаний  Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.  Упражнения с переносом знаний в новые условия. III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар. Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Логика - процесса комплексного применения ЗУН:  Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.  Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.  Усвоение образца комплексного применения ЗУН.  Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.  Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. IV. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол. Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.  Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.  Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.  Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)  Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. V. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний. Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.  Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.  Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.  Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия. IV. Комбинированный урок  Организационный этап  Этап проверки домашнего задания  3 . Этап всесторонней проверки знаний
 Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала  Этап усвоения новых знаний  Этап закрепления знаний  Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!