Напоминание

"Развитие мыслительных способностей как один из важнейших показателей эффективности обучения"


Автор: Антипова Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: город Рузаевка, республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мыслительных способностей как один из важнейших показателей эффективности обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ « СОШ №9» Рузаевского муниципального района Развитие мыслительных способностей как один из важнейших показателей эффективности обучения . Учитель математики « МБОУ СОШ №9» Рузаевского муниципального района Антипова Елена Александровна 2016 год
Страшная это опасность – безделье за партой ; безделье шесть часов ежедневно , безделье месяцы и годы . Это развращает , морально калечит человека , и ни школьная бригада , ни школьный участок , ни мастерская – ничто не может возместить того , что упущено в самой главной сфере , где человек должен быть тружеником , - в сфере мысли . В . А . Сухомлинский Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей . Если обучение ведёт к развитию творческих способностей , то его можно считать развивающим в современном смысле слова , если нет , то можно говорить об активации процесса обучения , о его эффективности ( в смысле усвоения школьниками программного материала и их общем развитии ), но не более . Можно ли добиться того , чтобы ребёнок стал « умнее », « способнее », « одарённее »? Конечно , если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно , как тренируются в развитии силы , выносливости и других подобных качеств . Если ребёнок постоянно тренирует свой ум , решает трудные задачи , действует активно , самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет . Как известно , неспособных детей нет , нужно просто помочь ребёнку развить его способности , сделать процесс обучения увлекательным и интересным . Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке , когда ему интересен предмет изучения . И наоборот , « воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли ». Система используемых мною задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели : познавательный , развивающий и воспитывающий . Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти , внимания , воображения . Формирование и развитие общеучебных умений и навыков . Формирование общей способности искать и находить новые решения , необычные способы достижения требуемого результата , новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации . Развивающий аспект Развитие речи . Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности , как умение анализировать , сравнивать , синтезировать , обобщать , выделять главное , доказывать и опровергать . Развитие сенсорной сферы . Развитие двигательной сферы . Воспитывающий аспект Мыслительная деятельность – необходимая основа и для усвоения знаний , и для добывания новых знаний в ходе исторического развития человечества . Поэтому проблему активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке считаю актуальной для организации развивающего обучения в современной школе . Один из важнейших показателей эффективности обучения заключается в том , как обеспечивается в процессе обучения психическое развитие ребенка и , в частности , развитие его мыслительных способностей . Следовательно , на уроке по любому предмету , в процессе обучения , необходимо развивать мышление учащихся . Применительно к математике можно сказать , что сам процесс ее изучения должен приводить к умению логически , доказательно мыслить , умению творчески , а не стереотипно , подходить к решению любой задачи . Настоящая ситуация в школе такова : большинство задач решается по определенным алгоритмам , и быстрое их решение обычно зависит от знания формул и умения их применять . При этом основное усложнение задачи производится за счет увеличения действий решения , усложнения чисел . Многие этапы решения таких задач у учеников приобретает автоматический характер , они не задумываются над каждым из них . Отсюда нерациональное , а иногда и неправильное решение задачи .
Можно выделить следующие причины механического запоминания ряда действий при решении задач : • выбор метода решения не вызывает трудностей и сомнений ; • решение сводится к одной и той же операции , которая может быть и довольно сложной , но состоящей из ряда элементарных операций ; • эту операцию ( ее результат ) учащемуся не надо выбирать среди других , которые возможны в сходных условиях ; • предлагаемые задачи являются задачами одного типа , вследствие чего не являются непривычными . Учащиеся очень быстро перестают применять изученные определения , теоремы , сокращая обоснование решения задачи . Поэтому система заданий должна составляться учителем так , чтобы нарушались вышеуказанные причины , т . к . нарушение хотя бы одной из них приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся . Большим потенциалом в развитии исследовательских умений таких , как умение наблюдать , анализировать , выдвигать и доказывать гипотезу , обобщать и др ., безусловно , обладают задачи с параметрами ( в частности уравнения и неравенства с параметрами ). Данные задачи играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников . Известен и понятен интерес экзаменационных комиссий ВУЗов к этим задачам : уравнения и неравенства с параметрами - эта тема , на которой проверяется не натасканность ученика , а подлинное понимание материала . Кроме того , учащиеся , владеющие методами решения задач с параметрами , будут более творчески подходить к решению любой задачи . Но в школьном курсе , как правило , очень мало внимания обращают на такие задачи . В средней и старшей школе превалирует классический подход к преподаванию не только математики , но и большинства предметов . Это объясняется рядом причин методического и психологического характера , в том числе и отсутствием инструментария реализации задач развивающего образования , необходимого современным учащимся . Таким инструментарием в курсе математики , на мой взгляд , может стать содержательно - методическая линия задач с параметрами .
Задача с параметром представляет собой целую серию однотипных задач , соответствующих всевозможным числовым значениям параметра . Добавление параметра значительно усложняет задачу , т . к . увеличивается ее размерность , появляется « глубина ». Решение такой задачи требует системного подхода , целостного представления ситуации . Для решения заданий с параметрами необходимо умение проводить разветвленные логические построения . При этом необходимо четко и последовательно следить за сохранением равносильности решаемых уравнений ( неравенств ), учитывая области определения выражений в них входящих . Использование стандартных методов при решении задач с параметрами иногда приводит к необходимости выполнения очень громоздких вычислений , что существенно затрудняет решение . Такая ситуация , как правило , способствует началу творческих поисков других путей решений , их исследования , направленное на нахождение наиболее рационального , наиболее « красивого » способа решения . В процессе исследования синтезируются имеющиеся знания , накопленный опыт , а также методы и способы изучения объектов . Из вышесказанного можно сделать вывод , что решение задач с параметрами развивает системное , логическое мышление . Являясь прекрасным материалом для исследовательской работы , решение уравнений ( неравенств ) с параметрами развивает такие умения как наблюдение , сравнение , обобщение и др .; учит творчески мыслить , способствует развитию гибкости мыслительного процесса и , что очень важно , развивает теоретическое мышление . Глубокая , богатая идеями и методами содержательно - методическая линия задач с параметрами как нельзя лучше позволит развить активную творческую деятельность учащегося , его системное мышление , подготовить его к решению действительно творческих задач , которые со временем перед ним поставит сама жизнь .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!