"Развитие мыслительных способностей как один из важнейших показателей эффективности обучения"
Автор: Антипова Елена Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9" Населённый пункт: город Рузаевка, республика Мордовия Наименование материала: статья Тема: "Развитие мыслительных способностей как один из важнейших показателей эффективности обучения" Раздел: среднее образование
МБОУ
«
СОШ
№9»
Рузаевского
муниципального
района
Развитие
мыслительных
способностей
как
один
из
важнейших
показателей
эффективности
обучения
.
Учитель
математики
«
МБОУ
СОШ
№9»
Рузаевского
муниципального
района
Антипова
Елена
Александровна
2016
год
Страшная
это
опасность
–
безделье
за
партой
;
безделье
шесть
часов
ежедневно
,
безделье
месяцы
и
годы
.
Это
развращает
,
морально
калечит
человека
,
и
ни
школьная
бригада
,
ни
школьный
участок
,
ни
мастерская
–
ничто
не
может
возместить
того
,
что
упущено
в
самой
главной
сфере
,
где
человек
должен
быть
тружеником
,
-
в
сфере
мысли
.
В
.
А
.
Сухомлинский
Важнейший
показатель
всесторонне
и
гармонично
развитой
личности
–
наличие
высокого
уровня
мыслительных
способностей
.
Если
обучение
ведёт
к
развитию
творческих
способностей
,
то
его
можно
считать
развивающим
в
современном
смысле
слова
,
если
нет
,
то
можно
говорить
об
активации
процесса
обучения
,
о
его
эффективности
(
в
смысле
усвоения
школьниками
программного
материала
и
их
общем
развитии
),
но
не
более
.
Можно
ли
добиться
того
,
чтобы
ребёнок
стал
«
умнее
»,
«
способнее
», «
одарённее
»?
Конечно
,
если
развитием
умственных
способностей
заниматься
так
же
регулярно
,
как
тренируются
в
развитии
силы
,
выносливости
и
других
подобных
качеств
.
Если
ребёнок
постоянно
тренирует
свой
ум
,
решает
трудные
задачи
,
действует
активно
,
самостоятельно
находит
верные
решения
в
нестандартных
ситуациях
–
результат
обязательно
будет
.
Как
известно
,
неспособных
детей
нет
,
нужно
просто
помочь
ребёнку
развить
его
способности
,
сделать
процесс
обучения
увлекательным
и
интересным
.
Высокая
познавательная
активность
возможна
только
на
интересном
для
ученика
уроке
,
когда
ему
интересен
предмет
изучения
.
И
наоборот
, «
воспитать
у
детей
глубокий
интерес
к
знаниям
и
потребность
в
самообразовании
–
это
означает
пробудить
познавательную
активность
и
самостоятельность
мысли
».
Система
используемых
мною
задач
и
упражнений
позволяет
решать
все
три
аспекта
цели
:
познавательный
,
развивающий
и
воспитывающий
.
Познавательный
аспект
Формирование
и
развитие
различных
видов
памяти
,
внимания
,
воображения
.
Формирование
и
развитие
общеучебных
умений
и
навыков
.
Формирование
общей
способности
искать
и
находить
новые
решения
,
необычные
способы
достижения
требуемого
результата
,
новые
подходы
к
рассмотрению
предлагаемой
ситуации
.
Развивающий
аспект
Развитие
речи
.
Развитие
мышления
в
ходе
усвоения
таких
приёмов
мыслительной
деятельности
,
как
умение
анализировать
,
сравнивать
,
синтезировать
,
обобщать
,
выделять
главное
,
доказывать
и
опровергать
.
Развитие
сенсорной
сферы
.
Развитие
двигательной
сферы
.
Воспитывающий
аспект
Мыслительная
деятельность
–
необходимая
основа
и
для
усвоения
знаний
,
и
для
добывания
новых
знаний
в
ходе
исторического
развития
человечества
.
Поэтому
проблему
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся
на
уроке
считаю
актуальной
для
организации
развивающего
обучения
в
современной
школе
.
Один
из
важнейших
показателей
эффективности
обучения
заключается
в
том
,
как
обеспечивается
в
процессе
обучения
психическое
развитие
ребенка
и
,
в
частности
,
развитие
его
мыслительных
способностей
.
Следовательно
,
на
уроке
по
любому
предмету
,
в
процессе
обучения
,
необходимо
развивать
мышление
учащихся
.
Применительно
к
математике
можно
сказать
,
что
сам
процесс
ее
изучения
должен
приводить
к
умению
логически
,
доказательно
мыслить
,
умению
творчески
,
а
не
стереотипно
,
подходить
к
решению
любой
задачи
.
Настоящая
ситуация
в
школе
такова
:
большинство
задач
решается
по
определенным
алгоритмам
,
и
быстрое
их
решение
обычно
зависит
от
знания
формул
и
умения
их
применять
.
При
этом
основное
усложнение
задачи
производится
за
счет
увеличения
действий
решения
,
усложнения
чисел
.
Многие
этапы
решения
таких
задач
у
учеников
приобретает
автоматический
характер
,
они
не
задумываются
над
каждым
из
них
.
Отсюда
нерациональное
,
а
иногда
и
неправильное
решение
задачи
.
Можно
выделить
следующие
причины
механического
запоминания
ряда
действий
при
решении
задач
:
•
выбор
метода
решения
не
вызывает
трудностей
и
сомнений
;
•
решение
сводится
к
одной
и
той
же
операции
,
которая
может
быть
и
довольно
сложной
,
но
состоящей
из
ряда
элементарных
операций
;
•
эту
операцию
(
ее
результат
)
учащемуся
не
надо
выбирать
среди
других
,
которые
возможны
в
сходных
условиях
;
•
предлагаемые
задачи
являются
задачами
одного
типа
,
вследствие
чего
не
являются
непривычными
.
Учащиеся
очень
быстро
перестают
применять
изученные
определения
,
теоремы
,
сокращая
обоснование
решения
задачи
.
Поэтому
система
заданий
должна
составляться
учителем
так
,
чтобы
нарушались
вышеуказанные
причины
,
т
.
к
.
нарушение
хотя
бы
одной
из
них
приводит
к
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся
.
Большим
потенциалом
в
развитии
исследовательских
умений
таких
,
как
умение
наблюдать
,
анализировать
,
выдвигать
и
доказывать
гипотезу
,
обобщать
и
др
.,
безусловно
,
обладают
задачи
с
параметрами
(
в
частности
уравнения
и
неравенства
с
параметрами
).
Данные
задачи
играют
важную
роль
в
формировании
логического
мышления
и
математической
культуры
у
школьников
.
Известен
и
понятен
интерес
экзаменационных
комиссий
ВУЗов
к
этим
задачам
:
уравнения
и
неравенства
с
параметрами
-
эта
тема
,
на
которой
проверяется
не
натасканность
ученика
,
а
подлинное
понимание
материала
.
Кроме
того
,
учащиеся
,
владеющие
методами
решения
задач
с
параметрами
,
будут
более
творчески
подходить
к
решению
любой
задачи
.
Но
в
школьном
курсе
,
как
правило
,
очень
мало
внимания
обращают
на
такие
задачи
.
В
средней
и
старшей
школе
превалирует
классический
подход
к
преподаванию
не
только
математики
,
но
и
большинства
предметов
.
Это
объясняется
рядом
причин
методического
и
психологического
характера
,
в
том
числе
и
отсутствием
инструментария
реализации
задач
развивающего
образования
,
необходимого
современным
учащимся
.
Таким
инструментарием
в
курсе
математики
,
на
мой
взгляд
,
может
стать
содержательно
-
методическая
линия
задач
с
параметрами
.
Задача
с
параметром
представляет
собой
целую
серию
однотипных
задач
,
соответствующих
всевозможным
числовым
значениям
параметра
.
Добавление
параметра
значительно
усложняет
задачу
,
т
.
к
.
увеличивается
ее
размерность
,
появляется
«
глубина
».
Решение
такой
задачи
требует
системного
подхода
,
целостного
представления
ситуации
.
Для
решения
заданий
с
параметрами
необходимо
умение
проводить
разветвленные
логические
построения
.
При
этом
необходимо
четко
и
последовательно
следить
за
сохранением
равносильности
решаемых
уравнений
(
неравенств
),
учитывая
области
определения
выражений
в
них
входящих
.
Использование
стандартных
методов
при
решении
задач
с
параметрами
иногда
приводит
к
необходимости
выполнения
очень
громоздких
вычислений
,
что
существенно
затрудняет
решение
.
Такая
ситуация
,
как
правило
,
способствует
началу
творческих
поисков
других
путей
решений
,
их
исследования
,
направленное
на
нахождение
наиболее
рационального
,
наиболее
«
красивого
»
способа
решения
.
В
процессе
исследования
синтезируются
имеющиеся
знания
,
накопленный
опыт
,
а
также
методы
и
способы
изучения
объектов
.
Из
вышесказанного
можно
сделать
вывод
,
что
решение
задач
с
параметрами
развивает
системное
,
логическое
мышление
.
Являясь
прекрасным
материалом
для
исследовательской
работы
,
решение
уравнений
(
неравенств
)
с
параметрами
развивает
такие
умения
как
наблюдение
,
сравнение
,
обобщение
и
др
.;
учит
творчески
мыслить
,
способствует
развитию
гибкости
мыслительного
процесса
и
,
что
очень
важно
,
развивает
теоретическое
мышление
.
Глубокая
,
богатая
идеями
и
методами
содержательно
-
методическая
линия
задач
с
параметрами
как
нельзя
лучше
позволит
развить
активную
творческую
деятельность
учащегося
,
его
системное
мышление
,
подготовить
его
к
решению
действительно
творческих
задач
,
которые
со
временем
перед
ним
поставит
сама
жизнь
.