Автор: Тонникова Светлана Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Петровобудская СОШ Гордеевского района Брянской области Населённый пункт: посёлок Мирный, Брянская область Наименование материала: методическая разработка классного часа Тема: Добро и зло вокруг нас Раздел: начальное образование
Цели:
1.
Формирование
представлений
у
младших
школьников
о
многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и
зле и нравственной ответственности человека за содеянное.
2.
Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями.
3.
Освоение содержания заповедей христианской морали.
Оформление:
таблица с пословицами:
"Стол спасибом красится",
"Спеси боятся, а вежливость чтут",
"Посади свинью за стол, она и ноги на стол",
"Не дорого ничто — дорого вежливо";
макет солнца, но без лучиков.
Ход классного часа.
1. Вводная беседа о правилах и законах, включая нравственные, по
которым мы живем.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о добре и зле в нашей жизни. А
начнем мы наш разговор с правил и законов, по которым мы живем изо
дня в день. Назовите их.
правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов;
порядки, существующие в семьях;
особые правила, действующие в школе.
– А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве,
честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что
было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?
– Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что
такое совесть?
Совесть - это особое чувство, позволяющее отличить добро от
зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым
поступкам.
2. Знакомство с Библией, детской библией.
– Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от
рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и
стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о
его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).
– Библия – первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. – Гуттенберг).
Вследствие
повышения
грамотности
и
распространения
христианства
Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее
время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков.
У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге?
– А
вот
“Детская
библия” (показ книги). Она подготовлена для молодых
читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не все, а
только
некоторые
события.
В
коротеньких
рассказах
Библии,
которые
называются притчами , говорится о том, что – хорошо, а что – плохо.
Послушайте одну из них.
“
Мудрый царь Соломон”.
“Однажды
пришли
к
Соломону
две
спорящие
женщины
и
принесли
маленького ребенка. Каждая из них утверждала, что этот ребенок ее. Чтобы
узнать, кто из них лжет, а кто прав, Соломон предложил рассечь ребенка
надвое и дать каждой женщине по половине. Конечно, он и не думал убивать
ребенка, но сказал это для их испытания. Тогда одна из женщин сказала:
“Рубите ребенка; пусть же не будет ни мне, ни тебе!” Другая же закричала:
“Лучше отдайте младенца другой, но только не убивайте его”.
– Которая же из них была матерью? (Выслушать высказывания детей).
– Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок
остался живым.
3. Рассказы детей о самом добром или злом событии в их жизни
–
Дома
вы
тоже
написали
коротенькие
рассказы,
раскрывая
свои
представления о добре и зле, на примере случаев из собственной жизни.
Прочитайте их.
Заслушиваются работы детей:
4. Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их
разъяснениями.
– Прочитайте написанное на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.
Нравственные законы
Разъяснение
– почитай отца твоего и матерь
твою
– не убей
– не укради
– не произноси ложного
свидетельства на своего друга
– жизнь человеческая неприкосновенна; эта
заповедь оберегает жизнь любого человека
– мы обязаны уважать своих родителей
– никто не имеет право брать то, что
принадлежит другому
– люди должны всегда говорить правду: дома,
в школе, на отдыхе
5. Знакомство с “добрыми” и “злыми” рисунками детей
“количественного” состава:
– “Добрых” рисунков оказалось гораздо больше, чем “злых”. Содержанием
“добрых” рисунков является нечто “красивое”: мама, любимые животные,
надежный друг, цветы, появление на свет малыша и т.д. Содержанием
“злого” рисунка явился волк-хищник, хитрый убийца.
В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру,
Правде, Красоте. Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
Вывод. Итог.
– А от кого и от чего зависит наличие зла в жизни? (Выслушать ответы
детей. При затруднении предложить разрешить ситуацию:
– Можно ли как предательство, т.е. зло, рассматривать такую ситуацию: вы
взяли в дом щенка, а потом по какой-то причине выбросили его на улицу? И
будет ли виновата выброшенная за дверь собака, вынужденная голодать,
мерзнуть и мокнуть, в том, что она, когда вырастет, будет бросаться на
людей и ее будут называть злой?)
Сформулировать вывод: станет ли зла еще больше – зависит от человека.
- Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны
вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают
вас стойкими и весёлыми.
Учитель:
Ребята,
когда
очень
хочется
сделать
добро,
оно
всегда
исполняется. Такова волшебная сила добра.
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?
Этому нужно учиться.
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце
доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту,
заботливость и
внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы
знаете волшебные слова? Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а
вы мне будите называть волшебные слова.
Остановка “Волшебных слов”.
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!
Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-
лучики, напишите на них волшебные слова. Прочитайте слова, которые вы
написали и прикрепите лучи к нашему солнышку.
Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло,
Заплясали, засверкали вдруг
Солнечные зайчики вокруг.
Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные
качества? (Воспитанному, вежливому).
- А как вы думаете каких людей называют добрыми? Вежливыми?
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему
человечеству.
"Вежливый " — древнерусское "вежа" — знающий, учтивый.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с
тобой.
"Невежа" —обратный смысл — грубиян, не соблюдающий правил приличия.
Учитель: А сейчас давайте поиграем.
Игра “Не ошибись, пожалуйста”
Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда,
когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
Правила вежливости:
1.Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
2.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
3.
Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
4.
В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не
обижай младших.
5.
Не отвечай на грубость грубостью.
6.
Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Песня:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождя и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня может выручить
Если что-нибудь приключиться вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Остановка “Внимательных ребят”.
Учитель:
Чтобы
проявлять
заботу,
внимание
к
людям
нужно
понимать
эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается
или
испытывает
страх.
А
ведь
человек
и
одевается
в
соответствии
с
настроением.
Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.
Посмотрите, пожалуйста, на эти лица. Что они выражают?
Рисунок 2
/Открываю карточки/.
– Какие взрослые вам больше нравятся?
– Какими чаще всего бываете вы?
Поднимите карточки от 1 до 5.
Работа в парах.
Изобразите на лице радость, огорчение, страх, гнев, удивление и покажите
своему
товарищу
по
парте.
А
теперь
рукой
“раз”
и
согнали
грустное
настроение и показали радость. Скажите друг другу вежливые слова.
Учащимся
предлагается
для
анализа
рассказ
Г.
Юдина
"Свинья
в
гостях".
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду
стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила.
Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала.
Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и
наутёк.
Беседа.
Ребятам предлагается обсудить рассказ и ответить на вопросы, которые написаны
на доске.
— Можно ли свинью назвать вежливой?
— Почему собака залаяла на свинью?
— Подбери пословицу, которая более точно подойдёт к рассказу.
Инсценировка стихотворения.
Вот что случилось в одном дворе.
Попал я в дедушку мячом
И закричал: — А я причём!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
— Ну, дедушка, прости.
Вопросы учащимся:
— Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
— А как бы вы извинились?
Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", — я шепнул виновато.
— Ступай, —улыбнулась.
— Прощаю пока, —
И ухо моё отпустила рука.
"Простите"…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
Вопросы учащимся:
— Как можно оценить поступок мальчика?
— Можно ли его извинение считать искренним?
Работа в группах.
Ребята
делятся
на
группы
и
решают
проблемные
ситуации,
которые
находятся в конвертах.
Ситуации могут быть такими:
Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий
хлеб.
Вы
едете
в
полном
автобусе.
Попросите
кого-либо
из
пассажиров
передать деньги за проезд.
— Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла…
(Как должен поступить Витя?)
— Дед про внучку говорил:
Экая досада —
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада…
(Действия внучки?)
Ребята обсуждают ситуацию и комментируют её.
Остановка “Фантазёров”.
Изобразите доброту на бумаге.
- Как вы её представляете, в виде чего? И расскажите о своей доброте.
(Дети вывешивают на доску свои рисунки).
Остановка “Доброты”
Дети читают стихи:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми?
- Ребята, я ведь пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла лекарство
от грубости, от драк и жадности. Вот кому только их раздать? Как вы
думаете?
- Я думаю, что мы раздадим их всему классу.
Только запомните: перед тем как их принимать, надо загадать доброе
желание, тогда лекарство подействует.
( Учитель
раздает детям расфасованные в упаковки конфеты в виде
таблеток).