Напоминание

"Экологическая среда в ДОУ"


Автор: Славянская Марина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ДОУ "Детский сад " 138 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическая среда в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 138 ОАО «РЖД», г. Пермь

Экологическая среда в ДОУ

Составила: Славянская М.В.,

старший воспитатель
Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Грамотно организованная предметно-развивающая с р е д а экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды. Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящее время нет единого понятия и не выведено единое определение «Эколого-развивающая среда», мы будем опираться на определение эколого-развивающей среды и пространства, данное С.Н. Николаевой, которое вы видите на слайде. Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: - познавательному развитию ребенка; - эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения; - экологизации различных видов детской деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи и экологическая РППС должна быть: 1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование экологического содержания, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с природными материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях природоохранной и экологической направленности; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей; 2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений экологической РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей; 3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих экологической РППС (например, природных материалов, макетов, модулей экологического содержания) в разных видах детской активности; 4. Вариативной - обеспечивать наличие в группе различных пространств (для экологических игр, конструирования из природного материала, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования природоохранного направления, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в области природоохранной деятельности. 5. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; 6. Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности. Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Элементы эколого-развивающей среды детского сада
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль (см. таблицу 1.): Таблица 1.
Элементы эколого-

развивающей среды

Функциональная роль
Экологическая комната Обучающая, релаксационная Лаборатория Обучающая, познавательная деятельно сть, умственное развитие. Зимний сад О з д о р о в и т е л ь н а я , р е л а к с а ц и о н н а я , познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами. Уголок книги Познавательная, формирование интереса к чтению. Экологическая тропинка Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой. Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения. Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) Познавательная, эстетиче ская, р а з в и т и е эмоциональной сферы. Групповой мини-музей Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая. Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая У г о л к и п р и р о д ы в группах Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы. Все описанные в таблице элементы, по мнению автора, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.
1.

Уголок

природы
. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.
Если обратиться к истории вопроса, то необходимо отметить, что впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в IХХ столетии. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что уголок природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии с миром природы. И сегодня необходимо помнить, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них. Содержание объектов и материалов уголка природы: -комнатные растения; -календарь погоды и природы; -альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера; -художественная литература о природе; -дидактические игры природоведческого содержания; -различные природные материалы; -оборудование для организации труда в природе; -оборудование для организации опытнической деятельности; -модели, отображающие предметы и явления природы. Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). Исходя из этого, содержанием объектов и материалов должны стать не только разнообразные комнатные растения, но и календари природы и погоды, альбомы, гербарии, художественная литература и дидактические игры экологического содержания, различные природные материалы (семена, камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный материал. Материалы в уголке природы подбираются в соответствии со следующими принципами: -краеведческий – представлены природные объекты родного края; -географический – представлены животные и растения разных стран, континентов; -биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы); - природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми.
2. Лаборатория

П р ед н а з н ач е н а д л я о р г а н и з а ц и и д е т с ко й э л е м е н т а р н о - исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых детям для организации экологически-грамотного ухода за выращиваемыми растениями, активно использовать их в повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.
3. Мини-музеи природы
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края и других экологических зон, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона (младший, средний возраст), других регионов (старший возраст) Содержательное наполнение музея природы: I Раздел «Природа родного края» - Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т.д.). Принципы отбора объектов для зоны коллекций: -доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям); -разнообразие объектов; -краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края); - природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений); - безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами). - Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле). - Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности. - Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины. II Раздел «Природоохранительная деятельность Человека». Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность людей: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев,
прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.
5. Одним из важных условий реализации системы экологического

образования

в

дошкольном

учреждении

является

правильная

организация и

экологизация развивающей предметной среды.
В группе должно быть целесообразное количество растений: все или большая часть их (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в каплю, торшерах, композициях). Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием успешной работы с детьми по проекту «Эколята-дошколята» является наличие книг, пособий, игрушек, наглядного материала и другого оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса в детском саду. Книги и наглядные пособия. Книги необходимы разные: справочные, методические, детские. В детском саду должно быть достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе. С помощью родителей, через библиотеки, на книжных развалах следует приобрести различные произведения отечественных классиков: Л. Толстого, С. Аксакова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Г. Никольского, Н. Сладкова, К. Паустовского, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплиной и др. Интересны для экологического воспитания и произведения современных пи- сателей А. Иванова, В. Зотова., экологические плакаты В дошкольных учреждениях больших городов все чаще встречаются телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в целях экологического воспитания детей, пропаганды экологических знаний среди взрослых. Произведения искусства. Детский сад должен иметь коллекцию разных художественных произведений, связанных с природой. Почти в каждом ДОУ имеются изделия народных промыслов. Игры и игрушки. Игра среди всех других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание детей в детском саду необходимо построить на игровой основе — с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В свободное время старшим дошкольникам можно предложить настольно-печатные, словесно- дидактические игры. Модели - пособия, дающее изображение предмета или отдельных его частей в уменьшенном или увеличенном виде. Я - Модели, как правило, бывают разборами, действующими и статическими. Изучаются не только внешняя форма модели, но и внутреннее содержание, например, модель «экологическая пирамида» или «экологические весы», отражающие зако- номерности природного равновесия. На действующих моделях можно показывать принципы работы объекта. Например, модели, иллюстрирующие полет птицы, движение Земли вокруг Солнца, работу колодца ветряной мельницы и др.
Итак, специальные экологически пространства и экологизация развивающей предметно-пространственной среды группы позволяют проводить с детьми и взрослыми интересную работу по экологическому образованию, просвещению и пропаганде экологических знаний.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!