Автор: Славянская Марина Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: ДОУ "Детский сад " 138 ОАО "РЖД" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: "Экологическая среда в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
старший воспитатель
Экологическая
проблема
встает
сегодня
не
только
как
проблема
сохранения
окружающей
среды
от
загрязнения
и
других
отрицательных
влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в
проблему
предотвращения
стихийного
воздействия
людей
на
природу,
в
сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с
нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке
достаточного
уровня
экологической
культуры,
экологического
сознания,
формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на
сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее
охраны
и
восстановления,
формирование
экологически
целесообразного
поведения
в
природе
необходимо
воспитывать
с
ранних
лет.
Именно
с
дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Грамотно
организованная
предметно-развивающая
с р е д а
экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка
потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает
сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление
ценностного
отношения
ко
всему
живому.
Вот
почему
в
работе
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
основной
упор
должен
быть
сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Одним
из
важных
условий
реализации
системы
экологического
образования в дошкольном учреждении является правильная организация и
экологизация развивающей предметной среды.
В
настоящее
время
нет
единого
понятия
и
не
выведено
единое
определение
«Эколого-развивающая
среда»,
мы
будем
опираться
на
определение
эколого-развивающей
среды
и
пространства,
данное
С.Н.
Николаевой, которое вы видите на слайде.
Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная
среда,
которая
может
быть
использована
в
познавательных
и
оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с
природой,
для
экологического
воспитания
дошкольников
и
пропаганды
экологических знаний среди взрослых.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для
развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,
уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи и экологическая
РППС должна быть:
1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения (в том
числе,
технические),
материалы
(в
том
числе,
расходные),
инвентарь,
игровое,
спортивное
и
оздоровительное
оборудование
экологического
содержания,
которые
позволяют
обеспечить
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность
всех
категорий
детей,
экспериментирование
с
природными
материалами,
доступными
детям;
двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики,
участие
в
подвижных
играх
и
соревнованиях
природоохранной
и
экологической
направленности;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность
самовыражения детей;
2.
Трансформируемой
–
обеспечивать
возможность
изменений
экологической РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих экологической РППС (например, природных
материалов, макетов, модулей экологического содержания) в разных видах
детской активности;
4. Вариативной - обеспечивать
наличие
в
группе
различных
пространств
(для
экологических
игр,
конструирования
из
природного
материала,
уединения
и
пр.),
а
также
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек и оборудования природоохранного направления, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую
активность
детей
в
области
природоохранной деятельности.
5. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том
числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим
все
основные
виды
детской
активности;
6.
Безопасной
-
все
элементы
РППС
должны
соответствовать
требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования,
такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила
пожарной безопасности.
Таким
образом,
эколого-развивающая
среда
-
это
особым
образом
организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках
которого
структурируются
несколько
взаимосвязанных
подпространств,
создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития
каждого включенного в нее субъекта.
Элементы эколого-развивающей среды детского сада
Любая
развивающая
среда
состоит
из
разнообразных
элементов,
каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения
экологического
образования
можно
выделить
традиционные
и
нетрадиционные
для
дошкольных
учреждений
элементы
развивающей
предметной среды.
Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их
функциональную роль (см. таблицу 1.):
Таблица 1.
Элементы эколого-
развивающей среды
Функциональная роль
Экологическая комната
Обучающая, релаксационная
Лаборатория
Обучающая,
познавательная
деятельно сть,
умственное развитие.
Зимний сад
О з д о р о в и т е л ь н а я ,
р е л а к с а ц и о н н а я ,
познавательная,
приобретение
навыков
ухода
за
живыми организмами.
Уголок книги
Познавательная, формирование интереса к чтению.
Экологическая тропинка
Познавательная, развитие эмоциональной сферы,
общение с природой.
Огород, сад
Воспитание
трудовых
навыков,
эстетическая,
познавательная,
оздоровительная,
развитие
эмоциональной
сферы,
выработка
навыков
экологически безопасного поведения.
Территория детского сада
(ландшафтные
архитектурные объекты)
Познавательная,
эстетиче ская,
р а з в и т и е
эмоциональной сферы.
Групповой мини-музей
Краеведческая,
познавательная,
историческая,
этнографическая,
ландшафтная,
культурная,
семейная, эстетическая.
Коридоры, холлы
Познавательная, развивающая, эстетическая
У г о л к и
п р и р о д ы
в
группах
Познавательная,
эстетическая,
эмоциональное
развитие,
развитие
воображения,
приобретение
навыков самостоятельной работы.
Все описанные в таблице элементы, по мнению автора, могут быть
объединены
в
экологический
комплекс
дошкольного
учреждения.
Ядро
такого
комплекса
составляют
экологическая
комната,
уголок
природы
(зимний сад), лаборатория и уголки в группах.
Рассмотрим подробнее отдельные элементы экологического комплекса.
1.
Уголок
природы .
Является
обязательным
элементом
в
каждой
возрастной группе.
Если
обратиться
к
истории
вопроса,
то
необходимо
отметить,
что
впервые уголки природы в образовательные учреждения были введены в IХХ
столетии. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что уголок природы
поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во
взаимодействии
с
миром
природы.
И
сегодня
необходимо
помнить,
что
уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями,
которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут
проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о
них. В результате у детей формируются правильные представления о мире
природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и
животным, чувство ответственности за них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
-комнатные растения;
-календарь погоды и природы;
-альбомы,
гербарии,
содержащие
материал
природоведческого
характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
-модели, отображающие предметы и явления природы.
Все
объекты,
предметы,
материалы
уголка
природы
должны
быть
яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям
(и
содержательно,
и
физически).
Материалы,
объекты
и
оборудование
должны стимулировать детей к организации экологически-ориентированного
общения
в
процессе
реализации
различных
видов
и
форм
детской
деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.). Исходя
из
этого,
содержанием
объектов
и
материалов
должны
стать
не
только
разнообразные
комнатные
растения,
но
и
календари
природы
и
погоды,
альбомы,
гербарии,
художественная
литература
и
дидактические
игры
экологического
содержания,
различные
природные
материалы
(семена,
камешки, кусочки коры и пр.), оборудование для труда в природе, модельный
материал.
Материалы
в
уголке
природы
подбираются
в
соответствии
со
следующими принципами:
-краеведческий – представлены природные объекты родного края;
-географический – представлены животные и растения разных стран,
континентов;
-биологический – представлены растения различных жизненных форм
(древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);
-
природоохранительный
–
отмечены
декоративные
животные
и
комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на
Родине являются охраняемыми.
2. Лаборатория
П р ед н а з н ач е н а
д л я
о р г а н и з а ц и и
д е т с ко й
э л е м е н т а р н о -
исследовательской
деятельности
в
природе.
Которая
обеспечит
детям
не
только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но
и
даст
возможность
качественно
освоить
перечень
трудовых
умений
и
навыков,
необходимых
детям
для
организации
экологически-грамотного
ухода
за
выращиваемыми
растениями,
активно
использовать
их
в
повседневной жизни. В процессе этой деятельности дошкольники осознают
свою
позитивную
роль
в
жизни
природы
родного
края,
что
окажет
благотворное
влияние
не
только
на
развитие
эмоциональной
и
интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные
для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.
3. Мини-музеи природы
Позволит
познакомить
дошкольников
с
природными
особенностями
родного края и других экологических зон, с использованием ресурсов и
отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере
своего
региона
(младший,
средний
возраст),
других
регионов
(старший
возраст)
Содержательное наполнение музея природы:
I Раздел «Природа родного края»
-
Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы
родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и
т.д.).
Принципы отбора объектов для зоны коллекций:
-доступность
объектов
для
сбора
(включаются
только
те
объекты,
которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
-разнообразие объектов;
-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного
края);
- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции
чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений);
- безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться
аллергенами).
-
Модели,
отражающие
характерные
для
данной
местности
растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
-
Иллюстративно-наглядный
материал,
содержащий
сведения
о
лекарственных
растениях,
растениях
и
животных
как
широко
распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
-
Различные
карты,
отражающие
животный
и
растительный
мир
Родины.
II Раздел «Природоохранительная деятельность Человека».
Здесь может быть собран разнообразный иллюстративный материал,
отражающий
природоохранительную
деятельность
людей:
фотографии,
слайды,
отображающие
проведение
субботников
по
посадке
деревьев,
прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т.д. Так
же может быть представлена выставка поделок из природного материала.
5. Одним из важных условий реализации системы экологического
образования
в
дошкольном
учреждении
является
правильная
организация и
экологизация развивающей предметной среды.
В группе должно быть целесообразное количество растений: все или
большая
часть
их
(примерно
80%)
должны
быть
задействованы
в
педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены (в
каплю, торшерах, композициях).
Помимо живых объектов зеленой зоны детского сада важным условием
успешной
работы
с
детьми
по
проекту
«Эколята-дошколята»
является
наличие
книг,
пособий,
игрушек,
наглядного
материала
и
другого
оборудования, необходимого для ведения эколого-воспитательного процесса
в детском саду.
Книги и наглядные пособия. Книги необходимы разные: справочные,
методические, детские. В детском саду должно быть достаточно обширное
собрание детской художественной и познавательной литературы о природе. С
помощью
родителей,
через
библиотеки,
на
книжных
развалах
следует
приобрести различные произведения отечественных классиков: Л. Толстого,
С.
Аксакова,
М.
Пришвина,
И.
Соколова-Микитова,
Г.
Никольского,
Н.
Сладкова, К. Паустовского, И. Акимушкина, Г. Снегирева, В. Чаплиной и др.
Интересны для экологического воспитания и произведения современных пи-
сателей А. Иванова, В. Зотова., экологические плакаты
В дошкольных учреждениях больших городов все чаще встречаются
телевизор, аудио- и видеоаппаратура, которые также можно использовать в
целях экологического воспитания детей, пропаганды экологических знаний
среди взрослых.
Произведения искусства. Детский сад должен иметь коллекцию разных
художественных произведений, связанных с природой. Почти в каждом ДОУ
имеются изделия народных промыслов.
Игры и игрушки. Игра среди всех других видов деятельности имеет в
дошкольном детстве первостепенное значение. Экологическое воспитание
детей в детском саду необходимо построить на игровой основе — с большим
включением в педагогический процесс разных видов игр. В свободное время
старшим дошкольникам можно предложить настольно-печатные, словесно-
дидактические игры.
Модели - пособия, дающее изображение предмета или отдельных его
частей в уменьшенном или увеличенном виде. Я - Модели, как правило,
бывают разборами, действующими и статическими. Изучаются не только
внешняя форма модели, но и внутреннее содержание, например, модель
«экологическая
пирамида»
или
«экологические
весы»,
отражающие
зако-
номерности
природного
равновесия.
На
действующих
моделях
можно
показывать принципы работы объекта. Например, модели, иллюстрирующие
полет
птицы,
движение
Земли
вокруг
Солнца,
работу
колодца
ветряной
мельницы и др.
Итак,
специальные
экологически
пространства
и
экологизация
развивающей
предметно-пространственной
среды
группы
позволяют
проводить с детьми и взрослыми интересную работу по экологическому
образованию, просвещению и пропаганде экологических знаний.