Напоминание

Каким может быть урок по ФГОС


Автор: Табачникова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №15 гор. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: Каким может быть урок по ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Каким может быть урок по ФГОС Уже второй год учителя-предметники Челябинской области осваивают ФГОС основного общего образования, обучая детей по-новому. Учителя нашей школы МАОУ "СОШ №15 гор. Челябинска" в пилотном режиме начали осваивать федеральный государственный стандарт основного общего образования в 2012 году. Что представляет собой урок по ФГОС? Учителя - прежде всего практики, и им зачастую просто необходимо посмотреть, как теоретические положения реализуются на практике. Поэтому предлагаю посмотреть, что может представлять собой урок по ФГОС, каким его вижу я на примере одного из уроков. Но сначала немного теории. Почему возникла необходимость в изменении системы образования? Об этом говориться в общих положениях стандарта. Конечным результатом образования должно быть становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества; умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов и т. д. Новый стандарт способен обеспечить сформированность готовности обучающегося к саморазвитию и непрерывному образованию, а также активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Что же способствует этому? Уже, наверное, по прошествии года учителям пришло понимание, чем инновационный урок отличается от традиционного. Это прежде всего системно- деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта. Учащиеся не получают знания в готовом виде, они получают их в процессе собственной деятельности. В этой связи актуальной и часто употребляемой стала фраза Конфуция: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму" Какие требования предъявляются к современному уроку?  личностно-ориентированный, индивидуальный характер обучения.
 самостоятельная работа учеников на уроке в приоритете.  осуществляется практический, деятельностный подход.  каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.  задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. В связи с введением новых государственных образовательных стандартов возникла потребность в технологичности процесса образования. Требования ФГОС к образовательному процессу явились причиной появления новых педагогических технологий, которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Педагогическая технология - это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Отличительными чертами педагогической технологии являются: — универсальность, то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета"); — воспроизводимость, то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы; — тиражируемость, то есть воспроизводимость результатов; — управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур; — системность в выборе компонентов (форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств) Если учитывать ряд представленных характеристик, то можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день обоснованная классификация педагогических технологий в отечественной педагогике отсутствует или оказывается в одном ряду с педагогическими школами, методическими системами и концепциями. И тем не менее наиболее удачная попытка классифицировать педагогические технологии принадлежит Г. Селевко. Назову некоторые из технологий, наиболее интересных и востребованных в условиях введения ФГОС.
По уровню применения
данные технологии являются общепедагогическими или локальными (модульными)  Личностно-ориентированные технологии  Метод проектов
 Технология проблемного обучения  Игровые технологии  ИКТ-технология  Кейс-технологии  Исследовательская технология  Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов  Коллективная система обучения  Технология работы в малых группах  Технология сотрудничества  Инновационные системы оценивания  Технология укрупнения дидактических единиц и т. д. Системно-деятельностный подход потребовал изменения структуры урока, следовательно, изменилась и классификация уроков. Классификация уроков предложена следующая: 1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок систематизации знаний 4. Урок развивающего контроля У каждого типа урока своя структура, но в любой из уроков включаются следующие моменты: 1.
мобилизация
(предполагает включение учащихся в а кт ив ную интеллектуальную деятельность); 2.
целеполагание
(учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 3.
осознание

недостаточности

имеющихся

знаний
(учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 4.
коммуникация
(поиск новых знаний в паре, в группе);
5.

взаимопроверка, взаимоконтроль;
6.
рефлексия
(осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). ФГОС вводит новое понятие —
"учебная ситуация"
. На уроках учитель создает
такую
ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.
Предлагаю рассмотреть, как всё это работает на уроке, на конкретном примере.
Тема урока:
Причастие как часть речи
Тип урока:
урок открытия новых знаний
Методическое обеспечение:
учебник по русскому языку под ред. Е. А. Быстровой для 7 класса общеобразовательных учреждений (Инновационная школа), презентация
Технологии:
технология проблемного обучения, технология работы в малых группах, технология оценивания, ИКТ-технология.
Мобилизирующий момент

:
Запись под диктовку. Неуклюжий малыш, зимнею порой, в зимнюю пору, неуклюжей походкой, осенним лесом, в осеннем лесу. зависит от погоды, волны плещутся, пенятся; упустишь минутку, встречаешь рассвет. – Знания какой орфограммы решил проверить учитель, составив диктант первой группы слов, второй группы слов? - Какие знания и умения необходимы, чтобы правильно написать слова? – Объясните условия выбора орфограмм в словах каждой группы. (Взаимопроверка по эталону)
Актуализация знаний
: Создайте задание для данной записи и выполните его. 1. Разряд, число, лицо, род, переходность, вид, спряжение, возвратность, падеж, время, наклонение постоянные постоянные непостоянные непостоянные (Самопроверка по эталону) Какова цель этой работы, для чего мы вспомнили морфологические признаки данных частей речи?
Постановка проблемы урока:

Работа с текстом по упр. 139 Задание: Прочитайте текст, найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень. Какой образ нарисован в тексте? Какие ещё художественные средства использует автор, для создания образа холодной и в то же время яркой, прекрасной золотой осени? Какого цвета осень?
Работа в парах
Выпишите однокоренные слова, рисующие цвет осени, распределив их в таблицу. Что вы заметили? В чем сомневаетесь?
Распределите выписанные слова в таблице

признак

действие

Какой вопрос у вас возник?
(Определение каких слов вызывает сомнение? Почему?)
Целеполагание:
Перед вами новая часть речи
- причастие.

В чем вы увидели её особенность? (обозначает и признак и действие, отвечает

на два вопроса: какие, что делающие, что сделавший)
Используя опыт изучения других частей речи, сформулируйте цели уроков изучения причастия (обсудите в паре) 1. Определить понятие причастия 2. Выявить грамматическое значение причастия 3. Выявить морфологические признаки причастия 4. Определить синтаксическую роль причастия 5. Узнать, как отличать причастия от прилагательного 6. Научиться отличать причастия от прилагательного 7. Узнать, как образуются причастия 8. Научиться образованию причастий 9. Научиться правильно писать причастие Все ли цели мы можем реализовать в одном уроке? Над какими из этих целей мы сегодня поработаем, поставьте себе эти цели.
Открытие новых знаний:

I.

Исследование

Работа в группах:
1 группа - анализирует причастие и прилагательное, находит у причастия признаки прилагательного 2 группа - сравнивает прилагательное и глагол и находит у причастия признаки глагола 3 группа выполняет словообразовательный разбор причастий. (Каким оборотом вы заменяли причастия, выявляя, от чего они образованы?)
4 группа определяет синтаксическую роль причастий, выписывает словосочетания Х + причастие, делают выводы
Группы представляют результаты своей работы. Все слушают, заполняют

таблицы, заканчивают незаконченные предложения.

Глагол

Причастие

Выводы

Прилагательное

Причастие

Выводы

В предложении причастия являются ....

Причастия образуются от .... и могут быть заменены....

Причастия поясняют .... , обозначая ....
(Проверка: группы представляют результаты своей работы, остальные слушают, заполняют таблицы)
II.

Задание: распределить данные причастия, определив время.
(Определяйте время, заменяя причастие глаголом со словом
который
) Услышанный, увиденный, желтеющий, гонимый, созревший, опадающий 1 2 группы - выполняют словообразовательный разбор причастий настоящего времени 3 4 группы - разбор причастий прошедшего времени (сделайте выводы, заполнив таблицу)
Суффиксы причастий

Настоящего времени

Прошедшего времени
(Самопроверка по эталону)
III.

Работа с теоретической частью учебника
Прочитайте теорию, сопоставьте со своими записями, добавьте недостающее. Что нового вы узнали из учебника. Просмотрев свои записи, предложите ответ на вопрос, как отличать причастие от других частей речи.
IV.

Итог урока. Рефлексия.
– Что мы узнали на уроке, чему научились, какие умения развивали? -- Соотнесите результаты своей работы с поставленной перед собой целью. Достигли ли вы поставленной цели? – Какие трудности встретились?
Содержание урока Знал раньше Поставленные цели (хотел узнать) Что нового узнал? 1. Прилагательное и его признаки 2. Глагол и его признаки 3. Причастие, признаки прилагательного и глагола у причастия 4. Синтаксическая роль причастия 5. Словообразование причастия 6. Функция причастия в речи – Дайте самооценку своей работы. Заполните таблицу самооценки:
Домашнее задание:
составить схему определения причастия и рассказ по данной схеме.
Технологическая карта урока выглядит следующим образом:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Тема:
Грамматическое значение причастия (с презентацией)

Тип урока.
Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников:

Метапредметные:
извлекать и преобразовывать информацию (таблица, схема, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения.
Предметные:
анализировать и характеризовать грамматическое значение причастия, находить причастие в тексте по опознавательным признакам – суффиксам настоящего и прошедшего времени, отличать причастия от однокоренных прилагательных.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. ,
Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология

оценивания,

духовно-

нравственное

воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание позитивного настроя на урок
II. Словарный

диктант.
Запись под диктовку. Неуклюжий малыш, зимнею порой, в зимнюю пору, неуклюжей походкой, осенним лесом, в осеннем лесу. зависит от погоды, волны плещутся, пенятся; упустишь минутку, встречаешь рассвет. – Знания какой орфограммы решил проверить учитель, составив диктант первой группы слов, второй группы слов? - Какие знания и умения необходимы, чтобы правильно написать слова? – Объясните условия выбора орфограмм в словах каждой группы. (Взаимопроверка по эталону)
Познавательные

УУД

1.
Владеть навыками аудирования.
2.
Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

III. Актуализация

знаний.

Предложите задание для следующей записи и

выполните его.
2. Разряд, число, лицо, род, переходность, вид, спряжение, возвратность, падеж, время, наклонение постоянные постоянные непостоянные непостоянные Какова цель этой работы? Как вы думаете, для чего мы вспомнили морфологические признаки данных частей речи?
Познавательные

УУД

2.
Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
IV. Постановка

проблемы урока.
Работа по учебнику (упр. 139) Работа с текстом. Прочитайте текст, найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень. Какой образ нарисован в тексте? Какие ещё художественные средства использует автор, для создания образа холодной и в то же время яркой, прекрасной золотой осени? Какого цвета осень? Выпишите однокоренные слова, рисующие цвет осени, распределив их в таблицу. Что вы заметили? В чем сомневаетесь?
Работа в парах

Распределите выписанные слова в таблице

признак

действие

Какой вопрос у вас возник?
(Определение каких слов вызывает сомнение? Почему?) Перед вами новая часть речи
- причастие.

В чем вы увидели её особенность? (обозначает и

признак, и действие; отвечает на два вопроса: какие,

что делающие, что сделавший)
Используя опыт изучения других частей речи, сформулируйте цели уроков изучения причастия (обсудите в паре) 7. Определить понятие причастия 8. Выявить грамматическое значение причастия 9. Выявить морфологические признаки причастия 10. Определить синтаксическую роль причастия 11. Узнать, как отличать причастия от прилагательного 12. Научиться отличать причастия от прилагательного 13. Узнать, как образуются причастия
Регулятивные УУД

1.
Высказывать предположения на основе наблюдений.
2.
Формулировать вопрос (проблему) урока.
14. Научиться образованию причастий 15. Научиться правильно писать причастие Все ли цели мы можем реализовать в одном уроке Над какими из этих целей мы сегодня поработаем, поставьте себе эти цели.
V. Открытие

новых знаний.

Исследование

Работа в группах:
1 группа - анализирует причастие и прилагательное, находит у причастия признаки прилагательного 2 группа - сравнивает прилагательное и глагол и находит у причастия признаки глагола 3 группа выполняет словообразовательный разбор причастий. (Каким оборотом вы заменяли причастия, выявляя, от чего они образованы?) 4 группа определяет синтаксическую роль причастий, выписывает словосочетания Х + причастие, делают выводы
Группы представляют результаты своей работы. Все

слушают, заполняют таблицы, заканчивают

незаконченные предложения.

Глагол

Причастие

Выводы

Прилагательное

Причастие

Выводы

В предложении причастия являются ....

Причастия образуются от .... и могут быть

заменены....

Причастия поясняют .... , обозначая ....
(Проверка: группы представляют результаты своей работы, остальные слушают, заполняют таблицы) Причастия обозначают особый признак. Когда возникает этот признак у предмета? (когда предмет совершает действие или действие совершается над ним, только в данный момент времени). Причастие обозначает временной признак. (слайд 7) Уточните последнее предложение.
Слайд 8

Задание: распределить данные причастия, определив

время.
(Определяйте время, заменяя причастие глаголом со словом который) 1 2 группы - выполняют словообразовательный разбор причастий настоящего времени 3 4 группы - разбор причастий прошедшего времени (сделайте выводы, заполнив таблицу)
Регулятивные УУД

1
. Искать пути решения проблемы.
2.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные

УУД

1.
Давать определения понятиям, устанавливать сходство и различие между понятиями.
2.
Владеть приёмами отбора и систематизации материала, выделять главное, сворачивать информацию (до ключевых слов).
3.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).
Коммуникативные

УУД

1.
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2.
Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

Суффиксы причастий

Настоящего времени

Прошедшего времени
(представление результатов работы)
Работа с теоретической частью учебника
Прочитайте теорию, сопоставьте со своими записями. Что нового вы узнали из учебника. Просмотрев свои записи, предложите ответ на вопрос, как отличать причастие от других частей речи.
Физминутка?

VI. Развитие

учебноязыковых

умений.
Задание: Даны стихотворные тексты Выпишите из них причастия, устно поясняя, по каким признакам вы их нашли (Самостоятельная работа с возможностью обратится за консультацией) Задание: Сгруппировать слова (Даны однокоренные причастия и прилагательные) Объяснить принцип группировки и способы отличия причастий от прилагательных.
Познавательные

УУД

1.
Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
VII. Итог урока.
– Что мы узнали на уроке, чему научились, какие умения развивали? -- Соотнесите результаты своей работы с поставленной перед собой целью. Достигли ли вы поставленной цели? – Какие трудности встретились? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок, успешно преодолеть трудности? – Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал). Заполните таблицу самооценки
Регулятивные УУД

1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.
Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее

задание.

1.
Составить схему определения причастия.
2.
Упр..


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!