"Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса"
Автор: Аксёнова Елена Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБ ОУ "С(К)НШ-ДС №2", г. Нерюнгри Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика Саха(Якутия) Наименование материала: статья Тема: "Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста в условиях образовательного процесса" Раздел: начальное образование
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение « Специальная (Коррекционная)
Начальная школа – Детский сад №2», г. Нерюнгри
Доклад на тему: «Социально – личностное развитие детей
младшего школьного возраста в условиях образовательного
процесса»
Выполнила:
Аксёнова Елена Сергеевна
(учитель начальных классов)
Нерюнгри 2016 год
Социализация
– развитие
и
самоизменение
человека
на
протяжении
всей
жизни
в
процессе
усвоения и воспроизводства культуры общества. Сущность социализации состоит в том, что в
процессе её человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Это происходит
как в процессе приспособления человека к обществу, так и в процессе его обособления в социуме.
Содержание
процессов
социализации
зависит
от
заинтересованности
общества
к
стремлению
сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными,
интеллектуальными и даже физическими идеалами.
«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто
поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и
личного счастья».
Требования к человеку в отношении его социализации предъявляет не только общество в целом, но и
конкретные группы, и институты социализации. Содержание этих требований зависит от возраста и
социального статуса человека. Он становится субъектом социализации, усваивающим социальные
нормы
и
культурные
ценности
в
единстве
с
реализацией
своей
активности,
изменением
и
самореализацией в обществе.
Можно
выделить
следующие механизмы
социализации
для
каждого
возраста:
естественно
–
культурные, социально – культурные, социально – психологические.
Естественно – культурные , подразумевают достижение на каждом возрастном этапе определённого
уровня физического и сексуального развития, имеющего некоторые
объективные и нормативные
различия в тех или иных регионально-культурных условиях.
На каждом возрастном этапе человеку необходимо достичь определённой степени своего познания,
свойственного
той
культуре
в
которой
он
живёт;
усвоить
элементы
этикета,
символики,
кинетического языка (жесты, мимика, пантомимика); развивать и реализовывать физические задатки;
вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, физическое
саморазвитие, управление своим психофизическим состоянием); перестраивать самоотношение к
жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями
Социально-культурные
–
познавательные,
морально-нравственные,
ценностно-смысловые
–
специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определённый период его
истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, региональным и ближайшим
окружением человека.
В
соответствии
с
возрастными
возможностями
от
него
ждут
приобщённости
к
определённому
уровню
общественной
культуры,
владения
некоторой
совокупностью
знаний,
умений,
навыков,
определённого уровня сформированности ценностей, участия в семейной жизни и производственно-
экономической деятельности.
Социально-психологические ,
предполагают
становление
самопознания
личности,
е ё
самоопределение
в
актуальной
жизни
и
на
перспективу,
самореализацию
и
самоутверждение,
которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.
Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определённой
меры самопознания, наличие относительно целостной
я - концепции и определённого уровня
самоуважения и самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею своей собственной позиции в различных
сферах актуальной жизнедеятельности и выработку жизненных планов. Так, например, в младшем
школьном
возрасте
ребёнку
необходимо
найти
индивидуально
приемлемую
и
одобряемую
окружающими позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен
определить
отношения
со
сверстниками
и
взрослыми,
перестроить
уже
имеющиеся
у
него
отношения.
В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиций среди сверстников своего
пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками
противоположного пола.
Самоутверждение –
достижение
человеком
субъективной
удовлетворённости
результатом
и
процессом самореализации, что влияет на активность человека в выдвижении перед собой целей, на
настойчивость и последовательность в их достижении. Так, например, эффективная социализация
предполагает определённый баланс между приспособлением к обществу и обособлением в нём.
Человек,
полностью
приспособленный
к
обществу
и
не
приспособленный
к
какой-то
мере
противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время
человек, не приспособленный к обществу, также становится жертвой социализации, т.к. отклоняется
от принятого в этом обществе образа жизни. Всё это связано с типом общества, в котором живёт и
развивается человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или
иных
социокультурных
слоёв,
конкретных
семей
и
воспитательных
организаций,
а
также
с
индивидуальными особенностями самого человека.
Следует заметить, что учителю сейчас приходится нелегко. В период политических и социально-
экономических
преобразований
в
обществе
педагогам
необходимо
вести
целенаправленную
и
эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителю очень важно верно
определить
целевые
ориентиры
в
своей
педагогической
деятельности,
не
ошибиться
в
выборе
принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в школьном и классном
сообществе.
Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема социально -
личностного
воспитания
становится
всё
более актуальной .
Кто
как
не
учитель,
имеющий
возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей
деятельности. И именно по этому, целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и
грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики . Задача социально - личностного
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
социально
необходимые
требования
общества
педагоги
превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть,
достоинство.
Ведь вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса
направляется на то, что бы учащийся в течение четырёх лет смог развивать личностные качества,
соответствующие
образу
выпускника
начальной
школы.
Он
складывается
из
пяти
потенциалов
личности: социально – личностный потенциал, коммуникативный, познавательный, физический и
художественный потенциалы.
Нас, конечно же, интересует социально – личностный потенциал – восприятие и понимание таких
ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «дружба со сверстниками», «любовь», «отзывчивость»,
«уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и
плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать
порядок и дисциплину в общественных местах. И проведя ряд анкетирований среди учащихся 2-4
классов (37 человек) мы выявили, что у 30 % сформировано такое качества, как «умение прощать»,
25% - «послушание», 40% - «любовь к людям», 23% -«внимание», 30% - «патриотизм» и т.д. (см.
диаграмму)
Учитель может помочь детям осознать эти ценности и установить приоритеты, найти смысл жизни и
ценить правду.
Пути решения проблем социального - личностного воспитания могут осуществляться как в процессе
специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы,
конкурсы, тематические досуги.
В
воспитании
любого
социально
–
личностного
качества
применяются
различные
средства
воспитания. В общей системе социального воспитания важное место занимает группа средств,
направленных
на
формирование
социально
-
нравственных
суждений,
оценок,
понятий,
на
воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты
по этическим проблемам.
Многие
учителя
справедливо
утверждают,
что
профессионально
воспользоваться
средствами
социально - личностного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения
этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она,
ни в коем случае,
не должна
переходить в чрезмерную назидательность. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей,
уровня нравственной подготовленности. Критерием социально - личностного воспитания могут быть
только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность
сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики
самого ребёнка.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение
к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла.
Непосредственное влияние на приобретение социальных ценностей лежит на учителе. Результат
этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребёнку. Эмоциональное состояние
жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.
Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения
целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.
Социализация является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу
ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои
отношения с окружающими. В социальном воспитании важно не только сформулировать моральное
сознание, нравственные чувства, но и самое главное, включить младшего школьника в различные
виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.
Результат социализации – социализированность, которая в наиболее общем виде понимается как
«сформированность черт, задаваемых статусом требуемых данным обществом»
Для того, что бы объективно оценить состояние проблем социального – личностного воспитания на
современном этапе, необходимо провести чёткий анализ мероприятий, неоднократно на практике
проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент можно сказать, на сколько
велико значение данной проблемы, что в школе необходимы специальные дополнительные занятия,
систематизирующие и углубляющие нравственные представления младших школьников.
Список используемой литературы:
1.
Гераскина
Ю.
Н. “Программа
эмоционального
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста” Магу – 2005 г.
2.
Дубровина И. В., Лисина М. И. “Возрастные особенности психического развития детей”. М –
2005 г.
3.
Петровский В. А. “Развитие социальных эмоций у детей младшего-школьного возраста”. М –
2006 г.
4.
Смирнова Е. О. “Детская психология”. М – 2003 г.
5.
Козлова
С.А. “Я
–
человек”:
Программа
приобщения
ребенка
к
социальному
миру//Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
6.
Крюкова С.В., Слободняк Н.П. “Программа эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста. –2000.
7.
А.В.Петровский. К пониманию личности в психологии//Вопросы психологии. – 1981. – № 2
8.
Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие.
МаГУ, 2005.
9.
Коломийченко
Л.В. “Концепция
и
программа
социального
развития
детей
младшего-
школьного возраста”, Пермь, 2002.
10. Ю.Н.
Гераскина “Программа
эмоционального
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста”, Магнитогорск, 2005 г.