Напоминание

"Звуки [т], [ т’], буквы Т,т"


Автор: Илюшечкина Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Починковская СШ
Населённый пункт: с.Починки, Починковского района
Наименование материала: технологическая карта
Тема: "Звуки [т], [ т’], буквы Т,т"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая

карта

.

Тема урока

Звуки [т], [т’], буквы Т, т. (с 52-57)

Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи
Учебные задачи,

направленные на

достижение предметных

результатов обучения
: - познакомить учащихся со звуками (т') и (т) и буквами, которые их обозначают; - овладение навыками плавного слогового чтения с
буквой т
, - чтение предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, - иметь представление об антонимах и многозначных словах.
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты

(предметные)
Владеть навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты
Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры
Универсальные учебные

действия

(метапредметные)

Регулятивные
: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные
: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – характеризуют согласные звуки [т], [т'],
Коммуникативные
: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно рассказывают сказку по сюжетной линии
Основное содержание

темы, понятия и термины
Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; антонимы, многозначные слова
Образовательные

ресурсы
1. Лента букв 2. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. 3. Картинки с музыкальными инструментами 4. Книги со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «О рыбаке и рыбке», иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» 5. Карточки с цифрами 3 и 5. 6. Касса букв (карточки с изученными буквами). 7. Электронное приложение к уроку обучения грамоте 8. Сигнальные карточки (красного и синего цветов). 1

Ход

урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые универсальные

учебные действия

I. Организация

начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Всем-всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, Не мешай учиться! – Проверим готовность к уроку. Напоминает главное правило на уроке:  Внимательно слушай учителя и своих товарищей. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Регулятивные: Организация рабочего места под руководством учителя, учатся самоорганизации Личностные: Развитие самостоятельности. Коммуникативные
:
учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им
II.Актуализация

опорных знаний.

Этап подготовки к

активной учебно-

познавательной

деятельности.
Чтение напечатанных на доске слов:
киска каска косы осина

-
Какое слово можно назвать лишним? - Почему? - Назвать гласные буквы. - Назвать согласные буквы. - Как еще мы можем ответить на вопрос: Какое слово лишнее? - Какая гласная буква показывает, что при произношении буква, стоящая перед ней, обозначает мягкий согласный звук? Побуждает к высказыванию своего мнения. Отвечают на вопросы учителя. - Лишнее - осина - Все слова начинаются с буквы К, а осина – с О - А, О, У, И, ы. - Н, К,С - Лишнее слово осина, потому что оно начинается с гласной буквы, остальные – с согласной. - Буква И. Активно и заинтересованно Коммуникативные: Постановка вопроса. Познавательные: Построение речевых высказываний. Находят ответы на вопросы 2

Речевая разминка.
Та – та - та – длинный хвостик у кота. Ту – ту – ту – я расту, расту, расту. Ти – ти – ти – веником могу мести. Том – том –том – поиграю я с котом. - Как тикают часы? участвуют в обсуждении. Проговаривают предложения.. Тик – так.
III.. Постановка

учебной задачи
– Какой первый звук вы сейчас произносили? -Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? – [т]. – Будем знакомиться со звуком [т] и буквой его, обозначающей на письме Формулируют учебную задачу Познавательные: Формулирование темы, постановка проблемы. Формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Регулятивные: Соотнесение того, что известно и что предстоит узнать. Коммуникативные : умения слушать и понимать речь других
IV. Усвоение новых

знаний и способов

деятельности.
1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [т] и [т’] (учебник, с. 53) -Какие русские народные сказки нам помогут изучать новый материал? – Выполним слого-звуковой анализ слова три. – Выделите начальный звук. Выделите звук [т’] из названия сказки. -Слого - звуковой анализ слова. «Три медведя», «Теремок». с учителем выполняют слого-звуковой анализ этих слов Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [т], [т’] в процессе слого- звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко повторять за учителем. Познавательные. осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, 3
согласные, сравнивают их подводить факты языка под освоенные понятия; Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого. 2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» – Назовите слова со звуком [т]. - И звуком [т’]. Тихо, суббота, тарелка, просить, тигр, тапочки, стихи, ток, тут. Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [т], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [т′] Личностные. п омоч ь уч а щ и мс я о с о з н а т ь социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности; Коммуникативные: вступают в учебное сотрудни- чество с учителем и одноклас- сниками, осуществляют совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Познавательные: воспринимают чтение, а также слушание учителя и 3..Работа со схемами на интерактивной доске. Электронное приложение к уроку «Буква Т». Работа усложняется тем, что звуки [т'] и [т] надо выделять и распознавать в слогах- слияниях. ТАНК ТИГР ТЕЛЕФОН КАРЕТА ТАКСИ ТРАМВАЙ Знакомство с буквой Т. - На что она похожа?
3.Игра «Твердый - мягкий»
(интерактивная доска) с мягким согласным звуком пингвинов сажаем в сугроб, а с твердым - на льдину.
4.Найти по сюжетной картинке 7 слов со

звуками [т'] и [т]
Высказывают свои предположения Читают слоги и буквосочетания и распределяют по 4
группам Находят слова одноклассников как способ получения информации; осваивают техническую сторону чтения как условие понимания читаемого; Осуществляют профилактику переутомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. 3. Знакомство с буквой Т – Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ). – На что похожа буква Т? Т в антенну превратилась И на доме очутилась. – Выложите букву Т из счетных палочек Находят букву Т на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из палочек выкладывают букву Т
Физкультминутка
Мы покинем этот класс, Станем
т
играми сейчас. Ну-ка выпрямись, дружок. Тигр делает прыжок. А теперь еще один. Ну а прыгнув, посидим. Поглядим по сторонам И присядем по местам. Выполняют движения согласно тексту 4. Чтение слогов- слияний и слов (учебник, с. 53) – Прочитайте слоги. -Как они образовались? – Прочитайте слова. – Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта? Хором читают слоги. – Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным. – Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным Познавательные: воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать 5. Работа с текстом (учебник, с. 53) – Прочитайте текст, соблюдая интонацию – Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с заглавной буквы? – Задайте другу вопросы со словами кто и Читают текст. – Имена людей пишутся с большой буквы. Составляют вопросы и 5
как. задают друг другу собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого. Регулятивные: умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров, учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. 6. Работа с иллюстрацией к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (учебник, с. 52) – Кто изображен на рисунке? – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя
Физкультминутка
Громко тикают часы (ходьба сидя), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). В школу нам пора идти (ходьба сидя), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). Мы учебники собрали (наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны), Тик-так, тик-так (наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова). В школу дружно зашагали (ходьба на месте), Тик-так, тик-так (наклоны головы) Выполняют движения под руководством учителя
V.Этап первичного

закрепления знаний

и способов действия

1.Чтение слов по слогам с.54 учебника

-
Не во всех словах слоги-слияния
.
Читать будем по слогам, затем слог протяжно читаем и добавляем звук
[т]
Затем слово прочитываем целиком – ка на т ни т ка - Ребята, все видели и знаете что такое КАНАТ?
2. Чтение текста. Работа со словами-
Слушают учителя, выполняют аналогичное чтение остальных слов. Читают по слогам. Определяют лексическое значение слов. Читают предложения, Познавательные: воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, 6

антонимами
- Чем отличаются НИТКИ от КАНАТА? - Слова, обозначающие противоположные значения называются
антонимы.

-
Назовите слова антонимы к словам: Белый Большой Высокий Холодный
3.Работа с текстом и рисунком с. 55

учебника
- Рассмотрите рисунок. -Что делают дети? - На каких музыкальных инструментах играют мальчики? - Что делает девочка? - Человека, который поет один, как называют? Солист или солистка. - Какой костюм у девочки и мальчиков? Чтение текста. - Как зовут мальчика, у которого ноты? - Дайте имена другим детям. Составьте продолжение рассказа. - Как пишутся имена детей?
4.Работа с многозначными словами.

С. 55 учебника

-
Рассмотрите рисунки, прочитайте слова под отвечают на вопросы. Осуществляют сравнение, подбирают слова противоположные по значению. Канат – толстый, нитки – тонкие. Белый – черный, Большой – маленький, Высокий – низкий Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы учителя. - Играют на музыкальных инструментах. - Балалайка и гармошка – народные инструменты - Девочка поет. - Она солистка. - Русские национальные костюмы. - Антон. Составляют продолжение текста на основе рисунка, дают имена детям. Объясняют употребление заглавной буквы в участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого. Регулятивные: умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров, учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого, учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания. Коммуникативные
:
учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные: учатся искать и 7
картинками. КАТОК КИСТИ - Что вы заметили? - Какое значение имеет слово КИСТИ Такие слова называются
многозначными
именах. Наблюдение над написанием слов и их многозначностью. Определяют разные значения слов. - Слова пишутся и произносятся одинаково, а значение слов разное. - Каток – машина для уплотнения дорожных покрытий. - Каток – гладкая ледяная поверхность для катания на коньках Кисти рябины Кисти на знамени, занавесах Кисти для рисования, для покраски выделять необходимую информацию из иллюстраций. Регулятивные: учатся ориенти- роваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя
VI. Рефлексивно-

оценочный
-Почему корова эта Маленького роста -Отвечает Вове Света: -Очень даже просто, Это же – ребенок, Это же… По небу оравою Бредут мешки дырявые, И бывает иногда Из мешков течет вода. Спрячемся получше От дырявой… Быть должны всегда в порядке (теленок) ( тучи) Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учатся учитывать разные мнения Познавательные: учатся использовать речь для регуляции своего действия, учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Регулятивные
:
учатся устанавливать соответствие 8
Твои школьные… – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? -Дайте характеристику этому звуку. Приведите примеры слов с изученной буквой - Оцените свою деятельность на уроке ( тетрадки) Отвечают на вопросы учителя полученного результата и поставленной цели. 9


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!