Автор: Илюшечкина Анна Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Починковская СШ Населённый пункт: с.Починки, Починковского района Наименование материала: технологическая карта Тема: "Звуки [т], [ т’], буквы Т,т" Раздел: начальное образование
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквами Т, т, развития речи
Учебные задачи,
направленные на
достижение предметных
результатов обучения :
- познакомить учащихся со звуками (т') и (т) и буквами, которые их обозначают;
- овладение навыками плавного слогового чтения с буквой т ,
- чтение предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками
препинания,
- иметь представление об антонимах и многозначных словах.
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты
(предметные)
Владеть навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с
интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты
Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры
Универсальные учебные
действия
(метапредметные)
Регулятивные : формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку
на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную
деятельность и партнёров.
Познавательные : развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы,
выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы:
общеучебные – находят ответы на вопросы в
иллюстрациях, в художественном тексте, логические – характеризуют согласные звуки [т], [т'],
Коммуникативные : развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг
друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации. Выразительно рассказывают сказку по сюжетной линии
Основное содержание
темы, понятия и термины
Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т;
антонимы, многозначные слова
Образовательные
ресурсы
1. Лента букв
2. Учебник « Азбука», Москва, «Просвещение», 2011г. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.
3. Картинки с музыкальными инструментами
4. Книги со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «О рыбаке и рыбке», иллюстрация
к поэме «Руслан и Людмила»
5. Карточки с цифрами 3 и 5.
6. Касса букв (карточки с изученными буквами).
7. Электронное приложение к уроку обучения грамоте
8. Сигнальные карточки (красного и синего цветов).
1
Ход
урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые универсальные
учебные действия
I. Организация
начала урока.
Проверка
готовности класса и
оборудования;
эмоциональный
настрой на урок
Приветствие учащихся.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
– Проверим готовность к уроку. Напоминает
главное правило на уроке:
Внимательно слушай учителя и своих
товарищей.
Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее
место, проверяют
наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе
Регулятивные:
Организация рабочего
места под руководством учителя,
учатся самоорганизации
Личностные:
Развитие
самостоятельности.
Коммуникативные : учатся
совместно договариваться о
правилах поведения и общения на
уроке и следовать им
II.Актуализация
опорных знаний.
Этап подготовки к
активной учебно-
познавательной
деятельности.
Чтение напечатанных на доске слов:
киска каска косы осина
- Какое слово можно назвать лишним?
- Почему?
- Назвать гласные буквы.
- Назвать согласные буквы.
- Как еще мы можем ответить на вопрос:
Какое слово лишнее?
- Какая гласная буква показывает, что при
произношении буква, стоящая перед ней,
обозначает мягкий согласный звук?
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отвечают на вопросы
учителя.
- Лишнее - осина
- Все слова начинаются
с буквы К, а осина – с О
- А, О, У, И, ы.
- Н, К,С
- Лишнее слово осина,
потому что оно
начинается с гласной
буквы, остальные – с
согласной.
- Буква И.
Активно и
заинтересованно
Коммуникативные:
Постановка вопроса.
Познавательные:
Построение речевых
высказываний.
Находят ответы на вопросы
2
Речевая разминка.
Та – та - та – длинный хвостик у кота.
Ту – ту – ту – я расту, расту, расту.
Ти – ти – ти – веником могу мести.
Том – том –том – поиграю я с котом.
- Как тикают часы?
участвуют в
обсуждении.
Проговаривают
предложения..
Тик – так.
III.. Постановка
учебной задачи
– Какой первый звук вы сейчас произносили?
-Как
вы
думаете,
что
мы
будем
изучать
сегодня на уроке?
– [т].
– Будем знакомиться со
звуком [т] и буквой его,
обозначающей на письме
Формулируют учебную
задачу
Познавательные:
Формулирование темы, постановка
проблемы.
Формировать умения
выдвигать гипотезу и
обосновывать её.
Регулятивные:
Соотнесение того,
что известно и
что предстоит узнать.
Коммуникативные :
умения слушать и
понимать речь других
IV. Усвоение новых
знаний и способов
деятельности.
1. Выделение
твердого и мягкого
согласных звуков [т]
и [т’] (учебник, с. 53)
-Какие русские народные сказки нам помогут
изучать новый материал?
– Выполним слого-звуковой анализ слова
три.
– Выделите начальный звук.
Выделите звук [т’] из названия сказки.
-Слого - звуковой анализ слова.
«Три медведя», «Теремок».
с учителем выполняют
слого-звуковой анализ этих
слов
Выполняют слого-звуковой
анализ слов с изучаемыми
звуками. Выделяют звуки
[т], [т’] в процессе слого-
звукового анализа,
наблюдают над
особенностями
произнесения новых
звуков. Характеризуют
выделенные звуки,
доказывают, что звуки
Коммуникативные:
Формирование умения
слушать и слышать,
ясно и чётко повторять за
учителем.
Познавательные.
осознавать звуки,
соотношение звуков и букв,
слова, речь (устную и
письменную), выполнять
применительно к ним операции
анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения,
3
согласные, сравнивают их
подводить факты языка под
освоенные понятия;
Познавательные УУД:
знаково-символическое
моделирование
Коммуникативные:
участвовать в диалоге,
в общей беседе, выполняя при
этом принятые нормы
речевого поведения, культуры
речи; задавать вопросы, слушать
собеседников, стремиться сделать
свою речь понятной, стараться
понять мысль другого.
2. Дидактическая
игра «Твердый –
мягкий»
– Назовите слова со звуком [т].
- И звуком [т’].
Тихо, суббота, тарелка, просить, тигр,
тапочки, стихи, ток, тут.
Поднимают синюю
карточку, если слышат
твердый согласный [т],
зеленую карточку – если
слышат мягкий звук [т′]
Личностные.
п омоч ь
уч а щ и мс я
о с о з н а т ь
социальную, практическую и
личностную значимость
учебного материала, ценность
совместной деятельности;
Коммуникативные:
вступают в учебное сотрудни-
чество с учителем и одноклас-
сниками, осуществляют
совместную деятельность,
осваивая различные способы
взаимной помощи партнёру по
общению.
Познавательные:
воспринимают чтение, а также
слушание учителя и
3..Работа со схемами
на интерактивной
доске. Электронное
приложение к уроку
«Буква Т».
Работа усложняется тем, что звуки [т'] и [т]
надо выделять и распознавать в слогах-
слияниях.
ТАНК ТИГР ТЕЛЕФОН КАРЕТА ТАКСИ
ТРАМВАЙ
Знакомство с буквой Т.
- На что она похожа?
3.Игра «Твердый - мягкий» (интерактивная
доска) с мягким согласным звуком пингвинов
сажаем в сугроб, а с твердым - на льдину.
4.Найти по сюжетной картинке 7 слов со
звуками [т'] и [т]
Высказывают свои
предположения
Читают слоги и
буквосочетания и
распределяют по
4
группам
Находят слова
одноклассников как способ
получения информации; осваивают
техническую сторону чтения как
условие понимания читаемого;
Осуществляют профилактику
переутомления. Ориентируются на
здоровый образ жизни, активно
участвуют в физкультминутке.
3. Знакомство с
буквой Т
– Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются
одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).
– На что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
– Выложите букву Т из счетных палочек
Находят букву Т
на «ленте букв».
Высказывают свои
предположения.
Из
палочек
выкладывают
букву Т
Физкультминутка
Мы покинем этот класс,
Станем т играми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь еще один.
Ну а прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.
Выполняют движения
согласно тексту
4. Чтение слогов-
слияний и слов
(учебник, с. 53)
– Прочитайте слоги.
-Как они образовались?
– Прочитайте слова.
–
Что
показывает
сплошная
вертикальная
прямая и прерывистая вертикальная черта?
Хором читают слоги.
– Слоги образованы
слиянием согласного звука
с гласным.
– Сплошная вертикальная
прямая показывает
границы слогов.
Прерывистая вертикальная
черта – помогает
правильно прочесть слово,
если нет слияния
согласного с гласным
Познавательные:
воспринимать чтение, а также
слушание учителя и
одноклассников как способ
получения информации; осваивать
техническую сторону чтения как
условие понимания читаемого.
Коммуникативные:
формирование умения
слушать и слышать,
участвовать в диалоге,
в общей беседе, выполняя при
этом принятые нормы
речевого поведения, культуры
речи; задавать вопросы, слушать
5. Работа с текстом
(учебник, с. 53)
– Прочитайте текст, соблюдая интонацию
– Почему слова Таня, Саня, Никита написаны
с заглавной буквы?
– Задайте другу вопросы со словами кто и
Читают текст.
– Имена людей пишутся с
большой буквы.
Составляют вопросы и
5
как.
задают друг другу
собеседников, стремиться сделать
свою речь понятной, стараться
понять мысль другого.
Регулятивные:
умения контролировать и
оценивать собственную учебную
деятельность и партнёров,
учатся выполнять и
контролировать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей
Коммуникативные:
вступать в учебное сотрудничество
с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную
деятельность, осваивая различные
способы взаимной помощи
партнёру по общению.
6. Работа с
иллюстрацией к
поэме А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила»
(учебник, с. 52)
– Кто изображен на рисунке?
– Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Рассматривают рисунок,
отвечают на вопросы
учителя
Физкультминутка
Громко тикают часы
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая
слова).
В школу нам пора идти
(ходьба сидя),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая
слова).
Мы учебники собрали
(наклон назад, прогнувшись,
руки развести в стороны),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы вправо-влево, проговаривая
слова).
В школу дружно зашагали
(ходьба на месте),
Тик-так, тик-так
(наклоны головы)
Выполняют движения под
руководством учителя
V.Этап первичного
закрепления знаний
и способов действия
1.Чтение слов по слогам с.54 учебника
- Не во всех словах слоги-слияния . Читать
будем по слогам, затем слог протяжно читаем
и добавляем звук [т]
Затем слово прочитываем целиком – ка на т
ни т ка
- Ребята, все видели и знаете что такое
КАНАТ?
2. Чтение текста. Работа со словами-
Слушают учителя,
выполняют аналогичное
чтение остальных слов.
Читают по слогам.
Определяют лексическое
значение слов.
Читают предложения,
Познавательные:
воспринимать чтение, а также
слушание учителя и
одноклассников как способ
получения информации; осваивать
техническую сторону чтения как
условие понимания читаемого.
Коммуникативные:
формирование умения
слушать и слышать,
6
антонимами
- Чем отличаются НИТКИ от КАНАТА?
- Слова, обозначающие противоположные
значения называются антонимы.
- Назовите слова антонимы к словам:
Белый
Большой
Высокий
Холодный
3.Работа с текстом и рисунком с. 55
учебника
- Рассмотрите рисунок.
-Что делают дети?
- На каких музыкальных инструментах
играют мальчики?
- Что делает девочка?
- Человека, который поет один, как называют?
Солист или солистка.
- Какой костюм у девочки и мальчиков?
Чтение текста.
- Как зовут мальчика, у которого ноты?
- Дайте имена другим детям. Составьте
продолжение рассказа.
- Как пишутся имена детей?
4.Работа с многозначными словами.
С. 55 учебника
- Рассмотрите рисунки, прочитайте слова под
отвечают на вопросы.
Осуществляют
сравнение, подбирают
слова противоположные
по значению.
Канат – толстый, нитки –
тонкие.
Белый – черный,
Большой – маленький,
Высокий – низкий
Рассматривают рисунок.
Отвечают на вопросы
учителя.
- Играют на
музыкальных
инструментах.
- Балалайка и гармошка –
народные инструменты
- Девочка поет.
- Она солистка.
- Русские национальные
костюмы.
- Антон.
Составляют
продолжение текста на
основе рисунка, дают
имена детям.
Объясняют употребление
заглавной буквы в
участвовать в диалоге,
в общей беседе, выполняя при
этом принятые нормы
речевого поведения, культуры
речи; задавать вопросы, слушать
собеседников, стремиться сделать
свою речь понятной, стараться
понять мысль другого.
Регулятивные:
умения контролировать и
оценивать собственную учебную
деятельность и партнёров,
учатся выполнять и
контролировать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей
Познавательные:
воспринимать чтение, а также
слушание учителя и
одноклассников как способ
получения информации; осваивать
техническую сторону чтения как
условие понимания читаемого,
учатся находить необходимую
информацию для выполнения
учебного задания.
Коммуникативные : учатся
оформлять свои мысли в устной
форме; слушать и понимать речь
других
Познавательные: учатся искать и
7
картинками.
КАТОК КИСТИ
- Что вы заметили?
- Какое значение имеет слово КИСТИ
Такие слова называются многозначными
именах.
Наблюдение над
написанием слов и их
многозначностью.
Определяют разные
значения слов.
- Слова пишутся и
произносятся одинаково,
а значение слов разное.
- Каток – машина для
уплотнения дорожных
покрытий.
- Каток – гладкая ледяная
поверхность для катания
на коньках
Кисти рябины
Кисти на знамени,
занавесах
Кисти для рисования,
для покраски
выделять необходимую
информацию из иллюстраций.
Регулятивные: учатся ориенти-
роваться в своей системе знаний,
отличать новое от уже известного с
помощью учителя
VI. Рефлексивно-
оценочный
-Почему корова эта
Маленького роста
-Отвечает Вове Света:
-Очень даже просто,
Это же – ребенок,
Это же…
По небу оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой…
Быть должны всегда в порядке
(теленок)
( тучи)
Коммуникативные: учатся
оформлять свои мысли в устной
форме, слушать и понимать речь
других, учатся учитывать разные
мнения
Познавательные: учатся
использовать речь для регуляции
своего действия, учатся
структурировать знания, оценивать
процесс и результат деятельности.
Регулятивные : учатся
устанавливать соответствие
8
Твои школьные…
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Какие знания, умения, навыки помогали
нам сегодня на уроке?
-Дайте характеристику этому звуку.
Приведите примеры слов с изученной буквой
- Оцените свою деятельность на уроке
( тетрадки)
Отвечают на вопросы
учителя
полученного результата и
поставленной цели.
9