Автор: Замотаева Елена Владимировна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Нигирь Населённый пункт: с. Нигирь Николаевского района Хабаровского края Наименование материала: методическая разработка Тема: Мониторинг по физической культуре Раздел: среднее образование
Мониторинг по физической культуре в МБОУ ООШ с. Нигирь
Эффективное управление процессом развития ребенка предполагает
владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний.
Предлагаемая методика простых и эффективных техник самоконтроля при их
регулярном и систематическом использовании обеспечит отслеживание в мо-
ниторинге
важнейших
показателей
физического
развития,
физической
и
функциональной подготовленности, а также уровня знаний по предмету «фи-
зическая
культура».
Она
не
требует
отдельных
пояснений
для
учителей,
школьников, студентов, родителей, тренеров, несмотря на непохожесть, их
друг на друга по возрасту и образовательному уровню. Данная методика про-
шла апробацию в образовательном учреждении с. Нигирь.
Вначале группа тестируемых знакомится с методикой и параметрами,
характеризующими
физическое
развитие,
физическую
и
функциональную
подготовленность. Объясняется выполнение проб и тестов, работа с исполь-
зуемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняются расчетные
формулы и оценочные критерии.
Для комплексной оценки показателей здоровья могут быть использова-
ны: уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях и группах
здоровья, дополнительный час в неделю на спортивно-оздоровительные заня-
тия, уроки «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной под-
готовки», а также специально организованные Дни и часы здоровья, фа-
культативные курсы или кружки внеклассной работы.
К исследованиям по комплексной оценке показателей здоровья, наряду
с учителями физической культуры, тренерами, медработниками, могут быть
привлечены учителя основ безопасности жизнедеятельности и основ военной
подготовки, кураторы и классные руководители, учителя информатики (для
внедрения компьютерных технологий) и учащиеся, имеющие склонность к
активной творческой, экспериментально-исследовательской и научной рабо-
те.
Оценку показателей здоровья желательно начать с учета наследствен-
ности (генетический анамнез: история жизни, болезни родственников, пер-
вичная диагностика факторов риска), затем перейти к получению исходных
данных путем фактических измерений, выполнения проб и тестов, характери-
зующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уро-
вень физического состояния испытуемого, потом – к расчетам должных зна-
чений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Из-
мерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими
(например, 2–3 раза в год), что будет способствовать поддержанию и повыше-
нию интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и отслежива-
нию динамики его показателей. Оптимальной может считаться оздоровитель-
ная программа, в которой предусмотрены режим и массаж, дыхательная гим-
настика и двигательная нагрузка, закаливание и аутотренинг, а также упраж-
нения на развитие гибкости, мышечной силы и выносливости.
1
Тестирование
по
физическому
воспитанию
является
для
учащихся
увлекательной игрой, где можно посостязаться, используя простейшие прибо-
ры (динамометр, спирометр, мерную ленту, секундомер и др.), в силе, жиз-
ненной емкости легких, развитии грудной клетки, задержке дыхания, в разви-
тии физических качеств и т.д., а главное, в мониторинге отслеживая динами-
ку этих показателей в процессе обучения.
Физическую полноценность человека характеризуют:
гармоничность развития;
нормальное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной,
опорно-двигательной и других систем организма.
Оценка показателей физического развития, функциональной и физиче-
ской подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами
физической культуры, спорта, туризма и закаливания.
Таким представляется одно из направлений в решении проблемы оздо-
ровления нации.
На состояние и перспективы здоровья детей серьезнейшее влияние ока-
зывают содержание и формы организации учебной деятельности. Предпола-
гается отслеживание динамики развития морфофункциональных систем орга-
низма ребенка в рамках нормы и упреждающее профилактическое воздей-
ствие, повышающее адаптивный потенциал детей. Создание и внедрение тех-
нологии функционального тестирования, включающего периодическое изме-
рение функционально значимых параметров, предполагает наличие методи-
ческой поддержки и аппаратного комплекса. Методическая поддержка вклю-
чает детальное описание процедуры проведения тестирования (порядок об-
следования отдельного школьника и принципы организации массового обсле-
дования класса и всей школы). Особый раздел методики – интерпретация ре-
зультатов тестирования для вмешательств корригирующего характера. Аппа-
ратный комплекс должен обеспечивать возможность измерения функциональ-
ных параметров, быть достаточно компактным, надежным и обладать прием-
лемой стоимостью. Компьютер – важный элемент аппаратного комплекса,
позволяющий осуществить учет результатов обследования и сформировать
рекомендации для школьника, учителя физической культуры, классного руко-
водителя по поводу текущего физического состояния школьника и его дина-
мики.
Цель методики – дать знания, умения и привить навыки, необходимые
для оценки показателей здоровья как занимающихся физической культурой,
спортом и туризмом, так и не занимающихся ими.
Задачи:
1. Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования.
2. Обучение анализу полученных результатов.
3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных техно-
логий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоро-
вья.
2
План проведения педагогических измерений показателей здоровья
школьников.
Класс: 4 «Б», 6 «А»
Место проведения: Спортивный зал, спортплощадка школы, медкаби-
нет школы
Дата проведения: Сентябрь, апрель-май
Оборудование: Секундомер, тонометр, спирометр, кистевой динамо-
метр, ростомер, сантиметровая лента, рулетка, весы, маты, скамейка, скакал-
ка, перекладина.
Цель методики:
Оценить состояние физического развития, физической и функцио-
нальной подготовленности обучающихся разновозрастных групп.
Проанализировать полученные данные.
Дать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников в
общеобразовательном учреждении.
Задачи:
Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования.
Обучение анализу полученных результатов.
Внедрение информационно-диагностических компьютерных техно-
логий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показа-
телей здоровья.
Описание методики организации и проведения измерений, методы
обработки полученных результатов.
На первом этапе в карту тестирования показателей здоровья в общую
часть заносим личные данные «ФИО», «Пол», «Дата рождения» заполняемые
один раз и могут сопровождать тестируемого на протяжении учебы с 1-го по
9- й класс. Проведение измерений производим 2 раза в учебном году (в нача-
ле сентября и в конце апреля - начале мая).
После заполнения общей части переходим к исследованию физического
развития:
Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной
клетки.
Жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая
сила.
Форма грудной клетки (телосложение), вид осанки.
Комплексная оценка физического развития включают для каждого про-
тестированного:
-определение с помощью центильных таблиц группы физического раз-
вития ( I группа – здоровые дети, II группа – «группа риска», III группа – дети
со значительными отклонениями физического развития);
-определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы
тела, массы тела, соответствующей норме.
3
Суммирую индивидуальные значения показателей, компьютерная про-
грамма вычисляет рейтинговые значения класса, школы, отвечая на вопросы:
«Сколько процентов учащихся относятся к I,II,III группам? Сколько процен-
тов учащихся имеют дефицит массы тела?»
Рост измеряем при помощи деревянного ростомера.
Массу тела определяем путем взвешивания на медицинских весах.
Окружность грудной клетки измеряем сантиметровой лентой. Замеры
проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и выдохе.
Сила кисти правой и левой руки измеряется кистевым динамометром.
Прямая рука в сторону до уровня плеча, сжать без рывка с максимальным
усилием. Это измерение повторяют с интервалом 30 сек. три раза, наи-
большая величина соответствует силе кисти.
Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое
можно выдохнуть после максимального вдоха. Жизненная емкость легких яв-
ляется показателем подвижности легких и грудной клетки, сильно зависит от
роста, возраста и пола.
Жизненная емкость легких измеряется в положении стоя со спиромет-
ром ССП. Перед замером рекомендуется отдых в течение 3-5 мин. Из 2-3 из-
мерений с паузами 15-20 сек. фиксируется наибольший результат.
Частота сердечных сокращений измеряется за 15 сек., и результат умно-
жается на 4. Измеряется после 5-7 мин. отдыха лежа на спине или сидя. За-
мер частоты сердечных сокращений стоя опереться спиной о стену, чтобы
ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин. Часто-
та сердечных сокращений после 30 приседаний за 30 сек. измеряется в поло-
жении стоя сразу после нагрузки. Замер частоты сердечных сокращений вы-
полняется после 1 мин. восстановления. Артериальное давление измеряется
тонометром на правой руке в положении сидя после 5 -10 мин. отдыха.
Время задержки дыхания
на
вдохе измеряют после 3-5 минутного
отдыха. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Тестируемый
делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыха-
ние, зажав нос пальцами. Для определения замера на выдохе технология за-
мера аналогичная. Интервал между замерами времени задержки дыхания на
вдохе и выдохе не менее 5-7 мин.
Тесты для определения уровня физической подготовленности:
Скоростной (бег на 30 м)
Координационный (прыжки через скакалку)
Скоростно-силовой (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30
сек.)
Силовой (подтягивание, отжимание)
На выносливость (бег 1000 м)
На гибкость (наклоны туловища вперед из положения сидя)
Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уро-
вень развития и контролирует успешность совершенствования физических
качеств в течение каждого учебного года.
4
Карта тестирования показателей здоровья школьников
Район: ______________ ОУ: ___ Дата тестирования: __________ г.
Общая часть
Воз-
раст
Физическое развитие
№
п/
п
Фамилия, имя, отчество
Класс
Литера
Пол (м/ж)
Дата рожде-
ния
Рост
(см)
Масса
тела (кг)
Окружность груд-
ной клетки (см)
Сила ки-
сти (кг)
На вдохе
В покое
На выдохе
Правая
Левая
ЖЕЛ (л)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Средние арифметические показатели
5
Общая часть
Функциональная подготовленность
Физическая подготовленность
№
п/п
Фамилия, имя, отчество
Арт.давл.
(мм.рт.ст.)
Задержка ды-
хания (сек)
ЧСС (уд-/мин.)
Гибкость (+/- см)
Прыжки
Силовые
Бег
Мах СД
Min ДД
На вдохе
На выдохе
В покое лёжа
В покое стоя
После нагр.30 присед. за 30
сек.
После 1 мин. восстан.
Пры-
жок в
длину с
места
(см)
Прыж-
ки че-
рез ска-
калку
за 1
мин.
(раз)
Отжи-
мание
от пола
(раз)
Подъём
тул. за
30 сек.
(раз)
Подтя-
гива-
ние
(раз)
Бег 30 м
(сек)
Бег
1000 м
(мин.,
сек.)
1
Карта тестирования показателей здоровья школьников
Район_______________ ОУ: ______________ Дата тестирования:__________________--
Общая часть
Воз-
раст
Физическое развитие
№
п/
п
Фамилия, имя, отчество
Класс
Литера
Пол (м/ж)
Дата рожде-
ния
Рост
(см)
Масса
тела (кг)
Окружность груд-
ной клетки (см)
Сила ки-
сти (кг)
На вдохе
В покое
На выдохе
Правая
Левая
ЖЕЛ (л)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Средние арифметические показатели
7
Общая часть
Функциональная подготовленность
Физическая подготовленность
№
п/п
Фамилия, имя, отчество
Арт.давл.
(мм.рт.ст.)
Задержка
дыхания
(сек)
ЧСС (уд-/мин.)
Гибкость (+/- см)
Прыжки
Силовые
Бег
Мах СД
Min ДД
На вдохе
На выдохе
В покое лёжа
В покое стоя
После нагр.30 присед. за 30
сек.
После 1 мин. восстан.
Пры-
жок в
длину с
места
(см)
Прыж-
ки че-
рез ска-
калку
за 1
мин.
(раз)
Отжи-
мание
от пола
(раз)
Подъём
тул. за
30 сек.
(раз)
Подтя-
гива-
ние
(раз)
Бег 30 м
(сек)
Бег
1000 м
(мин.,
сек.)
1
Выводы по результатам тестирования
Мною было проведено тестирование показателей здоровья школьников
двух классов разных возрастных групп: 4 «Б» и 6 «А». Во всех классах я пре-
подаю физическую культуру . Моей задачей в этой работе было провести те-
стирование показателей здоровья школьников двух разновозрастных групп.
Цель тестирования:
Оценить состояние физического развития, физической и функцио-
нальной подготовленности обучающихся разновозрастных групп.
Проанализировать полученные данные.
Дать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников в
общеобразовательном учреждении.
По результатам фактических измерений и в соответствии с методи-
кой, мы выполнили расчет индивидуальных показателей физическо-
го развития, физической и функциональной подготовленности обу-
чающихся. При этом мы использовали расчетные карты тестирова-
ния показателей здоровья школьников (таблицы №3).
Обучающиеся 6-го класса имеют хорошие показатели по ЖЕЛ и окруж-
ности грудной клетки (ОГК), что говорит о достаточно высоком состоянии
лёгких.
У некоторых обучающихся 4 «Б» класса наблюдается картина дефицита
веса, а у некоторых наоборот - избыток. Это связано с физиологическими
особенностями этого возраста, где наблюдается тенденция акселерации. Бы-
строта набора избыточной массы тела негативно влияет на показатели физи-
ческой подготовленности учащихся, так как мышцы не успевают развиваться
с быстротой набора массы тела.
По индексу силы кисти у учащихся 6-го «А» класса средние показатели
высокие. Это обусловлено тем, что одиннадцать обучающихся посещают до-
полнительно занятия по спортивной гимнастике, где большее внимание уде-
ляется упражнению на гимнастических снарядах. А в 4-ом «Б» классе мы
проходим только программный материал на уроках физической культуры.
По физической подготовленности, обучающиеся 6-го «А» класса имеют
высокие показатели 46%, средние 33% и удовлетворительные 21%. В 4-ом
«Б» классе по физической подготовленности обучающиеся показали следую-
щие результаты: 53%-высокие, 47%-средние.
По отдельным видам тестирования были низкие результаты у отдель-
ных учащихся. Я считаю, что необходимо организовать дополнительную ин-
дивидуальную работу на проблемные показатели.
По результатам тестирования и расчета данных была выявлена недора-
ботка в развитии такого физического качества, как гибкость. В обоих классах
показатели средние. Произошел перекос в пользу силовых упражнений. Ис-
ключением служат обучающиеся, занимающиеся в секции спортивной гимна-
стики, цирковой студии и танцев. Требуется корректировка в планировании.
Рекомендации:
10
Провести мониторинг показателей здоровья в конце учебного года
для выявления динамики роста или уменьшения отдельных видов.
Ввести комплексный мониторинг всех обучающихся школы. При об-
работке данных использовать компьютерные программы.
Привлечь к сбору и обработке данных самих обучающихся (индиви-
дуальные карты показателей здоровья) и классных руководителей
для комплексного мониторинга показателей здоровья учащихся, что
даст дополнительный стимул к занятиям спортом и соревнователь-
ной деятельности.
В связи с тем, что количество учащихся с избыточной массой тела
непрерывно растет, повлиять на работу школьной столовой. Умень-
шить количество продаваемой выпечки и сладостей.
Уделить на уроках физкультуры большое внимание развитию гибко-
сти. Составить специальные комплексы для занятий с классом и ин-
дивидуальные для самостоятельных занятий.
В 4-ой четверти уделить особое внимание повышению выносливо-
сти на уроках легкой атлетики.
Выступить на районном МО учителей с анализом проведенных ис-
следований
и
рекомендовать
их
другим
учителям
физической
культуры.
За счет вариативной части тематического планирования, ввести кор-
рективы, адаптированные к проживанию в Чернобыльской зоне и
обсудить их на МО учителей физической культуры города и района.
11