Напоминание

Мониторинг по физической культуре


Автор: Замотаева Елена Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ООШ с. Нигирь
Населённый пункт: с. Нигирь Николаевского района Хабаровского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мониторинг по физической культуре
Раздел: среднее образование





Назад




Мониторинг по физической культуре в МБОУ ООШ с. Нигирь Эффективное управление процессом развития ребенка предполагает владение информацией о динамике показателей здоровья и уровня знаний. Предлагаемая методика простых и эффективных техник самоконтроля при их регулярном и систематическом использовании обеспечит отслеживание в мо- ниторинге важнейших показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также уровня знаний по предмету «фи- зическая культура». Она не требует отдельных пояснений для учителей, школьников, студентов, родителей, тренеров, несмотря на непохожесть, их друг на друга по возрасту и образовательному уровню. Данная методика про- шла апробацию в образовательном учреждении с. Нигирь. Вначале группа тестируемых знакомится с методикой и параметрами, характеризующими физическое развитие, физическую и функциональную подготовленность. Объясняется выполнение проб и тестов, работа с исполь- зуемыми приборами и инструментами. Подробно разъясняются расчетные формулы и оценочные критерии. Для комплексной оценки показателей здоровья могут быть использова- ны: уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях и группах здоровья, дополнительный час в неделю на спортивно-оздоровительные заня- тия, уроки «Основ безопасности жизнедеятельности» и «Основ военной под- готовки», а также специально организованные Дни и часы здоровья, фа- культативные курсы или кружки внеклассной работы. К исследованиям по комплексной оценке показателей здоровья, наряду с учителями физической культуры, тренерами, медработниками, могут быть привлечены учителя основ безопасности жизнедеятельности и основ военной подготовки, кураторы и классные руководители, учителя информатики (для внедрения компьютерных технологий) и учащиеся, имеющие склонность к активной творческой, экспериментально-исследовательской и научной рабо- те. Оценку показателей здоровья желательно начать с учета наследствен- ности (генетический анамнез: история жизни, болезни родственников, пер- вичная диагностика факторов риска), затем перейти к получению исходных данных путем фактических измерений, выполнения проб и тестов, характери- зующих в том числе и адаптацию организма к физической нагрузке, и уро- вень физического состояния испытуемого, потом – к расчетам должных зна- чений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Из- мерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими (например, 2–3 раза в год), что будет способствовать поддержанию и повыше- нию интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и отслежива- нию динамики его показателей. Оптимальной может считаться оздоровитель- ная программа, в которой предусмотрены режим и массаж, дыхательная гим- настика и двигательная нагрузка, закаливание и аутотренинг, а также упраж- нения на развитие гибкости, мышечной силы и выносливости. 1
Тестирование по физическому воспитанию является для учащихся увлекательной игрой, где можно посостязаться, используя простейшие прибо- ры (динамометр, спирометр, мерную ленту, секундомер и др.), в силе, жиз- ненной емкости легких, развитии грудной клетки, задержке дыхания, в разви- тии физических качеств и т.д., а главное, в мониторинге отслеживая динами- ку этих показателей в процессе обучения. Физическую полноценность человека характеризуют:  гармоничность развития;  нормальное функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и других систем организма. Оценка показателей физического развития, функциональной и физиче- ской подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами физической культуры, спорта, туризма и закаливания. Таким представляется одно из направлений в решении проблемы оздо- ровления нации. На состояние и перспективы здоровья детей серьезнейшее влияние ока- зывают содержание и формы организации учебной деятельности. Предпола- гается отслеживание динамики развития морфофункциональных систем орга- низма ребенка в рамках нормы и упреждающее профилактическое воздей- ствие, повышающее адаптивный потенциал детей. Создание и внедрение тех- нологии функционального тестирования, включающего периодическое изме- рение функционально значимых параметров, предполагает наличие методи- ческой поддержки и аппаратного комплекса. Методическая поддержка вклю- чает детальное описание процедуры проведения тестирования (порядок об- следования отдельного школьника и принципы организации массового обсле- дования класса и всей школы). Особый раздел методики – интерпретация ре- зультатов тестирования для вмешательств корригирующего характера. Аппа- ратный комплекс должен обеспечивать возможность измерения функциональ- ных параметров, быть достаточно компактным, надежным и обладать прием- лемой стоимостью. Компьютер – важный элемент аппаратного комплекса, позволяющий осуществить учет результатов обследования и сформировать рекомендации для школьника, учителя физической культуры, классного руко- водителя по поводу текущего физического состояния школьника и его дина- мики.
Цель методики
– дать знания, умения и привить навыки, необходимые для оценки показателей здоровья как занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, так и не занимающихся ими.
Задачи:
1. Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования. 2. Обучение анализу полученных результатов. 3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных техно- логий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоро- вья. 2

План проведения педагогических измерений показателей здоровья

школьников.

Класс:
4 «Б», 6 «А»
Место проведения:
Спортивный зал, спортплощадка школы, медкаби- нет школы
Дата проведения:
Сентябрь, апрель-май
Оборудование:
Секундомер, тонометр, спирометр, кистевой динамо- метр, ростомер, сантиметровая лента, рулетка, весы, маты, скамейка, скакал- ка, перекладина.
Цель методики:
 Оценить состояние физического развития, физической и функцио- нальной подготовленности обучающихся разновозрастных групп.  Проанализировать полученные данные.  Дать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
 Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования.  Обучение анализу полученных результатов.  Внедрение информационно-диагностических компьютерных техно- логий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показа- телей здоровья.  Описание методики организации и проведения измерений, методы обработки полученных результатов. На первом этапе в карту тестирования показателей здоровья в общую часть заносим личные данные «ФИО», «Пол», «Дата рождения» заполняемые один раз и могут сопровождать тестируемого на протяжении учебы с 1-го по 9- й класс. Проведение измерений производим 2 раза в учебном году (в нача- ле сентября и в конце апреля - начале мая). После заполнения общей части переходим к исследованию физического развития:  Длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки.  Жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила.  Форма грудной клетки (телосложение), вид осанки. Комплексная оценка физического развития включают для каждого про- тестированного: -определение с помощью центильных таблиц группы физического раз- вития ( I группа – здоровые дети, II группа – «группа риска», III группа – дети со значительными отклонениями физического развития); -определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме. 3
Суммирую индивидуальные значения показателей, компьютерная про- грамма вычисляет рейтинговые значения класса, школы, отвечая на вопросы: «Сколько процентов учащихся относятся к I,II,III группам? Сколько процен- тов учащихся имеют дефицит массы тела?» Рост измеряем при помощи деревянного ростомера. Массу тела определяем путем взвешивания на медицинских весах. Окружность грудной клетки измеряем сантиметровой лентой. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом), на вдохе и выдохе. Сила кисти правой и левой руки измеряется кистевым динамометром. Прямая рука в сторону до уровня плеча, сжать без рывка с максимальным усилием. Это измерение повторяют с интервалом 30 сек. три раза, наи- большая величина соответствует силе кисти. Жизненная емкость легких – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Жизненная емкость легких яв- ляется показателем подвижности легких и грудной клетки, сильно зависит от роста, возраста и пола. Жизненная емкость легких измеряется в положении стоя со спиромет- ром ССП. Перед замером рекомендуется отдых в течение 3-5 мин. Из 2-3 из- мерений с паузами 15-20 сек. фиксируется наибольший результат. Частота сердечных сокращений измеряется за 15 сек., и результат умно- жается на 4. Измеряется после 5-7 мин. отдыха лежа на спине или сидя. За- мер частоты сердечных сокращений стоя опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 мин. Часто- та сердечных сокращений после 30 приседаний за 30 сек. измеряется в поло- жении стоя сразу после нагрузки. Замер частоты сердечных сокращений вы- полняется после 1 мин. восстановления. Артериальное давление измеряется тонометром на правой руке в положении сидя после 5 -10 мин. отдыха. Время задержки дыхания на вдохе измеряют после 3-5 минутного отдыха. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном четвертом вдохе задерживает дыха- ние, зажав нос пальцами. Для определения замера на выдохе технология за- мера аналогичная. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5-7 мин. Тесты для определения уровня физической подготовленности:  Скоростной (бег на 30 м)  Координационный (прыжки через скакалку)  Скоростно-силовой (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.)  Силовой (подтягивание, отжимание)  На выносливость (бег 1000 м)  На гибкость (наклоны туловища вперед из положения сидя) Выполнение этих тестовых упражнений характеризует исходный уро- вень развития и контролирует успешность совершенствования физических качеств в течение каждого учебного года. 4

Карта тестирования показателей здоровья школьников
Район:
______________
ОУ:
___
Дата тестирования:
__________ г.
Общая часть Воз- раст Физическое развитие № п/ п Фамилия, имя, отчество Класс Литера Пол (м/ж) Дата рожде- ния Рост (см) Масса тела (кг) Окружность груд- ной клетки (см) Сила ки- сти (кг) На вдохе В покое На выдохе Правая Левая ЖЕЛ (л)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Средние арифметические показатели 5
Общая часть Функциональная подготовленность Физическая подготовленность № п/п Фамилия, имя, отчество Арт.давл. (мм.рт.ст.) Задержка ды- хания (сек) ЧСС (уд-/мин.) Гибкость (+/- см) Прыжки Силовые Бег Мах СД Min ДД На вдохе На выдохе В покое лёжа В покое стоя После нагр.30 присед. за 30 сек. После 1 мин. восстан. Пры- жок в длину с места (см) Прыж- ки че- рез ска- калку за 1 мин. (раз) Отжи- мание от пола (раз) Подъём тул. за 30 сек. (раз) Подтя- гива- ние (раз) Бег 30 м (сек) Бег 1000 м (мин., сек.)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Средние арифметич. показатели 6

Карта тестирования показателей здоровья школьников
Район_______________ ОУ:
______________
Дата тестирования:__________________-- Общая часть Воз- раст Физическое развитие № п/ п Фамилия, имя, отчество Класс Литера Пол (м/ж) Дата рожде- ния Рост (см) Масса тела (кг) Окружность груд- ной клетки (см) Сила ки- сти (кг) На вдохе В покое На выдохе Правая Левая ЖЕЛ (л)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Средние арифметические показатели 7
Общая часть Функциональная подготовленность Физическая подготовленность № п/п Фамилия, имя, отчество Арт.давл. (мм.рт.ст.) Задержка дыхания (сек) ЧСС (уд-/мин.) Гибкость (+/- см) Прыжки Силовые Бег Мах СД Min ДД На вдохе На выдохе В покое лёжа В покое стоя После нагр.30 присед. за 30 сек. После 1 мин. восстан. Пры- жок в длину с места (см) Прыж- ки че- рез ска- калку за 1 мин. (раз) Отжи- мание от пола (раз) Подъём тул. за 30 сек. (раз) Подтя- гива- ние (раз) Бег 30 м (сек) Бег 1000 м (мин., сек.)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 8
15. Средние арифметич. показатели 9

Выводы по результатам тестирования
Мною было проведено тестирование показателей здоровья школьников двух классов разных возрастных групп: 4 «Б» и 6 «А». Во всех классах я пре- подаю физическую культуру . Моей задачей в этой работе было провести те- стирование показателей здоровья школьников двух разновозрастных групп.
Цель тестирования:
 Оценить состояние физического развития, физической и функцио- нальной подготовленности обучающихся разновозрастных групп.  Проанализировать полученные данные.  Дать рекомендации по улучшению состояния здоровья школьников в общеобразовательном учреждении.  По результатам фактических измерений и в соответствии с методи- кой, мы выполнили расчет индивидуальных показателей физическо- го развития, физической и функциональной подготовленности обу- чающихся. При этом мы использовали расчетные карты тестирова- ния показателей здоровья школьников (таблицы №3). Обучающиеся 6-го класса имеют хорошие показатели по ЖЕЛ и окруж- ности грудной клетки (ОГК), что говорит о достаточно высоком состоянии лёгких. У некоторых обучающихся 4 «Б» класса наблюдается картина дефицита веса, а у некоторых наоборот - избыток. Это связано с физиологическими особенностями этого возраста, где наблюдается тенденция акселерации. Бы- строта набора избыточной массы тела негативно влияет на показатели физи- ческой подготовленности учащихся, так как мышцы не успевают развиваться с быстротой набора массы тела. По индексу силы кисти у учащихся 6-го «А» класса средние показатели высокие. Это обусловлено тем, что одиннадцать обучающихся посещают до- полнительно занятия по спортивной гимнастике, где большее внимание уде- ляется упражнению на гимнастических снарядах. А в 4-ом «Б» классе мы проходим только программный материал на уроках физической культуры. По физической подготовленности, обучающиеся 6-го «А» класса имеют высокие показатели 46%, средние 33% и удовлетворительные 21%. В 4-ом «Б» классе по физической подготовленности обучающиеся показали следую- щие результаты: 53%-высокие, 47%-средние. По отдельным видам тестирования были низкие результаты у отдель- ных учащихся. Я считаю, что необходимо организовать дополнительную ин- дивидуальную работу на проблемные показатели. По результатам тестирования и расчета данных была выявлена недора- ботка в развитии такого физического качества, как гибкость. В обоих классах показатели средние. Произошел перекос в пользу силовых упражнений. Ис- ключением служат обучающиеся, занимающиеся в секции спортивной гимна- стики, цирковой студии и танцев. Требуется корректировка в планировании.
Рекомендации:
10
 Провести мониторинг показателей здоровья в конце учебного года для выявления динамики роста или уменьшения отдельных видов.  Ввести комплексный мониторинг всех обучающихся школы. При об- работке данных использовать компьютерные программы.  Привлечь к сбору и обработке данных самих обучающихся (индиви- дуальные карты показателей здоровья) и классных руководителей для комплексного мониторинга показателей здоровья учащихся, что даст дополнительный стимул к занятиям спортом и соревнователь- ной деятельности.  В связи с тем, что количество учащихся с избыточной массой тела непрерывно растет, повлиять на работу школьной столовой. Умень- шить количество продаваемой выпечки и сладостей.  Уделить на уроках физкультуры большое внимание развитию гибко- сти. Составить специальные комплексы для занятий с классом и ин- дивидуальные для самостоятельных занятий.  В 4-ой четверти уделить особое внимание повышению выносливо- сти на уроках легкой атлетики.  Выступить на районном МО учителей с анализом проведенных ис- следований и рекомендовать их другим учителям физической культуры.  За счет вариативной части тематического планирования, ввести кор- рективы, адаптированные к проживанию в Чернобыльской зоне и обсудить их на МО учителей физической культуры города и района. 11


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!