Автор: Бондарева Наталья Александровна Должность: воспитатель-хореограф Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ивушка" Населённый пункт: Новый Уренгой Наименование материала: Статья Тема: "Хореография в детском саду" Раздел: дошкольное образование
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи
физического,
музыкально-ритмического,
эстетического
и,
в
целом
психического развития детей.
Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление
и фантазию, способствуют гармоничному пластическому развитию.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка,
формирует
его
художественное
«Я»
как
составную
часть
орудия
«общества,
посредством
которого
оно
вовлекает
в
круг
социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего
существа». (Выготский Л. С.)
Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие
музыкального вкуса повышают уверенность ребенка в себе.
Совершенствование координации движений способствует
повышению
коммуникативной
активности
ребенка.
Высокая
выразительность
и
эмоциональность
занятий
о ка зыва ют
положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.
Доказано, что занятия с движениями под музыку для детей имеет
особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в
первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования
Н. А. Бернштейна, В. М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.).
В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из
самых
привлекательных
видов
деятельности,
игрой,
возможностью
выразить свои эмоции, проявить свою энергию.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно
восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам
смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях
как на важный и нужный процесс развития детей.
Методы и приемы
При обучении хореографии используются традиционные методы:
наглядный,
словесный
и
практический.
Выделим
то
общее,
что
характерно для их применения во всех возрастных группах.
В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание
наглядно-слухового
и
наглядно-зрительного
приемов.
Исполнение
музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько
художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным
будет
обучение
ритмике.
Исполняя
музыкальное
произведение,
педагог
должен
творчески
осмыслить
и
передать
замысел
композитора,
в
народной
же
музыке
следует
позаботиться
о
художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее
хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия
отдельных
персонажей
(зайца,
мишки,
лисы)
и
намного
сложнее
развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В
этом
случае
музыкальный
аккомпанемент
на
фортепиано
можно
заменить
грамзаписью,
напеванием
мелодии,
под
которую
музыкальный
руководитель
в
паре
с
воспитателем
показывает
движение.
Иногда
педагог
обращается
за
помощью
к
детям,
предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего
этого
оказывается
недостаточно,
и
тогда
одновременно
с
показом
звучит объяснение.
Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т.
е.
прикосновение
к
ребенку,
чтобы
уточнить
положение
головы,
отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием
характерен для раннего и младшего дошкольного возраста.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее
выразительности,
объяснение,
рассказ
о
ее
образах,
напоминание,
оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как
самостоятельный,
так
и
в
сочетании
с
наглядным
и
практическим
методами.
Применение
его
своеобразно
тем,
что
состоит
в
выборе
отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и
возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при
разучивании
игры
(особенно
в
младшей
группе);
к
объяснению,
напоминанию
—
в
упражнениях,
танцах;
оценка
становится
более
обоснованной в средней и старшей группах и т. д.
При использовании практического метода (многократное выполнение
конкретного
музыкально-ритмического
движения)
особенно
важно
предварительно
«отрабатывать»
в
подводящих,
подготовительных
упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с
предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может
сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в
выразительных
движениях.
Вместе
с
тем
нельзя
превращать
подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в
интересную,
занимательную
форму,
используя
для
этого
игровой
и
частично соревновательный методы.
На занятиях хореографии в детском саду отсутствует оценочная
система, контроль осуществляется в форме конкурсов, показательных
выступлений,
творческих
занятий.
Ребята
с
большим
удовольствием
становятся
жюри
и
оценивают
и
анализируют
выступления
своих
сверстников,
главным
организатором
и
судьёй
является,
конечно,
педагог. На каждом занятии используются творческие задания и игры.
Например: игра-конкурс «Танцуй с нами, танцуй лучше нас» в которой
дети по группам придумывают танцевальные движения под заданную
музыку
и
показывают
друг
другу,
а
потом
обучают
всех
своим
движениям.
Творческие
задания
подбираются
соответственно
теме
занятий, способностям ребят и возрастным особенностям.
Личностный подход в обучении.
Особенно необходимо соблюдать данное условие на первом и втором году
обучения,
когда
вырабатывается
правильная
постановка
корпуса,
ног,
рук,
головы.
Также
при
разучивании
нового
материала
очень
важно
учитывать
индивидуальные особенности и двигательные возможности каждого ребёнка.
При
постановке
парных
танцев
учитываются
личные
симпатии,
и
предоставляется
право
выбрать
партнёра
по
желанию.
Таким
образом,
выполняется следующее условие эффективности работы:
- положительный эмоциональный фон занятий.
Психологами установлено, что на 50% повышается усвоение знаний при
положительном фоне занятий. Это достигается с помощью подбора подвижных
игр,
творческих
музыкальных
заданий,
доброжелательных
взаимоотношений
педагога и воспитанника.
-своевременное устранение ошибок в выполнении двигательного
упражнения;
-специальная подготовка педагога, идеальный показ всех двигательных
упражнений;
-соответствующее музыкальное оформление (разнообразие по жанру:
классической,
эстрадной,
народной,
детской
музыки;
по
характеру:
весёлой,
задорной, спокойной, грустной, шутливой).
Принципы, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и
проведении уроков хореографии:
1) систематичность в обучении: от простого к сложному; от известного к
неизвестному; от лёгкого к трудному;
2) доступность (подготовленность учащихся должна соответствовать
специфике решаемых задач);
3) последовательность (нагрузка на уроке и процесс разучивания
распределяется последовательно);
4) разнообразие, нестереотипность (упражнения, танцевальные движения
должны включать разные исходные положения).
На занятиях применяются фронтальная, индивидуальная, групповая формы
организации, и их сочетания.
Для решения двигательных задач на занятиях используются такие методы:
- повторный;
- целостно-расчлененный;
- соревновательный (конкурсный).
Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно:
1 этап – начальное разучивание.
На этом этапе формируются двигательные представления о действии в
каждой опорной точке и выполнении движения в целом.
2 этап – детализированное обучение.
Формируется полная развернутая основа движения, уточняются
действия
по
частям.
Движения
отрабатываются
с
помощью
многократных повторов элементов и движения в целом.
3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные
танцевальные
движения
объединяются
в
этюд,
танец,
сцену.
Воспитанники,
проявляя
творчество
самостоятельно
придумывают
композиции из разученных элементов. Применяют их в играх.
В работе с дошкольниками уделяется особое внимание освоению
имитационных
и
образно-игровых
движений.
С
этих
движений
начинается
развитие
образного
мышления
и
фантазии,
развитие
двигательных
качеств,
пластичности,
ловкости.
Например:
игровые
упражнения «зайчики», «мячики», «пружинки», «часики с кукушкой» -
движения головы и шеи, «кошечка» - упражнения на гибкость спины, и
т.
д.
Эти
движения
могут
предлагаться
с
му з ы ка л ь н ы м
сопровождением,
под
слово,
в
игровых
ситуациях,
а
также
в
танцевальных композициях. Например: танцевальная композиция на
детскую
песенку
«Кузнечик».
Сначала
мы
разучиваем
песню,
дети
представляют и показывают персонажей песни, как они понимают их
роль. Затем по куплету разучиваются движения танца.
Развитие творческого мышления связано с развитием психических
процессов: восприятия, памяти, воображения и речи. Во многих
композициях сочетается исполнение движений по показу, и свободное,
самостоятельное выполнение движений.
В процессе музыкально-ритмического воспитания акцентируется
внимание не только на обучении движениям, но и на анализе внутренних
процессов, которые являются регулирующей основой движений под
музыку.
Занятия по ритмики в дошкольных образовательных учреждениях
могут включать следующие разделы:
1. Игропластика.
Задачи:
- развитие мышечной силы и гибкости;
- обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней
свободы.
2. Пальчиковая гимнастика.
Задачи:
- развитие ручной умелости, мелкой моторики;
- обогащение внутреннего мира ребёнка;
- оказание положительного воздействия на улучшение памяти,
мышлении;
- развитие фантазии.
3. Игровой самомассаж.
Задачи:
- закаливание и оздоровление детского организма;
- получение ребёнком радости и хорошего настроения;
- формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка
собственного оздоровления.
4. Музыкально – подвижные игры.
Задачи:
- содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой;
- развивать скоростно-силовые и координационные способности;
- формировать навыки самостоятельного выражения движений под
музыку.
Используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения,
ролевые ситуации, соревнования.
5. Игрогимнастика.
Задача:
- способствовать освоению ребёнком различных видов движений.
В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические
упражнения,
а
также
задания
на
расслабление
мышц,
укрепление
осанки, дыхательные.
6. Игроритмика.
Задача:
-
способствовать
развитию
чувства
ритма
и
двигательных
способностей
ребёнка,
позволяющих
красиво
и
скоординировано
выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму,
темпу.
7. Игротанец.
Задачи:
- способствовать формированию у детей танцевальных движений,
доставлять эстетическую радость занимающимся.
В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений
и
элементы
различных
танцев:
народного,
бального,
современного.
8. Танцевально-ритмическая гимнастика
Задачи:
- формировать навыки пластичности и грациозности танцевальных
движений;
- развивать координацию и гибкость, доставлять эмоциональную
радость занимающимся.