Напоминание

"Хореография в детском саду"


Автор: Бондарева Наталья Александровна
Должность: воспитатель-хореограф
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Ивушка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Хореография в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Хореография в детском саду

(информация для родителей)


Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, способствуют гармоничному пластическому развитию. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». (Выготский Л. С.) Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребенка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребенка. Высокая выразительность и эмоциональность занятий о ка зыва ют положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников. Доказано, что занятия с движениями под музыку для детей имеет особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н. А. Бернштейна, В. М. Бехтерева, методика М. Фильденкрайза и др.). В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей.
Методы и приемы При обучении хореографии используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах. В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения. В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель в паре с воспитателем показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение. Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами. Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах; оценка становится более обоснованной в средней и старшей группах и т. д. При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы. Такое построение занятий облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж — необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы. На занятиях хореографии в детском саду отсутствует оценочная система, контроль осуществляется в форме конкурсов, показательных выступлений, творческих занятий. Ребята с большим удовольствием становятся жюри и оценивают и анализируют выступления своих сверстников, главным организатором и судьёй является, конечно, педагог. На каждом занятии используются творческие задания и игры. Например: игра-конкурс «Танцуй с нами, танцуй лучше нас» в которой дети по группам придумывают танцевальные движения под заданную музыку и показывают друг другу, а потом обучают всех своим движениям. Творческие задания подбираются соответственно теме занятий, способностям ребят и возрастным особенностям.
Личностный подход в обучении. Особенно необходимо соблюдать данное условие на первом и втором году обучения, когда вырабатывается правильная постановка корпуса, ног, рук, головы. Также при разучивании нового материала очень важно учитывать индивидуальные особенности и двигательные возможности каждого ребёнка. При постановке парных танцев учитываются личные симпатии, и предоставляется право выбрать партнёра по желанию. Таким образом, выполняется следующее условие эффективности работы: - положительный эмоциональный фон занятий. Психологами установлено, что на 50% повышается усвоение знаний при положительном фоне занятий. Это достигается с помощью подбора подвижных игр, творческих музыкальных заданий, доброжелательных взаимоотношений педагога и воспитанника. -своевременное устранение ошибок в выполнении двигательного упражнения; -специальная подготовка педагога, идеальный показ всех двигательных упражнений; -соответствующее музыкальное оформление (разнообразие по жанру: классической, эстрадной, народной, детской музыки; по характеру: весёлой, задорной, спокойной, грустной, шутливой). Принципы, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и проведении уроков хореографии: 1) систематичность в обучении: от простого к сложному; от известного к неизвестному; от лёгкого к трудному; 2) доступность (подготовленность учащихся должна соответствовать специфике решаемых задач); 3) последовательность (нагрузка на уроке и процесс разучивания распределяется последовательно); 4) разнообразие, нестереотипность (упражнения, танцевальные движения должны включать разные исходные положения). На занятиях применяются фронтальная, индивидуальная, групповая формы организации, и их сочетания. Для решения двигательных задач на занятиях используются такие методы: - повторный; - целостно-расчлененный; - соревновательный (конкурсный).
Обучение танцевальным движениям происходит поэтапно: 1 этап – начальное разучивание. На этом этапе формируются двигательные представления о действии в каждой опорной точке и выполнении движения в целом. 2 этап – детализированное обучение. Формируется полная развернутая основа движения, уточняются действия по частям. Движения отрабатываются с помощью многократных повторов элементов и движения в целом. 3 этап – закрепление и дальнейшее совершенствование. Разученные танцевальные движения объединяются в этюд, танец, сцену. Воспитанники, проявляя творчество самостоятельно придумывают композиции из разученных элементов. Применяют их в играх. В работе с дошкольниками уделяется особое внимание освоению имитационных и образно-игровых движений. С этих движений начинается развитие образного мышления и фантазии, развитие двигательных качеств, пластичности, ловкости. Например: игровые упражнения «зайчики», «мячики», «пружинки», «часики с кукушкой» - движения головы и шеи, «кошечка» - упражнения на гибкость спины, и т. д. Эти движения могут предлагаться с му з ы ка л ь н ы м сопровождением, под слово, в игровых ситуациях, а также в танцевальных композициях. Например: танцевальная композиция на детскую песенку «Кузнечик». Сначала мы разучиваем песню, дети представляют и показывают персонажей песни, как они понимают их роль. Затем по куплету разучиваются движения танца.
Развитие творческого мышления связано с развитием психических процессов: восприятия, памяти, воображения и речи. Во многих композициях сочетается исполнение движений по показу, и свободное, самостоятельное выполнение движений. В процессе музыкально-ритмического воспитания акцентируется внимание не только на обучении движениям, но и на анализе внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку. Занятия по ритмики в дошкольных образовательных учреждениях могут включать следующие разделы: 1. Игропластика. Задачи: - развитие мышечной силы и гибкости; - обретение ребёнком умиротворенности, открытости и внутренней свободы. 2. Пальчиковая гимнастика. Задачи: - развитие ручной умелости, мелкой моторики; - обогащение внутреннего мира ребёнка; - оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышлении; - развитие фантазии. 3. Игровой самомассаж. Задачи: - закаливание и оздоровление детского организма; - получение ребёнком радости и хорошего настроения; - формирование у ребёнка сознательного стремления к здоровью, навыка собственного оздоровления.
4. Музыкально – подвижные игры. Задачи: - содействовать развитию музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; - развивать скоростно-силовые и координационные способности; - формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку. Используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. 5. Игрогимнастика. Задача: - способствовать освоению ребёнком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные. 6. Игроритмика. Задача: - способствовать развитию чувства ритма и двигательных способностей ребёнка, позволяющих красиво и скоординировано выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. 7. Игротанец. Задачи: - способствовать формированию у детей танцевальных движений, доставлять эстетическую радость занимающимся. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного. 8. Танцевально-ритмическая гимнастика Задачи: - формировать навыки пластичности и грациозности танцевальных движений; - развивать координацию и гибкость, доставлять эмоциональную радость занимающимся.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!