"Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики"
Автор: Алимова Марина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №3 Населённый пункт: г.Колпашево, Томская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческих способностей детей средствами бумагопластики" Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей детей средствами
бумагопластики»
Развитие творческих способностей детей – одна
из актуальных задач
образования, обусловленная тем, что традиционное обучение – это в большей
степени
репродуктивный
процесс
передачи
ребёнку
того,
что
создано
человечеством
в
различных
областях
науки
и
культуры.
Основная
цель
образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к
будущему, учить использовать новые возможности, которые предоставляет
жизнь.
Среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно
выделить
бумагопластику.
Сколько
удивительных
возможностей
таится
в
таком, казалось бы, простом материале, как бумага. На ней можно написать
роман, нарисовать картину, её можно, скомкав, измять и расправить снова,
чтобы отыскивать в причудливых изгибах необыкновенные образы. Бумагу
можно порвать, проткнуть, разрезать и снова склеить. Но не все знают, что
лист
бумаги
настолько
пластичен,
что
из
него
можно
лепить,
создавая
удивительные, совершенные формы.
Моей главной задачей было раскрыть творческие способности и талант
каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою
успешность. Наиболее актуально это в дошкольном возрасте, где начальные
ключевые компетентности в большей степени формируются в неформальном
образовании
–
в
самостоятельной
и
совместной
деятельности
детей
и
взрослых, вне специально организованной деятельности.
В работе по художественно творческой деятельности я старалась создать
положительный
эмоциональный
настрой
на
работу,
учитывать
индивидуальные
способности
каждого
ребенка,
побуждала
к
созданию
новых
композиций.
Для
меня
важно
воспитать
в
каждом
ребенке
э с т е т и ч е с к и й
в к у с ,
ж е л а н и е
з а н и м а т ь с я
х уд о ж е с т в е н н о й
деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами
и
способами
деятельности
обеспечивает
детям
радость
творчества
и
их
всестороннее
развитие
(эстетическое,
интеллектуальное,
нравственно-
трудовое,
физическое).
А
также,
позволяет
плодотворно
решать
задачи
подготовки детей к школе.
В
силу
индивидуальных
особенностей,
развитие
творческих
способностей
не
может
быть
одинаковым
у
всех
детей,
поэтому
на
специально
- организованной деятельности я даю возможность каждому
ребенку
активно,
самостоятельно
проявить
себя,
испытать
радость
творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по
принципу постепенного усложнения материала.
Для
обеспечения
органичного
единства
обучения
и
творчества
детей
занятия включают в себя следующие виды деятельности:
Основные задачи обучения художественному творчеству:
развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного
творчества
детей,
воображения,
поддерживая
проявления
их
фантазии,
смелости в изложении собственных замыслов;
развитие умения видеть и наблюдать;
обучение приемам изображения;
привлечение детей к работе с разнообразными материалами, обучение
умению создавать грамотные и красивые работы;
В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой
поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой
выбора методов и форм развития ребенка. Наиболее близкими опыту этой
работы я считаю использование традиционных и нетрадиционных методов и
приёмов обучения.
Прежде
чем
дети
начнут
выражать
свои
творческие
способности
с
помощью бумагопластики, я ознакомила детей с историей возникновения и
видами бумаги, научились правилам расходования бумаги рационально.
Во время выполнения творческих работ создается атмосфера доверия,
необходимо поддерживать идеи и деятельность каждого ребенка, поощрять
их первые шаги в творчестве, помогать рассматривать допущенные ошибки
как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
Особое внимание уделяю созданию в детском коллективе доброжелательной
творческой обстановки.
Образные представления у детей значительно опережают их практические
умения, поэтому по ходу продуктивной деятельности выполняются игры-
упражнения, задания на развитие творческой направленности, обогащающие
словарный запас.
Обязательным компонентом являются комплексы пальчиковой гимнастики
для
развития
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Информативный
материал
небольшой
по
объему
и
интересный
по
содержанию,
дается
как
перед
конструированием поделок, так и во время работы.
Многие
поделки
функциональны:
их
можно
использовать
для
игр,
создания
более
сложных
композиций,
украшения
интерьера
групповой
комнаты или подарить друзьям и родным. Создавая их, дети приобретают
навыки
конструкторской,
учебно-исследовательской
работы,
опыт
взаимодействия в коллективе, умение выслушать и воспринимать чужую
точку зрения. Научившись работать с бумагой, дошкольники могут успешно
осваивать различные техники использования других материалов.
Были оформлены выставки: «Подводный мир», «Бумажные фантазии»,
Цветы-первоцветы»,
«Подснежника»,
«Букет
любимой
мамочке»,
«Волшебный лес».
В
процессе
работы
детского
коллектива
у
детей
формируются
такие
личностные качества, как аккуратность, усидчивость, стремление познавать
и т.д.
В процессе индивидуальной работы мы с детьми изготавливали цветы,
которые
прикрепляли
на
деревья,
таким
образом
у
нас
получились
замечательные топинарии.
Топинарии – это деревья, которые можно создать своими руками.