Способы работы с родителями воспитывающего ребенка по виду неправильного воспитания – неприятие.
Автор: Шейкина Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №218 Населённый пункт: гУльяновск Наименование материала: статья Тема: Способы работы с родителями воспитывающего ребенка по виду неправильного воспитания – неприятие. Раздел: дошкольное образование
Способы работы с родителями воспитывающего ребенка по виду
неправильного воспитания – неприятие.
И в литературе, и в обыденной жизни, используются такие понятия, как
“человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Многие не
понимают различий. А между ними имеется существенная разница.
Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.
Индивид - отдельно взятый человек.
Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и
социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду,
отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря,
имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.
Личность формируется при соответствии врожденных задатков и социальных
условий, в которых проживает индивид.
Родители создают определенные рамки для ребенка. И если он выходит за эти
рамки, то родители его ограничивают или наоборот - «подтягивают» его.
Грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе
психического развития ребенка. Такие методы воспитания считаются
неправильными.
Так, В. И. Гарбузов с соавторами (1977) выделили три типа неправильного
воспитания.
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) —
неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения",
"коррекции" врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким
контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным
навязыванием ему единственно "правильного" типа поведения. В отдельных
случаях неприятие может проявляться в крайней форме — реального отказа
от ребенка, помещения его и интернат, психиатрическую больницу и т.д.
Подобное отношение отмечено у одиноких матерей, воспитывающих родных
или приемных детей, в семьях, где ребенок родился "случайно" или "не
вовремя", в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов.
Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с
недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным
попустительством.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-
мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его
социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов
в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители
стремятся к многопрофильному обучению и воспитанию ребенка
(иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и
спортивные кружки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают
реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) — "кумир семьи", "маленький",
"единственный", "смысл жизни" — культивирование внимания всех членов
семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям ила членам семьи.
Приведем пример работы с родителями воспитывающего ребенка по виду
неправильного воспитания – неприятие.
Неправильное воспитание: неприятие
Суть его заключается либо в излишней требовательности, жестком контроле,
либо в недостатке контроля и игнорировании.
Причин несколько:
- рождение ребенка с физическими недостатками
-рождение ребенка «не того» пола
-нежеланный ребенок
-«неготовность» быть ответственными за рожденного ребенка
При неприятии родителям часто не хватает времени на ребенка. Жестокие
родители, критикуют, наказывают, часто не замечают жалобы и просьбы
детей, редко выражают свою любовь или одобрение.
Его перепоручают бабушке под разными предлогами, при этом искренне
верят, что это для пользы ребенка.
Это приводит к неприятию родителей. Возникает взаимное отчуждение.
Не любить ребенка противоестественно, в этом нельзя признаться самому
себе, поэтому родители наверняка не понимают причин неприятия ребенка.
Я думаю, что в первую очередь родительская теплота указывает на то, в какой
степени родители проявляют любовь и одобрение. Такая любовь проявляется
тем, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их,
стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и
проявлять свое недовольство.
Можно дать несколько советов родителям, для поддержки детей:
1. Наказание должно быть справедливым и соответствовать характеру
проступка.
2. Прежде чем наказывать, выясните причины и мотивы совершения
проступка.
3. Не наказывайте, если не уверены в совершении ребенком данного
поступка.
4. Не наказывайте детей в состоянии гнева и раздражения, в этом состоянии
чаще всего совершаются ошибки. Взрослый зачастую себя может не
контролировать.
5. Успокойтесь, не прибегайте сгоряча к жестоким мерам наказания.
Дождитесь более спокойного времени.
6. Соблюдайте чувство меры в наказаниях, ведь частые наказания перестают
действовать.
7. Иногда полезно предложить провинившемуся самому оценить свой
проступок и назначить себе меру наказания. Тем самым вы начнете приучать
ребенка анализировать свои поступки и предъявлять требования к себе.
8. Право наказывать в семье следует предоставить тому из родителей, кто
обладает более спокойным и уравновешенным характером.
9.Чаще беседуйте с ребенком, разбирайте его поступок, приводите примеры
последствий.
И главное, можно сказать: любите своего ребенка, воспринимайте его
таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры
в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам. При
этом дети, которых любят, лучше развиваются. Ребенок всегда отвечает на
истинную любовь и заботу ответной любовью.