Автор: Багдасарян Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №74 "Филиппок" Населённый пункт: Сургут Наименование материала: конспект Тема: Знатоки родного языка Раздел: дошкольное образование
интегрированная НОД в подготовительной группе
(Познание, коммуникация, художественное творчество)
Программное содержание:
Выявить уровень знаний детей. Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового
анализа. Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с
противоположным значением. Развивать навыки работы на компьютере.
Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.
Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.
Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.
Формировать осознание моральной стороны поступков.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении
стихотворений.
Оборудование: Интерактивный экран, проектор, дерево, на котором висят карточки с
изображением букв А, Т, О, И, П, Р, М, С, Н; фишки; пластилин, стеки, салфетки, листы
картона, дощечки для лепки.
Ход занятия:
В: Ребята , хантыйская девочка принесла нам подарок от Мудрой Совы, детский компьютер
с уроками, чтобы мы с вами учились правильно произносить звуки, красиво строить
предложения, сочинять рассказы, стихотворения.
Сейчас мы подключим его к большому экрану и посмотрим урок «Звуки и буквы». По
очереди будет выходить ко мне поближе тот, на кого я укажу.
(Смотрим урок и выполняем задания).
Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит» ( с элементами гимнастики для глаз и
звукоподражания)
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть
согнутыми руками).
Находит в дуплах мёд
И в рот себе кладёт. (Изображать, как медведь достаёт и ест мёд).
Облизывает лапу
Сластёна косолапый. (Имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко
высунуть язык и двигая им снизу вверх).
А пчёлы налетают, сердятся,
Жужжат, медведя прогоняют. (Звукоподражание: «Ж-ж-ж-ж». Отвести руку вперёд и
поочерёдно касаться указательным пальцем носа, щёк и т. п.).
А пчёлы жалят мишку:
«Не ешь наш мёд, воришка! (Водить указательным пальцем перед лицом и
прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы).
Бредёт лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку»).
Ложится, засыпает
И пчёлок вспоминает. (Сесть на место, положить руки под щёку). (И. Лопухина).
В: Скажите, кому вы всегда рассказываете о своих успехах или неудачах в первую
очередь, кто для вас самый близкий и дорогой человек?
Д: (Мама)…
Чтение стихотворения о маме В. Руссу.
В: Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна, всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я: это мамочка моя.
В: Сегодня мы будем работать и играть с этим необычным деревом. Повторим всё, что
узнали на уроке Мудрой Совы.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём
А что? Буквы. Многие из вас уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве
предлагает вам задание.
Много с буквами хлопот
Уж такой они народ.
Много букв на дереве. Справитесь ли вы со всеми заданиями? (…) Тогда начинаем.
(Снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, а затем
предлагает выполнить задание).
Буква А - дидактическое упражнение «Скажи наоборот».
Большой-
Мягкий-
Жара-
Тяжёлый-
Светлый-
Ложиться-
Грязный-
Говорить-
Добро-
Буква Т – дидактическая игра «Назови три слова» (Воспитатель предлагает
обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова)
Животные нашего леса-
Одежда-
Растения-
Продукты питания-
Транспорт-
Буква О – чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Я не плачу». (Слава).
Мама сильно рассердилась,
Без меня ушла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости, в последний раз!..».
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
В: — Почему рассердилась мама?
— Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему?
— Как можно помочь малышу в этой ситуации? (…)
Детям предлагается по очереди закончить предложение
«Когда я вижу уставшую
маму (папу), то...».
- Что ещё хорошего можно сделать для мамы? Узнаем у буквы П.
Буква П - Детям предлагается послушать (или прочитать) стихотворение Е.
Благининой «Посидим в тишине». (Надя).
Р: Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
—-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела;
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
Ничего, — шепнул он будто,
— Посидим и в тишине...
В: Вот, оказывается, можно и ничего не делая, помочь маме, дать ей отдохнуть.
Ещё одно задание:
Буква Л – дидактическое упражнение «Чистоговорка»
Ло-ло-ло – закончилось тепло.
Ли-ли-ли – улетают журавли.
Лу-лу-лу – стул стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Лю-лю-лю – маму милую люблю.
Буква Н –
Давайте разберёмся, чем отличаются буквы от звуков? Буквы мы видим и пишем, а звуки
слышим и произносим. Вспомните, какие бывают звуки? Гласные и согласные.
Гласные тянутся в песенке плавной,
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Покажите, какими значками мы обозначаем гласные звуки.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не могут они петь.
Покажите, какими значками мы обозначаем согласные звуки.
Буква Р – Дидактическая игра «Один-много». Воспитатель предлагает слово, а дети
ставят его во множественное число, родительный падеж.
Муравей – много муравьёв
Машина –
Тюльпан –
Стол –
Сын –
Кот –
Дом -
Давайте разберёмся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.
Дидактическое упражнение «Гласный или согласный»
Воспитатель называет звуки, а дети определяют, гласные они или согласные.
Вы справились со всеми заданиями и показали хорошее знание родного языка. Впереди у
нас ещё много интересных заданий, которые помогут вам стать знатоками родного языка, а
сейчас я предлагаю вам слепить из пластилина любимую букву, используя знакомые вам
приёмы прямого раскатывания, сгибания, соединения, сглаживания и т.п. После окончания
работы вы сможете прижать буквы к листкам картона и подарить своим самым близким и
родным людям – мамам и папам.
Лепка «Вылепи какую хочешь букву». (Дети забирают свои работы домой).