Представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя английского языка
Автор: Варданян Айкуш Оганесовна Должность: преподаватель английского языка Учебное заведение: ГБПОУ КК ТТКР Населённый пункт: г. Тимашевск Наименование материала: статья Тема: Представление собственного инновационного педагогического опыта преподавателя английского языка Раздел: среднее профессиональное
Представление собственного инновационного педагогического
опыта преподавателя английского языка ГБПОУ КК ТТКР
города Тимашевска
Варданян Айкуш Оганесовны
Преподаватель! Как дорого это слово!
Сколько в нём ласки и доброты,
Вы часто бывали наставником строгим,
Но чаще - источником теплоты!
В вашей работе встречалось всякое:
Были невзгоды и радость побед,
Но самое главное, что в душах ребячьих,
Оставляете вы каждый свой след!
Преподаватель –это социально значимая и исторически известная профессия.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и кому
преподаешь.
Вот
и
я
стала
учителем
неслучайно.
Моя
мама
была
учителем
математики, и я продолжаю нашу семейную традицию, теперь и я с гордостью могу
сказать, что я – преподаватель. Я занимаюсь любимым делом, преподаю английский
язык.
Мое кредо: «Чтобы иметь право учить, нужно учиться самому!» .
Основные мои заповеди : 1. Люби профессию.
2. Уважай студента.
3. Трудись, не останавливайся на достигнутом.
4. Учись и опытом делись.
И нам преподавателям порой нужно учиться в течение всей жизни. Ведь 21 век
– это время открытия новых границ и объединения стран, век новый технологий.
Ведь мало знать свой предмет, нужно пополнять свой интеллектуальный багаж
знаний постоянно, познавать и внедрять все новые стратегии и технологии, ведь мы
живем в эпоху перемен, где время не стоит на месте, а неумолимо идет вперед, и мы
педагоги должны следовать только вперед и еще раз вперед. Ведь мы ответственны
за то, чему мы учим наших студентов перед ними, их родителями и социумом в
целом.
Наши
студенты
тянуться
к
тем
преподавателям,
которые
отошли
от
традиционной модели обучения, и внедряют новые технологии и приемы. Ведь
нужно всегда учитывать, прежде всего, интересы студента.
Зачем
преподавателю
современного
мира
нужно
отойти
от
традиционной
манеры
преподавания
и
перейти
на
новую
ступень
преподавания?
Потому
что
меняется мир, меняются взгляды, общество и сам человек, а вместе со всем этим
потребности людей. Профессия преподавателя занимает важное место в обществе.
Общество требует изменений и преподавателю мало иметь образование, он должен
соответствовать требованиям времени, должен уметь меняться. Ведь преподаватель
воспитывает и обучает студентов критически мыслить, и учит использовать свои
знания
в
жизненных
ситуациях.
Именно
преподаватель,
развивает
у
студентов
необходимые навыки и адекватное понимание различного рода явлений и ситуаций.
И это придаёт студентам уверенность в себе, и я думаю, что это обеспечит им
успешность в меняющемся мире.
За время моей работы в техникуме, у меня сформировались свои взгляды,
убеждения, понимание роли преподавателя в обучении и преподавании. Я не всегда
была восприимчивой к новым идеям, изменениям, так как считала что, то, что
накоплено
веками
и
годами
в
мировой
педагогике
самый
ценный
и
ничем
незаменимый опыт. Конечно, в своей практике я понимала, что меняется все, а
значит и мне нужно в себе, что то менять. Что в образовании тоже меняются и
внедряются новые технологии преподавания и обучения. И всё это требование
времени
и
современного
мира.
Во
многих
техникумахдо
сих
пор
преобладает
традиционная
система
обучения
и
воспитания.
Основной
целью
этой
системы
образования является передача только готовых знаний, то есть работать по шаблону,
я для себя отметила, что необходимо внедрять новые подходы, через интеграцию
идей
семи
модулей
(Новые
подходы
в
преподавании
и
обучении,
Обучение
критическому
мышлению,
Оценивание
для
обучения
и
оценивание
обучения,
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
преподавании,
Обучение
талантливых
и
одаренных
студентов,
Преподавание
и
обучение
в
соответствии с возрастными особенностями студентов, Управление и лидерство в
обучении).
Студент
всегда
был
главной
ценностью
моего
преподавания.
Но
раньше я
видела своего студента иначе. Я была абсолютно уверена, что успешный студент –
это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный субъект
образовательного процесса. Он может точно воспроизвести все то, что ему говорит
преподаватель. А роль преподавателя сводится к тому, чтобы передавать готовые
знания.
Но
на
мои
убеждения
повлияли
идеи
конструктивистской
теории,
которые
лежат
в
основе
новых
подходов
в
обучении
и
преподавании.
Где
студентысамостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступают
в диалог с одногрупниками и преподавателем. А преподаватель лишь помогает
своим студентам взять ответственность за свое обучение на себя. И я считаю, что это
является ключом для моего преподавания и обучения успешного студента.
В
современном
мире
процесс
обучения
становится
непрерывным,
значит,
студенты должны владеть такими стратегиями, которые помогут им продолжить
обучение
самостоятельно.
Сама
профессия
преподавателя
требует
постоянного
самосовершенствования,
поиска
наиболее
эффективных
приемов
и
методов
преподавания. Большую роль в этом играют именно убеждения преподавателя.
Можно сказать, что вся наша жизнь –игра. И мы в ней актеры. Все мы играем
роли.
Поэтому
преподаватель
должен
быть
хорошим
артистом,
должен
уметь
ориентироваться в любой ситуации. Все мы носим маски, и преподаватель заходя в
аудиторию должен всегда улыбаться, нести только позитив и мотивировать наших
студентов на получение знаний.преподаватель должен быть компетентным, добрым,
умным,
целеустремленным,
воспитанным,
организованным,
любящим,
любознательным,
активным,
творческим
и
толерантным,
и
я
стараюсь
соответствовать этим качествам. Я как преподаватель, учу своих учеников думать,
трудиться, творить, спорить, обмениваться мнениями, выступать, отстаивать свое
мнение. Ведь, что мы посеем в настоящем, те плоды мы и получим в будущем.
Большую часть своего времени я провожу со студентами, поэтому я стараюсь
создавать для них коллаборативную среду не только на уроках, но и в техникуме в
целом. Для того чтобы студентам хотелось приходить туда вновь и вновь, чтобы они
чувствовали, что техникум-это их второй дом, где их любят, уважают и считаются с
их мнением, как личности. Мы преподаватели должны помочь каждому студенту
стать конкурентно способной личностью. И перед каждым преподавателем стоит
задача зажечь огонь в глазах своих студентов, наполнить их сердца любовью и
воспитать
чувство
ответственности
за
то,
что
они
делают
и
узнают,
чтобы
в
дальнейшем они могли это пронести и применить в нашем социуме.
Я считаю, что моя задача, мой гражданский долг с гордостью нести звание
преподаватель!
Ведь
техникум-это
место
для
полета
мыслей,
получения
новых
знаний,
открытий
и
творчества,
но
нужно
отметить,
что
основной
фундамент
закладывается все-таки с детства, социально значимой ячейкой нашего социума
семьей. Ведь семья формирует систему ценностей. Поэтому нужно всегда в контакте
с
родителями.Преподаватель
должен
быть
и
хорошим
воспитателем,
чтобы
воспитать духовно-нравственную, гармоничную личность. Ведь в человеке важно не
только лицо, тело, но и душа.
И
все-таки,
каждый
из
нас
преподавателей
задает
себе
вопрос,
какую
стратегию, какой метод, какой подход использовать, для того, чтобы наши студенты
были мотивированы на знания. Нам остается лишь одно – это постоянно повышать
свою
квалификацию
и
концентрировать
внимание
на
студенте,
использовать
индивидуальный подход к каждому, т.е. принцип инклюзивности. На своих уроках я
стараюсь
внимательно
слушать
и
слышать
голоса
наших
студенов.
Стараюсь
направлять своих студенов так, чтобы у них было постоянная тяга к знаниям и
новым открытиям, и чтоб студент открылся, как личность.
Отойдя от устаревших способов, приемов, методик и традиционного отношения
к процессу обучения и преподавания, я поставила для себя цель создать модель
преподавания на уроке 20%- преподаватель и 80% -студент. И для себя я отметила,
что
процесс
обучения
студенты
перестают
воспринимать
как
«территорию
преподавателя» и начинают понимать, что они-студенты, это ценность, и мнение
каждого
учитывается
и
это
поможет
обрести
контроль
над
процессом
своего
обучения.
Техникум–это
кладовая
знаний,
и
студенты
приходят
туда
за
знаниями,
и
каждый студент имеет выбор при получении знаний. Каждый студент решает сам
для себя сколько и какие знания он хочет получить. И если каждый студент возьмет
на себя ответственность за свое обучение, то работа преподавателя будет успешной,
ведь важной ценностью дляпреподавателяявляется студент.
Моя цель, как преподавателя: состоит в том, чтобы мотивировать студента в
процессе
обучения
таким
образом,
чтобы
студент
получил
достойные
знания,
которые он смог реализовать не только в группе, но применить и пользоваться
своими знаниями в жизни. Для того чтобы наши студенты хорошо учились, творили,
мы преподаватели должны: направлять, создавать подмостки в процессе обучения,
консультировать,
и
оберегать
наших
студентов.
Наши
студенты
должны
позиционировать себя в роли лидеров, а для этого обучение должно быть личностно-
ориентированным,
т.е.
мы
должны
учитывать
жизненный
опыт
сьудента
и
его
потребности. Мы преподаватели должны не только давать знания, но и сотрудничать
в процессе обучения, и только тогда мы получим ожидаемый результат. Процесс
обучения зависит и от компетентности преподавателя.
Итак, можно сказать, что студенты способны к саморегуляции, но этот процесс
зависит от возрастных особенностей студента, ведь в процессе взросления студенты
могут выбирать вид работы, задания, использовать свои навыки, опыт, применять
различные стратегии, отслеживать свои результаты процесса познания, достигать
определенных целей в процессе обучения. Но сам студент «один в поле не воин» ему
нужна поддержка взрослого более опытного и знающего человека.
Поэтому я как преподаватель, направляю студентов в работе над заданиями,
подвожу студентов к самостоятельному определению проблем и целей на уроке,
организовываю учебный процесс так, чтобы студенты самостоятельно выбирали
стратегии
для
решения
поставленных
целей
и
задач.
Именно
это
будет
способствовать к саморегуляции учащихся в процессе обучения.
На своих уроках английского языка я формирую коллаборативную среду, для
того, чтобы студенты взаимодействовали сдруг другом, по средствам открытого и
безопасного диалога.
Я использую такие стратегии как, круг радости «Комплимент», интересуюсь
настроением учащихся, используя стратегию «Большой палец». Для доверительного
взаимодействия в группах, я предлагаю различные стратегии деления на группы.
Это служит основой для дальнейшего восприятия новой информации и обратной
связи на моих уроках английского языка. В обстановке психологического комфорта
на моих уроках английского языка студенты более активны, открыты, не бояться
высказывать свою точку зрения. Все студенты внимательны друг к другу, а также
терпимы
по
отношению
друг
к
другу.
Я стараюсь
создать
такие
условия
для
обучения, чтобы каждый студент чувствовал себя в безопасности и понимал, что его
мнение важно для меня, как преподавателя и одногрупников, активно участвовал в
построении собственного обучения. Создание коллаборативной среды помогает мне
создавать дружескую атмосферу в моих группах и позволяет мне сблизиться с
моими студентами.
Именно
групповые
и
парные
формы
работы
способствуют
реализации
диалогического подхода в обучении английскому языку.
Самое главное, что я взяла для себя - это важность внедрения диалогового
обучения в образовательный процесс. Это один из новых подходов в обучении и
преподавании,
который
способствует
интеллектуальному
развитию
студентов.
Чтобы понять состояния учащихся, нужен с ними диалог, что предусматривается в
новом преподавании.
Обучение
английскому
языку
без
диалога
не
возможно.
Раньше,
при
традиционной модели проведения своих уроков, я просила студентов составить
диалог только по готовому шаблону, чтобы выявить их знания. Но на практике, я
взглянула на диалог иначе, я наблюдала за диалогом студентов, чтобы выяснить их
отношение друг с другом, консультировала студентов, студенты выражали свои
мысли в диалоге. В диалогической беседе, учащиеся показывают глубину своего
понимания
темы,
развивают
речевые
навыки,
что
необходимо
при
изучении
английского языка, также диалог позволяет студентам делиться мыслями с другими
студентами. В диалоге, преподаватель может понять уровень обучения студента.
Темой
разговора
управляет
преподаватель,
если
студенты
затрудняются
в
составлении диалога, я им помогаю, корректирую их ошибки и направляю их.
Используя
диалогический
подход,
организовываю
обсуждение
нового
материала на уроке по теме. Где студентам предлагаю сделать разные задания,
например, составить коллаж. При выполнении такого задания все студенты активны,
и высказывают свое мнение.
Так же, я хочу сказать, что беседа в обучении способствует продвижению
обучения вперед.
Я использую на своих уроках три типа беседы: беседы – дебаты, которые редко
используются на уроках английского языка. Кумулятивная беседа используется на
каждом уроке, а исследовательская беседа – это самый эффективный тип беседы, в
которой учащиеся предлагают нужную информацию, которую обсуждают в диалоге
и мнение каждого участника беседы очень ценно.
Критическое мышление предполагает, что как преподаватель, так и студент
должны уметь рассуждать, размышлять, мыслить, анализировать, это поможет им
развивать свое воображение, определить проблему и найти пути ее решения. Чтобы
выявить критическое мышление у студентов, я наблюдала за действиями студентов,
за их ответами, подводила их к выводу.
Я использую элементы критического мышления, когда студенты определяют
самостоятельно тему урока, цель урока, составляют вопросы низкого и высокого
порядка на уроке. Когда они работают с текстом, разгадывают пазл, разгадывают
загадку, также применяю «мозговой штурм». В ходе уроков студенты проверяют
работу
других
групп, сравнивают
их
работу
со
своей,
анализируют
ошибки,
оценивают по критериям и другим формам оценивания. Проводя рефлексию своей
работы
и
работы
других
групп
на
уроке,
тем
самым
показывают
мне
как
преподавателю, что они могут проанализировать работу и оценить ее.
Критическое
мышление
и
лидерство
в
обучении
в
английском
языке
предполагает определенность к действиям и принятию более сложных решений
наставником
лидером,
введению
новых
способов
работы
над
заданиями
и
ситуациями разной сложности, организации к групповой работе и действиям по
развитию
критического
мышления
и
лидерства
в
обучении.
Я
применяла
критическое обучение и лидерство в обучении на моих уроках английского языка
при постановке предложений, суждений, анализов и других заданий. С точностью не
могу сказать, что мои студенты мыслят критически, но я вижу их попытки и
предпосылки к тому, чтобы критически мыслить и учится лидерству. Критическое
мышление и лидерство в обучении тесно связано с обучением английскому языку
так,
как
коммуникативные
процессы
в
классе
показывают
определенные
взаимодействия в разных видах бесед. И то, что критическое мышление и лидерство
тесно связаны с диалоговым обучением, и это способствует развитию мышления,
интеллектуальному развитию и процессу бесед, вовлечению студентов в совместные
действия по достижению и познанию английского языка.
Я как преподаватель, являюсь наставником, помощником, но не как самой
главной фигурой. Потому, что я саморазвиваюсь в рефлексивном преподавании и
обучении студентов, и я знаю и понимаю, что я должна дать основу учащимся,
применяя новые методы в обучении студентов и учусь делать выводы, стараясь,
быть «Рефлексивным практиком».
Пытаюсь
понять
в
конце
каждого
моего
урока,
чему
же
научились
мои
студенты,
и
обращалась
к
записям
и
мыслям
студентов
по
тому,
как
студентыдемонстрировали
свои
навыки
мышления
о
мышлении
и
лидерстве.
Насколько студенты были открыты и активны в своих суждениях.
В дальнейшем, применяя элементы критического мышления на своих уроках, я
буду помогать студентам, развивать критическое мышление. Критическое мышление
подразумевает анализ и оценку.
Особое
место
на
моих
уроках
занимает
оценивание. Использование
новых
подходов
к
оцениванию
позволяет
отслеживать
изменения,
происходящие
в
понимании студентами процесса своего обучения и устанавливать обратную связь на
каждом
этапе
урока. Для
этого
я
использую
различные
виды
формативного
оценивания.
На практике я применяю два вида оценивания, потому что они взаимосвязаны
между собой, формативное оценивание может перейти в суммативное оценивание. В
конце уроков очень интересные мысли учащиеся записывают на листах рефлексии,
на стикерах по критериям, порой сам преподаватель может не замечать в работе
студентов на уроке, то что, важно для студентов. Все учащиеся оценивают себя так,
как
бы
оценил
их
преподаватель,
то
есть
я. Для
себя
я
отметила
важность
проведения рефлексии, как обязательной составляющей современного урока, так
называемый, самоанализ деятельности студента, позволяющий ему оценить свою
работу, и наметить коррекцию своих дальнейших действий.
Метод
рефлексии
–
позволяет
мне
оценить,
и
пересмотреть
свою
педагогическую деятельность. А также побуждает меня к самосовершенствованию в
личностном и профессиональном отношениях.
Чтобы
студенты
стремились
к
знаниям,
получая
высокие
оценки,
преподавателю
необходимо
применять
информационно
–
коммуникационные
технологии,
без
которых
современный
урок
не
может
существовать.
Студенты
владеют цифровыми технологиями, которые необходимо применять.
Информационно
–
коммуникационные
технологии
облегчают
понимание
сложного учебного материала. При подготовке к урокам я тщательно продумываю
применение
ИКТ
на
своих
уроках.
На
практике
для
студентов
я
использую
интерактивную доску, где показываю презентации, видео фильмы, грамматические
задания.
Использование
ИКТ
помогает
мне
красочно
представить
материал
и
мотивировать студентов во время всех моих уроков английского языка. Студенты
также
могут
применять
ИКТ
при
выполнении
творческих
домашних
заданий.
Сейчас студентам не нужно носить с собой словари, ведь это все они могут найти в
интернете, используя даже свои мобильные телефоны, поэтому я разрешаю детям
использовать их электронные словари на мобильных телефонах.
При
планировании
уроков
с
применением
ИКТ,
я
работаю
совместно
состудентами,
которыми
являются
более
продвинутыми
в
этой
сфере.
Каждый
студент талантлив, но не всегда во всем. Студент, одаренный в одной сфере, может
испытывать трудности в другой. Поэтому я заметила, что учащимся со слабой
мотивацией к предмету нравятся задания с использованием ИКТ, где можно увидеть
их творчество, а преподаватель может и увидеть и исправить их грамматические
ошибки, тем самым увидеть, где у студента пробел в знаниях по какой конкретной
теме. Существует много видов технологий, которыми необходимо овладеть мне для
улучшения
процесса
обучения.
В
дальнейшем
я
планирую
проводить
уроки
с
использованием интернета.
Чтобы выявить способности у учащихся, преподавателю необходимо наблюдать
за
ними.
Также
студентам
необходимо
предоставить
сферу
для
развития
их
способностей.
В техникумах созданы все условия для выявления одаренных и талантливых
детей,
которых
должны
заметить
преподаватели
и
развивать
их
талант
на
протяжении всего обучения. У одаренных учащихся, должны быть задания, более
стимулирующие и сложные, чем у их одногрупников. Но следует помнить, что
задания должны быть не слишком сложные, с которыми может не справиться даже
одаренный
студент.
При
составлении
индивидуальных
заданий
для
данных
студентов, преподавателю следует знать точно уровень знаний учащихся. Также я
провожу
с
такими
студентами
дополнительные
задания,
где
поддерживаю
и
мотивирую их интерес к моему предмету.
При планировании урока, я учитываю не только ученические способности, но
также
и
возрастные
особенности
студентов.
Когнитивный
подход
в
обучении
применяется не только для развития интеллектуальных способностей, но также для
развития внимания, речевых навыков, обдумывания и творческих навыков.Все этапы
и
задания
уроков
продумываю
и
провожу
согласно
возрастным
особенностям
учащихся.
Научить говорить на английском языке – это сложный и кропотливый процесс.
Когда студент изучает язык, старается произнести слово или написать его, он не
уверен в своих знаниях и тогда ему необходима помощь преподавателя, который
поможет ему с улыбкой на лице.
В целом свои уроки я провожу на когнитивном уровне и с учетом возрастных
особенностей студентов. Следует отметить, что в процессе развития когнитивных
способностей у учащихся развиваются способности к практическим заданиям, и они
с легкостью овладевают знаниями об английском языке, на уроках основываясь на
предыдущем опыте в обучении и развитии.
Применяя новые подходы в практике, это помогает мне как преподавателю
английского
языка
улучшить
качество
преподавания,
помочь
студентам
быть
раскованными, умеющими решать на уроке маленькие проблемы, что в дальнейшем
может повлиять на решение важных проблем в жизни.
При
самооценивании
своих
действий
на
уроках,
студенты
научились
анализировать
и
оценивать
свои
действия
в
жизни,
понимать
свои
ошибки
и
стараться не повторять их.
В ходе своего преподавания английскому языку я убедилась в том, что обучение
через диалог, развитие критического мышления могут способствовать развитию
учеников и их результативности в обучении, а развитие критического мышления
преподавателяпозволит применять новые методы и подходы в обучении, поможет
критически оценивать практику своей работы.
Я увидела, что проведение таких уроков, создание коллаборативной среды
положительно влияют на образовательную, эмоциональную и социальную сферы
учащихся.
Приоритетными
направлениями
в
своей
работе
я
считаю
–
проблемное
обучение, интеграция уроков английского языка с различными образовательными
областями,
проектная
деятельность.
Но
особенно,
я
считаю
моим
студентам
интересна проектная практика, благодаря которой они получают новые знания и
самовыражение себя.
Привлекая
моих
учеников
к
участию
в
олимпиадах,
проектах,
я
даю
им
возможность открыть и почувствовать свой потенциал. Горящие глаза и любящие
сердца студентов – источник моего вдохновения! Я очень люблю свою профессию, а
знаете почему?
Каждый день вхожу я в класс,
И летит за часом час,
И в мелу моя ладонь,
Знаний как зажечь огонь?
Каждый день вхожу я в класс,
Вижу взгляды многих глаз,
Но своих студентов,
Я всегда учить готова!
« Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что
преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
А еще я очень люблю своих студентов. Радуюсь, когда они с интересом идут ко
мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду
встречи со своими ребятами. Я стараюсь делать все для того, чтобы они не только
знали основы грамматики английского языка, культуру этого народа, но и помочь
каждому
из
них
познать
себя,
самоопределиться
и,
по
возможности,
самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности. Но и мои
ребята
многому
учат
меня.
Работая
состудентами,
учишься
у
них
непосредственности и открытости, умению воспринимать мир добрым и светлым.
И чувствую, что должна, и могу быть надежным спутником моих студентов на
пути к совершенству.
Преподаватель по природе своей профессии созидатель, созидатель с большой
буквы, ибо творит он человека. Какими людьми станут мои студенты, что после
себя оставят – это и будет ответом на вопрос: какой я преподаватель.
И в заключении хочу сказать, чтоб наши дети шли с улыбкой, излучая радость,
тепло, и чтоб в их жизни было лишь счастье и добро! И если мне удалось оставить
след в их жизни, значит, я работаю не зря….
Вот такая она, «Моя педагогическая философия»