Автор: Голубева Лидия Федоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Филиал МБОУ "Натальинская СШ" - "Степуринская ОШ" Населённый пункт: пос. Степурино. Наименование материала: методическая разработка урока Тема: "Как учились дети в старину" Раздел: начальное образование
Тема урока: Как учились дети в старину.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с историей появления школ в Древней Руси, в родном посёлке.
Задачи:
Предметные:
1.
Формировать представление о старинных школьных принадлежностях, учебниках, одежде.
2.
Выявлять отличия современной школы и школы
в прошлом.
3.
Использовать дополнительную литературу с целью извлечения познавательной информации о появлении школ на Руси.
4.
Собирать краеведческий материал
о появлении школ
в родном посёлке
Метапредметные:
1.
Планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-
познавательными задачами.
2.
Оценивать результаты учебной деятельности.
3.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
решения
учебных
задач,
из
материалов
учебника
(текстов
и
иллюстраций).
4.
Применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения.
5.
Дополнять готовые информационные объекты .
6.
Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания,
задавать вопросы.
7.
Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых
группах и парах.
Личностные:
1.
Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие
затруднения.
2.
Готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
3.
Обретение чувства любви к родной стране, к её культуре, к родному краю, интереса к его истории.
4.
Методы и приёмы проведения урока:
- объяснительно – иллюстративный;
- проблемный;
- частично – поисковый;
- исследовательский;
- словесно – логический;
- метод самостоятельной работы учащихся;
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- работа в парах.
Оборудование:
для учителя:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- презентация Power Point;
для ученика:
- учебник «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;
- рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир» 3 класс О. П. Поглазова;
- Тетради с промокашкой, перо, чёрная тушь..
Ход урока
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Теоретическое
обоснование
1.Органи
зационн
ый
момент.
Включение в деловой ритм.
Включение в деловой ритм.
Личностные УУД
Готовность и
способность к
саморазвитию и
мотивация к
познанию нового.
2.
Проверк
а
домашне
го
задания.
_О чём мы говорили на прошлом
уроке?
- Поиграем в игру, кто больше
назовёт предметов одежды наших
предков.
-Встанем в круг и передавая мяч,
будем называть, какую одежду
носили наши предки.
- Пояс, как по другому назывался?
- За чем его носили?
- Молодцы, ребята знаете одежду
наших предков.
- Оцените свои знания, выберете
кружочки.
-Ребята, а хотите ещё что-то новое
узнать из жизни наших предков?
Дети дают ответ на вопрос.
- На прошлом уроке мы
говорили о одежде наших
предков.
Дети встают в круг и
передавая друг другу мяч
называют предметы
одежды.
- Кушак.
-Пояс обязательная часть
костюма, он оберегал от
злых духов. Сесть за стол
без пояса считалось
неприличным. О таком
человеке говорили:
«Распоясался». Снять с
человека пояс значило
обесчестить его.
-Дети оценивают сои
знания и знания своего
товарища (выбирают
кружочки нужного цвета).
-Да, хотим.
Регулятивные УУД
Личностные УУД
3.Актуал
изация
опорных
знаний.
. Учитель задаёт проблемный
вопрос.
- Как вы думаете, было ли такое
время, когда не было школ, дети не
учились?
- Чему и у кого учились дети, когда
не было образовательных
учреждений?
- На все эти вопросы вы сможете
найти ответы на сегодняшнем
уроке.
Дают предположительные
ответы на проблемный
вопрос.
- Да. Такое время было.
- Я думаю, дети учились
дома читать и писать.
Познавательные УУД
Постановка и решение
проблем
Частично-поисковый
метод
.
3.
Сообщен
ие темы
и целей
урока
Просит выдвинуть предположение о
теме
предстоящего урока. Организует
постановку цели урока.
- Ребята, я не случайно задала вам
эти вопросы, как вы думаете, о чём
наш сегодняшний урок?
- Что бы вы ещё хотели узнать на
сегодняшнем уроке?
- Сегодня на уроке мы постараемся
найти ответы на все эти вопросы.
- Как вы считаете, какой первый
вопрос мы должны рассмотреть?
Выдвигают предположения
о теме урока.
С помощью
учителя ставят
цель урока.
- Как учились дети в
старину.
Узнать:
- Когда и какие появились
школы?
- Как учились наши далёкие
сверстники?
- На чём и чем они писали
буквы и цифры?
- Какую носили одежду?
- Когда появились школы у
нас в посёлке?
Предлагают варианты
ответов. Корректируют
правильность ответов
одноклассников.
Регулятивные УУД
Целеполагание,
планирование
Проблемный
вопрос.
4.Изучен
ие нового
материал
а
а)
Первые
школы
- Первый вопрос, на который мы
ответим «Когда и какие появились
школы».
Рассказ учителя.
- Ребята, когда и какие школы
появились?
Дети слушают рассказ
учителя.
(Приложение 1)
- Дети дают ответ на
вопрос
Познавательные
общеучебные УУД
Поиск и выделение
необходимой
информации.
Регулятивные УУД
Принимать учебно-
познавательную
задачу
б) Беседа
по
репродук
ции Б. М.
Кустодие
ва
«Школа
Московс
кой
Руси».
Учитель задаёт проблемный вопрос.
- Как вы считаете, похожа ли была
школа того времени на
современную?
Организует фронтальную беседу,
выявляющую различия современной
школы и школы в прошлом.
- Рассмотрите репродукцию картины
Б. М. Кустодиева, который посвятил
свою работу исторической теме
«Школа Московской Руси».
- Что особенного в этом классе?
- Что делают ученики? Сколько их?
- Можно ли сказать, как они
относятся к учению?
- Чем эта школа отличается от
современной?
- Вы правильно отметили отличия
школы Древней Руси от
современной, а сейчас послушайте
стихотворение о школе Древней
Руси Н. Кончаловской, которое нам
расскажет ученик нашего класса.
- Прослушав его, вы скажите о тех
Дают предположительные
ответы на проблемный
вопрос.
- Я считаю, школа в
прошлом не похожа на
современную школу.
- Я думаю, что чем-то
школа в прошлом похожа на
современную т. к. и там и
там учились дети.
Рассматривают
репродукцию картины Б. М.
Кустодиева.
Проводят сравнительный
анализ
современной школы
и школы в прошлом.
Предлагают варианты
ответов. Корректируют
правильность ответов
одноклассников.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А и Б – как Аз и Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
Познавательные
УУД Постановка и
решение проблем
Частично-
поисковый метод.
Познавательное
логическое УУД
Сравнение, анализ
Фронтальная беседа
по
репродукции
картины Б. М.
Кустодиева.
Коммуникативные
УУД
Владение
диалогической
формой речи.
Фронтальная беседа
Коммуникативные
отличиях школ, о которых мы еще не
говорили.
-
Школа
XVI
века
была
школой
зубрежки.
Ученики
н а р а с п е в
повторяли то, что говорил учитель.
Азбуку
тоже
заучивали
наизусть.
Каждая буква имела свое название.
-
Алфавит,
которым
мы
сейчас
пользуемся, был создан славянами,
братьями Кириллом и Мефодием в
IX
веке.
Кирилл
и
Ме фодий
составили азбуку, а затем перевели
на
славянский
язык
некоторые
священные
писания.
Часть
букв
была
заимствована
из
греческого
алфавита,
а
часть
специально
создана
для
передачи
тех
звуков
славянского языка, которых не было
в греческом языке. Это буквы: Б, Ж,
Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было
43 буквы. Этот алфавит назывался
кириллицей в честь основавшего его
одного из братьев. Этим людям во
многих
городах
России
и
Европы
поставлены памятники.
-
Посмотрите
на
слайде,
как
выглядела
старославянская
азбука.
По субботам их порол.
-
За непослушание и невыученные
уроки
учитель,
порол розгами
и заставлял учеников
часами стоять на коленях
-Название старинных букв
отличалось от
современных.
Слушают сообщение
учителя.
Проводят сравнительный
анализ
современного
алфавита и
УУД
Владение
монологической
формой речи.
Выступление перед
аудиторией
Сравните ее с современной.
- Заучив эти называния букв детям
трудно
было
научиться
читать.
После
дети
заучивали
отрывки
из
церковных книг.
старославянского алфавита.
Познавательное
логическое УУД
Сравнение, анализ.
Задание «Сравнить
старославянскую
азбуку с
современной».
в)
Какими
были
школьны
е
принадле
жности и
одежда.
Игра
«Интерв
ью с
историче
ским
героем»
Организует чтение текста в
учебнике, предлагает детям
подготовиться к игре «Интервью с
историческим героем».
- Внимательно прочитайте текст в
учебнике, подготовьтесь к игре. Вы
будите исполнять роль журналистов,
задавать вопросы, а отвечать на
ваши вопросы будет наш
исторический герой.
Организует обсуждение
для
выявления значения непонятных
слов.
При необходимости корректирует
ответы.
- Ребята, какие слова в тексте вам
были не понятны?
Корректирует правильность
постановки вопросов и ответов.
Читают текст в учебнике.
(Приложение 2)
Дети делают пометки в
тексте:
знак ? - слово непонятно,
или вызывало сомнение;
знак + - информация для
предполагаемого вопроса
или ответа.
Объясняют значение
непонятных слов.
Корректируют правильность
ответов одноклассников.
Игра «Интервью с
историческим героем».
Дети задают вопросы по
прочитанному, а
исторический герой
отвечает на поставленные
Познавательные
общеучебные УУД
Смысловое чтение
Технология
критического
мышления
Коммуникативные
УУД
Умение с
достаточной
полнотой и точно
выражать свои
мысли
Игра «Интервью с
историческим
героем»
- Ребята, хотелось бы вам поучиться
в школе ваших дедушек и бабушек?
- Хорошо, я предлагаю вам записать
такую пословицу: Азбука – к
мудрости ступенька.
- Как вы понимаете эту пословицу?
вопросы.
- Как ты одевался, когда
ходил в школу?
- На чём ты писал?
- Чем писал?
- Для чего тебе нужна
промокательная бумага?
- Да.
Предлагают варианты
ответов. Корректируют
правильность ответов
одноклассников.
г)
Практич
еская
работа .
Организует практическую работу.
- Представьте, что вы в школе, где
учились дедушки и бабушки, как вы
думаете, на чём вы будете
записывать пословицу?
А писать вы будите пером на бумаге,
обмакивая его в чернила.
- С какими трудностями
столкнулись? Передайте свои
ощущения.
- Вы сейчас сами убедились, что
получать знания было делом
- Я думаю, мы будем писать
на бересте или на дощечках
покрытыми воском.
Предлагают варианты
ответов.
Познавательные
УУД: добывать
новые знания,
находить ответы на
вопросы, опираясь
на результаты
практической
работы.
нелёгким.
- Сейчас в современной школе
созданы все условия для того, чтобы
вы могли легко и доступно получать
знания.
5.
Физкуль
тминутка
Проводит физкультминутку.
Выполняют
физкультминутку.
Здоровье
сберегающие
технологии
д)
История
школы в
нашем
посёлке.
- Ребята, когда появилась школа в
нашем посёлке?
Предлагает преобразовать
полученную информацию в виде
рассказа.
- Об этом нам расскажут Лыков Илья
и Старцева Вика.
Исследовательская работа
учащихся. Сообщение о
появлении первой школы в
родном посёлке.
Познавательные
общеучебные УУД
поиск и выделение
необходимой
информации
Исследовательская
работа
учащихся.
- Ребята, что вы узнали об истории
школы в нашем районе?
Проверка выполнения задания по
слайду.
Самопроверка по слайду.
Регулятивные УУД
Контроль,
коррекция, оценка
6.
Закрепле
ние
изученно
го
материал
а.
Организует деятельность по
применению новых знаний.
Организует самостоятельную работу
в тетради.
Работа в тетради стр. 56 № 40,
41(дополнительно,резерв),
взаимопроверка в парах.
Организует фронтальную беседу для
выявления недочётов и спорных
вопросов по ходу выполнения
задания.
Выполняют
самостоятельную работу в
тетрадях.
Самопроверка в парах,
делают пометки на полях:
знак ? - сомневаюсь;
знак + - считаю
правильным.
Познавательные
логические УУД
Анализ, синтез,
обобщение
Задание в тетради
«Укажи цифрами
ученические
принадлежности»
Регулятивные УУД
Контроль,
коррекция, оценка
7.Домаш
нее
задание.
Даёт объяснение как выполнить
домашнее задание, чтобы дети не
испытывали затруднений при его
выполнении.
- Лыков Илья – напишет сочинение
«Как учились мои бабушка и
дедушка»
- Старцева Вика - изготовить
аппликацию или рисунок «Учебные
принадлежности бабушки и
дедушки».
Познавательные
общеучебные УУД
поиск и выделение
необходимой
информации.
Построение
речевого
высказывания в
письменной форме.
Сочинение «Как
учились, мои
бабушка и дедушка»
8. Итог
урока.
Анализ учебной деятельности.
- Ребята, как вы считаете, мы
ответили на вопросы, которые были
поставлены в начале урока?
- Когда и какие появились школы?
- Как учились наши далёкие
сверстники?
- На чём и чем они писали буквы и
цифры?
- Какую носили одежду?
- Когда появилась школа у нас в
посёлке?
Учащиеся вспоминают все
этапы урока. Обобщают
знания об изученном
материале.
Регулятивные УУД:
формируем умение
осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию
9.
Рефлекси
я
Организует рефлексию. Организует
самооценку учебной деятельности.
Оценивает работу учащихся на
уроке.
- Наш урок подошел к концу,
продолжите высказывания.
На уроке я работал …
Своей работой на уроке я …
Урок для меня показался …
Я не знал …
Я узнал …
Материал урока мне был …
Я хочу ещё узнать о родном крае …
Домашнее задание …
(Резервное задание)
- Напишите рядом с названием
буквы старославянской азбуки её
современное начертание.
Прочитайте слово, которое у вас
получилось.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят
цель и результаты, степень
их соответствия.
Регулятивные УУД
Оценка.
Саморегуляция
Мыслите - ____________
Он - _________________
Люди - ______________
Он - _________________
Добро - ______________
Цы - ________________
ерЫ - _______________
- Ребята, вы сегодня молодцы,
хорошо поработали на уроке.
Оценки за урок.
Спасибо за урок!
Приложение 1
- Учёные считают, что первые школы на Руси были открыты в 10 веке, и связано это событие с указанием князя Владимира. Как
повествует летопись, в 988 году Владимир «… посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное».
Книги в то время писали на пергаменте, специально выделанной тонкой коже животных. Листы пергамента сшивали в
тяжёлые книги с деревянными обложками и металлическими застёжками. Это была трудная, многомесячная работа, и каждая
книга была на вес золота.
Для переписки книг нужны были грамотные люди, и в крупных городах на учение к монахам стали брать мальчиков из
зажиточных семей. Некоторые из них становились летописцами.
В XV веке основными образовательными центрами являлись монастыри. Обучали грамоте всего два года. Читать древнюю
рукописную книгу было очень трудно. В ней почти нет знаков препинания: точек, запятых. Писцы не делали пропусков между
словами, иногда они сокращали слова: писали только согласные, а гласные пропускали.
Грамоту на Руси знали не только монахи, но и князья, бояре, купцы, ремесленники.
Примерно 300 лет назад в России появились первые школы: духовные и цифирные. В духовных школах обучались дети
священников, а в цифирных готовили способных детей к учёбе в гимназиях и лицеях. Дворянских детей обучали на дому
учителя, гувернёры и гувернантки (приезжие иностранцы), которые преподавали французский язык. В городах и сёлах тоже
стали открываться начальные школы для детей. В них два или четыре года учили Закону Божьему, чтению, письму и
арифметике. Для продолжения учёбы в гимназии или лицее надо было сдать вступительные экзамены и оплатить обучение.
Только талантливых учеников освобождали от оплаты за обучение.