Автор: Бирюкова Евгения Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №59 "Перспектива" Населённый пункт: город Липецк Наименование материала: конспект урока русского языка Тема: Слова-признаки Раздел: начальное образование
Тема: Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.
Цели:
Образовательная :
познакомить с существенными признаками имени прилагательного как
части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
Воспитательная
Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе.
Развивающая
Развитие речи учащихся, логического мышления
Символы:
Н – необходимый уровень;
П – программный уровень;
М – максимальный уровень.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Ι. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Пальчиковая гимнастика.
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
Словарный диктант.
«Проверяем то, что знаем».
Упр. 60 (дети пишут под диктовку учителя).
– Подчеркните опасные места в словах.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное. Сверьте с образцом в
учебнике.
После этого учитель собирает тетради.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
II. Формулиро-
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
1 3
1 7
– Рассмотрите центральный кадр диафильма перед упр. 62.
– Что удивило мальчиков? (Новый платок у Кати.)
– Расскажите, какой он? (Фиолетовый, лёгкий, красивый, новый,
модный.)
На доске запись:
( Что? )
П л а т о к ( какой? )
новый,
модный...
( Что? )
О ч к и ( какие? )
солнечные, красивые... ( Кто? ) Катя ( какая? ) аккуратная, красивая...
– Что обозначают слова: платок, очки, Катя?
– А что показывают остальные слова? (Какие это предметы.)
– Как они называются? (Слова-названия признаков.)
Если дети затрудняются, учитель помогает с формулировкой: слова-
названия признаков.
– Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
– Составим план урока.
План (примерный).
1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями
предметов.
2. Ставить вопросы к словам-названиям признаков.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает это умение?
Проблемная ситуация.
Работа
по
заданиям
в
учебнике
(в
парах
дети
пробуют
закончить
предложения и получают разные варианты).
Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?
Открытие новых знаний.
Упр.
62
–
формируется
умение
устанавливать
связь
слов-названий
признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы.
– Какие слова выделены? Что они называют? (Признак.)
– С какими словами они связаны?
– На какие вопросы отвечают?
– Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст ярче,
красивее? Почему?
Вывод.
Слова,
отвечающие
на
вопросы какой? какая? какое? какие? ,
«раскрашивают»
текст,
помогают
лучше
представить
картину,
нарисованную словами.
устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
3 5 3 1
1.
Работа по учебнику.
Упр.
63
–
развивается
умение
ставить
вопросы
к
словам-названиям
признаков. Дети это упражнение выполняют самостоятельно в парах.
Дополнительно.
– Запишите предложение про ручейки, добавьте ещё слова, отвечающие
на вопрос какие? (Быстрые, звонкие, шумные ручейки.)
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить, правильно записать предложения?
– Ты записал предложения сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил
свою работу.
2. Работа под руководством учителя.
– Я буду называть слова, а вы догадайтесь, о каком предмете идёт речь.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Круглый, полосатый, сладкий, красный (арбуз).
Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая (дорога).
–
Почему
легко
было
узнать
предмет?
(Много
слов-подсказок,
описывающих эти предметы.)
– Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы?
(Цвет, форма, вкус, размер, качество.)
– На какой вопрос они отвечают? ( какой?
какая? ...) П . Такие слова
называются именами прилагательными.
–
Обобщите
ваши
наблюдения
и
сделайте
вывод:
с
какими
словами
связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?
Чтение
правила
в
рамке
и
сравнение
его
с
собственными
выводами
детей.
3. Работа по учебнику.
Упр. 64 – формируется умение задавать и различать вопросы какой?
какая? какое? какие?
Можно дать задание по вариантам, рядам, группам.
Игра. Отгадай кто это? (задание в группах)
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его
признаки.
Работа по карточке (в парах)
Широкая, глубокая …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная …… берёза
- Давайте проверим, что же у вас получилось?
-
Как
вы
думаете,
слова
какой
части
речи
уточняют
имена
прилагательные?
(имена существительные)
Ну а сейчас мы поиграем. Прочитайте на доске карточки со словами.
(К доске выходят два человека, детям даются картинки с изображением
лисы и зайца.)
Найдите слова признаки к вашей картинке.
(Пока два ученика работают у доски, остальные дети играют с учителем).
-подберите противоположные по смыслу слова-признаки.
Молодой- (старый)
Узкий-(широкий)
Добрый-(злой)
Низкий-(высокий)
Горячий-(холодный)
Горький-(сладкий)
Такие слова в русском языке называются
АНТОНИМАМИ
Ну а теперь посмотрим, какие слова подобрали ребята к картинкам.
Какие слова остались?
Из какой сказки наши герои?
О каких словах говорили на уроке?
Какие вопросы помогают найти слова-признаки?
Для чего необходимы слова-признаки в нашей речи?
Хочется раскрыть ещё один секрет о словах-признаках. В русском языке
такие слова называют «Имена прилагательные»
Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Проверьте, как вы усвоили новые знания и умения, открытые на уроке,
выполнив задания 1, 2, тема 5 в Рабочей тетради, 2-й кл. Правильные
ответы: 4, 3.
–
Поднимите
руку,
кто
ответил
правильно.
Молодцы!
Вы
поняли
и
усвоили новый материал. 4 4
Учащиеся задают пишут вопросы по пройденному на уроке материалу и прикрепляют
на дерево знаний.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее