Напоминание

Слова-признаки


Автор: Бирюкова Евгения Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №59 "Перспектива"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Слова-признаки
Раздел: начальное образование





Назад





Русский язык

Тема:
Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы.
Цели:

Образовательная
: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
Воспитательная
Воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе.
Развивающая
Развитие речи учащихся, логического мышления
Символы:

Н –
необходимый уровень;
П
– программный уровень;
М
– максимальный уровень.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания

учебных успехов)

Ι. Актуализация

знаний.
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Пальчиковая гимнастика. Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».
4 3

Словарный диктант.
«Проверяем то, что знаем». Упр. 60 (дети пишут под диктовку учителя). – Подчеркните опасные места в словах. – Обменяйтесь тетрадями, проверьте написанное. Сверьте с образцом в учебнике. После этого учитель собирает тетради.
Познавательные УУД

1.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2.
Представлять информацию в виде схемы.
3.
Выявлять сущность, особенности объектов.
4.
На основе анализа объектов делать выводы.
5.
Обобщать и классифицировать по признакам.
6.
Ориентироваться на развороте учебника.
7.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-

вание проблемы,

планирование

деятельности.

Поиск решения

(открытие

нового знания),

формулирование

правила

(определения).

1 3

1 7
– Рассмотрите центральный кадр диафильма перед упр. 62. – Что удивило мальчиков? (Новый платок у Кати.) – Расскажите, какой он? (Фиолетовый, лёгкий, красивый, новый, модный.) На доске запись: (
Что?
) П л а т о к (
какой?
) новый, модный... (
Что?
) О ч к и (
какие?
) солнечные, красивые... (
Кто?
) Катя (
какая?
) аккуратная, красивая... – Что обозначают слова: платок, очки, Катя? – А что показывают остальные слова? (Какие это предметы.) – Как они называются? (Слова-названия признаков.) Если дети затрудняются, учитель помогает с формулировкой: слова- названия признаков. – Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. – Составим план урока. План (примерный). 1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов. 2. Ставить вопросы к словам-названиям признаков. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? Проблемная ситуация. Работа по заданиям в учебнике (в парах дети пробуют закончить предложения и получают разные варианты). Чтение и осмысление основного вопроса урока: с какими словами связаны
Регулятивные УУД

1.
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД

1.
Развиваем умение слушать и понимать других.
2.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Оформлять свои мысли в
слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают? Открытие новых знаний. Упр. 62 – формируется умение устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов и ставить к ним вопросы. – Какие слова выделены? Что они называют? (Признак.) – С какими словами они связаны? – На какие вопросы отвечают? – Прочитайте стихотворение без выделенных слов. Какой текст ярче, красивее? Почему? Вывод. Слова, отвечающие на вопросы
какой? какая? какое? какие?
, «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами. устной форме.
4.
Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие

умений –

применение

знания.

3 5 3 1

1.

Работа по учебнику.
Упр. 63 – развивается умение ставить вопросы к словам-названиям признаков. Дети это упражнение выполняют самостоятельно в парах. Дополнительно. – Запишите предложение про ручейки, добавьте ещё слова, отвечающие на вопрос
какие?
(Быстрые, звонкие, шумные ручейки.) Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе составить, правильно записать предложения? – Ты записал предложения сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
2. Работа под руководством учителя.
– Я буду называть слова, а вы догадайтесь, о каком предмете идёт речь.
Личностные результаты

1.
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Круглый, полосатый, сладкий, красный (арбуз). Шоссейная, широкая, асфальтированная, ухабистая (дорога). – Почему легко было узнать предмет? (Много слов-подсказок, описывающих эти предметы.) – Какие признаки могут называть слова, характеризующие предметы? (Цвет, форма, вкус, размер, качество.) – На какой вопрос они отвечают? (
какой?

какая?
...)
П .
Такие слова называются именами прилагательными. – Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают? Чтение правила в рамке и сравнение его с собственными выводами детей.
3. Работа по учебнику.
Упр. 64 – формируется умение задавать и различать вопросы
какой?

какая? какое? какие?
Можно дать задание по вариантам, рядам, группам. Игра. Отгадай кто это? (задание в группах) Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса Серый, хищный, жадный. Волк Белый, пушистый. Снег Круглое, сладкое, сочное. Яблоко - А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки. Работа по карточке (в парах) Широкая, глубокая …… река Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз Кудрявая, белоствольная …… берёза
- Давайте проверим, что же у вас получилось? - Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные? (имена существительные) Ну а сейчас мы поиграем. Прочитайте на доске карточки со словами. (К доске выходят два человека, детям даются картинки с изображением лисы и зайца.) Найдите слова признаки к вашей картинке. (Пока два ученика работают у доски, остальные дети играют с учителем). -подберите противоположные по смыслу слова-признаки. Молодой- (старый) Узкий-(широкий) Добрый-(злой) Низкий-(высокий) Горячий-(холодный) Горький-(сладкий) Такие слова в русском языке называются АНТОНИМАМИ Ну а теперь посмотрим, какие слова подобрали ребята к картинкам. Какие слова остались? Из какой сказки наши герои? О каких словах говорили на уроке? Какие вопросы помогают найти слова-признаки? Для чего необходимы слова-признаки в нашей речи? Хочется раскрыть ещё один секрет о словах-признаках. В русском языке такие слова называют «Имена прилагательные»

Вывод:
имя прилагательное употребляется при именах существительных У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Вот громкий звук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик, Но если нас к ним приложить Им веселее станет жить. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
– Проверьте, как вы усвоили новые знания и умения, открытые на уроке,
выполнив задания 1, 2, тема 5 в Рабочей тетради, 2-й кл. Правильные ответы: 4, 3. – Поднимите руку, кто ответил правильно. Молодцы! Вы поняли и усвоили новый материал.
4 4
Учащиеся задают пишут вопросы по пройденному на уроке материалу и прикрепляют на дерево знаний. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
V. Домашнее

задание.
Упр. 47, «Дидактический материал». Упр. 45, «Дидактический материал» – выучить 1-е четверостишие.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!