Напоминание

Части речи


Автор: Шабаева Лариса Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №51"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: конспект
Тема: Части речи
Раздел: среднее образование





Назад





Русский язык 5 класс

Технологическая карта

Тема
Части речи. Повторение
Цели

Актуализировать
знаниео частях речи и словах-омонимах.
Актуализировать
умение определять часть речи по морфологическим признакам.
Научить
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Актуализация знаний о словах-омонимах, частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и морфологических признаках. Актуализация умений определять: - имя существительное (число, род, одушевлённое, неодушевлённое); - имя прилагательное (род, число); - глагол (время, число, род, инфинитив) Составление словосочетаний и предложение со словами-омонимами.
Термины и понятия
Время, глагол, имя прилагательное, имя существительное, инфинитив, морфологические признаки, несовершенный вид, одноимённые части речи, род, слова-омонимы, совершенный вид, части речи.
Планируемый результат

Личностные умения
Проявлять: - интерес к изучению темы; - эм о ц и о н а л ь н о - ц е н н о с т н о е отношение к проблеме Кати и Даши;
-

желание

составлять

текст,

используя слова-омонимы;
- осознание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения

Познавательные умения
: -определять часть речи и обосновывать своё мнение; - определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое мнение; - определять слова-омонимы и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении

текста, с использованием омонимов.

Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; -
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках

учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
- Формулировать вопрос к каждой части речи. - Определять части речи по ее признакам. - Обозначать морфологические признаки каждой части речи. - Образовывать неопределенную форму глагола.
- Составлять и писать

предложения со словами-

омонимами.

Организация образовательного пространства


Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение
Тема– С.Есенин. Стихи. Тема – А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» (отрывок).
Развитие речи
Тема


«
Составление словосочетаний и предложений, используя слова-омонимы».
Информационный материал
Учебник «Русский язык» 4 кл. ч.1, Развитие речи, 4 кл.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат
- Мотивировать учащихся к изучению темы. - Стимулировать эмоционально- ц е н н о с т н о е о т н о ш е н и е к проблеме Кати и Даши. Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись: попугай – попугай стекло – стекло больной – больной Катя сказала, что учительница записала по два одинаковых слова, а Даша возразила и пояснила, что эти слова имеют разное значение. Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на доске вызвала у девочек разногласия? Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что им не хватает определённых знаний, умений для представления и обоснования суждения. Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор Кати и Даши?
Личностные умения:

-
проявлять интере с к изучению темы. - проявлять желание помочь девочкам.
П этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат
Цели:
• Актуализировать знания:
- о частях речи, о словах-омонимах. • Актуализировать умения: - рассказывать алгоритм определения части речи; - формулировать вопрос к слову; - определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение; 2

-
строить предложения со словами, имеющими разные значения;
-
выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Блок А. Части речи

Б л о к

Б .

И м я

существительноеДиагностическ

ие задания Задание 1 (З)

1) Продолжите ряд

одноимённой частью речи

- книга, …, …, (бегемот, гроза,

революция)

- красивый, …, …,(зеленый,

добрый, ласковый)

- сверкает, ...., …,(молчит,

болеет, бежит)

2) Укажите части речи

каждого слова в предложении.

Старое ведро дало течь, и вода

стала течь.

Познавательные умения:

-

определять

части

речи

и

обосновывать своё мнение;

-

о п р ед ел я т ь

ом о н и м ы

и

обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

-

выполнять

учебное

задание,

используя алгоритм;

-

выполнять

взаимопроверку

и

к о р р е к т и р о в к у

у ч е б н о г о

задания.
3

Коммуникативные умения:

- выполнять задание в рамках

учебного диалога.

-

адекватно

ис пол ьзо ва т ь

р е ч е в ы е

с р е д с т в а

д л я

представления результата.

Предметные умения:

-

рассказывать

а л г о р и т м

определения части речи;

- формулировать вопрос к слову;

-

строить

предложения

со

словами,

имеющими

разные

значения.

Назовите значение слова «

попугай».

Назовите значение выражения

«части речи».

Задание 2 (П)

с

взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что в

выражении «попугай друга»

слово «попугай» являются

прилагательным? Обоснуйте

своё мнение.

Задание 3 (У)

Поставьте к каждому

словосочетанию: «попугай

друга», «попугай меня» вопрос и

определите его значение.

Составьте с каждым

словосочетанием предложение.



Алгоритм определения части

речи

Для

того

чтобы

определить

часть речи, надо:
4

1)

сформулировать вопрос к

данному слову;

2)

определить, что

обозначает слово

(предмет, признак

предмета или действие

предмета);

3)

определить часть речи:

4)

– если слово обозначает

предмет и отвечает на

вопросы кто? что?, то

это имя

существительное;

5)

- если слово обозначает

признак предмета и

отвечает на вопросы

какой? какая? какое?

какие?, то это имя

прилагательное;

6)

- если слово обозначает

действие предмета и

отвечает на вопросы

что делать? что

делает? что делают, то

это глагол.

7)

Например:

8)

- слово « корм»

обозначает предмет,

отвечает на вопрос что?

значит, это имя

существительное;

9)

- слово «кормовой»

обозначает признак

предмета, отвечает на

вопрос какой? значит,

это имя прилагательное;

10) - слово «кормить»
5

обозначает действие

предмета, отвечает на

вопрос что делать?

значит, это глагол.

11) Задание 4 (З)

12) Расскажите

алгоритм

определения части речи.

13) Назовите значение слова

«омонимы».

14) Задание 5 (П) с

взаимопроверкой

15) Можно ли утверждать,

ч то

в

п р е д л о ж е н и и

«Белое

покрывало

всю

землю

покрывало»

слово

«покрывало»

является

глаголом?

Обоснуйте

своё мнение.

16) З а д а н и е

6

( П )

с

взаимопроверкой

17) Прочитайте

п р е д л о ж е н и я

и

определите

часть

речи

каждого омонима:

18) «Посадила

мама

в

печь

пироги с капустой печь».
Цели: • Актуализировать знания об имени существительном. • Актуализировать умения:
-
определять имена существительные и обосновывать свое мнение; - определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение;
-
рассказывать об имени существительном и его признаках; - выделять морфологические признаки имени существительного; - составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы; - составлять и писать предложения, используя предложенные слова; - обозначать морфологические признаки имени существительного; 6

-
писать слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;
-
формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), единственного или множественного числа, женский род, мужской род, средний род.
Блок В. Имя

прилагательноеДиагностически

е заданияЗадание 1 (З)

1.Составьте и напишите фразу-

конструкт:

Часть речи, которая отвечает

на вопросы ………………, и

обозначает …………, - это имя

существительное.
7

На вопрос «кто?» отвечают

…............................. имена

существительные, а на вопрос

что? …………………………....

Например:

кто? ………………,

что? ……………….. .

Имена существительные

бывают…………………..рода.

Например:

……..род - …………………….,

……..род - …………………….,

……..род - ……………………..

Имена существительные

изменяются по ……………… .

Например:

……..число - …………………,

…….число - ………………… .

2. Прочитайте фрагмент

стихотворения и выполните

морфологический разбор,

выделенного существительного.

Царь Салтан дивится чуду:

«Коли жив я только буду,

Чудный остров навещу

И у князя погощу».

А.С.Пушкин

Познавательные умения:

- определять имена

существительные и

обосновывать свое мнение;

- определять постоянный

признак имени

существительного и

обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:
8

- выполнять взаимопроверку

учебного задания и вносить

корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные

высказывания в рамках

учебного диалога, используя

термины.

- Предметные умения:

- рассказывать об имени

существительном и его

признаках;

- выделять морфологические

признаки имени

существительного;

- составлять различные

варианты имен

существительных, используя

одни и те же буквы;

- составлять и писать

предложения, используя

предложенные слова;

- обозначать морфологические

признаки имени

существительного;

- писать слова с изученными

орфограммами;

- составлять и написать фразу-

конструкт об имени

существительном.

Укажите имена

существительные в

предложенных словах.

Облако, зелёный, зелень,

доброта, добрый, позеленел,

прыгать, бег, вечер, сметана,

свет, любить, ненависть.
9

Расскажите о

существительном и его

признаках.

Задание 2 (П) с

взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что

слова «прыжок» и «прыгать»

являются именами

существительными? Обоснуйте

своё мнение.

Задание 3 (У)

Допишите по два–три имени

существительных в каждую

группу.

Определите постоянный

признак имени

существительного, который

присутствует в каждой группе

слов, и обозначьте его

графически.

Люди: девочка, …

Явления природы: дождь, …

Состояние человека: радость,



События: каникулы, …

Задание 4 (У)

Прочитайте слова, и

составьте из букв каждого

слова новое, сохранив все буквы:

весна, валик, лето, атлас,

сосна, кулак (весна – навес,

валик – вилка, лето – тело,

атлас – салат, сосна – насос,

кулак – кукла).

Весна -……

Навес - ….

Определите постоянный
10

признак, по которому

различаются данные слова,

обозначьте его графически.

Задание 5 (У)

Составьте и напишите

предложения, используя слова:

«тёплый, ласкает, деревьев,

верхушки, ветер».

Обозначьте морфологические

признаки имени

существительного (род, число,

одуш.,. неодуш.).
Цели: • Актуализировать знания об имени прилагательном. • Актуализировать умения: - определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение; - рассказывать об имени прилагательном и его признаках; - выделять морфологические признаки имени прилагательного; - составлять и писать предложения, используя имена прилагательные; - обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
-
писать слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
-
формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Блок Г. ГлаголДиагностические

задания:Задание 1 (З)

1. Составьте и напишите

фразу-конструкт:

Имя прилагательное - это часть

………………, которая отвечает

на ……………….. и обозначает

…………………. .

Имя прилагательное всегда

связаны с именем …………….,
11

потому что…………………… .

Имя прилагательное

изменяется по ………… и

………………………. .

Имена прилагательные делают

нашу речь……………….. . .

2. Составьте словосочетания

«прил. + сущ.» из слов каждого

столбика. Напишите их и

укажите признаки имен

прилагательных.

Яркое озеро

Глубокое солнце

Желторотые забавы

Пушистые птенцы

Зимние усы

Познавательные умения:

- определять имена

прилагательные и

обосновывать свое мнение.

- Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и

корректировку учебного

задания.

- Коммуникативные умения:

- формулировать понятные

высказывания, используя

термины, в рамках учебного

диалога.

- Предметные умения:

- рассказывать об имени

прилагательном и его

признаках;

- выделять морфологические

признаки имени

прилагательного;
12

- составлять и писать

предложения, используя имена

прилагательные;

- обозначать морфологические

признаки имени

прилагательного;

- писать слова с изученными

орфограммами;

- составлять и написать фразу-

конструкт об имени

прилагательном.

Прочитайте слова и назовите

имена прилагательные.

«Сказка, гриб, скользкий,

гладкий, гладить, белизна,

белый, светлый, светлячок,

молчун, молчаливый».

Расскажите об имени

прилагательном и его

признаках.

Задание 2 (П)

Можно ли к словам «короткий,

крепкий, ранний, санаторий»

поставить один и тот же

вопрос? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

с

взаимопроверкой

Определите признак, благодаря

которому различаются имена

пр илагательны е

в

т е к с т е

стихотворения и обозначьте его,

используя сокращенную форму

(ж.р., м.р, с.р..).

Солнце синее пылает.

Лебедь синий вдаль плывёт.

Чайка синяя взлетает,
13

В синеву небес зовёт.

Выделите графически

окончания имен

прилагательных.

Задание 4 (У)

Прочитайте текст и определите

прилагательное, которые

необходимо вписать в каждое

предложение.

Впишите прилагательные,

используя слова для справок,

поставив их в нужную форму.

Определите род и число имен

прилагательных.

Прошло …лето. Наступила…

осень. По небу плывут… тучи.

Дует… ветер. Закружились в

воздухе…. листочки.

Покраснела… осина. … и …

листья клена устилают землю.

Красив….ковер!

Слова для справок: жаркий,

дождливый, тяжёлый,

холодный, разноцветный,

домашняя, красный, жёлтый,

вкусное, осенний.

Цели:
• Актуализировать знания о глаголе. • Актуализировать умения: - определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;
-
рассказывать о глаголе и его признаках; Формулировать вопросы к глаголам; - выделять морфологические признаки глагола; - группировать глаголы по ведущему признаку; - составлять и писать предложения, используя имена прилагательные; 14
- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
-
писать: • глаголы в разных временных формах; • слова с изученными орфограммами; - составлять и написать фразу-конструкт о глаголе.
-
выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;
-
формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа, настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид; - адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Блок К. Диагностика качества

освоения темыДиагностические

задания Задание 1 (З)

1. Составьте и напишите

фразу-конструкт:

Глагол – это часть……….,

которая отвечает на ………… и

обозначает………………… .

Глаголы изменяются по …….и

…………….

Глаголы, отвечающие на

вопросы «что делать?», «что

сделать?» имеют …………. .

2. От каждого глагола образуйте

глаголы прошедшего,

настоящего и будущего времени.

Читать - ….

Погулять -

Познавательные умения:

- определять глаголы среди

других частей речи и

обосновывать свое мнение.

- Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку
15

учебного задания и вносить

коррективы.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные

высказывания в рамках

учебного диалога, используя

термины: глагол единственного

или множественного числа,

настоящее время, прошедшее

время, будущее время,

совершенный и

несовершенный вид

- адекватно использовать

речевые средства для

представления результата.

Предметные умения:

- рассказывать о глаголе и его

признаках;

Формулировать вопросы к

глаголам;

- выделять морфологические

признаки глагола;

- группировать глаголы по

ведущему признаку;

- составлять и писать

предложения, используя имена

прилагательные;

- обозначать морфологические

признаки имени

прилагательного;

- писать:

• глаголы в разных временных

формах;

• слова с изученными

орфограммами;

- составлять и написать фразу-

конструкт о глаголе.
16

Прочитайте слова, и назовите

глаголы: прыжок, прыгать,

белизна, белить, ходьба, ходить,

сон, спать, любить, цвести,

улыбчивый.

Расскажите о глаголе и его

признаках.

Задание 2 (П))

с

взаимопроверкой

Можно ли к словам «стук» и «

стучать» поставить один и

тот же вопрос? Обоснуй свое

мнение.

Задание 3 (У)

Прочитайте стихотворение,

спишите его текст, и выделите

графически глаголы.

Выпишите глаголы и укажите

морфологические признаки.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Задание 4 (У)

О п р е д е л и т е

п р и з н а к ,

п о

которому можно распределить

слова

на

группы.

Вредить,

лететь,

повстречать,

хвалить

т р е щ а т ь ,

п о с т р о и т ь ,

зарядить, хлопотать, завязать,

обновить.

Н а п и ши те

гл а г ол ы

в

д в а

столбика.

Цели -
установить степеньусвоения темы, а именно: - определять части речи; 17
- определять морфологические признаки частей речи; - образовывать неопределенную форму глаголов; - писать слова с известными орфограммами; - выполнять задания в соответствии с целью;

проверять написание текст, вносить исправления.
III этап. Интеллектуально-

преобразовательная

деятельностьРегулятивные

умения:Контрольное задание

- выполнять задания в

соответствии с целью;

– проверять написание текста,

вносить исправления.

Предметные умения:

- определять части речи;

- определять морфологические

признаки частей речи.

- образовывать; неопределенную

форму глаголов;

- писать слова с известными

орфограммами.

Диктант

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл

пушистый снежок. Но полянка

живет. В уютной квартире под

корой

спрятались

от

стужи

бу ка ш к и .

В

н о р ке

м еж ду

корнями лежит ящерица. Жук

улегся в крохотной спаленке. В

канавке

на

краю

полянки

под

снегом спят лягушки. Рядом в

куче хвороста заснул их враг –

ёжик.
18

Тихо и пусто на полянке.

Только дятел сидит на сосенке и

таскает

из

шишки

вкусные

семена. Иной раз пробежит по

полянке лисица или беляк.

Грамматические

задания:

1.

В первом предложении

укажите часть речи над

каждым словом.

2.

Выпишите из текста 2

-3 словосочетания,

которые состоят из

«прил .+ сущ.».

Определите род, число

имен прилагательных.

3.

Выпишите из текста 3-4

глагола разных временных

форм. Определите время

глаголов. Напишите эти

глаголы в неопределенной

форме.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Цели деятельности

Цели:Варианты

заданийПланируемый
• Стимулировать интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы. • Научить: Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: 
выбор варианта задания
(информативный, импровизационный, эвристический); 
выбор способа деятельности
(индивидуальный или коллективный); 
самоорганизацию
по выполнению задания: - планирование деятельности;
Личностные умения:
- проявлять интерес и желание составлять текст, используя слова-омонимы. Уметь использовать, приобретенные знания и 19
- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания
;
- использовать приобретенные знания для выполнения задания; - планировать свое действие в с о о т в е т с т в и и с у ч е б н ы м заданием
;
- составлять и писать текст со словами-омонимами;
-
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
результат деятельности
- выполнение задания; - представление результатов деятельности.
Информативный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, используя данные предложения:
______
ребёнок плохо спал.
__________
был на приёме у врача. Чтоб не лез _______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все ___________. Плотник поменял

разбито
е __________.
Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной. 2. Укажите часть речи каждого вписанного в предложение слова.
Импровизационный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение, составив по два предложения со словами «больной», «попугай», «стекло», которые являются разными частями речи. 2. Укажите часть речи каждого из этих слов «больной», «попугай», «стекло» в предложениях.
Эвристический вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое мнение. Для этого составьте рассказ, в котором используйте омонимы «больной», «попугай», «стекло». 2. Укажите часть речи каждого омонима. * Больнойребёнок плохо спал.

Больнойбыл на приёме у врача. Чтоб не лез попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши все стекло. Плотник поменял

разбито
е
стекло. умения в практической деятельности
Познавательные умения:
- выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания для составления текста.
Регулятивное умение:

-
выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативное умение:

-
адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметное умение:
- составлять и писать текст со словами-омонимами.
IV этап. Рефлексивная

деятельность
Цели деятельности Научитьшкольников:Самоанализ и самооценка ученикаРезультат
I. Задание на самоанализ
. Закончите предложения:
Личностные умения:
- оценивать результат учебной 20
деятельности - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. 1
.

Мне важно, правильно использовать слова-омонимы при составлении

предложений с разными частями речи, потому что……..
2.
Чтобы написать предложения с омонимами, надо……..

II. Задание на самооценку.
Закончите предложения: Я (очень, не очень)
доволен(льна
) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать текст самостоятельно. деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности
- С о о т н е с т и п о л у ч е н н ы й результат с поставленной целью; - Оценить результат с во е й деятельности
.

Цели темы:

Актуализировать
знаниео частях речи и словах-омонимах.
Актуализировать
умение определять часть речи по морфологическим признакам.
Научить
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять желание составлять текст, используя слова-омонимы.

Познавательные умения
:
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении

текста, с использованием омонимов.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-

формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках

учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять и писать предложения со словами-омонимами.

*Заполняется

учителем

по

окончании изучения темы
21
22


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!