Автор: Шабаева Лариса Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №51" Населённый пункт: город Набережные Челны Наименование материала: конспект Тема: Части речи Раздел: среднее образование
Актуализировать знаниео частях речи и словах-омонимах.
Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим признакам.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
Актуализация знаний о словах-омонимах, частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и
морфологических признаках. Актуализация умений определять:
- имя существительное (число, род, одушевлённое, неодушевлённое);
- имя прилагательное (род, число);
- глагол (время, число, род, инфинитив)
Составление словосочетаний и предложение со словами-омонимами.
Термины и понятия
Время, глагол, имя прилагательное, имя существительное, инфинитив, морфологические признаки,
несовершенный вид, одноимённые части речи, род, слова-омонимы, совершенный вид, части речи.
Планируемый результат
Личностные умения
Проявлять:
- интерес к изучению темы;
-
эм о ц и о н а л ь н о - ц е н н о с т н о е
отношение
к
проблеме
Кати
и
Даши;
-
желание
составлять
текст,
используя слова-омонимы;
-
осознание
успешности
при
изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения :
-определять часть речи и обосновывать своё мнение;
- определять морфологические признаки части речи и обосновывать свое
мнение;
- определять слова-омонимы и обосновывать свое мнение;
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении
текста, с использованием омонимов.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
-
формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога;
- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Предметные умения
-
Формулировать
вопрос
к
каждой части речи.
- Определять части речи по ее
признакам.
- Обозначать морфологические
признаки каждой части речи.
- Образовывать
неопределенную форму
глагола.
- Составлять и писать
предложения со словами-
омонимами.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Литературное чтение
Тема– С.Есенин. Стихи.
Тема
–
А.С.Пушкин.
«Сказка
о
царе Салтане…» (отрывок).
Развитие речи
Тема
–
« Составление
словосочетаний
и
предложений,
используя слова-омонимы».
Информационный материал
Учебник «Русский язык» 4 кл. ч.1, Развитие речи, 4 кл.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями
Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
-
Мотивировать
учащихся
к
изучению темы.
-
Стимулировать
эмоционально-
ц е н н о с т н о е
о т н о ш е н и е
к
проблеме Кати и Даши.
Перед уроком Катя и Даша увидели на доске запись:
попугай – попугай
стекло – стекло
больной – больной
Катя сказала, что учительница записала по два одинаковых слова, а
Даша возразила и пояснила, что эти слова имеют разное значение.
Ребята, кто из девочек прав? Почему запись на доске вызвала
у
девочек разногласия?
Учащиеся предлагают разные версии, но дискуссия показывает, что
им
не
хватает
определённых
знаний,
умений
для
представления
и
обоснования суждения.
Есть ли у вас желание приобрести эти знания, чтобы разрешить спор
Кати и Даши?
Личностные умения:
-
проявлять
интере с
к
изучению темы.
-
проявлять
желание
помочь
девочкам.
П этап. Учебно-познавательная деятельность
Цели деятельности
Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Планируемый результат
Цели:
• Актуализировать знания:
- о частях речи, о словах-омонимах.
• Актуализировать умения:
- рассказывать алгоритм определения части речи;
- формулировать вопрос к слову;
- определять части речи, омонимы, обосновывать своё мнение;
2
- строить предложения со словами, имеющими разные значения;
- выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Блок А. Части речи
Б л о к
Б .
И м я
существительноеДиагностическ
ие задания Задание 1 (З)
1) Продолжите ряд
одноимённой частью речи
- книга, …, …, (бегемот, гроза,
революция)
- красивый, …, …,(зеленый,
добрый, ласковый)
- сверкает, ...., …,(молчит,
болеет, бежит)
2) Укажите части речи
каждого слова в предложении.
Старое ведро дало течь, и вода
стала течь.
Познавательные умения:
-
определять
части
речи
и
обосновывать своё мнение;
-
о п р ед ел я т ь
ом о н и м ы
и
обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
-
выполнять
учебное
задание,
используя алгоритм;
-
выполнять
взаимопроверку
и
к о р р е к т и р о в к у
у ч е б н о г о
задания.
3
Коммуникативные умения:
- выполнять задание в рамках
учебного диалога.
-
адекватно
ис пол ьзо ва т ь
р е ч е в ы е
с р е д с т в а
д л я
представления результата.
Предметные умения:
-
рассказывать
а л г о р и т м
определения части речи;
- формулировать вопрос к слову;
-
строить
предложения
со
словами,
имеющими
разные
значения.
Назовите значение слова «
попугай».
Назовите значение выражения
«части речи».
Задание 2 (П)
с
взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что в
выражении «попугай друга»
слово «попугай» являются
прилагательным? Обоснуйте
своё мнение.
Задание 3 (У)
Поставьте к каждому
словосочетанию: «попугай
друга», «попугай меня» вопрос и
определите его значение.
Составьте с каждым
словосочетанием предложение.
Алгоритм определения части
речи
Для
того
чтобы
определить
часть речи, надо:
4
1)
сформулировать вопрос к
данному слову;
2)
определить, что
обозначает слово
(предмет, признак
предмета или действие
предмета);
3)
определить часть речи:
4)
– если слово обозначает
предмет и отвечает на
вопросы кто? что?, то
это имя
существительное;
5)
- если слово обозначает
признак предмета и
отвечает на вопросы
какой? какая? какое?
какие?, то это имя
прилагательное;
6)
- если слово обозначает
действие предмета и
отвечает на вопросы
что делать? что
делает? что делают, то
это глагол.
7)
Например:
8)
- слово « корм»
обозначает предмет,
отвечает на вопрос что?
значит, это имя
существительное;
9)
- слово «кормовой»
обозначает признак
предмета, отвечает на
вопрос какой? значит,
это имя прилагательное;
10) - слово «кормить»
5
обозначает действие
предмета, отвечает на
вопрос что делать?
значит, это глагол.
11) Задание 4 (З)
12) Расскажите
алгоритм
определения части речи.
13) Назовите значение слова
«омонимы».
14) Задание 5 (П) с
взаимопроверкой
15) Можно ли утверждать,
ч то
в
п р е д л о ж е н и и
«Белое
покрывало
всю
землю
покрывало»
слово
«покрывало»
является
глаголом?
Обоснуйте
своё мнение.
16) З а д а н и е
6
( П )
с
взаимопроверкой
17) Прочитайте
п р е д л о ж е н и я
и
определите
часть
речи
каждого омонима:
18) «Посадила
мама
в
печь
пироги с капустой печь».
Цели:
• Актуализировать знания об имени существительном.
• Актуализировать умения:
- определять имена существительные и обосновывать свое мнение;
- определять постоянный признак имени существительного и обосновывать свое мнение;
- рассказывать об имени существительном и его признаках;
- выделять морфологические признаки имени существительного;
- составлять различные варианты имен существительных, используя одни и те же буквы;
- составлять и писать предложения, используя предложенные слова;
- обозначать морфологические признаки имени существительного;
6
- писать слова с изученными орфограммами;
- составлять и написать фразу-конструкт об имени существительном;
- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины:
имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), единственного или множественного числа, женский род, мужской род, средний род.
Блок В. Имя
прилагательноеДиагностически
е заданияЗадание 1 (З)
1.Составьте и напишите фразу-
конструкт:
Часть речи, которая отвечает
на вопросы ………………, и
обозначает …………, - это имя
существительное.
7
На вопрос «кто?» отвечают
…............................. имена
существительные, а на вопрос
что? …………………………....
Например:
кто? ………………,
что? ……………….. .
Имена существительные
бывают…………………..рода.
Например:
……..род - …………………….,
……..род - …………………….,
……..род - ……………………..
Имена существительные
изменяются по ……………… .
Например:
……..число - …………………,
…….число - ………………… .
2. Прочитайте фрагмент
стихотворения и выполните
морфологический разбор,
выделенного существительного.
Царь Салтан дивится чуду:
«Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу».
А.С.Пушкин
Познавательные умения:
- определять имена
существительные и
обосновывать свое мнение;
- определять постоянный
признак имени
существительного и
обосновывать свое мнение.
Регулятивные умения:
8
- выполнять взаимопроверку
учебного задания и вносить
корректировку.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятные
высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины.
- Предметные умения:
- рассказывать об имени
существительном и его
признаках;
- выделять морфологические
признаки имени
существительного;
- составлять различные
варианты имен
существительных, используя
одни и те же буквы;
- составлять и писать
предложения, используя
предложенные слова;
- обозначать морфологические
признаки имени
существительного;
- писать слова с изученными
орфограммами;
- составлять и написать фразу-
конструкт об имени
существительном.
Укажите имена
существительные в
предложенных словах.
Облако, зелёный, зелень,
доброта, добрый, позеленел,
прыгать, бег, вечер, сметана,
свет, любить, ненависть.
9
Расскажите о
существительном и его
признаках.
Задание 2 (П) с
взаимопроверкой
Можно ли утверждать, что
слова «прыжок» и «прыгать»
являются именами
существительными? Обоснуйте
своё мнение.
Задание 3 (У)
Допишите по два–три имени
существительных в каждую
группу.
Определите постоянный
признак имени
существительного, который
присутствует в каждой группе
слов, и обозначьте его
графически.
Люди: девочка, …
Явления природы: дождь, …
Состояние человека: радость,
…
События: каникулы, …
Задание 4 (У)
Прочитайте слова, и
составьте из букв каждого
слова новое, сохранив все буквы:
весна, валик, лето, атлас,
сосна, кулак (весна – навес,
валик – вилка, лето – тело,
атлас – салат, сосна – насос,
кулак – кукла).
Весна -……
Навес - ….
Определите постоянный
10
признак, по которому
различаются данные слова,
обозначьте его графически.
Задание 5 (У)
Составьте и напишите
предложения, используя слова:
«тёплый, ласкает, деревьев,
верхушки, ветер».
Обозначьте морфологические
признаки имени
существительного (род, число,
одуш.,. неодуш.).
Цели:
• Актуализировать знания об имени прилагательном.
• Актуализировать умения:
- определять имена прилагательные и обосновывать свое мнение;
- рассказывать об имени прилагательном и его признаках;
- выделять морфологические признаки имени прилагательного;
- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
- писать слова с изученными орфограммами;
- составлять и написать фразу-конструкт об имени прилагательном;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Блок Г. ГлаголДиагностические
задания:Задание 1 (З)
1. Составьте и напишите
фразу-конструкт:
Имя прилагательное - это часть
………………, которая отвечает
на ……………….. и обозначает
…………………. .
Имя прилагательное всегда
связаны с именем …………….,
11
потому что…………………… .
Имя прилагательное
изменяется по ………… и
………………………. .
Имена прилагательные делают
нашу речь……………….. . .
2. Составьте словосочетания
«прил. + сущ.» из слов каждого
столбика. Напишите их и
укажите признаки имен
прилагательных.
Яркое озеро
Глубокое солнце
Желторотые забавы
Пушистые птенцы
Зимние усы
Познавательные умения:
- определять имена
прилагательные и
обосновывать свое мнение.
- Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и
корректировку учебного
задания.
- Коммуникативные умения:
- формулировать понятные
высказывания, используя
термины, в рамках учебного
диалога.
- Предметные умения:
- рассказывать об имени
прилагательном и его
признаках;
- выделять морфологические
признаки имени
прилагательного;
12
- составлять и писать
предложения, используя имена
прилагательные;
- обозначать морфологические
признаки имени
прилагательного;
- писать слова с изученными
орфограммами;
- составлять и написать фразу-
конструкт об имени
прилагательном.
Прочитайте слова и назовите
имена прилагательные.
«Сказка, гриб, скользкий,
гладкий, гладить, белизна,
белый, светлый, светлячок,
молчун, молчаливый».
Расскажите об имени
прилагательном и его
признаках.
Задание 2 (П)
Можно ли к словам «короткий,
крепкий, ранний, санаторий»
поставить один и тот же
вопрос? Обоснуйте своё мнение.
Задание 3 (У)
с
взаимопроверкой
Определите признак, благодаря
которому различаются имена
пр илагательны е
в
т е к с т е
стихотворения и обозначьте его,
используя сокращенную форму
(ж.р., м.р, с.р..).
Солнце синее пылает.
Лебедь синий вдаль плывёт.
Чайка синяя взлетает,
13
В синеву небес зовёт.
Выделите графически
окончания имен
прилагательных.
Задание 4 (У)
Прочитайте текст и определите
прилагательное, которые
необходимо вписать в каждое
предложение.
Впишите прилагательные,
используя слова для справок,
поставив их в нужную форму.
Определите род и число имен
прилагательных.
Прошло …лето. Наступила…
осень. По небу плывут… тучи.
Дует… ветер. Закружились в
воздухе…. листочки.
Покраснела… осина. … и …
листья клена устилают землю.
Красив….ковер!
Слова для справок: жаркий,
дождливый, тяжёлый,
холодный, разноцветный,
домашняя, красный, жёлтый,
вкусное, осенний.
Цели:
• Актуализировать знания о глаголе.
• Актуализировать умения:
- определять глаголы среди других частей речи и обосновывать свое мнение;
- рассказывать о глаголе и его признаках;
Формулировать вопросы к глаголам;
- выделять морфологические признаки глагола;
- группировать глаголы по ведущему признаку;
- составлять и писать предложения, используя имена прилагательные;
14
- обозначать морфологические признаки имени прилагательного;
- писать:
• глаголы в разных временных формах;
• слова с изученными орфограммами;
- составлять и написать фразу-конструкт о глаголе.
- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины: глагол единственного или множественного числа,
настоящее время, прошедшее время, будущее время, совершенный и несовершенный вид;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Блок К. Диагностика качества
освоения темыДиагностические
задания Задание 1 (З)
1. Составьте и напишите
фразу-конструкт:
Глагол – это часть……….,
которая отвечает на ………… и
обозначает………………… .
Глаголы изменяются по …….и
…………….
Глаголы, отвечающие на
вопросы «что делать?», «что
сделать?» имеют …………. .
2. От каждого глагола образуйте
глаголы прошедшего,
настоящего и будущего времени.
Читать - ….
Погулять -
Познавательные умения:
- определять глаголы среди
других частей речи и
обосновывать свое мнение.
- Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку
15
учебного задания и вносить
коррективы.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятные
высказывания в рамках
учебного диалога, используя
термины: глагол единственного
или множественного числа,
настоящее время, прошедшее
время, будущее время,
совершенный и
несовершенный вид
- адекватно использовать
речевые средства для
представления результата.
Предметные умения:
- рассказывать о глаголе и его
признаках;
Формулировать вопросы к
глаголам;
- выделять морфологические
признаки глагола;
- группировать глаголы по
ведущему признаку;
- составлять и писать
предложения, используя имена
прилагательные;
- обозначать морфологические
признаки имени
прилагательного;
- писать:
• глаголы в разных временных
формах;
• слова с изученными
орфограммами;
- составлять и написать фразу-
конструкт о глаголе.
16
Прочитайте слова, и назовите
глаголы: прыжок, прыгать,
белизна, белить, ходьба, ходить,
сон, спать, любить, цвести,
улыбчивый.
Расскажите о глаголе и его
признаках.
Задание 2 (П))
с
взаимопроверкой
Можно ли к словам «стук» и «
стучать» поставить один и
тот же вопрос? Обоснуй свое
мнение.
Задание 3 (У)
Прочитайте стихотворение,
спишите его текст, и выделите
графически глаголы.
Выпишите глаголы и укажите
морфологические признаки.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Задание 4 (У)
О п р е д е л и т е
п р и з н а к ,
п о
которому можно распределить
слова
на
группы.
Вредить,
лететь,
повстречать,
хвалить
т р е щ а т ь ,
п о с т р о и т ь ,
зарядить, хлопотать, завязать,
обновить.
Н а п и ши те
гл а г ол ы
в
д в а
столбика.
Цели - установить степеньусвоения темы, а именно:
- определять части речи;
17
- определять морфологические признаки частей речи;
- образовывать неопределенную форму глаголов;
- писать слова с известными орфограммами;
- выполнять задания в соответствии с целью;
– проверять написание текст, вносить исправления.
III этап. Интеллектуально-
преобразовательная
деятельностьРегулятивные
умения:Контрольное задание
- выполнять задания в
соответствии с целью;
– проверять написание текста,
вносить исправления.
Предметные умения:
- определять части речи;
- определять морфологические
признаки частей речи.
- образовывать; неопределенную
форму глаголов;
- писать слова с известными
орфограммами.
Диктант
На лесной полянке
Лесную полянку укрыл
пушистый снежок. Но полянка
живет. В уютной квартире под
корой
спрятались
от
стужи
бу ка ш к и .
В
н о р ке
м еж ду
корнями лежит ящерица. Жук
улегся в крохотной спаленке. В
канавке
на
краю
полянки
под
снегом спят лягушки. Рядом в
куче хвороста заснул их враг –
ёжик.
18
Тихо и пусто на полянке.
Только дятел сидит на сосенке и
таскает
из
шишки
вкусные
семена. Иной раз пробежит по
полянке лисица или беляк.
Грамматические
задания:
1.
В первом предложении
укажите часть речи над
каждым словом.
2.
Выпишите из текста 2
-3 словосочетания,
которые состоят из
«прил .+ сущ.».
Определите род, число
имен прилагательных.
3.
Выпишите из текста 3-4
глагола разных временных
форм. Определите время
глаголов. Напишите эти
глаголы в неопределенной
форме.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Цели деятельности
Цели:Варианты
заданийПланируемый
• Стимулировать интерес и
желание составлять текст,
используя слова-омонимы.
• Научить:
Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
выбор варианта задания (информативный, импровизационный,
эвристический);
выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
самоорганизацию по выполнению задания:
- планирование деятельности;
Личностные умения:
- проявлять интерес и желание
составлять текст, используя
слова-омонимы.
Уметь использовать,
приобретенные знания и
19
-
ориентироваться
в
разных
вариантах выполнения задания ;
-
использовать
приобретенные
знания для выполнения задания;
-
планировать
свое
действие
в
с о о т в е т с т в и и
с
у ч е б н ы м
заданием ;
- составлять и писать текст со
словами-омонимами;
- адекватно использовать
речевые средства для
представления результата
деятельности.
результат деятельности
- выполнение задания;
- представление результатов деятельности.
Информативный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое
мнение, используя данные предложения:
______ ребёнок плохо спал. __________ был на приёме у врача. Чтоб не лез
_______, ты его__________. Стало тепло и с крыши все ___________.
Плотник поменял разбито е __________.
Слова для справок: пила, попугай, стих, стекло, ели, больной.
2. Укажите часть речи каждого вписанного в предложение слова.
Импровизационный вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое
мнение, составив по два предложения со словами «больной», «попугай»,
«стекло», которые являются разными частями речи.
2. Укажите часть речи каждого из этих слов «больной», «попугай», «стекло»
в предложениях.
Эвристический вариант
1. Определите, кто в споре оказался прав: Катя или Даша и обоснуйте свое
мнение. Для этого составьте рассказ, в котором используйте омонимы
«больной», «попугай», «стекло».
2. Укажите часть речи каждого омонима.
* Больнойребёнок плохо спал. Больнойбыл на приёме у врача. Чтоб не лез
попугай, ты его попугай. Стало тепло и с крыши все
стекло. Плотник
поменял разбито е стекло.
умения в практической
деятельности
Познавательные умения:
- выбирать вариант
выполнения задания;
- использовать приобретенные
знания для составления текста.
Регулятивное умение:
- выполнять учебное действие
в соответствии с планом.
Коммуникативное умение:
- адекватно использовать
речевые средства для
представления результата
деятельности.
Предметное умение:
- составлять и писать текст со
словами-омонимами.
IV этап. Рефлексивная
деятельность
Цели деятельности
Научитьшкольников:Самоанализ
и самооценка ученикаРезультат
I. Задание на самоанализ .
Закончите предложения:
Личностные умения:
- оценивать результат учебной
20
деятельности
- соотносить полученный
результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной
деятельности.
1 .
Мне важно, правильно использовать слова-омонимы при составлении
предложений с разными частями речи, потому что……..
2. Чтобы написать предложения с омонимами, надо……..
II. Задание на самооценку.
Закончите предложения:
Я (очень, не очень) доволен(льна ) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла))
написать текст самостоятельно.
деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить полученный
результат с поставленной
целью.
Цели деятельности
Самоанализ и самооценка учителя
Результат деятельности
-
С о о т н е с т и
п о л у ч е н н ы й
результат с поставленной целью;
-
Оценить
результат
с во е й
деятельности .
Цели темы:
Актуализировать знаниео частях речи и словах-омонимах.
Актуализировать умение определять часть речи по морфологическим
признакам.
Научить использовать приобретенные знания и умения
в практической
деятельности.
Ключевые умения темы
Личностные умения:
- проявлять желание составлять текст, используя слова-омонимы.
Познавательные умения :
- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении
текста, с использованием омонимов.
Регулятивные умения:
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
-
формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках
учебного диалога.
Предметные умения:
- составлять и писать предложения со словами-омонимами.