Формирование информационной грамотности младших школьников как компонента метапредметных и предметных результатов
Автор: Сарипова Наталья Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Комсомольская СШ" Населённый пункт: посёлок Комсомольский Наименование материала: статья Тема: Формирование информационной грамотности младших школьников как компонента метапредметных и предметных результатов Раздел: начальное образование
Тема. Формирование информационной грамотности младшего школьника как
компонента метапредметных и предметных результатов
Сарипова Н. Б., учитель начальных классов
МКОУ «Комсомольская СШ»
Погружение в тему
В начале своего выступления хочу обратить ваше внимание на задание: найти и
исправить ошибки в загадках.
1. Я вырос на ветке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Ответ: вырос на грядке.)
2. Микробов он сбивает с ног,
Ну а зовут его – морковь.
(Ответ: а зовут его – чеснок.)
Это продуктивные задания, которые преследуют цель проверить, сформировано ли у
обучающихся умение выделять в информации недостоверные и сомнительные элементы.
Презентация педагогического опыта
Информационная
грамотность
–
это
способность
и
умение
самостоятельно
искать,
анализировать,
отбирать,
обрабатывать
и
передавать
необходимую
информацию
при
помощи
устных
и
письменных
коммуникативных
информационных
технологий.
В
современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным
потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки
работы
с
информацией:
навыки
поиска,
анализа,
обработки,
хранения,
использования и применения информации в максимально рациональной форме и т. д.
Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт
работы с информацией закладывается в этом возрасте и становится залогом успешного
обучения в дальнейшем.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования отмечает, что «в результате изучения всех без исключения предметов в
начальной
школе
выпускники
должны
приобрести
первичные
навыки
работы
с
информацией». Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие,
которое
необходимо
формировать
на
всех
предметах
в
урочной
деятельности
и
на
предметном материале во внеурочной деятельности. В Федеральном государственном
1
стандарте
начального
общего
образования названы метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:
использование
различных
способов
поиска
(в
справочных
источниках
и
открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
передачи
информации
в
соответствии
с
коммуникативными
и
познавательными
задачами
и
технологиями учебного предмета.
Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной
программы
начального
общего
образования
с
учётом
специфики
содержания
предметных
областей,
включающих
в
себя
конкретные
учебные
предметы,
должны
отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Таким
образом,
информационная
грамотность
в
новом
образовательном
стандарте
рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Актуальностьданной темы заключается в том, что своевременная работа по
формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь
достаточно высокого уровня развития познавательных УУД:
- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать
необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников
информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из
различных источников и разными способами;
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том
числе и для создания нового продукта;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- уметь перерабатывать информацию(анализировать, классифицировать, выделять
причины и следствия).
- оценивать информацию.
Как сформировать информационную грамотность у младшего школьника?
Начинать работу необходимо с первых дней обучения ребёнка в школе.
Видеофрагмент занятия «Школы выходного дня»
Задание. Посмотрим на буквы (На доске и у каждого на столе лист с буквами, дети могут
не знать их)
А Н А Н А С Т Р А
- Сосчитаем, сколько здесь букв (9 букв)
2
- Обведём красным карандашом в кружок букву, которая встречается чаще других?
- Кто знает, как называется эта буква? (Кто-то из детей назовёт букву )
- Сколько раз встречается буква А? (4 раза)
- Обведём синим карандашом букву, которая встречается 2 раза. (Обводят букву Н)
- Кто знает, как называется эта буква? (Кто-то из детей назовёт букву)
Это задание преследует такие виды информационной деятельности, как поиск,
получение, фиксации информации. В данном случае представлен вербальный
источник, т. е. буквы.
Для
формирования
информационных
умений
необходимо,
чтобы
в
учебно-
методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей
в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему
необходимо
работать
с
информацией:
вычленять
её,
воспринимать,
фиксировать,
преобразовывать,
сохранять,
излагать.
Важно,
чтобы
ученик
работал
не
только
с
художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на
страницах учебника носили информативный характер. Только при таком условии можно
добиться
выполнение
требований
Стандарта:
«В
результате
изучения
всех
без
исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки
работы с информацией».
Формирование основ информационной грамотности
я рассматриваю как через
урочную,
так
и
внеурочную
деятельность,
так
как
эти
виды
деятельности
взаимодополняют
и
взаимообогащают
друг
друга.
УМК
«Перспективная
начальная
школа» представляет
широкое поле деятельности в данном направлении. В учебных
пособиях достаточно практического материала – это работа со словом и текстом, с
таблицами и со словарями, со схемами и рисунками, с графическими задачами и
компьютером. В соответствии с Государственными стандартами общего образования
задания, составленные авторами выше указанного УМК, активизируют различные виды
деятельности,
способствующие
развитию
информационной
грамотности
младших
школьников.
Решению
данной
проблемы
способствует программа
внеурочной
проектной
деятельности
по
изучению
природы
родного
края,
автором
которой
является
Р.
Г.
Чуракова.
(Учебно-методический
комплект
«Перспективная
начальная
школа»).
Этот
курс
направлен
не
только
на
формирование
экологической
и
культурологической
грамотности
и
соответствующих
компетентностей:
умений
проводить
наблюдения
в
природе,
ставить
опыты,
заботиться
об
окружающей
среде,
но
и проводить
поиск
3
информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях,
в Интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
На занятиях кружка дети в ходе исследований, наблюдений, опытов знакомятся с разной
информацией,
которую
анализируют,
сравнивают.
Полученные
выводы,
результаты
оформляют и помещают в пособие.
Это
могут
быть
информационные
проекты
-
создание
своей
книги
или
мини-
энциклопедии по какой – либо теме требует сбора сведений по этой теме Составлению
словарика предшествовала работа по сбору материала. На одном из занятий кружка мы с
детьми
выделили
группу
научных
терминов,
связанных
с
погодными
условиями
и
природными явлениями (град, снег, ветер и т. д.). По толковому словарю определили
значения этих слов. Дети получили задание для самостоятельной работы дома, что
предусмотрено
указанной
выше
программой,
которое
заключалось
в
следующем:
оформить полученный материал в виде словарика.
- исследовательские
проекты -
сбор
информации
по
теме
исследования
является
необходимым
компонентом
работы
над
такими
проектами.
Всю
необходимую
информацию
мы
с
детьми
получили
на
экскурсии:
взяли
пробы
воды
во
всех
близлежащих водоёмах. Далее следовали опыты по определению прозрачности воды.
Сделали вывод о том, вода из какого источника наиболее пригодна для употребления.
Включаю в занятия кружка практические задачи, требующие поиска, запоминания и
проверки предлагаемой информации.
Для формирования информационной грамотности школьников ребятам предлагаю
следующие задания.
Многие люди любят собирать грибы, но не все грибы съедобные.
Рассмотрим таблицу.
№
п/п
Название гриба
Качество
1
Боровик
Съедобный
2
Груздь
Съедобный
3
Лисичка
Съедобный
4
Мухомор
Несъедобный (ядовитый)
5
Опёнок
Съедобный
6
Поганка
Несъедобный (ядовитый)
7
Рыжик
Съедобный
- Поможем грибнику сложить в корзину только съедобные грибы. Ошибиться нельзя!
Посмотрим, какая буква написана возле рисунка. Это первая буква в названии гриба.
Найдём
по
этой
букве
в
таблице
название
гриба.
Определим,
съедобный
он
или
несъедобный. Съедобные грибы соберём в корзину. Покажем стрелками. А ядовитые
грибы зачеркнём. Их трогать нельзя!
4
Выполняя
это
задание, ребёнок
работает
с
таблицей,
выполняет
такие
виды
информационной деятельности, как преобразование, интерпретация и применение
информации.
Использую
дидактические
игры,
требующие
от
детей
знания
географических
объектов, предметов живой и неживой природы, например, «Игра в города» (на заданную
букву назвать как можно больше городов), «Составь кроссворд на заданную тему»,
«Цепочка слов» (помидор – репейник – клюква – арбуз…). Такие задания способствуют в
то же время привитию интереса к занятиям кружка.
Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ
и Заря»(К л у б Лю бителей Ч тения и За гадок Р усского Я зыка ) С.Н. Ямшининойтакже
является
одним
из
возможных
вариантов
организации
деятельности
научного
клуба
младших школьников, с учетом заданий, расположенных в корпусе УМК «Перспективная
начальная
школа»,
рук.
Р.Г.
Чуракова.,
и
представляет
собой вариант
организации
деятельности
младших
школьников
(1–4
классы)
в
школьном
научном
сообществе
(научном
клубе)
«Ключ
и
Заря».
Темы
занятий
представлены
в
соответствии
с
основными
содержательными
линиями
программы
по
русскому
языку:
фонетика,
орфография,
морфемика,
словообразование,
морфология,
лексика,
синтаксис,
пунктуация, развитие речи и с основными содержательными линиями программы по
литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая
пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.
Формы
организации
деятельности
учащихся:
групповая,
парная,
индивидуальная,
коллективная.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и заря» — формирование
универсальных
учебных
действий
учащихся
начальной
школы
методом
прямого
диалогового
общения
с
«умным
взрослым»
(носителем
информации)
посредством
электронной или почтовой переписки.
5
Например.
Тема
занятия
«Рецепт
приготовления
блюда».
Предварительно
на
уроке
русского языка при изучении однородных членов предложения предлагается детям упр.
149 (Учебник русского языка 4 класс, часть 1, с. 175). Задание: прочитать рецепт из книги
о
вкусной
и
здоровой
пище.
После
обсуждения
рецепта
предлагается
детям
дома
составить свой рецепт приготовления какого-нибудь блюда, используя однородные члены
предложения, при этом можно советоваться с взрослыми. Дальнейшая работа проходит
на клубном занятии. Зачитываются рецепты, составленные обучающимися, обсуждаются.
Помимо того материала, который представлен в программе, я включаю дополнительные
задания, направленные на формирование у детей позитивного отношения к русскому
языку,
умений
работать
с
информацией,
развитие
познавательных
УУД,
интеллектуальных
и
творческих
способностей,
коммуникативной
компетентности.
Дидактический материал я черпаю из пособий, которые издаются в большом количестве:
- Русский язык с увлечением (Изд. «Планета»);
- Итоговые комплексные работы. Тетради-тренажёры для школьников. (Изд. «Планета»);
-
Типовые
задачи
по
формированию
универсальных
учебных
действий
(Изд.
«Просвещение»);
- Интернет-ресурсы.
Хочу предложить ряд заданий, направленных на формирование информационной
грамотности школьника, используемых мною на клубных занятиях.
1) Работаем со словом.
а) Вспомним алфавит. Все ли буквы в рядах расположены в алфавитном порядке?
Подчеркнём. ДА. НЕТ.
езмя ___________________________
еёклнот _____________________________
ёлор _______________________________
агклушя __________________________________
Переставим буквы так, чтобы получились слова – названия животных.
Запишем получившиеся названия этих животных.
(змея, телёнок, орёл, лягушка)
б) Составим из слова кустарник не менее 8 других слов. Запишем их в алфавитном
порядке.
6
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________________
(куст, ус, сук, кит, рак, наст, стук, старик, сани)
Сравним свои слова с теми, которые составил твой сосед по парте.
Все ли ваши слова совпали? Подчеркнём. ДА. НЕТ.
Все ли слова, которые составил твой сосед по парте, знаем? Подчеркнём. ДА. НЕТ.
Какие
УУД
формируются
в
процессе
выполнения
задания
а?
б)? (применение
информации,
оценка
достоверности
информации,
нахождение
из
нескольких
вариантов
слова,
знака,
соответствующего
заданному
признаку;
определение
последовательности слов в словаре по первой, второй, третьей букве; нахождение
смысла слов, знаков, символов, условных обозначений; фиксирование информации,
представленной в неявном виде.
2) Работа с текстом.
Задания. Запишем, где обитает выпь? ________________________________________
Подчеркнём в тексте слова – признаки, которые указали тебе на место обитания птицы.
Объясним. Как понимаем это выражение – «брюхо охристое»?
В одном словаре написано: «охристое – цвета охры».
Узнаем, какого цвета охра. Запишем __________________________
7
Где можно уточнить эту информацию?
а) Сделаем краткую запись об этой птице , чтобы получилась информация для атласа –
определителя.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) Нарисуем выпь , используя её описание в тексте.
- Какие УУД формируются?
(формировать учебные действия - поиск информации, применение информации,
нахождение значения слова в толковом словаре, представление информации в
графическом виде, точно формулировать информационный вопрос)
3) Работа со словом. Составим свой чайнворд «Школа»
правописание слова по орфографическому словарю).
Мои
обучающиеся
принимают
активное участие
в
конкурсах,
чемпионатах
разного
уровня .При
выполнении
заданий
они
работают
с
разными
видами
информационных
источников:
вербальными,
текстовыми,
словарными,
табличными,
графическими
и
компьютерными.
Компьютер
и
Интернет
являются
мощными
инструментами
поиска,
обработки
и
обмена
информацией.
Однако
с
ростом
популярности
сети
растет
уровень
интернет-зависимости
обучающихся.
Поэтому
необходимо,
объединив
усилия
с
родителями
ребенка,
организовать
работу
по
профилактике такой зависимости, при этом
основной задачей будет формирование
информационной культуры обучающегося.
Как измерить сформированность информационной грамотности выпускников
начальной школы?
В соответствии с целями и задачами формирования информационной грамотности,
представленными в стандартах второго поколения начального общего образования, были
выделены
следующие
показатели
и
критерии
диагностики
информационной
компетентности выпускников начального общего образования:
1.
Работа с источниками информации.
Знание о том, какие источники информации существуют.
Умение использовать различные источники информации
Умение использовать компьютерные технологии.
Умение найти нужный источник информации не только в учебных
задачах, но и в реальной жизненной ситуации
2.Обработка и представление результатов
Умение выделять недостоверные и сомнительные элементы.
Умение находить альтернативную и дополнительную информацию
Умение обобщать, сравнивать и противопоставлять данные,
интерпретировать полученную информацию и выносить суждение по
рассматриваемой теме и аргементировать его.
Умение описать и представить результаты своей работы.
3.Использование компьютерных технологий.
Умение читать текстовые документы на компьютере, работать с текстом
на компьютере , работать с текстом в различных форматах.
Умение вводить и оформлять текст на компьютере
Умение работать со средствами Интернета
9
Предлагаю некоторые задания для определения сформированности информационной
грамотности выпускника начальной школы.
Задания для измерениясформированности информационной компетентности
выпускника начальной школы (журнал «ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ» № 5,2010г)
(С.Ю Прохорова- кандпед.наук,доцент кафедры нач образ УльяновскогоИПКПРО
Е А Хасьянова- канд. Пед.наук учит нач классов МОУ «Гимназия» №30 г
Ульяновск)
1 задание
Цель: выявить знания учащихся об источниках информации и умение
классифицировать их по группам.
Тема: Как устроен мир. Человек.
Степень обучения: начальная школа, выпускной класс
Задание: данные источники информации распредели по предложенным группам
Источники информации:
а)разговор с другом,
б) фильмы,
в)советы родителей,
г)рисунки,
д)книги,
е)энциклопедии,
ж) картины,
и)музыка,
к) мультфильмы,
л)рекомендации учителя,
м) пение птиц,
н)доклады,
о )статьи,
п)схемы,
р) фотографии,
с) сигналы машин,
т) шелест листвы
у)чертежи,
.
10
Группы: текстовая информация_________________________
графическая информация________________________
звуковая информация___________________________
видеоинформация______________________________
Ответ: текстовая информация - д, е, н о,
графическая информация- г,ж,у,п,р
звуковая информация- а,в,и,м,т,с,л
видеоинформация- б,к
Оценка в баллах: (каждый правильный ответ-1 балл)18-15- высокий уровень, 14-11-
выше среднего, 10-6 средний, низкий-5 и менее балов.
2 задание
Цель: проверить знание компьютерных технологий.
Тема: Семейный бюджет
Степень обучения: начальная школа, выпускной класс
Задание: для подготовки наглядного, демонстрационного сообщения по данной
теме ты можешь воспользоваться умением работать на компьютере. Перед тобой
название нескольких компьютерных программ. Поставь знак «+» рядом с теми
программами, которые тебе понадобятся
Калькулятор, блокнот, WordPad, Адресная книга , Paint.
Ответ Калькулятор , блокнот , WordPad , Адресная книга , Paint.
Оценка в баллах: 5баллов(высокий уровень)- выполнено без ошибок, 4
балла(выше среднего)- правильно выделено 3 из 4 возможных вариантов, 3
балла(средний уровень)- правильно выделено 2 варианта из 4 возможных, 2
балла( низкий уровень)- не выделены или неправильно выделены программы.
3 задание
Цель: проверить умение обобщать, сравнивать данные, выносить суждения по
теме и аргументировать их
Тема: Природные зоны. Степь
Степень обучения: начальная школа, выпускной класс
Задание: вставьте в пустые клетки цифры по порядку от причины к следствию,
чтобы объяснить, почему в степи так много зверей ведёт подземную жизнь. Устно
аргументируйте свой ответ.
1.
Солнце стоит высоко
2.
Стоит жаркая погода, и осадки быстро испаряются.
3.
Подземные части растений развиты
4.
Растения пытаются найти влагу под землёй
5.
Многие звери ведут подземную жизнь
6.
В почве много червей и личинок насекомых
Ответ 1, 2, 4, 3, 6, 5
Оценка в баллах:
6 баллов(высокий уровень)- выполнено всё верно.
5-4 балла-(выше среднего)- не в полном объёме умеет обобщать, сравнивать,
противопоставлять данные и выносить суждения.
3 балла(средний уровень)- частично обобщает и сравнивает данные, не вынося
собственных суждений,
2 балла(низкий уровень)- не умеет обобщать, сравнивать, противопоставлять
данные и выносить суждений
Результаты диагностики в 4 классе (2014-2015 учебный год)
Работа с источниками информации.
Высокий уровень -8 человек
выше среднего – 4 человека
средний – 7 человек
низкий – 2 человека
Обработка и представление результатов
Высокий уровень -8 человек
выше среднего – 6 человек
средний – 1 человек
низкий – 3 человека
Использование компьютерных технологий.
Высокий уровень -6 человек
выше среднего – 1 человек
средний – 10 человек
низкий –3 человека