Мультимедийные технологии в музыкальном образовании дошкольников
Автор: Живодрова Виктория Дмитриевна Должность: преподаватель музыкальных дисциплин Учебное заведение: МБУ ДОД "Детская школа искусств" Населённый пункт: Московская обл. Ленинский р-н, пос. Развилка Наименование материала: Статья Тема: Мультимедийные технологии в музыкальном образовании дошкольников Раздел: дошкольное образование
Живодрова Виктория Дмитриевна
МБУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
П.Развилка, Московская область, Ленинский район
Мультимедийные технологии в музыкальном образовании
дошкольников
Современное общество диктует особые условия организации
дошкольного образования. Происходит смена образовательной парадигмы,
интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются
оригинальные методики. Система образования предъявляет новые требования
к воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Информационно – коммуникационные технологии уже прочно вошли во
все сферы жизни человека – наука, культура, образование, сегодня немыслимы
без продуктов мультимедиа.
Обучающая программа, презентация доклада, анимационный рекламный ролик,
виртуальные путешествия – вот небольшой перечень мультимедийных средств
передачи информации.
Сегодня мультимедиа - технологии -
одно из перспективных направлений
информатизации учебного процесса. Мультимедийные технологии обогащают
процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным.
В дошкольном образовательном учреждении важно организовать процесс
обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался.
Помочь
педагогу
в
решении
этой
непростой
задачи
может
сочетание
традиционных методов обучения и современных информационных технологий,
в
том
числе
и
компьютерных. Использование
компьютерных
технологий
в
детском
саду,
в
настоящее
время
–
необходимость,
которая
даёт
много
возможностей педагогам и их воспитанникам [ 1, с.47].
Современное музыкальное занятие – это совместная деятельность, в
ходе
которого
применяются
разнообразные
методики,
педагогические
технологии,
компьютерные
технологии,
используются
электронные
музыкальные
инструменты,
новые
мультимедийные
средства.
Все
перечисленные
технические
и
программные
средства
обладают
своей
спецификой
и
определенным
образом
влияют
на
образовательно-
воспитательный процесс.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного
интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным
руководителем
стоит
задача:
сделать
совместную
деятельность
интересной,
насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в себе элементы
необычайного, удивительного,
неожиданного,
вызывающий
интерес
у
дошкольников
к
учебному
процессу
и
способствующий
созданию
положительной
эмоциональной
обстановки
обучения,
а
также
развитию
музыкальных и творческих способностей [2, с. 98].
Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий
в образовательной области «Музыка» становится возможным и актуальным.
Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми
в
культурно-досуговой
деятельности
можно
использовать
домашний
кинотеатр,
музыкальный
центр,
караоке,
мультимедиа,
компьютер
со
специально подобранными программами, презентациями.
Достижения
в
области
ИКТ
используются
в
дошкольном
образовательном
учреждении
при
проведении
открытых
занятий
для
родителей, на утренниках и праздниках.
Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств
позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует
активизации
познавательной
деятельности
воспитанников,
стимулирует
развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что
демонстрация
презентационных
материалов,
клипы
на
известные
детские
песни,
фонограммы
в
совместной
деятельности
улучшают
восприятие
материала
воспитанниками,
существенно
повышают мотивацию
детей
к
обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их
творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей.
Помимо традиционных форм воспитания и обучения старших дошкольников
мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление
информации
на
экране
в
игровой
форме
вызывает
у
детей
огромный интерес к деятельности; несёт в себе образный тип информации,
понятный
детям;
движения,
звук,
мультипликация
привлекают
внимание
ребенка; является отличным средством для решения задач обучения, делают
материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но
и
через
зрительные.
Таким
образом,
музыкальный
руководитель
может
реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей
.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя
анимацию,
аудио
и
видеофрагменты
наиболее
распространённый
вид
представления
демонстрационных
материалов.
Использование
такой
информационной
технологии
позволяет
эффективней
развивать
все
виды
восприятия
и
памяти
у
детей:
зрительную,
слуховую,
чувственную,
ассоциативную.
Мультимедийные технологии
помогают и
в работе с родителями. В
некоторых
дошкольных
учреждениях
вводят
форму
консультирования
родителей, которая происходит на сайте детского сада, в котором принимают
участие воспитатель, музыкальный руководитель:
-
консультирование
на
сайте
детского
сада,
с
целью
создания
помощи
родителям по разделу музыкального воспитания « Досуги в семье»,
«Домашний музыкальный оркестр»;
- практический материал для родителей:
музыкальная аудио энциклопедия
«Уроки музыки дирижера Скрипкина», в которую включены игры для развития
слуха, чувства ритма, знакомство с композиторами, музыкальными жанрами,
инструментами
и
их
звучанием.
На
страничке
«советы
родителям»
можно
познакомиться
с
музыкальными
играми,
хороводами,
с
консультациями
по
музыкальному воспитанию.
Использование
мультимедийных
технологий
не
только
помогает
в
проведении занятий, праздников и развлечений, но и насыщает и обогащает все
виды музыкальной деятельности, и является хорошим помощником педагогу.
Использование
инноваций
в
области
музыкального
воспитания
и
развития
детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста, позволит
сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые
возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Творческим педагогам необходимо изучать возможности использования и
внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, их использование в
ДОУ
позволит
модернизировать
учебно-воспитательный
процесс,
повысить
эффективность,
мотивировать
детей
на
поисковую
деятельно сть,
дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать
обучение
более
эффективным,
вовлекая
в
процесс
восприятия
учебной
информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений
информатизации
учебного
процесса.
В
совершенствовании
программного
и
методического
обеспечения,
материальной
базы,
а
также
в
обязательном
повышении
квалификации
преподавательского
состава
видится
перспектива
успешного
применения
современных
информационных
технологий
в
образовании.
•••
1. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л. Инновационные учебные продукты нового
поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3 - 2005.
2.Горвица
Ю.М. Новые
информационные
технологии
в
дошкольном
образовании / Под ред. - М., 1998. – С. 218 – 226.
3.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования, - М., 2000.