Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
Автор: Гриценко Элеонора Дмитриевна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: г.Крымск, Краснодарский край Наименование материала: Статья Тема: Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания Раздел: среднее образование
Гриценко Элеонора Дмитриевна
МБОУ СОШ №3 г.Крымск
Современные образовательные технологии на уроках
истории и обществознания
На сегодняшний день являются актуальными методические аспекты
применения информационных технологий на уроках гуманитарного профиля.
В том числе, вопрос использования информационных технологий на уроках
истории и обществознания.
В
современных
условиях
главной
задачей
образования
является
не
только
получение
учениками
определенной
суммы
знаний,
но
и
формирование
у
них
умений
и
навыков
самостоятельного
приобретения
знания.
Опыт
работы
показал,
что
у
учащихся,
активно
работающих
с
компьютером,
формируется
более
высокий
уровень
самообразовательных
навыков,
умений
ориентироваться
в
бурном
потоке
информации,
умение
выделять
главное,
обобщать,
делать
выводы.
Поэтому
очень
важна
роль
учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Одним из таких инструментов является программа Power Point . В
данной
программе
учитель,
учащиеся
составляют
презентации,
которые
позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении
уроков
истории
и
обществознания.
Программа
дает
возможность
использовать на уроке рисунки, видеофрагменты, диаграммы.
Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Очень занимательна
форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При
п од гото в ке
п р е зе н т а ц и и
у ч е н и к
д олже н
п р о ве с т и
б ол ь ш у ю
исследовательскую
работу,
использовать
значительное
количество
источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить
каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании
каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен
быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу).
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое
мышление, формирует умения и навыки.
Работа
над
презентацией,
ее
публичное
представление,
защита
положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью
информационно-компьютерных
технологий,
дает
дополнительную
мотивацию
к
изучению
истории,
способствует
повышению
уровня
восприятия информации презентаций. Включается элемент соревнования, что
позволяет
повысить
самооценку
ученика,
так
как
умение
работать
с
компьютером
является
одним
из
элементов
современной
молодежной
культуры.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить
эти уроки на четыре группы:
1.
Уроки
демонстрационного
типа.
Этот
тип
уроков
самый
распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на
большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют
очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых
имеются
пробелы
в
знаниях.
Они
укрепляют
обратную
связь
в
системе
учитель-ученик.
3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся
индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью
достижения какой-то цели.
4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и
учитель информатики.
При
объяснении
нового
материала
используются
графики,
схемы,
рисунки,
различные
иллюстрации.
Вместе
с
аудиторией
можно
расшифровывать обозначения, решать кроссворды, сравнивать документы.
Ученики
самостоятельно
могут
ознакомиться
с
предложенным
теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные
вопросы учителя.
Особенно
удобно
использовать
компьютер
для
контроля
знаний.
Учащимся предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать
обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро,
удобно.
Учащиеся
закрепляют
знания,
проверяют
себя
и
при
этом
совершенствуют навыки работы на компьютере.
Использование современных образовательных технологий в практике
обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и
нравственного развития учащихся.
Использование
компьютерных
технологий
на
уроке
истории
и
обществознания позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
-обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объем выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
-
обеспечить
доступ
к
различным
справочным
системам,
электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
В
настоящее
время
в
России
формируется
рынок
специальных
программ,
созданных
для
использования
в
качестве
средства
обучения
(дидактического инструмента) на уроках истории и обществознания.
На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ
учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете.
Школа будущего – это школа «информационного века».
Главным
в
ней
ст ановит ся
о сво ение
каждым
у ч е н и ком
самостоятельного,
собственного
знания,
овладение
способностями
творческого самовыражения.
Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это
шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к
воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать
новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для
этого знания.
Применение
компьютерных
программ
в
преподавании
истории
и
обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя
дифференцированный
подход
в
обучении,
работу
в
г р у п п а х ,
самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические
методы:
репродуктивный,
объяснительно–иллюстративный,
проблемно-
поисковый.
У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий
уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном
потоке
информации,
умение
анализировать,
сравнивать,
аргументировать,
обобщать, делать выводы.
Литература:
1. Методические
рекомендации
по
использованию
информационно-
коммуникационных
технологий
в
цикле
социально-экономических
дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.
2.Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории // Преподавание истории и
обществознания в школе.- 2002.- №5.- С.31-38.
3.Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности
школьников» Москва – 2003г.