Напоминание

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания


Автор: Гриценко Элеонора Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Крымск, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Гриценко Элеонора Дмитриевна МБОУ СОШ №3 г.Крымск
Современные образовательные технологии на уроках

истории и обществознания
На сегодняшний день являются актуальными методические аспекты применения информационных технологий на уроках гуманитарного профиля. В том числе, вопрос использования информационных технологий на уроках истории и обществознания. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point . В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке рисунки, видеофрагменты, диаграммы. Презентация позволяет иллюстрировать рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При п од гото в ке п р е зе н т а ц и и у ч е н и к д олже н п р о ве с т и б ол ь ш у ю исследовательскую работу, использовать значительное количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании
каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки. Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы: 1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. 2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. 3. Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели. 4. Интегрированные уроки. Такой урок проводят учитель-предметник и учитель информатики. При объяснении нового материала используются графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией можно расшифровывать обозначения, решать кроссворды, сравнивать документы.
Ученики самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Учащимся предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Использование компьютерных технологий на уроке истории и обществознания позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; -обеспечить высокую степень дифференциации обучения; - повысить объем выполняемой работы на уроке; - усовершенствовать контроль знаний; - формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории и обществознания. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Школа будущего – это школа «информационного века». Главным в ней ст ановит ся о сво ение каждым у ч е н и ком самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения.
Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания. Применение компьютерных программ в преподавании истории и обществознания позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в г р у п п а х , самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно–иллюстративный, проблемно- поисковый. У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. Литература: 1. Методические рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г. 2.Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002.- №5.- С.31-38. 3.Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» Москва – 2003г.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!