Напоминание

Тема: "Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка".


Автор: Макеева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: "Гимназия №1 города Белогорск"
Населённый пункт: город Белогорск
Наименование материала: статья
Тема: Тема: "Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка".
Раздел: среднее образование





Назад





Тема: «Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского

языка».
В процессе обучения очень важную роль играет диагностика и мониторинг учебного процесса. С одной стороны — информация, поступающая от учащегося к учителю, свидетельствует об успешности процесса обучения, достижениях учащихся в овладении знаниями, формировании у них ключевых компетенций и т. д. Или же, наоборот, — о затруднениях, тормозящих процесс обучения. Это позволяет учителю оценивать результаты обучения, корректировать его процесс, планировать дальнейшую деятельность, учитывая индивидуальные результаты учащихся. С другой стороны, обратная связь важна для учащихся: они могут видеть свои достижения и недостатки, получить оценку своей деятельности.
Содержание мониторинга:
 Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения  Технологические карты формирования УУД школьников  Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД  КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик  КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы  Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)  Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД школьника История развития контроля знаний насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Контроль присутствует практически в любом педагогическом процессе.
Главный вопрос:
Как сделать интереснее и эффективнее ту часть урока, которую не все дети любят – контроль и диагностику знаний? С первого сентября 2015 года в основную школу пришли 5-классники, которые в течение 4-х лет обучались по новым образовательным стандартам, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований. Прежде всего, нужно изменить формы и методы оценки. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ
исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
Какие формы контроля подразумевает диагностика?
1. Предваряющий (входной) контроль – служит выявлению уровня знаний и развития учащихся; исполняется перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта. 2. Текущий контроль – проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков. 3. Тематический (этапный, рубежный) – целесообразен после изучения крупной темы или раздела. 4. Итоговый – проводится после изучения курса или в конце определенного этапа изучения. Текущий или тематический контроль проводится на большинстве уроков.
Индивидуальный контроль
- одна из самых традиционных форм контроля по- прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.
Фронтальный опрос
- требует кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.
(видеофрагмент)
Однако эта форма не всегда заставляет работать пассивных учеников, любителей отсидеться, и тогда помогают цифровые диктанты, которые, по сути, тоже фронтальная проверка, только письменная и обязательная для всех.
Цифровой диктант
позволяет быстро оценить подготовленность всего класса. Учащийся в процессе самопроверки становится участником процесса оценивания, ему легко понять, где допущена ошибка и сравнить свои знания с уровнем знаний учащихся. Возникает дух соревнования, особенно если использовать в этом процессе методический прием “лидер”.

“Диктант с ошибками”.
Предлагаю ученику, нашедшему наибольшее число ошибок, назвать их и объяснить. Такая работа развивает навыки анализа ответа товарища, умение рецензировать. Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: семестра, полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период. Можно использовать листы контроля знаний. Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и психологически раскрепостить учащихся во время проверочных работ, ввожу форму контроля, которая состоит из практической и теоретических частей. Практическая часть включает в себя тест - с пропущенными орфограммами и пунктограммами, а теоретическая – вопросы. Создается комфортная психологическая ситуация: каждый получает лист с текстом и работает на протяжении урока. За работу получает две оценки. Все более широкое распространение приобретает контроль в виде
тестирования.
Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, формируют навыки самоконтроля, что является одной из важнейших функций контроля. Их удобно использовать и при организации самостоятельной работы и при повторении учебного материала. В этом случае обучающийся после выполнения такого теста получает сведения об успешности своих действий, а после окончания самоконтроля может вновь вернуться к заданиям, на которые давал неправильные ответы и попробовать снова ответить. В случае отсутствия компьютеров можно самостоятельно разработать контрольные задания по отдельным темам.
Например, Избирательный тест
состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Избирательные тесты могут быть различными: 1.
Одновариантные
тестовые задания предполагают на каждое задание только один верный вариант ответа из нескольких неверных. (Н-р, укажите слово, на конце которого не пишется ь: 1)дышиш… 2)тиш… 3)жгуч… 4 )испеч…). 2.
Многовариантные
тестовые задания предполагают несколько верных и неверных ответов на вопрос, либо среди ответов может не быть верных ответов. Учащемуся необходимо подчеркнуть или отметить определенным знаком номер ответа, который он считает правильным. (Н-р, укажите звонкие согласные: 1)к 2)д 3)т 4)в) Подчеркни верное утверждение: а) Корень - это часть слова. б) Корень - это часть речи. в) Корень - это часть предложения).

3. Альтернативные
тестовые задания предполагают наличие двух вариантов ответов (да - нет, правильно – неправильно) и способствуют выявлению уровня усвоения
сложных
развернутых определений, правил. (Н-р, подчеркни правильный ответ. Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. ( Да. Нет. ) Имя существительное в предложении является только подлежащим. (Да. Нет. ) Имя существительное является изменяемой частью речи. (Да. Нет. ) Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы.
4.

Задания свободного

изложения
характеризуются отсутствием ограничений в ответах по сути задания при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа (в форме вписывания словосочетания, фразы, предложения. (Н-р, впиши правильный
ответ.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для………….. Имя существительное -
это ............).

5 .

З а д а н и я

н а восстановление

соответствия
предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, приравнивание различных понятий. (Н-р, соедини стрелками. Имя существительное
весёлый,
Имя прилагательное
читает ,
Глагол
через
, Предлог
рабочий
.
6.

Тестовые

задания

на дополнение.
В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. (Н-р, а) вставь нужное слово: а) Лексика - раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его …. б) Часть слова, стоящая перед корнем, называется ................).
7.

Тестовые задания по аналогии
могут быть предложены учащимся в открытой форме - не имеют готовых вариантов ответов, учащиеся самостоятельно дополняют, заканчивают, предлагают свой вариант ответа (Н-р, запишите согласные, которые всегда мягкие) - или закрытой (сделать выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов). (
Н-р,
вместо точек впиши правильный ответ: Слово
мяч
так относится к имени существительному, как слово
красный
к ........... а) предлогу, б) имени прилагательному, в) глаголу)
8.

Тестовые

задания

с конструированием
требуют от учащегося восстановления логической последовательностив соответствии с поставленным условием.
(Н-р, укажи грамматически правильную последовательность слов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5. Друг( ) придёт( ) на( ) верный( ) помощь( ). Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства. Примерный тест по теме «Имя существительное» (5 класс). 1.Существительное - часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Да
.
Нет.
2. Слова, выраженные существительным, в предложении являются только подлежащим.
Да. Нет.
3. Имена существительные изменяются по родам.
Да. Нет.
4. Соедини стрелками. Мужской род земля Женский род стекло Средний род день 5. Исключи лишнее слово. а) зима, стена, весло, девочка. б) снег, льдина, ветер, холод. в) небо, гнездо, пальто, ручей. 6. Слово зелёный так относится к имени прилагательному, как слово кот к ........... а) глаголу, б) предлогу, в) существительному 7. Слово река так относится к имени нарицательному, как слово Волга кимени .......... 8. Выбери верное утверждение. а) Имена собственные пишутся с большой буквы. б) Имена собственные пишутся с маленькой буквы. 9. Дополни предложение существительным в нужном роде. а) Интересная.........стоит на полке. б) Ночное звёздное ......... привлекаетмоё внимание. в) Как прекрасно кататься на лыжах в морозный ............ ! 10.Укажи грамматически правильную последовательностьслов, поставив в скобках цифры 1,2,3,4,5.
Тестовая форма проверки качества знаний учащихся экономична по времени, позволяет включить в задания требования стандарта. К тому же часть содержания ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме представлена в форме тестов. Чтобы узнать и зафик-сировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно проводить тестирование систематически. Систематическое тестирование — это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми.
Правильно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок. 2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся. 3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение. 4. Способствует рациональному использованию времени на уроке. 5. Активизирует мышление школьников. Итак, тестирование, как форма контроля знаний, вполне способно выполнять все основные функции педагогического контроля и при правильном сочетании с другими контрольными мероприятиями должно повысить эффективность всего образовательного процесса.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!