Автор: Исакова Виктория Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств № 5 г. Владивостока" Населённый пункт: Владивосток Наименование материала: презентация Тема: ФГОС дошкольного образования Раздел: дошкольное образование
образования
Выполнил (а)____________________
_______________________________
_______________________________
______________________________
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
ФГОС ДО – это система требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ (ООП) образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС ДО – это система требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ (ООП) образовательными учреждениями,
имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-
государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования,
которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных
Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и
широкой общественности.
Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-
государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования,
которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных
Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и
широкой общественности.
Структура ФГОС
Требования к структуре ООП
Требования к условиям реализации ООП
Стандарт разработан на основе:
•
Конвенции ООН о правах ребёнка;
•
Конституции Российской Федерации;
•
законодательства Российской Федерации.
ФГОС обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при
разработке и реализации ООП ДО.
Стандарт разработан на основе:
•
Конвенции ООН о правах ребёнка;
•
Конституции Российской Федерации;
•
законодательства Российской Федерации.
ФГОС обеспечивает возможность учёта региональных, национальных,
этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при
разработке и реализации ООП ДО.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования
При разработке ФГОС ДО учтены :
● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
● возможности освоения ребёнком ООП на разных этапах её реализации.
При разработке ФГОС ДО учтены :
● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том
числе с ограниченными возможностями здоровья;
● возможности освоения ребёнком ООП на разных этапах её реализации.
ФГОС ДО в системе общего образования
Базовые ценности российского дошкольного
образования
поддержка специфики и разнообразия
детства;
сохранение уникальности и самоценности
дошкольного детства как важного этапа в
общем развитии человека;
личностно-развивающий и гуманистический
характер взаимодействия взрослых и детей;
уважение личности ребенка как
обязательное требование ко всем взрослым
участникам образовательного процесса;
осуществление образовательного процесса
в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего, в форме
игры, познавательной и исследовательской
деятельности.
ФГОС ДО утверждает основные принципы
дошкольного образования:
Стандарт утверждает основные принципы:
поддержки разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в
общем развитии человека;
полноценного
проживания
ребёнком
всех
этапов
дошкольного
детства,
амплификации (обогащения) детского развития;
создания
благоприятной
социальной
ситуации
развития
каждого
ребёнка
в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их
взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
приобщения
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества
и
государства;
формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через
его включение в различные виды деятельности;
учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Цели ФГОС ДО
Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования
«Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить
почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо
классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим
«развиваться, развиваться, развиваться».
А.Г. Асмолов
ФГОС ДО решает следующие задачи:
сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей;
сохранения
и
поддержки
индивидуальности
ребёнка,
развития
индивидуальных
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
формирования
общей
культуры
воспитанников,
развития
их
нравственных,
интеллектуальных,
физических,
эстетических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования
предпосылок учебной деятельности;
обеспечения
вариативности
и
разнообразия
содержания
образовательных
программ
и
организационных
форм
уровня
дошкольного образования, возможности формирования образовательных
программ
различных
уровней
сложности
и
направленности
с
учётом
образовательных потребностей и способностей воспитанников;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
обеспечения
равных
возможностей
полноценного
развития
каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола,
нации,
языка,
социального
статуса,
психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения
преемственности
основных
образовательных
программ
дошкольного и начального общего образования;
определения
направлений
для
систематического
межведомственного
взаимодействия,
а
также
взаимодействия
педагогических
и
общественных объединений.
ФГОС ДО является основой для
:
разработки и реализации ООП ДО
разработки нормативов финансового обеспечения реализации ООП ДО
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре ООП ДО;
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и
аттестации педагогических работников, административно- управленческого персонала
государственных и муниципальных Организаций.
ФГОС ДО утверждает основные принципы
дошкольного образования:
полноценного проживания ребенком всех этапов
детства
(младенческого,
раннего
и
дошкольного
возраста),
обогащения
(амплификации)
детского
развития;
индивидуализации дошкольного образования;
содействия и сотрудничества детей и взрослых,
признания
ребенка
полноценным
участником
(субъектом) образовательных отношений;
поддержки инициативы детей в различных видах
деятельности;
партнерства с семьей;
приобщения
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям семьи, общества и государства;
формирования
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка
в
различных
видах деятельности;
возрастной адекватности (соответствия условий,
требований,
методов
возрасту
и
особенностям
развития);
учета этнокультурной ситуации развития детей.
Требования, устанавливаемые ФГОС
ФГОС
ДО
устанавливает
требования,
обязательные при реализации ООП ДО, в том
числе:
•
к структуре ООП ДО;
•
к условиям реализации ООП ДО;
•
к результатам освоения ООП ДО
представленным в виде целевых
ориентиров дошкольного образования.
Ключевое
место
в
структуре
требований
настоящего Стандарта занимают требования
к
ус л о в и я м
р е а л и з а ц и и
О О П
Д О
в
Организации,
обеспечивающие
социальную
ситуацию развития личности ребенка.
Требования к структуре ООП ФГОС ДО
ООП ДО определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС.
Требования к условиям реализации ООП
ФГОС ДО
Требования к результатам освоения ООП
ФГОС ДО
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной
среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
с о п е р еж и ва н и я ,
формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу
детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам
труда
и
творчества;
формирование
основ
безопасного
поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации;
формирование
познавательных
действий,
становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование
первичных
представлений
о
себе, других людях, объектах окружающего мира,
о свойствах и отношениях объектов окружающего
м и р а
о
м а л о й
р о д и н е
и
О т е ч е с т в е ,
представлений
о
социокультурных
ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме
л юд е й ,
о б
о с о б е н н о с т я х
е е
п р и р о д ы ,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
Речевое развитие включает:
владение
речью
как
средством
общения
и
культуры;
обогащение активного словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи, фонематического слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных жанров детской литературы;
формирование
звуковой
а н а л и т и к о -
синтетической
активности
как
предпосылки
обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
предполагает:
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия и понимания произведений искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему миру;
формирование элементарных представлений о
видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
( и з о б р а з и т ел ь н о й ,
конструктивно-модельной,
музыкальной
и
др.).
Физическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
o
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость;
o
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем
ущерба
организму,
выполнением
основных
движений
(ходьба,
бег,
мягкие
прыжки,
повороты в обе стороны);
o
формирование
начальных
представлений
о
некоторых
видах
спорта,
овладение
подвижными
играми с правилами;
o
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
o
формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Виды деятельности детей дошкольного возраста
Виды деятельности детей дошкольного возраста
Содержание ООП ДО отражает следующие аспекты
образовательной среды
для ребёнка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Формы организации образовательного процесса
С учетом ФГОС ДО модель организации образовательного процесса включает в себя:
совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно
образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение,
экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение
образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;
самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная
среда, соответствующая требованиям.
Особенность образовательного процесса заключается в организации различных видов детской
деятельности (игровая;
коммуникативная, познавательно-исследовательская; восприятие
художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой
труд; конструирование;
музыкальная деятельность; двигательная деятельность) и их
интеграции,
в
рамках
которой
дети
будут
активно
развиваться,
и
совершенствовать
уже
имеющиеся знания, умения, навыки, а так же получать новую информацию об окружающем
мире в процессе взаимодействия друг с другом, педагогом и предметно-пространственной
средой.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении
является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно
образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с
основной общеобразовательной программой ДОУ.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении
является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно
образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с
основной общеобразовательной программой ДОУ.
Формы организации образовательного процесса
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании
разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
· прогулка;
· экскурсии;
· игры;
· дежурство детей по столовой, на занятиях
· трудовая деятельность;
· проектная деятельность;
· чтение художественной литературы;
· беседы;
· показ кукольного театра;
· вечера-досуги и др.;
· индивидуальная работа.
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании
разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:
· прогулка;
· экскурсии;
· игры;
· дежурство детей по столовой, на занятиях
· трудовая деятельность;
· проектная деятельность;
· чтение художественной литературы;
· беседы;
· показ кукольного театра;
· вечера-досуги и др.;
· индивидуальная работа.
Требования к психолого-педагогическим условиям
реализации ООП ДО
Для успешной реализации ООП ДО должны быть обеспечены следующие психолого-
педагогические условия:
1)
Уважение
взрослых
к
человеческому
достоинству
детей,
формирование
и
поддержка
их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2)
Использование
в
образовательной
деятельности
форм
и
методов
работы
с
детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3)
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4)
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5)
Поддержка
инициативы
и
самостоятельности
детей
в
специфических
для
них
видах
деятельности;
6)
Возможность
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников
совместной
деятельности и общения;
7)
Защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8)
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Требования к психолого-педагогическим условиям
реализации ООП ДО
1.
Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей.
2.
Предельная наполняемость групп, включающих детей с ограниченными возможностями здоровья
и
детей-инвалидов,
устанавливается
в
соответствии
с
санитарно-
эпидемиологическими
правилами и нормативами.
3.
У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные
компетенции,
необходимые
для
создания
социальной
ситуации
развития
воспитанников,
соответствующей специфике дошкольного возраста.
4.
Для
коррекционной
работы
с
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-
инвалидами, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной
направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации
индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-
инвалидов. Может быть создана психологическая служба помощи.
Психолого-педагогические условия реализации
ООП ДО должны обеспечивать:
•
преемственность
содержания
и
форм
организации образовательного процесса;
•
учет специфики возрастного психофизического
развития детей;
•
формирование
и
развитие
психол ога-
педагогической
компетентности
обучающихся,
педагогических и административных работников,
родительской общественности;
•
вариативность
направлений
психолого-
педагогического
сопровождения
участников
образовательного процесса;
•
д и в е р с и ф и к а ц и ю
у р о в н е й
п с и х о л о г о -
педагогического сопровождения;
•
вариативность форм психолого - педагогического
сопровождения
участников
образовательного
процесса.