Совместная работа дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС ДО
Автор: Пода Оксана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Умка" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: Совместная работа дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Совместная работа дошкольной образовательной организации и
семьи как условие реализации ФГОС ДО
Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он
находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то
должны
решать
эту
проблему
«всем
миром»:
детский
сад,
семья,
общественность»
В.А. Сухомлинский
В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п.1 определяется, что родители
являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребенка в детском возрасте.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание? Одни педагоги склонялись в пользу семьи,
другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
В
последнее
время
все
чаще
говорится
о
взаимодействии
участников
общеобразовательного
процесса
о
сотрудничестве
и
выстраивании
партнерских отношений педагогов с родителями.
Педагоги
должны
уделять
большое
внимание
сотрудничеству
с
родителями,
так
как
сила
и
действенность
семейного
воспитания
несравнимы ни каким даже очень квалифицированным воспитанием в
детском саду.
Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу.
При
решении
проблемных
ситуаций
рассматриваются
позиции
и
потребности
каждой
стороны.
Родители
и
педагоги
становятся
не
на
противоположных, а «на одной стороне баррикад» и вместе определяют
задачи в воспитании и обучении детей. Конечно, партнерские отношения
не возникают сами по себе. Их необходимо создавать, структурировать,
проводить постоянный мониторинг их актуального состояния.
Приказом Министерства образования и науки Советом Министерства
образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013г. был введен
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
(ФГОС),
который
представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию.
Основные требования ФГОС к
реализации
образовательной
п р о г р а м м ы отражают необходимость
включения
в
деятельность
ДОУ различных форм взаимодействия с семьей, среди которых выделяют:
-диагностирование семей;
-психолого-педагогическое
просвещение
родителей
(законных
представителей), обмен опытом;
-вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс:
совместные
мероприятия
для
детей
и
взрослых,
совместное
творчество
детей
и
взрослых;
- участие родителей в управлении дошкольной организацией;
-индивидуальная работа.
Перед началом каждого учебного года педагогами на основе
требований ФГОС разрабатывается календарный план взаимодействия с
родителями,
который
содержит
перечень
ключевых
образовательных
событий и праздников, организуемых в течение учебного года. На основе
этого плана определяются формы взаимодействия с родителями. Выбор
той или иной формы определяется задачами, поставленными на учебный
год перед педагогическим коллективом. Однако важно учитывать, что
родители в любой из предложенных форм должны стать «не зрителями и
слушателями»,
а
активными
участниками.
Поэтому
наиболее
эффективными
формами
с
родителями
будут
являться
интерактивные
мероприятия.
1.Диагностирование
семей. Работа
с
родителями
начинается
с
диагностирования семей. Она включает анкетирование семей, проведение
бесед с родителями (законными представителями).
Изучение
семей
воспитанников
–
это
органичная
часть
целостного
образовательного процесса.
Практика показывает, что оно делает работу образовательной организации
осмысленной
и
эффективной,
позволяет
«держать
руку
на
пульсе»,
получать
обратную
связь,
помогает
обоснованно
индивидуализировать
педагогическое воздействие.
К примеру, сбор сведений о родителях (законных представителях), их
образовательном уровне, социальном статусе, интересах способствует, в
том числе и к привлечению семьи в оказании дополнительных услуг
ДОУ, направленных на создание условий согласно требованиям ФГОС, с
учетом их способностей и возможностей (пошив костюмов, исполнение
ролей на праздниках и др.).
2.Психолого-педагогическое
просвещение
родителей
(законных
представителей).
Психолого-педагогическое
просвещение
родителей
проводится путем предоставления информации. По способу восприятия
используется
как
визуальную,
так
и
аудиальную
информацию.
Для
просвещения
визуальной
информацией
используется
наглядно-
педагогическая
пропаганда.
В
группах
создаются
уголки
«Советы
психолога»,
где
размещаются
консультации
на
актуальные
темы;
выставляется педагогическая литература. Для психолого-педагогического
просвещения
родителей
с
использованием
аудиальной
информации
необходимо руководствоваться тем, что по назначению она может быть
массовой, специальной и личной. Для передачи массовой информации
содержащей сведения понятные практически всем родителям применяется
групповое консультирование на родительских собраниях. Для передачи
специальной
информации,
содержащей
специфические
сведения,
например
советы
психолога,
логопеда
и
т.д.
и с п ол ь зуе т с я
консультирование для определенной группы родителей, личные беседы.
Для передачи личной (приватной) информации предназначенной только
лично родителям конкретного ребенка
используются
индивидуальные
беседы, консультации.
3.Вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс:
совместные
мероприятия для детей и взрослых, совместное творчество детей и
взрослых.
В
ФГОС
одним
из
требований
к
условиям
реализации
образовательной
программы
является
поддержка
семей
в
вопросах
воспитания
и
обучения
детей,
вовлечение
семей
непосредственно
в
педагогический процесс: совместные мероприятия для детей и взрослых,
совместное творчество детей и взрослых. Роль педагога сегодня – это роль
внимательного советника и консультанта. Родителям нужна достоверная
информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга
помогут улучшить развитие их ребенка. Только совместные усилия семьи
и педагога способствуют благополучному развитию ребенка. Для того
чтобы
у
ребенка
появилось
осознанное
желание
делать
что-либо
он
должен быть включен в интересующую
его деятельность. Наиболее
эффективным
способом
поддержки
образовательных
инициатив
семьи
является
развитие
в
детском
саду
детско-взрослого,
в
том
числе
семейного, проектирования. Перед началом проектирования необходимо
провести выявление образовательных потребностей и интересов семьи.
Для
этих
целей
применяется
более
простой
и
продуктивный
способ
спросить об этом, то есть задать вопросы. С помощью опроса специалист
получает информацию:
- об имеющихся представлениях и педагогических навыков родителей;
- о системе его взглядов на ту или иную проблему;
- о направленности интересов в сфере семейного воспитания и т.д.
Реализация
проекта
происходит,
как
правило,
в
несколько
этапов.
На
первом этапе – подготовительном вместе с родителями обсуждаются идеи,
выявляются интересы ребенка, семьи, ставятся задачи. На втором этапе
продумывается продуктивная сторона проекта - что будут делать родители
вместе с ребенком и что станет результатом этого. Третий этап посвящен
самой реализации. Здесь очень важно строить разговор с родителями
таким образом, чтобы они поняли необходимость делать все вместе, а не
вместо ребенка. На заключительном этапе педагоги вместе с родителями
подводят итоги реализации проекта
4. Участие родителей в управлении дошкольной организацией. Одной
из основных форм участия родителей (законных представителей) в
управлении образовательной организацией – это Родительский комитет,
который
создается
в целях
содействия
руководству
Учреждения
и
совершенствования
условий
для
осуществления
воспитательно-
образовательного процесса в Учреждении, в состав его входит по одному
родителю от каждой возрастной группы.
На
заседаниях Родительского
комитета
Учреждения
решаются
такие
вопросы как
-
оказание
содействия
в
организации
и
проведении родительских
собраний и иных мероприятий, в рамках которых было запланировано
ознакомление с основными положениями ФГОС ДО;
-
содействие
обеспечению
оптимальных
условий
для
организации
образовательного
процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников в
соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- принятие участия в организации и проведении культурных и спортивных
мероприятий;
-
привлечение
родительской
общественности
в
разработке
плана
реализации ФГОС.
5.Индивидуальная работа. Согласно Закону «Об образовании РФ», «…
инклюзивное
образование
–
это
обеспечение
равного
доступа
к
образованию
для
всех
обучающихся
с
учетом
разнообразия
особых
образовательных
потребностей
и
индивидуальных
возможностей.
Консультирование по вопросам инклюзивного образования необходимо
для родителей всех детей посещающих детский сад, в том числе и для
родителей
имеющих
детей
инвалидов,
а
также
детей,
не
имеющих
официального
статуса
инвалидно сти,
но
имеющих
о с о б ы е
образовательные потребности.
Преимущества требований ФГОС по взаимодействию ДОУ с
семьей неоспоримы.
Педагоги и родители получают положительный эмоциональный настрой
на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что
ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же
время будет учитываться их мнение педагоги свою очередь, заручаются
пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А
в
самом
большом
выигрыше
находятся
дети,
ради
которых и
осуществляется это взаимодействие.
Родители
самостоятельно
могут
выбирать
и
формировать
уже
в
дошкольном
возрасте
то
направление
в
развитии
и воспитании
ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут
на себя ответственность за воспитание ребенка.
Ф Г О С учитывает индивидуальности
ребенка.
Педагог, постоянно
поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего
воспитанника
и
учитывает
их
при
работе,
что
влияет
на
повышение
эффективности педагогического процесса.
Способствуют
реализации единой программы воспитания и развития
ребенка в ДОУ и семье.
Литература
1. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и
дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ
Сфера, 2011. - 249с.
2 . Богомолова,
З.А.
Формирование
партнерских
отношений
педагогов
и
родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. -
№ 2
3 . «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного
образования», 2013.