Напоминание

В царстве растений


Автор: Пода Оксана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР "Умка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: проект
Тема: В царстве растений
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ Название «Огород круглый год » Вид проекта исследовательский, познавательно-творческий Тема блока» В царстве растений» Разработчики старшая группа__(воспитанники, воспитатель, родители) Состав участников групповой Группа №_Буратино «Веселые ребята» Возраст 5-6 лет Срок реализации____ продолжительный (апрель-июль). Воспитатель : Пода О.Ю Срок реализации проекта: 3-4 месяца.
Противоречия :


Актуальность проекта
Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Их интерес к познавательно-исследовательской деятельности не достаточно развит. Проект ставит перед собой задачу: познакомить с профессиями людей связанных с выращиванием овощей. Кроме этого этот проект познакомит детей с тем, какими усилиями на нашем столе появляются овощи ,воспитывает уважительное отношение к труду овощеводов. В процессе реализации проекта происходит сближение родителей, детей и воспитателей в процессе выполнения
Проблема:

Цель:
сформировать (расширить) у детей знания и представления об овощах.
Задачи:
-Обогащать познавательный опыт детей, развивать любознательность. -Углублять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений, -Развивать желание экспериментировать -Расширять знания детей о содержании в овощах тех или иных витаминов необходимых для сохранения и укрепления здоровья, показать значимость овощных культур для роста и развития человека. -Совершенствовать трудовые навыки, привлекать детей к самостоятельной деятельности по выращиванию овощей (растений)
-Воспитывать уважение к труду взрослых. -Приобщать родителей к совместным действиям, формировать партнерские отношения между родителями, воспитателем и детьми -Активизировать речь и обогащать словарь детей
Игровая мотивация:
Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку: Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно. И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. (Ответы детей) - Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) Послушайте, ребята: « В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты. Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в сказочную Огородную страну? В этой стране овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.

Детская цель:
Мы хотим научиться ухаживать за растениями и узнать, как из маленького семечка вырастают овощи
Планируемый результат проекта.
Знание детьми информации об овощах и их происхождении -Знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений. -Умение применять свои трудовые навыки -Понимание детьми важности труда овощеводов и уважение к труженикам полей и огородов. -Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний об овощах.
Этапы проекта:
1 этап: Постановка цели (выявление проблемы). 2 этап: Разработка проекта. 3 этап: Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом). 4 этап: Подведение итогов (презентация).
Реализация проекта

Первый этап. Подготовительный
• Работа с детьми: • Подбор и рассматривание иллюстраций • Чтение познавательной художественной литературы • Организация и проведение НОД • Организация и проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр • Работа с родителями:
• Обсуждение темы проекта • Подбор познавательного материала и материала для продуктивной деятельности: семена , грунт. • Помощь в перекопке огорода.
Второй этап.

ОСНОВНОЙ. ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Совместная работа всех участников проекта по подбору познавательного, художественного материала по теме «Огород круглый год» (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, родители) - разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Огород круглый год» - организация предметно-развивающей среды; - определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей
-
Сбор и анализ литературы по данной теме. -Разработка плана реализации проекта. -Разработка дидактических игр, пособий. -Подборка иллюстративного материала. -Подборка стихотворений, мифов, легенд, загадок, песен, сказок. -Подборка подвижных, дидактических, пальчиковых игр. -Подготовить художественную и познавательную литературу по теме проекта. -Подготовка семян овощей.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Работа проводится параллельно по пяти образовательным областям: Образовательные области Цель (программное содержание) Виды деятельности Познавательное развитие , экспериментирование Дать понятие, что такое овощи. Углублять знания и представления детей об овощах, их внешнем виде местах произрастания, Учить правильно сажать и выращивать рассаду овощей. Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно- исследовательскую БЕСЕДА О ПОЛЬЗЕ ОВОЩЕЙ -СОСТАВЛЕНИЕ ВИТАМИННОГО МЕНЮ -СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ВИТАМИНОВ -ДОСУГ «Витаминный калейдоскоп Создание коллекции семян. Рассматривание и сравнение семян огурцов, помидоров, редиса…. Поисково - познавательная деятельность -Наблюдение за тем, как влияет температура, свет и влага (вода) на рост и развитие рассады и овощей -Рассматривание иллюстраций картин на
деятельность. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность тему «Овощи» Экспериментирование «Как огурец в бутылку попал? Экспериментирование « Что будет, если не пропалывать грядки? -Дидактические игры: -«Найди овощ по описанию», - «Что сначала, что потом». Поисково - познавательная деятельность -«Что любят растения», -« Как развивается растение?» Опытно- исследовательская деятельность: -« Семя-росток» /посев семян помидор перца фасоли в почву вместе с детьми на рассаду для огорода. - Наблюдение и уход/. « Сухие и замоченные семена». Речевое развитие Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному НОД: - Рассказывание по картине «», -Составление описательного рассказа на
слушанию художественных произведений о цветах, выразительному чтению наизусть стихов о цветах, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Развивать внимание память ,логическое мышление тему « Опиши овощ», -Рассказывание на тему «». Творческое рассказывание -Рассматривание иллюстраций , открыток с изображением овощей и составление по ним описательных рассказов. -Отгадывание загадок об овощах. . Заучивание и чтение стихотворений. Чтение: Рассматривание иллюстраций картин на тему «Овощи» - Словесные игры: - «Скажи ласково», -«Загадай, мы отгадаем» . Целевые наблюдения Социально- коммуникативное развитие Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность . Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять Дидактические игры -«Четвертый лишний», -«Узнай по описанию», -«Овощной магазин» Игры с мозаикой Просмотр мультфильмов : «Беседа: «Овощи и фрукты - полезные продукты». Логические рассуждения:
кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни. Помочь детям усвоить правила поведения и общения с миром природы. Обучать правилам безопасного поведения на огороде « Продайте то, о чем расскажу». Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения в лесу. Беседа на тему « Экологичесий светофорчик» Совместный труд детей в уголке природы и на огороде детского сада. Художественно- эстетическое развитие Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты цветов в окружающем мире, изображения их в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и - РАССМАТРИВАНИЕ репродукций картин А. Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной» -РИСОВАНИЕ: «Как мы сеяли редис» «Здоровье с грядки» «Рисуем огород» «Рисование натюрмортов» -ЛЕПКА: «Витаминное лукошко»
бумагой, развивать мелкую моторику. Продолжать развивать интерес к музыке, развивать песенное творчество, совершенствовать музыкальную память, способствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрять творческую творческое воображение эмоциональную отзывчивость «Что растет у нас на огороде?» -АППЛИКАЦИЯ: «Заготовки на зиму» Конструирование: «Дачный домик» Хороводная игра «Земелюшка -Чернозем» Пение А. Филиппенко «Урожай собирай» Русская народная песня «Огородная – хороводная хороводная» Н. Никитов «Полька овощей» Музыкальная сказка «На свадьбе у редиски» Физическое развитие Подвижные игры по возрасту цветочную
тематику Соревнование: «Кто быстрее посадит рассаду» Пальчиковые игры: «Посадим овощи». Наши алые цветы» «Цветы» «Мак» «Растения» Утренняя гимнастика «Волшебные цветы»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Прежде чем придет весна Заготовим семена «Что посеешь, то пожнешь! И, конечно - соберешь Первым самостоятельным делом наших детей в проекте «Огород круглый год» стал выбор и подготовка семян для посева. Для начала поверили семена на всхожесть. Семена хранятся определенное время и могут не взойти.
Затем мы с детьми посеяли семена огурцов и помидоров, закрыли пленкой, чтобы семена быстрее взошли и поставили на подоконник на солнечную сторону. Растения живые существа, как всем живым существам им необходимы хорошие условия. Какие? Сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать - оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. Значит, растениям нужен уход. «ЗДРАВСТВУЙ РОСТОК» -Посмотрите, посмотрите, очень слабые ростки появились из земли. Мы ждали появления всходов. Когда появились первые всходы мы стали ухаживать за хрупкими ростками Они такие маленькие и беззащитные и нуждаются в нашем уходе. Фасоль посадили, Полить не забыли. Выросла она очень быстро у окна
ПИКИРОВКА

Наблюдая за развитием молодых растений, находящихся в емкостях малого размера, дети вскоре заметили, что им становится тесно. Воспитатель советует осторожно пересадить растения в посуду большего объема. Дети осторожно переносят молодые растения в новую емкость с питательной почвой. Работают очень осторожно, чтобы не повредить корни. Дети видят, что корни очень тонкие и легко рвутся. Но, помня, что обрыв корней только усиливает их ветвление, поэтому не очень волнуются. Обсудив условия, необходимые для жизни растений, дети обеспечивают им надлежащий уход. За рассадой ухаживают дежурные по очереди. ВЫСАДКА РАССАДЫ В ГРУНТ
Мы отправились на огород и высадили наши растения на грядки и стали ждать появления урожая и следить за отсутствием сорняков на наших грядках.
ЛЕТОМ МЫ НАБЛЮДАЛИ ПОЯВЛЕНИЕ НА ГРЯДКАХ

ОГУРЦОВ, ПОМИДОРОВ И СОБРАЛИ УРОЖАЙ.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Во влажную камеру дети кладут набухшие семена - в стакан – сухие и воду в него не добавляют. Обе емкости поместили в одинаковые условия. Через несколько дней дети увидели, что во влажной среде семена проросли, в сухой – нет. ВЫВОД: для прорастания семян нужна вода. ЗНАЧЕНИЕ ТЕПЛА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН
В две разные камеры дети насыпали набухшие семена. Одну оставили в групповой комнате, другую поместили на холод (за окно) Через несколько дней, дети увидели, что в тепле семена проросли, а на холоде- нет ВЫВОД: для прорастания семян нужно тепло. ЗНАЧЕНИ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН Одну влажную камеру с набухшими семенами дети оставили на свету, другую спрятали в темное место. Через несколько дней дети увидели, что семена проросли в обеих камерах. ВЫВОД: свет не играет ни какой роли на прорастание семян. КАК ОГУРЕЦ ПОПАЛ В БУТЫЛКУ? На огуречную ветку мы привязали маленькую емкость с узким горлом. В отверстие емкости ввели маленький огурчик, который только что образовался на месте цветка. По мере роста огурец занимал все свободное место в емкости и принял ее форму. Подобный опыт можно ставить не только на огурцах, но и на других растениях, чьи плоды вырастают достаточно большими - на томатах, кабачках… ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ОГОРОД НЕ ПРОПАЛЫВАТЬ?
Систематически пропалывая огород, дети оставляли одну небольшую делянку с посадками нетронутой. Через некоторое время они убедились, что сорняки растут значительно быстрее, чем культурные растения Последние, из-за недостатка света стали тонкими, хилыми, отстали в росте. Чтобы найти культурные растения пришлось долго искать их в траве. Как только результаты эксперимента стали достаточно четкими, сорняки пришлось выполоть.
ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

ПОЧЕМУ В НАРОДЕ ГОВОРИТСЯ?
«Без капусты щи не густы» «Сей лук от семи недуг» «Кто ест лук, тот избавлен от мук» «Лук да баня все правят» «До поры, до времени не сеют семени» «Сей в срок - будет прок» «Какова земля - таков и хлеб» «Весной пролежишь – зимой с сумой побежишь» «Труд кормит, а лень портит» «Кто весной не сеет, тот осенью жалеет» «Земля-матушка, а хлеб- батюшка».

ИГРА В СЛОВА
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее слову (капуста, морковь……) Объясните выбор каждого слова.
СЛОВАРЬ:
Кочан, оранжевая, каротин, хрустящая, пареная, вилок, горькая, квашенная, душистый, «золотое яблоко», «змеиная травка» паприка, «второй хлеб», черная, жгучий, «синенький», «лопатка», печенная, маринованный, горькая, сочный, желтая, «разноцветные фонарики», круглая, овальный, приправа, сахар, борщ, зеленый, корнеплод, стручок.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Выделите лишнее слово. Объясните свой выбор.
Картофель, лук, чеснок, груша; Яблоко, апельсин, горох, слива; Рис, редис, перец, картофель;
Капуста, свекла, морковь, баклажан Укроп, петрушка, тыква, сельдерей; Баклажан, редис, помидор, перец, Репа, кабачок, огурец, тыква.
СОСТАВЬ РАССКАЗ- ОПИСАНИЕ
Как называется овощ? Как выглядит овощ? Где родина овоща? Какие полезные вещества находятся в овощах? Какие блюда можно приготовить из овоща? Дополнительные сведения, известные детям.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ
Черемуха зазеленела - пора сажать ранний картофель Ива зацвела - пора сеять редиску, лук, морковь, укроп Осина зацвела - сей морковь. Фиалка зацвела - пора сеять петрушку и морковь.
Дуб распускается - пора сеять горох.
ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ
В огороде пусто, если нет (капусты) Угадать совсем не трудно, Всякий догадается! Лист упругий, изумрудный В кочан завивается (капуста) Этот алый корнеплод Сладкий сахар нам дает (сахарная свекла) Свернулась клубком, Укрылась хвостом Гладкая, крепкая И зовется (репкою) Кругла, как луна, Как дубрава, зелена,
С хвостиком, как мышка, Нравится всем детишкам(репа) Изогнутые, длинненькие, А зовут их синенькие (баклажаны) Полезными витаминами Этот плод богат Северными апельсинами Мы зовем (томат) Тому кто занемог Поможет (чеснок) Хоть на вкус она горька Но внутри бела, крепка, И на терке ее трут Тем, кто заболел, дают (редька) Кто его положит в рот, Тот час губы обожжет, Хоть он острый, как горчица,
Как приправа пригодится (острый перец) Разноцветный, как фонарик, Иногда похож на шарик. Он блестящий, крепкий, гладкий, Догадались? (перец сладкий) В зеленой избушке Живут подружки Словно бусинки ,круглы. Изумрудны и малы (горошинки) И зелен и густ На грядке вырастает куст Покапай немножко Под кустом (картошка) Как на нашей грядке Выросли загадки- Сочные да крупные, Вот такие круглые, Летом зеленеют, К осени краснеют (помидоры)
Длинный, зеленый, вкусный, соленый (огурец) Сидит бабка на грядке Вся в заплатках Кто ни взглянет- Всяк заплачет (лук) Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява, Кто любит щи - меня поищи (капуста)
СТИХИ
Я – морковка, рыжий хвостик. Приходите чаще в гости. Чтобы глазки заблестели, Чтобы щечки заалели, Ешь морковку, сок мой пей, Будешь только здоровей! Я – толстый красный помидор, Люблю детишек давних пор. Я – витаминов сундучок, А ну-ка, откуси бочок! Я – и свежий, и соленый. Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок, Запасай здоровье впрок. (Огурец) А я - сочная капуста, Витаминами горжусь. В голубцы, борщи, салаты Я, конечно, пригожусь. А какие вкусные Щи мои капустные. А у нас в саду порядок Мы вскопали десять грядок. Как на первой горох, Уродился, не плох! На второй редиска, Друг от друга близко. А на третьей репка, И сладка и крепка. На четвертой огурцы Поспевают, молодцы! Пятая с морковкой, Подрастает ловко. На шестой зеленый лук, Он и лекарь, он и друг. На седьмой огромной грядке, Ягодки играют в прятки. На восьмой кабачки, У них толстые бочки. На девятой арбуз Полосатый карапуз. А десятая отныне, Нам подарит даже дыни! (Т. Казырина)

«Овощи»
Тувим Юлиан (пер. С. Михалкова)

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла. И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох!

Совместная работа детей и родителей.-
-Создание условий для организации «экологического пространства» в группе/пополнение разными видами семян овощных растений/ -Обмен опытом по уходу за рассадой -Выполнение дом. заданий. Составление «портрета растения»/ подбор загадок, стихотворений, былин, легенд./ -Выращивание рассады овощей дома совместно с детьми. Участие в подготовке выставки фотографий с огородной грядки по проекту: « Огород круглый год» -Оформление фотоальбома « Наш огород»
Четвертый, заключительный этап.

Презентация

Литература:


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!