Напоминание

"Способы образования имен существительных."


Автор: Бичелдей Аяна Валерийевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Хайыракан. Дзун- Хемчикского кожууна РТ
Населённый пункт: с.Хайыракан
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: "Способы образования имен существительных."
Раздел: среднее образование





Назад





Разработка урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: Словообразование имен существительных

Цели:

Образовательная:
повторение и обобщение знаний учащихся об изученных суффиксах имён существительных, их значениях и правописании;
Воспитательная:
способствовать воспитанию чувств уважения к богатству русского языка;
Развивающая:
повторение знаний учащихся о составе слова, его значимых частях; привитие навыков работать на компьютере.
Оборудование:
опорные схемы, индивидуально-дифференцированные карточки, компьютер.
Тип урока:
урок повторения, закрепления, углубления и творческого применения знаний, умений, навыков
Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Введение темы и цели урока.
Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)  Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)  Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)  А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)  Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ. 3.
Введение нового материала и первичное закрепление
.  А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)  Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)  Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)  А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)  Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)  Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин. У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой …. … - великая сила!  Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.  Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)  Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
ФИЗМИНУТКА
 Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса, мы имеем дело с приставочно-суффиксальным способом. Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.  До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)  Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)  Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов: переносить, взлететь, смотреть, выходить, выбирать, сухой, глубокий, баздарный, тихий, широкий. Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ. – Работа с текстом.
Текст 1.
С наступлением прохладной погоды и сокращением светового дня многие птицы начинают собираться в путь – дорогу. Ещё со времён глубокой древно- сти люди наблюдали перелёты журавлей в места зимовок. Клин летящих журавлей – захватывающее зрелище. – Из 1,2 – ого абзацев выпишите слова, соответствующие моделям:
4.

Домашнее задание.
На выбор: упр. 295 или словообразовательный анализ всех возможных
синонимов слова друг. 5.
Итог урока
.  Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)  Но есть еще один способ образования имен существительных. Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два корня, соединение, сложение) Вот о способе сложения мы и поговорим подробнее на следующем уроке.
Рефлексия:
- Поднимите кружочки с цветами ( красный, желтый, синий) ( Если вам понравился урок- красный, не очень- синий. А если вы ничего не поняли- желтый).


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!