Автор: Бичелдей Аяна Валерийевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Хайыракан. Дзун- Хемчикского кожууна РТ Населённый пункт: с.Хайыракан Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 6 классе Тема: "Способы образования имен существительных." Раздел: среднее образование
Образовательная: повторение и обобщение знаний учащихся об изученных
суффиксах имён существительных, их значениях и
правописании;
Воспитательная: способствовать воспитанию чувств уважения к богатству
русского языка;
Развивающая: повторение знаний учащихся о составе слова, его значимых
частях; привитие навыков работать на компьютере.
Оборудование: опорные схемы, индивидуально-дифференцированные
карточки, компьютер.
Тип урока: урок повторения, закрепления, углубления и творческого
применения знаний, умений, навыков
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Введение темы и цели урока.
Терминологический
диктант:
морфема,
приставка,
корень,
суффикс,
производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в
тетради; параллельно 3 ученика работают на карточках)
Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)
Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен
существительных)
А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для
правильного написания)
Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные,
и научиться выполнять словообразовательный анализ.
3.
Введение нового материала и первичное закрепление .
А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой?
(Морфемный разбор)
Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих
слов: сотрудники,
пригород,
больница,
подбородок.
(1
ученик
—
у
доски,
остальные в тетради)
Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании
новых слов? (Приставка, суффикс)
А что насчет окончания?
(Это не словообразующая, а формообразующая морфема)
Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и
суффикс,
мы
можем
сразу,
не
заглядывая
в
учебник,
назвать
два
самых
распространенных способа словообразования.
(Приставочный и суффиксальный)
Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в
виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по
плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не
страшен никакой ….
… - великая сила!
Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль
выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из
средств связи предложений в тексте)
Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)
ФИЗМИНУТКА
Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано
существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный
способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано
одновременным
присоединением
приставки
и
суффикса,
мы
имеем
дело
с
приставочно-суффиксальным способом.
Закрепим это, выполнив упражнение 292. Образуйте слова указанным
способом. Продолжите каждый ряд слов собственным примером.
До сих пор мы с вами добавляли словообразующие морфемы к
производящей основе. А знаете ли вы, что для образования новых слов можно
отсекать морфемы? Подробности в учебнике (с.131-132)
Что значит «бессуфиксный способ словообразования»? (Суффикс
отсекается от исходной основы) От слов каких частей речи можно образовать
существительные этим способом. (От прилагательных и глаголов)
Попробуйте сами образовать слова этим способом от следующих слов:
переносить,
взлететь,
смотреть,
выходить,
выбирать,
сухой,
глубокий,
баздарный, тихий, широкий. Запишите 3 слова из полученных бессуффиксным
способом на ваш выбор, выполните словообразовательный анализ.
– Работа с текстом.
Текст 1.
С наступлением прохладной погоды и сокращением светового дня многие
птицы начинают собираться в путь – дорогу. Ещё со времён глубокой древно-
сти люди наблюдали перелёты журавлей в места зимовок.
Клин летящих журавлей – захватывающее зрелище.
– Из 1,2 – ого абзацев выпишите слова, соответствующие моделям:
4.
Домашнее задание.
На
выбор:
упр.
295
или
словообразовательный
анализ
всех
возможных
синонимов слова друг.
5.
Итог урока .
Сегодня мы с вами рассмотрели 4 способа образования слов с помощью
морфем. Расскажите о них друг другу в парах. (Парная работа. Затем один
рассказывает в виде монологического высказывания перед классом)
Но есть еще один способ образования имен существительных.
Подумайте, как образовалось, например, само слово словообразование. (Два
корня,
соединение,
сложение)
Вот
о
способе
сложения
мы
и
поговорим
подробнее на следующем уроке.
Рефлексия:
- Поднимите кружочки с цветами ( красный, желтый, синий)
( Если вам понравился урок- красный, не очень- синий. А если вы ничего не
поняли- желтый).