Автор: Шивкова Ольга Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Золушка" Населённый пункт: г. Ноябрьск, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Конструируем с малышами" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА»
муниципального образования город Ноябрьск
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании Педагогического
совета МАДОУ «Золушка»
_____________________
Протокол № __
от «__» ______ 2016 года
Председатель Педагогического
совета: ___________
Заместитель заведующего по ВМР
_________________ Г.М. Фомина
от «____»______________ 2016 г.
Заведующий МАДОУ
«Золушка»
_____________Л.Г. Жукова
от «_____»________ 2016 г.
Рабочая программа
по конструированию
для I младшей группы
образовательная область «Познание»
(непосредственно образовательной деятельности в неделю – 1,
непосредственно образовательной деятельности в год – 37
)
Составитель:
воспитатель МАДОУ «Золушка»
Шивкова О.Л.
2016 - 2017 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по конструированию для детей первой младшей группы (с 2 до 3 лет)
разработана
в
соответствии
с
основной
общеобразовательной
программой
дошкольного
образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского
сада «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск .
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Куцакова
Л.В.
Конструирование
и
художественный
труд
в
детском
саду:
Программа
и
конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005 .
Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами
Рабочая
программа
рассчитана
на
проведение
непосредственно
образовательной
деятельности по конструированию 1 раз в неделю (согласно календарному учебному графику –
37 в год), длительностью 8 минут, в соответствии с СанПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями).
Осуществляется через реализацию образовательной области «Познание».
Основные
направления
психолого-педагогической
работы
образовательной
области
«Познание»
связаны
с
развитием
высших
психических
функций
(восприятия,
мышления,
воображения,
памяти,
внимания
и
речи),
познавательной
мотивации,
познавательно-
исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской
деятельности).
Основные задачи психолого-педагогической работы:
развитие сенсорной культуры;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Рабочая
программа
имеет целью
развитие
конструкторских
способностей
детей,
формирование приемов умственной деятельности.
Основной задачей в этом возрасте является пробуждение интереса к конструированию,
приобщение
к
созданию
простейших
конструкций
(дорожка,
ворота,
башенка
и
т.п.).
Одновременно
дети
знакомятся
с
материалом,
его
возможностями;
у
них
формируются
представления
о
цвете,
форме,
величине;
начинают
развиваться
пространственные
ориентировки:
протяженность
предметов
(длинная
дорожка,
высокая
башенка),
их
расположение (в середине домик и т.п.).
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ – воспитание у детей
потребности в здоровом образе жизни. В каждое мероприятие включена физкультминутка с
упражнениями на профилактику зрения, развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечной
усталости.
Задачи компонента ДОУ:
Создание благоприятных условий для улучшения эмоционального состояния ребёнка.
Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.
Организация
режима
двигательной
активности,
обеспечивающая
нормальную
жизнедеятельность организма.
В
рабочей
программе
также
заложены
возможности
предусмотренного
стандартом
формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Принципы
отбора
основного
и
дополнительного
содержания
связаны
с
преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, возрастными
особенностями развития воспитанников.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей :
По задачам и содержанию психолого-
педагогической работы
По средствам организации и оптимизации
образовательного процесса
«Коммуникация»
(развитие
познавательно-
исследовательской и продуктивной деятельности
в процессе свободного общения со сверстниками
и взрослыми)
«Чтение
художественной
литературы»
«Чтение
художественной
литературы»
(использование художественных произведений для
формирования целостной картины мира)
«
Музыка»
и
«Художественное
творчество»
(использование
музыкальных
произведений,
( р е ш е н и е
с п е ц и фи че с ки м и
с р е д с т в а м и
идентичной
основной
задачи
психолого-
педагогической
работы
-
формирования
целостной картины мира)
«Социализация»
(формирование
цело стной
картины мира и расширение кругозора в части
представлений о себе, семье)
«Труд» (формирование целостной картины мира
и расширение кругозора в части представлений о
труде
взрослых
и
собственной
трудовой
деятельности)
«Безопасность»
(формирование
целостной
картины мира и расширение кругозора в части
представлений
о
безопасности
собственной
жизнедеятельности и безопасности окружающего
мира природы)
«Музыка»
и
«Художественное
творчество»
(расширение кругозора в части музыкального и
изобразительного искусства).
средств
продуктивной
деятельности
детей
для
обогащения содержания области «Познание»).
Требования к овладению необходимыми умениями и навыками
воспитанниками первой младшей группы.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год и
осуществляется
с
использованием
метода
наблюдения
за
активностью
ребенка
и
анализа
продуктов детской деятельности.
Ожидаемые результаты к концу года:
*
У
детей
формируется
сенсорный
опыт
в
поиске
конструктивных
действий,
экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим
материалом
(игрушки).
Обследуя
предметы,
дети
называют
их
признаки
(контрастные),
конструктивные
свойства
(большой,
маленький
кубик;
красный
кирпичик;
легкий
кубик
(пластмассовый); длинная, короткая дощечка; кубик стоит, шарик катится; собака мягкая и пр.).
* Дети различают все детали предлагаемых наборов строителя и конструктора и называют
некоторые из них.
*
Развиваются
элементарные
конструктивные
умения
(соотносят
детали,
их
взаиморасположение;
устанавливают
детали
по
горизонтали
разнообразными
способами,
комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).
* Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и др.).
*
Дети
начинают
проявлять
интерес
к
плоскостному
конструированию
(накладывают
вырезанные геометрические фигуры на изображения; выкладывают изображения по образцу
воспитателя, по словесной инструкции).
* Развивается познавательная деятельность, расширяются элементарные представления детей
об
окружающих
реальных
предметах
и
конструируемых
объектах,
соответствующих
их
восприятию.
* Развиваются восприятие, внимание, мышление, конструктивные умения детей.
* Формируется сюжетно - отобразительная игра.
* Развивается речевое и игровое общение детей.
*
Дети
приобщаются
к
порядку
(аккуратно
разбирают
постройки,
складывают,
убирают
игрушки).
Возрастные особенности детей 2-3 лет и содержание деятельности по конструированию
Дети
третьего
года
жизни
становятся
физически
значительно
крепче,
выносливее,
способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их
психической деятельности происходят существенные изменения.
К
трем
годам
они
уже
могут
назвать,
что
будут
строить,
и
способны
к
большей
самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход
знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним.
Программа
конструктивной
деятельности
в
этой
группе
предусматривает
только
конструирование из строительного материала. У детей воспитывается устойчивый интерес к
строительным играм и непосредственно образовательной деятельности. Они конструируют
постройки
из
деталей
строительного
набора:
кубиков,
кирпичиков,
пластин,
призм
(трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от
положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или длинной стороной к
ребенку), понимать, что устойчивость зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и
пластины, когда лежат на широкой стороне).
Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик),
понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий -
низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь,
убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).
Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным
материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд), накладывает 4-6
кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка), замыкает пространство (загородка,
забор, домик), делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными
способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков
(больших и маленьких для большой и маленькой кукол), домик строят из кубика и трехгранной
призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрешка.
Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребенка умение легко
находить нужные детали для самостоятельной работы. Необходимо добиваться точности в
работе детей: если кубики (кирпичики) укладываются по горизонтали или по вертикали, то
делать это нужно ровно, чтобы, например, сторона одного кубика укладывалась на стороне
другого, а не выступала над ней, и т. д. Конечно, ребенок не сразу овладеет этим, но важно,
чтобы он стремился к этому, проверял, как получается, исправлял. Это необходимо и для
развития координации движений пальцев, кисти руки. Причем воспитателю следует иногда
предложить малышу самому проверить пальчиками, как уложены детали, и порадоваться вместе
с ребенком его успеху, поощрить за то, что постарался выполнить работу хорошо.
Воспитатель
учит
детей
находить
сходство
между
постройками
из
игрового
строительного материала и знакомыми окружающими предметами и просит назвать их. Кроме
того, ребята должны заранее подумать, что будут строить и как; уметь контролировать свои
действия,
определять,
ровные
ли
постройки,
устойчивы
ли
они,
так
ли
получилось,
как
показывал воспитатель, вовремя исправить ошибки, сознательно выбрать те детали, которые
больше подходят для задуманной работы.
При проведении непосредственно образовательной деятельности по конструированию
воспитатель
организует
детей
в
группы
по
6-8
человек.
Через
1-2
месяца
количество
одновременно занимающихся детей увеличивается до 10-12, во второй половине года можно
проводить непосредственно образовательную деятельность со всей группой.
Постройки, с помощью которых дети обучаются способам конструирования, не должны
быть
сложными.
Важно,
чтобы
дети
стремились
выполнить
их
тщательно,
запоминали
и
применяли правильные приемы конструирования и затем могли использовать их в своих играх.
Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики - в
красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в
постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана,
красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).
При проведении непосредственно образовательной деятельности по конструированию
нужно
использовать
образные
игрушки,
соразмерные
с
набором
строительного
материала,
вызывать у детей желание поиграть с постройкой. Воспитатель должен показать, как это делать
(по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идет играть с подружкой и т. д.), чтобы
занятие доставляло радость детям, раскрывало назначение построек, убеждало их в том, что с
постройками можно интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать. Воспитатель
первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что
еще надо построить, как играть.
Тематический план по разделу «Конструирование» образовательной области «Познание»
в I младшей группе
№
Тема (раздел)
Количество
непосредственно
образовательной
деятельности
В том числе:
практической
непосредственно
образовательной
деятельности
1, 2, 3
«Башня»
3
3
4, 5, 6
«Разные дорожки»
3
3
7, 8
«Скамеечка для матрешки»
2
2
9
«Угадайте, что я построила»»
1
1
10, 11, 12, 13
«Стол и стул»
4
4
14
«Мебель для матрешки»
1
1
15
«Постройка комнаты для куклы»
1
1
16
«Постройка ворот с применением
различных деталей»
1
1
17
«Горка из шести кубиков и призмы»
1
1
18
«Постройка моста»
1
1
19, 20, 21
«Машины»
3
3
22
«Угадай, что я построила и построй такой
же»
1
1
23
«Постройка разных домов»
1
1
24, 25
Сенсорное упражнение
2
2
26, 27, 28
«Воротца и заборчик»
3
3
29
«Скамеечка для матрёшки»
1
1
30, 31, 32
«Домик»
3
3
33
« Лестница »
1
1
34
«Полочка для книг»
1
1
35
«Загончик для животных»
1
1
36
«Мост для пешехода»
1
1
37
Всего
37
296 мин (4 ч 56 мин)
37
296 мин (4 ч 56 мин)
Календарно - тематическое планирование по разделу «Конструирование» образовательной области «Познание» в I младшей группе
месяц
месяц
Предполагаемая дата
проведения
Фактическая дата проведения
№
Тема,
программное содержание
Содержание
Компонент
ДОУ
Материал
Сопутствующие
формы работы
сентябрь
С
Е
Н
Т
Я
Б
1
Тема: «Башня» (стр. 24)
Закреплять у детей умение накладывать
детали, наращивая постройку в высоту (4-
5
д е т а л е й ) ,
п о д б и р а т ь
ф л а ж о к
соответствующий цвету постройки.
Словарь: большой, сделай, ровно,
маленький.
1. Показ возведения постройки.
2. Предложить каждому ребенку
соорудить башенку
Упражнение на
дыхание «Насос»
5 кубиков,
матрешка
Рассматривание
картинок с
изображением
башни
2
Тема: «Башня» (стр. 24)
Учить
детей
действовать
по
показу
воспитателя, устанавливать детали друг на
друга, способствовать речевому общению
детей.
Познакомить
с
новой
деталью
-
призмой.
Словарь:
большой,
сделай,
р о в н о ,
маленький.
Усложнение:
1.
Постройка башни из 3 кубиков.
2.
Игровые действие с
постройкой и образной игрушкой:
на башню прилетела птичка и
спела песенку.
Пальчиковая
гимнастика
«Дружба»
3-4 кубика,
призма
Чтение рассказа С.
Тайц «Кубики»
Р
Ь
3
Тема: «Башня» (стр. 24)
Учить строить башенку, накладывая кубик
на
кубик.
Упражнять
в
н а з в а н и и
постройки.
Н а у ч и т ь
с т р о и т ь
п о
с л о в е сной
инструкции,
играть
с
постройками.
Развить речевую активность.
Словарь:
большой,
сделай,
р о в н о ,
маленький.
Усложнение:
1. Постройка башни из больших и
малых кубиков.
2. Привлечь внимание детей к
постройкам разных предметов на
полу из крупного строительного
конструктора.
Физкультминутка
«Ехали- ехали»
4 кубика,
4кирпичика,
флажки
разных
цветов.
Игры со
строительным
материалом.
4
Тема: «Разные дорожки» (узкая дорожка)
(стр.25)
Учить
детей
строить
дорожки
и з
кирпичиков, приставляя их друг к другу
узкими длинными гранями.
Словарь: кирпичик, узкая, топ-топ, прыг-
прыг.
1. Постройка дорожки.
2. Привлечь внимание детей на
зеленом цвете кубиков.
3. Укладывать кирпичики рядом,
изображая дорожку
П\игра
«Солнышко,
дождик»
Кирпичики
5-6 штук
определенно
го цвета,
машинки
Рассматривание
дороги на улице.
октябрь
О
К
Т
Я
5
Тема:
«Разные
дорожки»
(широкая)
(стр.25)
Учить
детей
строить
дорожки
и з
кирпичиков, приставляя их друг к другу
короткими гранями.
Словарь:
кирпичик,
широкая,
топ-топ,
прыг-прыг
1. Постройка дорожки.
2. Повторить постройку узкой
дорожки.
3. Складывание (самостоятельно)
материала в коробку
Пальчиковая
гимнастика
«Прятки»
Кирпичики
определенно
го цвета,
цветочки
разного
цвета.
Рассматривание на
улице дороги для
машин, тротуара
для пешеходов.
6
Тема:
«Разные
дорожки»
( с т р . 2 5 )
Закреплять умение детей строить узкую и
широкую
дорожку
разного
ц в е т а ,
различать постройки и игрушки по цвету,
играть
с
постройками.
Развить
желание
общатьс я .
Н ау ч и т ь
п р о
и з н о с и т ь
звукоподражание «би-би-би».
Словарь: широкая, длинная, короткая.
1. Постройка (самостоятельно)
узкой и широкой дорожек.
2. Обыгрывание постройки.
3. Катание машин по дорожкам
Дыхательная
гимнастика
«Насос»
Кирпичики
разных
цветов,
разноцветны
е кружочки.
Рассматривание
картинок, на
которых
изображены
дороги разной
величины.
Б
Р
Ь
7
Тема: «Скамеечка для матрешки»
(стр.26)
Учить детей делать простейшие
перекрытия, соединяя две детали третьей.
Учить играть с постройкой.
Словарь: скамейка, на скамейке, сидят.
1. Предложить построить
скамеечку для котика.
2. Показать прием
конструирования.
Упражнение на
дыхание
«Дружба»
Пластина,
кубики,
игрушки
(котята,
собачки).
Рассматривание
картинок, на
которых
изображены
скамеечки.
8
Тема: «Скамеечка для матрешки» (стр.
26)
Учить строить скамеечку: большую - для
большой матрешки, а маленькую - для
маленькой.
Словарь: скамейка, на скамейке,
матрешка, сидят.
1. Постройка большой и маленькой
скамейки.
2. Игровой сюжет: «Матрешки
ищут свои скамейки».
П/игра «Большие
ноги шагали по
дороге…»
Матрешки
(маленькая
и большая),
пластина,
кубики.
Рассматривание
скамеек на улице.
9
Игра - повторение «Угадайте, что я
построила» (поезд).
Учить игровым действиям.
1. Постройка поезда по показу
воспитателя.
Подвижная игра
«Поезд».
Кубики и
кирпичики.
Чтение
стихотворения
Т.Волгиной
«Паровоз».
ноябрь
10
Тема: «Стол и стул» (стр. 17)
Учить детей приему накладывания и
прикладывания деталей. Обратить
внимание на цвет сооружения. Научить
слушать и понимать объяснения.
Словарь: стол, стул, матрешка.
1. Показать накладывание на кубик
кирпичика.
2. Дать детям матрешку и поиграть
с ней.
Упражнение на
дыхание
«Маятник»
Кубики и
кирпичики
желтого
цвета.
Рассматривание
столов и стульев в
группе.
11
Тема: «Стол и стул» (стр.17)
Учить строить по показу воспитателя.
Побуждать детей произносить слова: стол,
стул, сидит, пляшет.
Словарь: стул, ляля, на стул садятся.
1.
С е н с о р н о е
у п р а ж н е н и е :
« Р а з л и ч е н и е
д в у х
р е з к о
контрастных размеров».
Пальчиковая игра
«Колпачок »
Кубики и
кирпичики
зеленого,
желтого
цвета,
матрешка.
Рассматривание
картинок с
изображением
стола и стула.
Н
О
Я
Б
Р
Ь
12
Тема: «Стол и стул» (стр.17)
Учить строить стол по образцу, кресло -
по показу воспитателя
1.
Усложнение: изменение
игровых сюжетов: приготовим
стол к чаю.
Пальчиковая
гимнастика
«Стол», «Стул»
Кубики,
кирпичики,
матрешка.
Рассматривание
стола, кресла в
группе.
13
Тема: «Стол и стул» (стр.18)
Игра-повторение «Угадай, что я
построила?»
Упражнять детей в умении отличать
постройку по цвету
1. Постройка поезд по показу
воспитателя.
Подвижная игра
«Ветер дует нам в
лицо…»
Кубики,
кирпичики
разных
цветов,
матрешки
разных
цветов.
Рассматривание
мягкой мебели в
группе.
декабрь
Д
Е
К
А
Б
Р
14
Тема: «Мебель для матрешки» (стр.26)
Учить детей строить мебель. Учить
строить по памяти стол и стулья.
1. Предложить построить мебель
для матрешки
2. Обыгрывание постройки.
Пальчиковая
гимнастика
«Стол», «Стул»
Кубики с
синего
цвета,
кирпичики
красного,
матрешки.
Рассматривание
столов, стульчиков
в группе.
15
Тема: «Постройка комнаты для куклы»
Упражнять в постройке мебели из
различных строительных материалов.
А.Н. Фролова, стр. 101
Предложить соорудить
одновременно несколько
предметов, отличающихся по
конструкции и назначению.
Упражнение на
дыхание
«Маятник»
Кирпичики,
кубики,
пластины.
Рассмотреть
кукольную
кроватку и кровать
на которой спят
дети.
16
Тема: «Постройка ворот с применением
различных деталей» Сформировать
представление детей о том, что ворота
могут быть разной конструкции.
Словарь: столбы, перекрытия.
А.Н. Фролова, стр. 117
Дети самостоятельно подбирают
детали для постройки ворот
различной величины.
Физкультминутка
«Большие ноги
шагали по дороге»
Три образца
ворот,
разнообразн
ые игрушки,
наборы
строительно
го
материала.
Полюбоваться
своими
постройками: в
одни въезжает
машина, в другие
заходит матрешка,
у третьих сидит
собачка.
Ь
январь
17
Тема: «Горка из шести кубиков и
призмы» Закреплять умение строить
лесенку, приставить к высокой стороне
призму и приложить к ней
горизонтальную дорожку.
Словарь: горка, лесенка, скат.
Ф.Н. Фролова, стр.119
1. Обследование образца.
2. Из каких деталей она
построена? Где кубик? Где
кирпичик?
Физкультминутка
«Катание
медвежат»
6 кубиков,
1 призма,
3 кирпичика,
куклы,
медвежата,
собачка.
Игра с игрушкой-
качалкой.
18
Тема: «Постройка моста»
Учить строить мост в соответствии с
поставленной задачей.
Словарь: лесенка, высоко, рядом, сверху,
пластина.
Ф.Н. Фролова стр.120
1.Организационный момент:
«Кукла Катя не может реку
перейти».
2. По ходу выполнения
воспитатель закрепляет названия
деталей.
Подвижная игра
«Догоню»
4 кубика,
1 пластина,
2 призмы,
полоски
голубой
бумаги.
Предложить детям
на прогулке игру
«С моста
съезжают
машины».
19
Тема: «Машины»
Учить приему накладывания деталей,
различать постройки по цвету.
Познакомить с новой деталью -
пластиной.
Словарь: автобус, поехали, пластина.
Л.А. Куцакова, стр.18
1. Постройка маленькой машинки.
2. Игровой прием «Маленькая
матрешка едет на маленькой
машине».
3. Постройка большой машины.
4. Игровой прием «Большая
матрешка едет на большой
машине».
Упражнение на
дыхание
«Маятник»
Красные и
зеленые
кубики,
кирпичики,
зайчики.
Чтение
стихотворения А.
Барто «Грузовик»
20
Тема: «Машины» (автобус)
Продолжать знакомить детей с пластиной
и учить накладывать формы, приставляя
друг к другу.
Словарь: автобус, поехали.
Л.А. Куцакова, стр.18
1.Показ накладывания формы,
приставляя их друг к другу.
2. Показ картины с изображением
автобуса.
3. Предложить детям поиграть с
постройкой.
Игра «Зайка
серенький сидит»
Пластина,
кубики
желтые,
игрушки
(автобус,
машинки)
Рассматривание
картинок по теме
«Транспорт»
февраль
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
21
Тема: «Машины» (грузовик, автобус)
(стр.18)
Учить конструировать по образцу.
Словарь: автобус, поехали, кубик, би-би.
1. Постройка автобуса и грузовика.
2. Чтение стихотворения А. Барто
«Грузовик».
Пальчиковая игра
«Моторчик»
Синие
кирпичики,
кубики,
машинки
большие.
Рассматривание
картинок с
изображением
грузовика,
автобуса.
22
Тема : «Угадай, что я построила и
построй такой же»
Учить строить по образцу
воспитателя, игровым действиям
Физкультминутка
«Ехали
Кирпичики,
кубики.
Рассматривание
картинок
23
Тема: «Постройка разных домов» Учить
сравнивать образцы. Упражнять в
запоминании способов выполнения
постройки дома.
Словарь: разные, высокие, низкие.
А.Н. Фролова, стр.121
1. Постройка домика для медвежат.
2. Строим домик разной величины.
Упражнение на
дыхание
«Повороты
головы»
Набор
кубиков,
кирпичиков
и пластин.
Рассматривание
картинок по теме
«Транспорт»
24
Сенсорное упражнение. Научить
сооружать высокие постройки, делать
перекрытия из двух вертикальных
кирпичиков и одного горизонтального.
Словарь: дом многоэтажный.
А.Н. Фролова, стр.122
1. Продолжать учить строить по
образцу.
2. Закрепить у детей
представление о цвете и названии
строительных материалов.
Упражнение на
дыхание
«Маятник»
Красные и
зеленые
кубики,
кирпичики,
зайчики.
Рассматривание
картинок с
изображением
домов.
март
М
А
Р
Т
25
Сенсорное упражнение. Подобрать
детали соединить их формы.
Словарь: дом многоэтажный
А.Н. Фролова, стр.122
Продолжать учить строить по
образцу.
Упражнение на
дыхание «Подуй
на шарик».
Строительн
ый материал
различной
формы
26
Тема: «Воротца и заборчик» (стр.22)
Учить строить воротца и заборчик по
образцу. Внимательно слушать словесную
инструкцию воспитателя
1. Дать словесную инструкцию
детям.
2. Игровой сюжет: «Матрешка
входит в ворота и выходит».
Физкультминутка
«Наши уточки с
утра»
Ширма,
кирпичики,
пластины,
матрешка.
Чтение потешки
«Пошел котик на
Торжок»
27
Тема: «Воротца и заборчик»
Учить строить маленькую скамеечку и
большую, обыгрывать постройку.
Продолжать учить строить маленькие,
большие воротца, обыгрывать постройки
Л.В. Куцакова, стр.22
1.Сюрпризный момент: «В гости
приходит котик».
2.Попросить детей построить
скамейку, а затем воротца для
котика.
Физкультминутка
«Большие ноги
шагали по дороге»
Игрушка
мягкая
котика,
кубики,
кирпичики
красного и
желтого
цветов.
Чтение потешки
«Киска, брысь»
28
Тема: «Заборчик» Усложнение
Учить детей строить заборчик,
устанавливая кирпичики в ряд,
комбинируя их положение и чередуя по
цвету. Побуждать произносить
звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-
ко», «ав-ав», «му-му».
1. Постройка длинных и коротких
заборчиков.
2. Игровой сюжет: «Зайчики
прыгают через заборчик».
Пальчиковая
гимнастика
«Домик с
заборчиком»
Кирпичики,
игрушки
животных.
Чтение потешки
«Петушок»
апрель
А
П
Р
Е
Л
Ь
29
Тема: «Скамеечка для матрёшки».
Учить детей делать простейшие
перекрытия, соединяя две детали третьей.
Учить играть с постройкой.
Словарь: скамейка, на скамейке, сидят.
А.Н. Фролова, стр. 102
1.Предложить построить
скамеечку для котика.
2.Показать прием
конструирования.
3.Игровой сюжет: «Мишка идет
топ-топ, устал, сел на скамейку
отдохнуть».
Подвижная игра
«Догони меня».
Пластина,
кубики,
медвежонок.
Рассматривание
скамейки на
картине.
30
Тема: «Домик»
Учить детей строить перекрытия,
различать красный цвет и называть
«красный кирпичик». Различать желтый
цвет. Учить убирать игрушки
Л.В. Куцакова, стр.22
1. Сюрпризный момент с
проблемной ситуацией: «К нам
пришла матрешка, ей негде жить».
2. Дети строят домик в правильной
последовательности.
Пальчиковая
гимнастика
«Строим дом»
Кирпичики
красного и
желтого
цвета,
маленькие
красные
призмы,
мелкие
игрушки
(деревья,
машинки)
Рассматривание
домов на
прогулке.
31
Тема: «Домик» Усложнение
Учить строить по образцу, Обыгрывать
постройку. Развивать у детей стремление к
игровому и речевому общению
Л.В. Куцакова, стр.30
1. Предложить детям построить
маленькие дома.
2. Сравнить маленькие и большие
домики.
Пальчиковая игра
«Стенка, стенка,
потолок»
Кирпичики
красного
желтого
цвета,
игрушки
(елочки,
матрешки)
Рассматривание
картинок с
изображением
елочек, дождя,
солнечной погоды.
32
Тема: «Домик с дверью и заборчиком»
Учить строить домик с дверью и
заборчиком.
Л.В. Куцакова, стр.31
1. Учить строить домик с дверью.
2. Рассмотреть постройку.
Пальчиковая
гимнастика
«Замок»
Кирпичики
красного и
желтого
цвета,
игрушки
(зайчики,
козлята)
Рассматривание
картинок с
изображением
домиков.
май
М
А
Й
33
Тема: «Лестница»
Учить приему накладывания однородных
деталей друг на друга. Продолжать учить
строить постройки по образцу.
Произносить протяжно слова «вверх»,
«вниз»
Л.В. Куцакова, стр.31
1. Рассмотреть образец постройки
и выделить детали.
2. Игровой сюжет: «Пошли
куколки по лестнице гулять».
Физкультминутка
«Зайчики»
Кубики
красные или
синие,
игрушки
(маленькие
куколки)
Рассматривание
ступенек на
крыльце детского
сада
34
Тема: «Полочка для книг»
Учить детей делать перекрытия.
Словарь: полочка для книг, полочка для
игрушек.
1. Пластину положить на стол.
2. На пластину ставятся кубики по
краям.
Пальчиковая игра
«Все захлопали в
ладоши».
4 кубика.3
пластины.
кукла.
Рассмотреть в
групповой комнате
полочку для книг.
35
Тема: «Загончик для животных»
Учить ставить 4 кирпичика вверх на
маленькую узкую грань.
1.Учить правильно ставить
кирпичики на узкую грань.
Физкультминутка
«Петушок машет
крыльями».
7
кирпичиков,
1-2
животных
Рассматривание
книжек
36
Тема: «Мост для пешехода»
Продолжить учить строить две лесенки и
делать перекрытие.
Словарь: лесенка, высоко, сверху.
Предложить детям построить
горку по памяти (с.32)
Упражнение на
дыхание
«Повороты
головы»
Кубики,
пластины.
Рассказывание
стихотворения
А. Барто «Зайка»
37
Непосредственно образовательная деятельность по конструированию с детьми от 2 до 3 лет
Тема «Башня»
№ 1
Воспитатель предлагает детям построить высокую башню Н· кубиков, лежащих перед ними и
украсить их флажками такого же цвета. В ходе занятия помогает советом, побуждает вспом нить, как
она строится, предлагает помогать друг другу. Когда, постройки будут готовы, воспитатель берет
матрешку и играет с детьми. От лица игрушки спрашивает отдельных детей: «Что ты построил?»,
«Покажи один кубик?», «Сколько кубиков: матрешки?», «Сколько кубиков у тебя?»
Оценка детских построек тоже осуществляется от лица игpyшки.
№ 2
Дети могут построить две башенки разного цвета и высоты, украсить их призмами соответствующего
цвета (три кубика одна призма, четыре кубика и одна призма). Перед каждым ребенком - набор
кубиков двух цветов, а призмы малыши отбирают сами из ящика, стоящего в центре стола.
№ 3
Можно
научить
детей
строить
две
праздничные
башенки
по
образцу
воспитателя:
одну
из
кирпичиков, другую из кубиков сочетая их по цвету и украшая флажками, выбранными ребенком по
своему желанию. Дети строят в соответствии с тем материалом, который перед ним лежит, например:
два синих и два желтых кирпичика, два зеленых кирпичика. Можно провести аналог образца
воспитателя, обратить внимание на название форм, и красивое сочетание по цвету, на различие
построек по размеру». Способов конструирования можно не показывать. Но в процессе работы детей
поощрять, подсказывать, помогать совете и действием
.
Тема «Разные дорожки»
№ 4
Воспитатель вспоминает с детьми, как они наблюдали за движением машин на дороге, и предлагает
построить дорогу для машинок. У воспитателя на столе построена узкая дорожка. Детям предлагают
посмотреть на нее и построить такую же. В процессе конструирования воспитатель обращается к
малышам с вопросами: «Что ты строишь?», «Зачем строишь?», «Покажи красный кирпичик?»,
«Покажи, где много кирпичиков», «Света, покажи Саше, как строить дорожки».
Когда дорожки будут готовы, воспитатель предлагает взять с подноса машинку такого же цвета и
поиграть. После игры оценивает детские постройки. Затем
предлагает еще поиграть, побуждает повозить
свои машинки по всем дорожкам, играть дружно.
№ 5
Воспитатель закрепляет умение детей строить широкие дорожки, приставляя кирпичики друг к другу
узкой
длинной
гранью.
По
краям
дорожки
сажают
цветочки,
соответствующие
цвету
дорожек
(цветочки подбирают сами). Их легко сделать, вырезать из плотной бумаги и наклеить на картонные
подставочки.
№ 6
Непосредственно образовательная деятельность - повторение. Все дети сидят за сдвинутыми вместе
столами и воспитатель с ними. «Давайте все построим широкую дорожку, Оля - красного цвета,
Наташа - желтого» и Т.Д. «Теперь построим узкую дорожку из этих кирпичиков». В конце занятия
можно показать малышам другой способ конструирования дорожки, пристроив к дорожке одного из
детей свою узкую дорожку. «Посмотрите, была у Наташи узкая дорожка, а теперь широкая, давайте к
нашей дорожке пристроим Алину дорожку, стала дорожка еще шире». Затем можно все дорожки
объединить. «Вот какую мы все вместе построили широкую дорогу разного цвета. Давайте ее еще
красивее сделаем!» Открывает «чудесную коробочку» и высыпает на стол разноцветные кружочки.
«Возьмите такой кружок - синий и положите его на дорожку, чтобы его было видно, а теперь
все
возьмите и положите такой - красный кружок. Света! Какой кружок ты положила?»
Тема «Мебель для матрешек»
Задачи: научить детей строить мебель. Научить строить по памяти, самостоятельно отбирать детали.
Сформировать речевое общение. Научить различать цвет и форму деталей, разбирать постройки,
складывать детали на подносы.
Материал: на общих подносах лежат кубики синего цвета, кирпичики красного цвета, матрешки.
№ 7
Целесообразно провести у деятельность за сдвинутыми столам.
Воспитатель предлагает построить
для матрешек стол и стулья:
Лучше не давать образца, а предложить малышам подумать, JI каких деталей построить сначала свод,
помочь советом, вопросом, поощрить ребенка, если он построит свой стол по-другому, не как все
(например,
все
поставят
кубик,
а
на
него
положат
кирпичик,
и
кто-то
вспомнит,
как
строить
журнальный стол который строили в играх, поставив один кирпичик на узкую длинную грань, а на
него
положить
другой).
Затем
предложить
построить
стулья.
После
чего
дети
обыгрывают
постройки. В конце занятия воспитатель оценивает работу детей.
№ 8
Можно научить малышей строить две кроватки. Одну узкую (из одной лежащей пластины и двух
приставленных к ней с двух сторон вертикально стоящих кирпичиков, другую широкую, двух
пластин и четырех кирпичиков). Перед занятием можно рассмотреть кукольную кроватку, вспомнить
название
ее
чаете;
Обратить
внимание
на
образец,
проанализировать
его.
«Из
каких
деталей
построена кроватка?» «Какого цвета?» «Где у кровати спинки?» В конце занятия проводят анализ с
целью закрепить у детей понятие «узкий - широкий». «У Вовы в широкой кровати спит мишка, а на
узкой маленький зайчишка». Игрушки целесообразно предложить малышам в конце занятия. Нужно
подобрать их по размеру. В процессе игры воспитатель побуждает детей произносить: «Спи, мой
зайчик, баю-бай
№ 9
Занятие можно провести в форме игры «Построй такой же» Дети сидят за сдвинутыми столами
вместе с воспитателем. Перед каждым ребенком набор строительных деталей. «Угадайте, что я
сейчас построю?» Воспитатель строит кресло; спрашивает детей, из каких деталей, и предлагает
построить такое же. При этом старается строить из других деталей не знакомым малышам способом,
таким образом, упражняет
в этом детей. Затем строит диванчик, кроватку. Матрешек для обыгрывания
построек предлагает сразу вместе со строительным материалом. В конце дети играют с мебелью, используя
тряпочки, кукольную посуду, игрушки.
Тема «Автобус и грузовик»
Задачи:
поупражнять
детей
в
элементарных
способах
конструирования:
приставлять
детали
и
накладывать их друг на друга. Научить различать детали, называть их. Развить желание детей
конструировать,
способствовать
речевой
активности.
Научить
разбирать
постройки,
складывать
детали на середине стола.
Материал: набор кубиков, кирпичиков и пластин на каждого ребенка. Крупные игрушки: автобус и
машина. Мелкие игрушки: машинки, зверюшки, матрешки и др.
№ 10
Перед организованной деятельностью воспитатель строит образцы построек. На пластину кладет
кубик и приставляет к нему на узкую, короткую грань-кирпичик - грузовик; накладывает на пластину
несколько
кубиков
вплотную
-
автобус.
Хорошо
подобрать
в
качестве
образца
игрушки,
изображающие
эти
предметы.
Способов
конструирования
можно
не
показывать,
но
образцы
проанализировать нужно. (При анализе воспитатель учит выделять детали.) После занятия дети
обыгрывают свои постройки, катают матрешек. Поощряется, если в игре малыши пытаются придать
поделкам движение. Воспитатель побуждает детей к речевому общению.
№ 11
Можно предложить малышам построить по образцам, данным воспитателем, разные машинки. Для
этого
воспитатель
строит
на
своем
столе
несколько
образцов
(автобус,
грузовик,
легковой
автомобиль).
Способов
конструирования
можно
не
давать,
а
проанализировать
нужно,
чтобы
закрепить
у
детей
представление
о
цвете
и
названии
строительных
деталей,
о
способах
конструирования, научить детей сравнивать постройки, замечать их различие.
№ 12
Заключительное
мероприятие
по
этой
теме
можно
построить
в
форме
игры-повторения,
когда
воспитатель предлагает малышам построить знакомые им виды транспорта. В конце занятия дети
играют со своими машинками, а воспитатель помогает развивать сюжеты, играя вместе с ними. «Едет
мой зайчик на грузовике, а ему навстречу идет уточка: "Покатай меня, заинька, покатай меня,
серенький, пожалуйста!" "Ну, садись, только крепче держись!"» и т.д.
Тема «Заборчик»
Задачи: научить детей строить заборчики, устанавливая кирпичики в ряд, комбинируя их положение и
чередуя по цвет:
Научить играть с постройками, проявляя желание конструировать друг с другом. Активизировать
словарь:
«один»,
«много
«забор»,
«петух»,
«курица»,
«собака»,
«кошка»,
«корова».
Научить
произносить звукоподражания: «ку-ка-ре-ку», «ко-ко-ко «ав-ав», «му-му». Научить убирать детали в
коробки, раскладывая их по цвету.
Материал: у каждого ребенка кирпичики двух цветов, игрушки.
№ 13
У
воспитателя
заранее
построен
заборчик.
После
его
рассматривания
детям
предлагается
его
воспроизвести. После чего воспитатель дает малышам возможность выбрать по желанию игрушку и
поиграть. Проводится игра. Дети прячут своих животных за заборчиком. Воспитатель спрашивает:
«Где же собачка? Ребенок показывает игрушки и произносит звукоподражание «Ав-ав» и т.д. После
игры воспитатель обращается к детям индивидуально: «Котик, покажи один кубик!» «Петушок,
сколы: здесь стоит кубиков» (много). Побуждает детей отвечать от лица игрушек. Спрашивает: «Кто
спрятался за этим забором?» В конце занятия оценивает детские постройки: «Курочке нравится Олин
заборчик Он ровный, красивый. Из каких деталей ты его строишь? Какого цвета этот кирпичик?»
№ 14
Дети могут строить заборчики по предложению воспитателя: «Постройте заборчик из красных
кубиков и желтых кирпичиков. Сначала поставьте красный кирпичик, возле него желтый, теперь
опять поставьте красный кубик, теперь желтый кирпичик так поставьте все кубики и кирпичики,
которые лежат перед вами. Вот какие заборчики получились! Теперь разберите заборчики положите
аккуратно кубики и кирпичики, как они лежали в начале занятия. Теперь постройте другой заборчик,
сначала поставь желтый кирпичик, теперь красный кубик рядом с ним» И т.д.
В
конце
нужно
предложить
детям
игрушки
для
игры.
Например,
каждый
играет
с
петушком.
Воспитатель предлагает посадить петушка на каждый красный кубик по очереди и прокричать: «Ку-
ка-ре-ку!»
Тема «Узко и широко»
Задачи: научить детей делать перекрытия. Активизация словаря: «узкая», «широкая», «скамейка»,
«белый». Научить детей играть с постройками. Развить речевую активность. Научить разбирать
постройки, складывать детали на середину.
Материал: кирпичики двух цветов, белые зайчики.
№ 15
Перед непосредственно образовательной деятельностью воспитатель строит скамеечки: узкую - из
двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях, на которых лежит одна пластина, и широкую -
из четырех кирпичиков, стоящих таким же образом, и двух пластин. Следует рассмотреть их,
привлечь малышей к их анализу. «Покажи узкую скамеечку. Из каких деталей сделаны столбики
скамеечки? Какого цвета сиденье? Посади много зайчиков на широкую скамеечку». Можно показать
и способы конструирования. Воспитатель учит обыгрывать постройки: «Заиньки белые, заиньки сме-
лые по лужайке скачут, травку едят, устали, на скамеечку сели» и т.д. Желательно, чтобы зайчики
были чисто белого цвета.
№ 16
Можно предложить малышам построить узкие и широкие воротца по образцу, данному воспитателем.
Нужно подробно' проанализировать образцы, показать, как в ворота проезжают машинки. Приемов
конструирования
можно
не
показывать.
Узкие
воротца
строятся
из
двух
вертикально
стоящих
кирпичиков, на которых лежит кирпичик, а широкие - на четырех вертикально стоящих кирпичиках,
на которых лежат две пластины. Ворота могут быть украшены призмами, флажками. В конце занятия
малышам предлагаются узкие и широкие машинки. Воспитатель каждую рассматривает с детьми,
затем предлагает поиграть с ними.
№ 17
Целесообразно
провести
конструирование
по
образцу,
данному
воспитателем.
Празднично
украшенные ворота с заборчиком (из десяти различных форм синего и желтого цвета), на двух вер-
тикально стоящих кирпичиках лежит пластина, на ней призма, с одной стороны ворот приставляется
лежащий
на
узкой
длинной
грани
кирпичик,
рядом
с
ним
ставится
кирпичик
в
вертикаль ном
положении, затем приставляется кубик, на котором устанавливается флажок, то же самое и с другой
стороны.
В ходе деятельности есть возможность создать конструкцию из всех знакомых детям геометрических
форм
и
уточнить
разные
варианты
расположения
их
на
плоскости.
Это
занятие
требует
от
воспитателя большой индивидуальной работы с детьми: каждому помочь, посоветовать, подбодрить.
Лучше не давать детям игрушек на этом занятии, а предложить украсить постройку флажками по-
другому. Пусть лучше малыши сосредоточатся на постройке, столкнутся с ритмом, гармонией,
симметричностью расположения форм и сочетанием цветов. Анализ детских работ воспитатель
может провести в игровой форме. «Поехала машинка к Олиным воротцам. Какие красивые у нее
ворота. Как ровно стоят кирпичики!»
Тема «Домик»
Задачи: научить детей строить перекрытия, различать красный цвет и называть «красный кирпичик»,
различать желты], цвет. Научить произносить «здравствуй, до свидания». Развить: детей стремление к
игровому и речевому общению. Научить разбирать постройки и складывать детали в стопочки или в
определенное место, убирать игрушки.
Материал: кирпичики красного и желтого цвета, маленькие" красные призмы, игрушки.
№ 18
Воспитатель до начала непосредственно образовательной деятельности строит домик из четырех
вертикально
стоящих
кирпичиков
желтого
цвета,
стоящих
по
два
с
лево
и
правой
стороны
(соединенных
узкими
длинными
гранями
Перекрытие
образовано
двумя
кирпичиками
и
двумя
призмам; красного цвета.
Воспитатель проводит его анализ, показывает приемы конструирования. «С чего нужно начать
строить дом? Иди, Свете построй. Что теперь надо построить? Иди, покажи как? Что ос талось
построить?» и т.д. Игрушки предлагают сразу со строительным материалом, поэтому, как только
малыши заканчивают постройку, они начинают ее обыгрывать. Чтобы способствовать: развитию
элементарного сюжета игр, в конце занятия рекомендуется предложить малышам дополнительно
деревья, машинки, мелкие игрушки и воспитателю поиграть вместе с ним; «Матрешка и котик
приехали в гости к Сашиной матрешке рассматривают его дом». Воспитатель «обращает внимание»
матрешек на то, что стены у Сашиного домика желтые, прочны: ровные. «Хорошо в нем живется
матрешечке» и т.д.
№ 19
Можно научить малышей строить такой же домик, но с окошечком, образованном при помощи
кирпичика, лежащего на узкой, длинной грани, приставленной к задней стенке домика (сочетание
цветов может быть другим). Образец лучше рассмотреть и проанализировать. Спросить малышей о
том, такой ли дом строили они на прошлом занятии. «Чем этот отличается:
Можно вызвать двух детей и предложить им показать, какой домик они строили раньше (если
малыши затрудняются, предложить убрать деталь). Спросить, как называется эта деталь, какого цвета
и попросить установить ее на место так, чтобы получилось окошечко. Затем малышам предлагают
построить свои домики, украсить их деревьями, цветочками.
№ 20
Можно предложить детям построить домик с дверью и заборчиком.
Малыши просят самостоятельно построить такие домики, как они строили на прошлом занятии.
Когда
домики
будут
готовы,
воспитатель
предлагает
детям
подумать
и
догадаться,
как
мож но
построить у домика дверь. Некоторые дети построят ее по аналогии с окошком из кирпичика,
некоторые сделают двустворчатые. Разные варианты поощряются. После чего воспитатель просит
малышей пристроить к домику заборчики, какие они хотят, украсить постройки и поиграть с ними.
Тема «Лестницы»
Задачи: научить приему накладывания однородных деталей друг на друга. Научить различать цвета и
называть
красные
кубики,
синие
кубики.
Научить
понимать
слова
и
выражения,
побуждать
произносить: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «кукла идет», «прыгает». Научить убирать
детали после занятия в коробки, убирать игрушки.
Материал: у каждого ребенка кубики определенного цвета (красные или синие), игрушки.
№ 21
Воспитатель вспоминает с детьми, по каким лестницам они ходили, обращает внимание на то, что
лестница состоит из ступенек, что лестницы бывают разные. Например, при входе в детский сад
лестница широкая, на ней мало ступенек, внутри детского сада на второй этаж ведет узкая лестница,
у которой много ступеней.
Воспитатель учит малышей строить лесенку из шести кубиков. Сначала рассматривает с детьми
образец, выделяет детали, обращает внимание на то, что нужно много кубиков, чтобы построить
лестницу, у которой много ступенек. «Чтобы построить лестницу, нужно взять сначала один кубик и
поставить перед собой. Теперь надо взять еще один кубик и поставить его рядом с этим кубиком,
потом еще один и поставить на этот кубик. Вот получились две ступеньки. Чтобы еще одну ступеньку
построить, нужно еще поставить кубики один на один. Вот как много ступенек получилось у
лестницы». После того как дети построят лесенки, воспитатель предлагает им куколок, и малыши
водят их по ступенькам вверх и вниз. Воспитатель сначала побуждает малышей к игре «Пошли
куколки вверх, теперь вниз» произносит протяжно слова «вверх, вниз». Потом малыши сам играют и
произносят слова в соответствии с движением игрушек. После игр проводится анализ детских
построек, который: как обычно проходит в игровой форме.
№ 22
Можно научить малышей строить широкую лесенку из шести кирпичиков зеленого цвета, пользуясь
теми же методами: приемами. При этом к показу приемов приобщить робких детей. «Сегодня мне
будут помогать Оля, Света и Вова». Игрушки для обыгрывания построек предложить другие. «По
ступенькам прыгают белые зайчики, черные котики. Возле лесенки стоят елочки».
№ 23
Целесообразно научить малышей строить. Хорошо при возможности рассмотреть игровую горку на
детской площадке. Воспитатель заранее строит на своем столе образец. К лесенке шести кубиков
приставляет большую призму, причем не анализирует и не показывает приемов конструирования, а
предлагает детям построить такую же горку. Можно спросить нескольких ребят, как они будут
строить, какие детали и какого цвета использовать. (Наблюдение показывает, что дети очень любят
играть с горками, так как здесь ребенку предоставлена большая возможность активно действовать с
постройкой
и
игрушкой
«Куколки
поднимаются
по
ступенькам,
а
потом
съезжают
с
горки.
Воспитатель поддерживает игру малышей: «Куколка покатилась с горки вниз».
№ 24
Можно предложить малышам построить горку с лесенкой, длинным скатом. Воспитатель говорит
детям, что к ним в гост пришли зайчики, которые узнали, что дети научились строить горки, и очень
хотят на них покататься. Воспитатель предлагает детям построить горки для зайчиков (по памяти).
Перед детьми лежат длинные пластины, на которые воспитатель до этого момента не обращает
внимания. Наблюдая за деятельностью детей, поощряя их, подбадривая, он подводи т малышей к
мысли, что зайчикам хочется долго катиться с горки, чтобы горки были длинные, и просит детей
подумать, как же сделать горки длинными, и обращает внимание на пластины (в случае, если
малыши сами не догадываются).