Напоминание

"Берегите воду!"


Автор: Артюхова Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа села Ома"
Населённый пункт: село Ома, Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Берегите воду!"
Раздел: начальное образование





Назад





ГБОУ НАО «Средняя школа села Ома»

Берегите воду!

Окружающий мир

3 класс

Урок разработала

Артюхова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов



2014 год


Тема:

Берегите воду!

Цели:
Создать условия для: 1) осознания учащимися проблемы охраны воды; 2) развития мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации; 3) воспитания бережного отношения к воде, оказания посильной помощи в охране водных ресурсов планеты.
Форма проведения:
научная конференция.
Оборудование:
аудиозапись звуков: капающая вода, журчание ручья, завывание вьюги, шум прибоя, закипание воды, шум дождя; слайды на тему «Использование воды человеком».
Ход урока

I этап. Мотивационный
Учитель сообщает о том, что в школу пришло видеописьмо и предлагает его посмотреть (идёт просмотр видеозаписи): туристы из Германии рассказывают, что летом они приезжали в Алтайский край и после купания в какой-то речке у них началась аллергия. Они взяли образцы воды из этой реки, сделали анализ воды и выяснилось, что вода содержит вещества, которые вызывают аллергическую реакцию у человека. Они просят разобраться, откуда взялись эти вещества в воде и как влияет состав воды на обитателей этой реки?
IIэтап. Целеполагание
Учитель спрашивает: - Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок? Дети предлагают свои варианты, которые фиксируются на доске и затем выбираются самые актуальные: 1. Узнать, почему вода в водоёмах загрязнённая. 2. Что нужно делать, чтобы сберечь воду. 3. Какой вклад в общее дело по охране воды может внести каждый. Учитель сообщает, что это будет необычный урок, что в класс пришёл Учёный совет, который поможет решить проблемы, возникшие в ходе урока. Учёный совет состоит из эколога, экономиста, профессора, учёного. Кроме того на конференцию прибыли представители флоры и фауны, приглашены гости: фермер, директор завода, начальник заправочной станции, председатель колхоза.
III этап. Актуализация имеющихся знаний

Учитель предлагает детям послушать звуки и определить, что они услышали. Дети определяют на слух завывание вьюги, журчание ручья, закипание воды, шум дождя, шум прибоя и по мере их ответов на доске появляются картинки: После просмотра картинок учитель задаёт вопрос: - Что объединяет звуки и рисунки? Дети предлагают разные ответы, которые фиксируются на доске и выбирается правильный: - Три состояния воды: жидкое, твёрдое и газообразное. Учитель спрашивает: - В каком состоянии вода используется человеком чаще? Учащиеся отвечают, что в жидком состоянии человек использует воду чаще, чем в твёрдом и газообразном.
Учитель предлагает учащимся рассказать, для чего нужна вода. Школьники рассказывают об использовании воды человеком. После ответов учащихся предлагается посмотреть слайды:
Для питья Для мытья рук

Для мытья овощей и фруктов Для научных исследований




Для укрепления здоровья

Для рыбной ловли Для изготовления парфюмерии


Для занятий спортом

Для приготовления пищи






Для удовольствий

Для выработки энергии

Для стирки белья






Для отдыха и закаливания организма

Для красоты и дизайна


Для сплава леса Использование в производстве

(последний слайд задерживается)

Учёный совет обобщает
: жизнь на планете без воды невозможна. Людям требуется очень много воды. Она нужна не только для питья. Без воды не умоешься, не постираешь. Уборка городских улиц, мытьё машин тоже требуют воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Например, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 25 тонн воды.
IV этап. Изучение нового материала

Рассказ речных рыб:
Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой — речка Прозрачная. Построили на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь словно от стыда за творимые безобразия алее мака! Ниже по течению построили еще один завод — резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь словно от досады чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог. Еще дальше вырос на берегу третий завод — ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо-буро-малиновой — пестрее самого пестрого ситца.
Так-то вот: была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной — Разноцветной. Была многоводной — стала маловодной: уж больно много воды заводы выпивают. Как же нам жить в такой воде?
Рассказ морских рыб:
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил... Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а еще и с... ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз — выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину. В третий раз, как и полагаете, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! ...Грустная сказка! Но к несчастью, и быль не радостней. Раньше, возвратясь из дальних странствий, моряки, бывало, рассказывали о дальних странах да о заморских диковинах. Теперь же, как сговорившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях — как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти — совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Помыл танкер-нефтевоз свои громадные баки-танки, грязную воду — в море. Потерпел танкер в пути аварию — вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы (как тут не вспомнить нашу «нефтяную-золотую» рыбку!), дельфины; болеют, а иногда тоже гибнут чайки, другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать. Ей — от голода.
Рассказ лягушек:
Почему так говорится — «мать сыра земля»? Да потому, что она и в самом деле как мать, людей кормит-поит-одевает. Это понятно. Но... Но ведь если «сыра, тогда получается уже не земля, а грязь да болото. Так? Вроде бы так. Все дело в том, насколько она сыра. Если слишком, то и впрямь может получиться болото: ни тебе поля, ни тебе огорода, ничего путного тут не вырастет. Но ведь и «суха земля» тоже не годится, она и вовсе мачеха: ни травинки, ни былинки! Словом, чтобы земля действительно всем нам была родной матерью, не мачехой, воды для земли надо ни много ни мало, а в самый раз. Вот и приходится одни земли, улучшая, поливать-орошать, другие, наоборот, улучшая, подсушивать. Но
уничтожать болота никак нельзя — из болот вытекают тысячи равнинных речек и рек. Даже Волга! А некоторым важным дядям очень хотелось болота осушить да в дело пустить. Но известно, в природе ничего «лишнего», «зряшного» нет, в том числе и болот. Стали от них избавляться, началось такое... Ушла вода — пересохла земля. Пересохла земля — ветер подхватил и развеял пылью плодородную почву. Ничего не растет. Вокруг таких островков пустыни засохли леса, обмелели по соседству реки. Не стало ни уток, ни длинноногих журавлей, ни долгоносых куликов, местные жители забыли, что такое клюква. Сколько труда, сколько денег ухлопали, а вместо пользы — вред! Выходит, осушать-то землю осушай, да прежде соображай: как бы не вышло беды!
Рассказ перелётных птиц:
Аральское море. Да будет вам известно, в переводе с узбекского слово «арал» как раз и означает «море». Получается: «морское море». Хотя, как ни странно, на самом-то деле никакое оно не море, а озеро, правда, огромное, не по-озерному соленое и, как все на свете озера, не соединяющееся ни с одним другим морем. Вот что случилось с этим морем… На берегу этого моря-озера волны есть... песчаные. И корабли есть... ржавые. Многие лежат на боку. А воды нет. Как же десятки кораблей занесло сюда, на сушу? Уселся на ржавый корабельный якорь и подумал: интересно, что бы мне порассказали эти недавние «морские странники», умей они говорить?» «Уж не думаешь ли ты, путник, — сказал бы, наверное, старый рыбацкий сейнер, — что все мы по доброй воле покинули бурное море? Нет, это само море нас покинуло, оставив всех на мели». А видавший виды рыжий от ржавчины буксир добавил бы: «Высыхает наш Арал, делается все меньше и меньше, все мельче и мельче. Вот это село было когда-то прибрежным, а нынче море отсюда не то что в морской бинокль, в подзорную трубу не разглядишь, 70 километров до него. И все почему? Было время, когда реки столько воды в Арал несли... Теперь же...» И правда, всего каких-то несколько десятилетий назад многоводные реки-сестры Амударья и Сырдарья впадали в Аральское море-озеро, щедро пополняя его водой. В наши дни обе они, недавно великие, обеднели — разобрали на пути сюда их воду, отвели по оросительным каналам, начисто обделив Арал, которому ни капельки не достается. Вот он и сузился на треть да обмелел вдобавок — корабли на суше и очутились. В былые времена в Средней Азии были только две пустыни — Каракум и Кызылкум. Ныне же стали поговаривать и о третьей, новой — об Аралкум, появившейся на месте бывшего морского дна. И верно, Аралкум — ни домов, ни людей, ни травы, ни зверей, песок на зубах хрустит... А кого надо за это недобрым словом поминать? Да, «умников», которые так порешили: чем, дескать, больше воды достанется здешним землям, тем лучше будет урожай хлопка. Воды потратили море разливанное, а пользы чуть. Сколько воды попусту испарилось! Сколько ушло в песок!.. И еще одна беда — много воды просочилось вглубь, растворив подземные соли. И что же? Вместо
матери сырой земли получилось что-то вроде мертвого рассола — ничего не растет! Вот и пришлось, воистину оставшись не только «на мели», но и без хлопка, зато с новой пустыней, срочно браться за спасение моря-озера.
Рассказ водоплавающих птиц:
Человек сказал Днепру: — Я стеной тебя запру! Ты с вершины будешь прыгать, Ты машины будешь двигать... Так были заперты стенами-плотинами многие-многие великие реки: Днепр, Волга, Енисей, Ангара, Иртыш... Казалось бы, как хорошо: и дешевого электричества вволю, и рекам польза, и новые, рукотворные моря разлились по земле во всю ширь. Что ж, электричество — это прекрасно. А вот рукотворные моря — ох какой дорогой ценой а них заплачено! Ведь они затопили плодороднейшие поля, громадные леса. А сколько пришлось ради моря снести сел и деревень. Легко ли теперь сознавать человеку, что родимая земля, могилы отцов и дедов где-то под водой на дне морском! Замечено, что течение на перегороженных реках медленное. Казалось бы, велика ль беда? Велика. Вода стала загнивать, рыба, самая ценная, самая вкусная, пропадает. Творят немало бед и созданные человеком моря. Они все больше размывают речные берега, превращают в болота низины. Одна плотина гидроэлектростанции на реке — еще куда ни шло. А вот когда их несколько, одна за другой, каскадом, цепочкой, это уже беда. В неволе река потихоньку гибнет. Ее живая вода постепенно становится «мертвой» — ни попить, ни искупаться.
Рассказ растений:
Собрались на небе тучи, и пролился на горячую, сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, посвежеют, трава зазеленеет, земля досыта напьется, да и человеку в жаркую пору угодить под прохладный дождичек — одно удовольствие. А что вымокнет до нитки — не беда: просохнет рубашка. Она и высохла. Но на этот раз... Глянул на нее хозяин — глазам не поверил: была новехонькой, целехонькой, а стала старой и как решето — вся в мелких дырочках. Глядит на деревья — листья пожелтели. Трава не посвежела, а, наоборот, пожухла. Вот так дождик! Да, страшный дождик, опасный дождик, ядовитый. А все почему? Учитель спрашивает: - Почему так много жалоб? Кто в этом виноват?
Профессор:

Человек, словно сказочный великан-великанище, все может. Захочет — не станет моря, захочет — новое разольется. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот в чем вопрос. Страшно даже вспоминать, но что поделаешь — приходится. Нашлись «умники», которым невтерпеж было померяться силами с природой. Давайте, говорят, те великие многоводные северные реки, которые «без толку» текут в Ледовитый океан, повернем-ка на жаркий, засушливый юг. То-то будет здорово: пустыни зазе- ленеют, безводные степи зацветут! А силенок, денег, машин нам не занимать. И уж хотели за дело взяться. Спасибо, ученые во всем разобрались и вовремя остановили «покорителей». Ни в коем случае, говорят, нельзя этого делать! Сами посудите. Чтобы течение повернулось вспять, на этих реках надо построить гигантские плотины. От этого родятся искусственные моря, которые, разлившись, затопят толстым слоем воды громадные пространства. На дне морском окажутся сотни сел и деревень, даже города. Затоплены будут хлебные поля, тучные луга, прекрасные леса. А сколько плодородной земли уйдет под воду. Не исключено, что даже климат изменится!.. Сегодня и предсказать трудно, сколько может случиться всяких бед от такой «перестройки природы». А вот будет ли польза, совершенно неизвестно. Тем более что пустыни можно напоить и по-другому. Хотя бы подземными водами, которыми так богаты здешние недра. - Почему нужно беречь воду? У
чёный:
Казалось бы, воды на Земле сколько угодно — океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но не забывай, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, ко торой на Земле не так уж много. Конечно, людям требуется не любая вода, а только чистая. Но чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки и озёра сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
V этап. Осознание и осмысление учебного материала
- Как нужно охранять воду от загрязнения? Учитель говорит, что на заседание Учёного совета были приглашены представители различных организаций и предприятий: фермер, директор завода или фабрики, начальник заправочной станции, председатель колхоза, которые расскажут о мерах охраны водных ресурсов на их предприятиях.

Начальник заправочной станции:
Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества.
Председатель колхоза:
Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
Директор завода:
Заводы — это хорошо, но и про людей да окружающую их природу тоже нельзя забывать. Куда это годится, что кое-где речку курица вброд перейдет?! Разве можно смириться с тем, чтобы купальщики выходили из воды разноцветными попугаями?! Как это так — людям в речке ни умыться, ни постирать, ни жажды утолить, ни рыбы наловить? Срочно построить на всех трех заводах «водочистки». Пусть испачканная в цехах вода там же «чистится-отмывается» и за дело принимается. Снова пачкается, снова «отмывается» и опять за дело принимается. И так без конца. Тогда в речке и воды больше станет, и будет она там всегда чистой. Послушались на всех трех заводах доброго совета, и красно-черно-зелено-желтые в крапинку потоки, текущие из труб, иссякли. С той поры речка вновь стала речкой прозрачной, чистой: хочешь стирать,— стирай, хочешь жажду утолить — утоляй, можешь и покупаться, и рыбы наловить, и ухи наварить.
Эколог
До того дело дошло — завели что-то вроде «морских дворников»: специальные суда — чистоту в море наводить. Есть теперь корабли-мусоросборщики, есть корабли-нефтесборщики. Да вот поможет ли! К сожалению, не на всех предприятиях очистка использованной воды налажена хорошо. Поэтому вредные вещества продолжают поступать в реки и озёра.

Профессор:

ВНИМАНИЕ!
Не пейте воду из реки, озера, пруда. В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии. О том, что в загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить из них воду, вы, конечно, знаете. Но этого недостаточно. В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Какое- то количество вредных веществ в ней остаётся. К тому же на станции очистки воды её обычно обрабатывают хлором — хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден и для человека. Он остаётся в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках.
VI этап. Закрепление учебного материала

Учёный спрашивает:
- А какой вклад может внести в охрану воды каждый из вас? Дети отвечают, ответы фиксируются на доске. (В это время раздаётся звук капающей из крана воды)
Экономист:
- Что это за звук слышится у вас в классе? Неужели капает вода из крана? Давайте решим такую задачу: 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает один стакан воды. Сколько чистой воды расходуется при этом за сутки, за месяц? А если одновременно утечка происходит в ста кранах? в миллионе кранов? Сколько цистерн потребуется для перевозки воды, которая утечет за один день, если каждая цистерна вмещает 3 тонны? 2. Человеку в сутки для питания необходимо 12— 15 стаканов воды (1 стакан равен 200 граммам). Подсчитайте, сколько воды истратит человек для приготовления пищи за год, за 10 лет, за 50 лет жизни. Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в квартире. Вот сколько воды пропадёт зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку. Когда вода понапрасну течёт из крана, его надо закрыть. Но бывает, мы зря расходуем много воды, даже не замечая этого.
К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струёй. Прикрой немного кран, это не помешает умыться, а воды утечёт меньше. Ты хочешь охладить газированную воду и держишь бутылку под холодной струёй. Не лучше ли поставить бутылку в холодильник, а воду поберечь? Ведь обыкновенная чистая вода — богатство, которое ничем не заменишь. Решая проблему, обитатели Земли, присутствующие на заседании Учёного совета, предъявляют свои требования: - Не сливать грязные воды в реки! - Не бросать мусор в водоёмы! - - Не мыть машины в реках и озёрах! - Не осушать болота! - Не преграждать путь течению рек и не поворачивать русла вспять! - - Строить очистные сооружения для воды на предприятиях! -Не расходовать понапрасну воду! -Если увидишь, что из крана капает вода – закрой его! Если его невозможно закрыть – вызови мастера, чтобы этот кран починить! Все требования оформляются в виде памятки для людей «Берегите воду!»
Эколог:
- Дети, выберите те пункты памятки, которые в ваших силах выполнить.
VII этап. Применение знаний и умений

Учитель:
- Рассмотрите схему и расскажите об источниках загрязнения воды. - Рассмотрите фотографии. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фотографии?
- Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода?
VIII этап. Подведение итогов урока
Члены Учёного совета, гости задают учащимся вопросы и оценивают их ответы: - Что нового вы теперь знаете о значении воды для человека? - Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях? - Чем опасно загрязнение воды? - Как люди охраняют воду от загрязнения? - Как каждый человек должен беречь воду? - Что ещё вы хотели бы узнать об охране воды на планете? - Ответили ли мы на вопросы туристов из Германии? - Как вы думаете, достигли ли мы целей, поставленных вначале урока?
IX этап. Домашнее задание

Экономист:
- Научитесь чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляйте кран открытым, пока чистите зубы и полощите рот: сразу наливайте воду в стаканчик и закрывайте кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды вы сбережёте!
Эколог:
- Узнайте у взрослых, какая работа по охране воды от загрязнения проводится в вашем селе.
Профессор:
- Бережно относитесь к своему здоровью! Познакомьтесь с устройством бытового фильтра. Проведите очистку воды с помощью бытового фильтра. Сравните питьевую воду из крана до и после очистки. Сделайте выводы и поделитесь ими в классе на следующем уроке.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!