Формы и виды деятельности на уроках химии по повышению мотивации учения
Автор: Бевзенко Ирина Юрьевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МАОУ "Лицей инновационных технологий" Населённый пункт: город Хабаровск Наименование материала: статья Тема: Формы и виды деятельности на уроках химии по повышению мотивации учения Раздел: полное образование
Формы и виды деятельности на уроках химии по повышению
мотивации учения
Стандарт нового поколения помогает научиться учиться, овладеть
универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть и
которые формируют фундаментальное ядро образования, именно в действии
порождается знание.
Ребенок должен научиться умению самостоятельно добывать новые
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать
выводы и умозаключения.
Вместо простой задачи передачи знаний, умений, навыков от учителя к
ученику приоритетно целью школьного образования становится развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, умение
учиться. Из пассивного потребителя знаний обучающийся становится
активным субъектом образовательной деятельности.
Иллюстративным материалом использования в своей работе системно-
деятельностного подхода может послужить фрагменты уроков:
1. Урок химии в 8 классе
При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя
различные приёмы, добиваюсь от обучающихся самостоятельной
формулировки темы. Представляю презентацию “Кислоты”. Посмотрите на
экран.
Какие ассоциации вызывает у вас эта картинка?Почему лимон
кислый?Попробуйте определить тему нашего сегодняшнего
урока.
Обучающиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.
2. Урок химии в 8 классе
Можно поставить проблему с помощью эксперимента:
Опыт №1
Железо+ нитрат меди=
Действие: Наблюдение
Опыт №2
Железо + соляная кислота=
Действие: Наблюдение:
Что объединяет эти два опыта?
Попробуйте определить тему нашего
сегодняшнего урока.
Тема урока: « Свойства кислот»
3. Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы”
Сегодня мы рассмотрим еще один фактор, влияющий на скорость
химической реакции. А что это за фактор вы узнаете, проведя химический
эксперимент с Н
2
О
2
. Вспомните, где вы встречались с этим веществом. Его
формула? Это оксид? Н
2
О
2
способен разлагаться на воду и кислород:
2Н
2
О
2
= Н
2
О + О
2
Но ведь в аптеке и сейчас в пробирке, мы не наблюдаем ни каких
изменений.
Какого типа записанная на доске реакция?
Я предлагаю обучающимся провести небольшой эксперимент: в
пероксид водорода добавить оксид марганца (IV). Стоит только добавить
оксид марганца (IV), пероксид водорода разлагается. Значит оксид марганца
(IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же
происходит с этим веществом?
Возьмите пробирку и посмотрите - оксид марганца (IV) “осел” на дно.
Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты
реакции не входят.
3. На уроке в 10 классе тема “Алкены”
На столах у обучающихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая
пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка.
Я начинаю со слов:
-На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных
углеводородах. Теперь пришла очередь познакомиться с другими
углеводородами.Одним из представителей этого класса углеводородов
является вещество, которое в 19 веке использовалось как анестезирующее
средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов
пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание.
Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О
каком веществе идет речь?
Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса
обучющихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов
познания окружающего мира.
Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема
урока “Алкены”.
5. Урок в 8 классе
Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди(II) опускают очищенный
от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя
покрывается красным налётом свободной меди.
Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды - NaHCO
3
. С
поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции “серебряного
зеркала” добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl
3
. Серебряный налёт
растворяется, образуется осадок белого цвета.
Обучающиеся отвечают на вопрос: Что объединяет эти три опыта?
Тема урока: “Взаимодействие металлов с растворами солей”.
6. Урок в 10 классе
На столах у обучающихся микролаборатории. После определения темы
урока «Химические свойства карбоновых кислот» предлагаю обучающимся
по аналогии с неорганическими кислотами (8 класс) изучить свойства
карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. С какими веществами
будет реагировать уксусная кислота? Записать возможные уравнения
реакций.
7. Урок в 9 классе
На столах у обучающихся карточки с заданием:
Вставьте в текст пропущенные слова:
1 Элемент находится в 3 периоде, 7 группе, главной подгруппе.
2 Этот элемент хлор .
3 Порядковый номер хлора № 17.
4 В атоме хлора 17 протонов и 17 электронов.
5 На внешнем уровне у атома хлора 7 электронов
6 Из строения атома следует, что элемент хлор типичный неметалл.
7 Атом хлора образует простое вещество с формулой Cl
2
8 Вещество хлор по физическим свойствам – газ желто- зеленого цвета,
ядовит.
9 По химическим свойствам хлор активно окисляет многие металлы и
неметаллы, реагирует со сложными веществами
10 Хлор и его соединения применяют для дезинфекции помещений.
Из вставленных вами слов сформулируйте тему урока.
Тема урока: Хлор. строение атома, физические и химические свойства,
применение.
Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю
незначительное количество опорной информации, остальное обучающиеся
извлекают сами. Если обучющийся из урока в урок самостоятельно добывает
знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится
испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение
подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач
должен быть таким, чтобы ученик смог решить ее, совершив для себя
открытие. Поскольку у каждого из обучающихся свой познавательный опыт,
то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть
разноуровневыми.
Целью деятельностного подхода в обучении является самостоятельное
созидание в процессе продуктивной деятельности. Для этого у обучающегося
должно быть достаточно опорных знаний. Например, опорным понятием для
формирования понятия “уравнение химической реакции” являются понятие
химическая формула, индекс, коэффициент, степень окисления. У школьника
знания должны быть определенным образом упорядочены в его сознании.
Системность ранее полученных знаний помогает соотнести новую
информацию с опорными знаниями, организовав тем самым процесс
созидания нового знания.
В своей работе я использую составление кластера. В центре доски
записывается слово, отражающее предмет разговора на предстоящем уроке.
Ученикам предлагается вспомнить всё, что им известно по этому вопросу за
1-1,5 минуты и записать в виде кластера. Затем кластеры сравниваются,
определяется неизвестное понятие и формулируется тема урока.
Основная функция учебных задач - формирование и развитие приемов
обучения, учебной деятельности и мотивация обучающихся на сам процесс
обучения, на процесс познания. На уроках систематически предлагаются
задания, меняющиеся по принципу усложнения и комбинирования
тренируемых операций. Организуются лабораторные и практические работы
с элементами исследовательской деятельности.
Завершает урок рефлексия. Формы проведения рефлексии могут быть
различными, например:
1.
Вырази свое отношение к полученным знаниям.
2.
Задай вопрос , который остался невыясненным в ходе изучения нового
материала.
3.
Тест. Я знаю ( умею), я не знаю ( не умею).
4.
Составление кластера.
Синквейн- способ творческой рефлексии в виде «стихотворения»,
написанного по определенным правилам:
1 строка – одно существительное;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – крылатая фраза;
5 строка – одно существительное, которое выражает суть.
Например:
1 – водород;
2 – бесцветный, легкий.
3 – реагирует, восстанавливает, сгорает;
4 – в смеси с кислородом взрывоопасен;
5 – газ
1.
-вода
2.
-жидкая, бесцветная
3.
-кипит, замерзает, остывает
4.
-вода реагирует с активными металлами
5.
-вещество
Изменения, вносимые в образовательный процесс оказывают огромное
влияние на ученика:
-повышается интерес к предмету;
- растет успеваемость;
-обучающиеся могут проявить себя в новой роли;
-вырабатывается устойчивый навык к самостоятельной деятельности
- создается ситуация успеха;
-урок работает на конкретного ученика, так как он работает в темпе, который
оптимален для него.
Метод проектов
Проект-это результат скоординированных совместных усилий ученика
и учителя.
На мой взгляд, именно метод проектов способствует усвоению
программного материала, позволяет развивать необходимые учебные навыки,
формировать коммуникативные умения, а также способствует развитию
творческого мышления и самостоятельно ориентировать в информационном
пространстве. Особо следует отметить эффективность данного метода для
развития самостоятельности и ответственности обучающихся, их умения
работать в группах. Метод проектов предоставляет учителю огромные
возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам
и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю
систему организации процесса обучения. Главное утверждение данной
педагогической технологии - знания должны быть востребованы в
собственном социальном опыте.
Например, в курсе химии 11 – го класса по программе О.С. Габриеляна
тема «Химия и общество» при одном часе химии в неделю исключена
(данный раздел рассматривался ранее в курсе химии при 2-х часах обучения).
Данный блок включал широкий спектр тем для обсуждения и вызывал
интерес у ребят. Я оставила в календарно – тематическом планировании один
час для этого раздела. Для изучения этого материала выбираю метод
проектов. Разработаны определенные темы. Обучающиеся разбиваются на
группы или работают индивидуально, выбирая определенную тему. Задания
даются за четыре недели до защиты своей работы. В течение этого времени
обучающиеся подбирают литературу, распределяют обязанности в группе,
консультируются с учителем по поводу постановки целей, плана работы,
подбора информации, проводятся эксперименты в присутствии учителя, так
как некоторые проекты включают и экспериментальную часть. Обучающиеся
должны овладеть определенной методикой постановки опыта. По итогам
всей работы обучающиеся защищают свои проекты, демонстрируют
эксперимент и сдают письменный отчет о проделанной работе в виде
презентации. Примерными темами проектов могут быть: «Искусственная
пища миф или реальность? Получение фруктовых эфиров», «Искусственные
пищевые продукты. Получение искусственного меда», «Чипсы: вред или
польза?», «Газировка: за и против» и т. д. Продуктом данных проектных
работ может быть красочно выполненный буклет, где размещены
рекомендации, например, «Как отличить искусственный мед от
натурального?», «Какую газированную воду выбрать в магазине» и др.