Напоминание

"Школьный музей – центр духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках ФГОС".


Автор: Сергеева Анна Михайловна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№11"
Населённый пункт: г.Ангарск,Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Школьный музей – центр духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках ФГОС".
Раздел: дополнительное образование





Назад




1
«Школьный музей – центр духовно-нравственного воспитания

учащихся в рамках ФГОС».
(Сергеева Анна Михайловна ,учитель химии, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ№11» ) Музей – хранитель прошлого. Там хранятся подлинные экспонаты, документы, имеющие историческую ценность, отражающие историю и традиции народа, города, школы. Вашему вниманию представляю материал о школьном музее «Память сердца» как центре духовно-нравственного, гражданского воспитания учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей - культурных, семейных, духовных, нравственных. Целью духовно-нравственного воспитания является социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. С 2012 года начали работать по ФГОС в основной школе. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие и самореализацию личности учащегося, которая предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, учащийся, родитель разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данных стандартов, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Задачи духовно-нравственного воспитания: 1) воспитание гражданственности, патриотизма; 2) воспитание нравственных чувств и этического сознания; 3) семейное воспитание; 3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; 4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. Данные задачи решаются в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик, социальных субъектов- участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. Свою работу музей осуществляет в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Именно Школьный музей призван способствовать
2  воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;  приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и культурных памятников  овладению учащимися практических навыков поисковой, исследовательской деятельности. Задачами школьного музея являются:  Использование культурных ценностей для развития обучающихся;  Содействие в организации проведении учебно-воспитательного процесса;  Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;  Активная экскурсионно-массовая работа среди обучающихся, населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;  Формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности;  Организация культурно – просветительской, методической, информационной и иной деятельности разрешённой законом;  Развитие системы дополнительного образования обучающихся, социального воспитания, детского самоуправления. Я хочу остановиться на одном аспекте внеурочной деятельности – проектно-исследовательской работе учащихся на базе школьного музея. Министерство образования РФ в своём письме от 12 марта 2003 года рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и рекомендует уделять внимание практической деятельности музеев, осуществлять взаимодействие с органами муниципалитета. Профиль школьного музея, в соответствии с принятой классификацией, определён как
краеведческий
, т.к. в нём отражена история и культура родного края;
комплексный
, т.е. работающий по нескольким направлениям. В нём важное место занимают экспозиции о истории школы, которая в 2015 – 2016 учебном году отметила свой 85-летний юбилей, истории посёлка Китой, предметы быта селян конца 19 начала 20 века, экспозиция «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященная участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, экспозиции , посвященные истории лесоперерабатывающего предприятия на территории поселка ОАО «Китойлес», «Минералы Восточной Сибири» , «Нумезматика» (деньги, награды). В апреле 2015 года ШНПК «Путь в науку» отметила 10-летний юбилей. Ежегодно на базе музея готовится несколько проектно-исследовательских
3 работ, с которыми учащиеся выходят на родную научно-практическую конференцию, далее выступают с ними на муниципальном и других уровнях. Так, например проект Позяева К был призёром областной НПК «ЮНИОР.ЛОМОНОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ» ,затем вышли на федеральный уровень. Работа Зиминой О. «Памятники Китоя» одержала победу на муниципальном уровне НПК «Ломоносовские чтения», участие в НПК «Диалог культур» закончилось победной защитой проектно-исследовательской работы «Улицы Китоя».Традиционно на базе муея готовятся участники муниципального конкурса исследований-презентаций «Битвы Великой Отечественной войны», интеллектуальной игры «История Советской армии», «История г.Ангарска» Основные виды проектов, которые ребята представляют на конференциях и лекториях: 1) индивидуальные проекты; 2) семейные проекты; 3) коллективные проекты. Новые стандарты предполагают тесное сотрудничество родительского сообщества со школой, в том числе и через проектную деятельность учащихся. Ежегодно на базе музея «Память сердца» проходит смотр-выставка «Семейные реликвии», в которой принимают участие более 30 семей -это дети и родители, являющиеся выпускниками ,работниками нашей школы, жителями микрорайона Китой, ветеранами ВОВ и трудового фронта. А также Ежегодно на базе музея Победы г.Ангарска наши семьи принимают участие в смотре-выставке «История моей семьи в истории Ангарска и Иркутской области». За последние три года охват семей-участниц составил 10 семей. В процессе работы над проектами учащиеся знакомились не только с трудовой историей своей семьи, но и города, поселка Китой, теперь уже микрорайона Китой. Дети пишут проекты, пользуясь материалами музея, литературой, архивными документами, фотодокументами. Наш музей не только хранитель проектов, здесь также проходят традиционные школьные мероприятия: уроки мужества, классные часы, заседания Совета Старшеклассников, встречи с ветеранами труда, встречи с ветеранами педагогического труда, встречи с бывшими комсомольцами, музейные уроки, лектории для детей и родителей, выпускников и гостей школы, традиционные экскурсии для первоклассников и их родителей. В связи с тем, что музей сменил свое месторасположение стали чаще заходить в музей жители микрорайона, гости ДК «Лесник». Совет музея участвует во всех патриотических, юбилейных мероприятиях, проводимых школой, городом, областью. В рамках 71 - годовщины Великой Победы успешно прошел целый ряд мероприятий духовно-нравственного и патриотического направления.
4 На базе нашего музея успешно осуществляет свою деятельность клуб «Поиск» :собран материал о профессиях и трудовых династиях родительской общественности класса, работающих в ОАО «КИТОЙЛЕС»,биография ветеранов ВОВ, тружеников тыла.
Заключение.
Через школьный музей происходит не т ол ь ко формирование, но и процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры. Именно это требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!