"Школьный музей – центр духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках ФГОС".
Автор: Сергеева Анна Михайловна Должность: заместитель директора по увр Учебное заведение: МБОУ "СОШ№11" Населённый пункт: г.Ангарск,Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: "Школьный музей – центр духовно-нравственного воспитания учащихся в рамках ФГОС". Раздел: дополнительное образование
1
«Школьный музей – центр духовно-нравственного воспитания
учащихся в рамках ФГОС».
(Сергеева Анна Михайловна ,учитель химии, заместитель директора по УВР МБОУ
«СОШ№11» )
Музей
–
хранитель
прошлого.
Там
хранятся
подлинные
экспонаты,
документы,
имеющие
историческую
ценность,
отражающие
историю
и
традиции народа, города, школы. Вашему вниманию представляю материал о
школьном
музее
«Память
сердца»
как
центре
духовно-нравственного,
гражданского воспитания учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный
процесс
усвоения
и
принятия
обучающимися
базовых
национальных
ценностей,
освоение
системы
общечеловеческих
ценностей
-
культурных,
семейных, духовных, нравственных.
Целью
духовно-нравственного
воспитания
является
социально-
педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного
гражданина
России.
С 2012 года начали работать по ФГОС в основной школе. Отличительной
особенностью
нового
стандарта
является
его
деятельностный
характер,
ставящий
главной
целью
развитие
и
самореализацию
личности
учащегося,
которая
предполагает
создание
социально
открытого
пространства,
когда
каждый педагог, учащийся, родитель разделяют ключевые смыслы духовных и
нравственных
идеалов
и
ценностей,
положенных
в
основание
данных
стандартов, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
1) воспитание гражданственности, патриотизма;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
3) семейное воспитание;
3)
воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения
к
учению,
труду,
жизни;
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
Данные задачи решаются в рамках урочной, внеурочной, внешкольной
деятельности,
социальных
и
культурных
практик,
социальных
субъектов-
участников
воспитания:
семьи,
общественных
организаций,
учреждений
дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Свою работу музей осуществляет в целях воспитания, обучения, развития и
социализации обучающихся.
Именно Школьный музей призван способствовать
2
воспитанию
у
обучающихся
патриотизма,
гражданственности,
бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и
других народов;
приобщению
обучающихся
к
историческому
и
духовному
наследию
родного
края
через
практическое
участие
в
сборе
и
хранении документов, изучении и благоустройстве исторических и
культурных памятников
овладению
учащимися
практических
навыков
поисковой,
исследовательской деятельности.
Задачами школьного музея являются:
Использование культурных ценностей для развития обучающихся;
Содействие
в
организации
проведении
учебно-воспитательного
процесса;
Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы
родного края;
Активная
экскурсионно-массовая
работа
среди
обучающихся,
населением,
тесная
связь
с
ветеранскими
и
общественными
объединениями;
Формирование
фонда
школьного
музея
и
обеспечение
его
сохранности;
Организация
культурно
–
просветительской,
методической,
информационной и иной деятельности разрешённой законом;
Развитие
системы
дополнительного
образования
обучающихся,
социального воспитания, детского самоуправления.
Я
хочу
остановиться
на
одном
аспекте
внеурочной
деятельности
–
проектно-исследовательской работе учащихся на базе школьного музея.
Министерство образования РФ в своём письме от 12 марта 2003 года
рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство
нравственного,
патриотического
и
гражданского
воспитания
детей
и
рекомендует
уделять
внимание
практической
деятельности
музеев,
осуществлять взаимодействие с органами муниципалитета.
Профиль школьного музея, в соответствии с принятой классификацией,
определён как краеведческий , т.к. в нём отражена история и культура родного
края; комплексный ,
т.е.
работающий
по
нескольким
направлениям. В нём
важное место занимают экспозиции о истории школы, которая в 2015 – 2016
учебном
году
отметила
свой
85-летний
юбилей,
истории
посёлка
Китой,
предметы быта селян конца 19 начала 20 века, экспозиция «Никто не забыт,
ничто не забыто», посвященная участникам Великой Отечественной войны,
труженикам тыла, экспозиции , посвященные истории лесоперерабатывающего
предприятия на территории поселка ОАО «Китойлес», «Минералы Восточной
Сибири» , «Нумезматика» (деньги, награды).
В апреле 2015 года ШНПК «Путь в науку» отметила 10-летний юбилей.
Ежегодно
на базе музея готовится несколько проектно-исследовательских
3
работ,
с
которыми
учащиеся
выходят
на
родную
научно-практическую
конференцию, далее выступают с ними на муниципальном и других уровнях.
Так,
например
проект
Позяева
К
был
призёром
областной
НПК
«ЮНИОР.ЛОМОНОСОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ»
,затем
вышли
на
федеральный
уровень.
Работа
Зиминой
О.
«Памятники
Китоя»
одержала
победу
на
муниципальном уровне НПК «Ломоносовские чтения», участие в НПК «Диалог
культур» закончилось победной защитой проектно-исследовательской работы
«Улицы
Китоя».Традиционно
на
базе
муея
готовятся
участники
муниципального
конкурса
исследований-презентаций
«Битвы
Великой
Отечественной войны», интеллектуальной игры «История Советской армии»,
«История г.Ангарска»
Основные виды проектов, которые ребята представляют на конференциях
и лекториях:
1)
индивидуальные проекты;
2)
семейные проекты;
3)
коллективные проекты.
Новые стандарты предполагают тесное сотрудничество родительского
сообщества со школой, в том числе и через проектную деятельность учащихся.
Ежегодно на базе музея «Память сердца» проходит смотр-выставка «Семейные
реликвии», в которой принимают участие более 30 семей -это дети и родители,
являющиеся выпускниками ,работниками нашей школы, жителями
микрорайона Китой, ветеранами ВОВ и трудового фронта.
А также Ежегодно на базе музея Победы г.Ангарска наши семьи принимают
участие в смотре-выставке «История моей семьи в истории Ангарска и
Иркутской области». За последние три года охват семей-участниц составил 10
семей.
В процессе работы над проектами учащиеся знакомились не только с
трудовой
историей
своей
семьи,
но
и
города,
поселка
Китой,
теперь
уже
микрорайона Китой.
Дети
пишут
проекты,
пользуясь
материалами
музея,
литературой,
архивными документами, фотодокументами. Наш музей не только хранитель
проектов, здесь также проходят традиционные школьные мероприятия: уроки
мужества,
классные
часы,
заседания
Совета
Старшеклассников,
встречи
с
ветеранами
труда,
встречи
с
ветеранами
педагогического
труда,
встречи
с
бывшими комсомольцами, музейные уроки, лектории для детей и родителей,
выпускников и гостей школы, традиционные экскурсии для первоклассников и
их родителей. В связи с тем, что музей сменил свое месторасположение стали
чаще заходить в музей жители микрорайона, гости ДК «Лесник». Совет музея
участвует
во
всех
патриотических,
юбилейных
мероприятиях,
проводимых
школой, городом, областью.
В рамках 71 - годовщины Великой Победы успешно прошел целый ряд
мероприятий духовно-нравственного и патриотического направления.
4
На
базе
нашего
музея
успешно
осуществляет
свою
деятельность
клуб
«Поиск» :собран материал о профессиях и трудовых династиях родительской
общественности
класса,
работающих
в
ОАО
«КИТОЙЛЕС»,биография
ветеранов ВОВ, тружеников тыла.
Заключение.
Через
школьный
музей
происходит
не
т ол ь ко
формирование, но и процесс превращения базовых ценностей в личностные
ценностные смыслы и ориентиры. Именно это требует включения ребенка в
процесс
открытия
для
себя
смысла
той
или
иной
ценности,
определения
собственного
отношения
к
ней,
формирования
опыта
созидательной
реализации этих ценностей на практике.