"Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"
Автор: Вострикова Наталья Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Рыбновская СШ №4" Населённый пункт: город Рыбное, Рязанская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе" Раздел: начальное образование
Формирование УУД на уроках математики в начальной школе.
Приоритетной
целью
школьного
образования
становится
развитие
способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать
пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря - формирование умения учиться. Достижение этой цели становится
возможным
благодаря
формированию
системы
универсальных
учебных
действий
(УУД),
которые
являются
важным
элементом
содержания
Федеральных государственных образовательных стандартов.
Передо
мной
возник
вопрос,
как
правильно
спроектировать
урок,
который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и
универсальные учебные действия.
Цель
Создать условия для формирования универсальных учебных в рамках
учебного
предмета
«Математика»
(образовательная
система
«Начальная
школа XXI века»).
Задачи:
1.
Изучить сущность универсальных учебных действий.
2.
Изучить
специфику
программы
и
УМК
по
математике
«Начальная школа XXI века» с целью выявления его возможности в создании
условий для формирования УУД .
3.
Разработать
систему
заданий,
вопросов,
учебных
ситуаций
способствующих формирования УУД.
4.
Создавать
условия
для
формирования
УУД
на
каждом
этапе
урока.
Направления работы:
Профессиональное
1.
Изучение новых образовательных стандартов новых программ и
учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе
формирования УУД.
2.
Совершенствование
своих
знаний
в
области
классической
и
современной педагогики и методики.
3.
Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей
начальных классов.
Методическое
1.
Применение на уроках новых педагогических технологий, форм,
методов и приёмов, способствующих формированию УУД.
2.
Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности
универсальных учебных действий у школьников.
3.
Активное участие в работе школьного МО учителей начальных
классов.
4.
Оптима льно е
развитие
каждого
ребёнка
на
о с н о в е
педагогической
поддержки
его
индивидуальности, привлечение
их
к
участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ,
олимпиадах.
5.
Изучение опыта работы лучших учителей.
6.
Периодическое
проведение
самоанализа
профессиональной
деятельности.
7.
Систематизация
материалов
методической,
педагогической
и
психологической литературы по теме.
На 1 этапе изучила особенности новых ФГОС, материалы и документы
по
теме,
особое
внимание
уделила
программе
формирования
УУД,
педагогическую и методическую литературу, принимала участие в школьных
МО,
изучала
материалы
в
сети
творческих
учителей,
прошла
курсы
повышения
квалификации
по
теме
«Урок
в
начальной
школе
в
свете
требований ФГОС НОО»
Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века» и хочу рассказать о
возможности
формирования
УУД
учащихся
на
уроках
математики
в
1
классе.
Развивающий
потенциал
предмета
«Математика»
можно
продемонстрировать
через
следующую
характеристику
следующих
метапредметных результатов.
Регулятивные УУД : в процессе работы младшие школьники учатся
самостоятельно
определять
цель
своей
деятельности,
планировать
её,
самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать
полученный результат;
Коммуникативные
УУД :
в
проце ссе
изучения
математики
осуществляется
знакомство
с
математическим
языком, формируются
речевые
умения :
дети
учатся
высказывать
суждения
с
использованием
математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в
ходе
выполнения
задания,
доказательства
верности
или
неверности
выполненного
действия,
обосновывают
этапы
решения
учебной
задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся
работать в парах, выполняя учебные задачи в малых группах.
Познавательные УУД : в курсе математики изучаемые определения и
правила становятся основой формирования умений выделять признаки и
свойства
объектов.
В
процессе
вычислений,
измерений,
поиска
решения
задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа,
синтеза,
классификации,
сравнения,
аналогии
и
т.д.),
умения
различать
обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения
учебной
задачи,
производить
анализ
и
преобразование
информации
(используя при решении самых разных математических задач простейшие
предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и
преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи,
можно
выстроить
индивидуальные
пути
работы
с
математическим
содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
Безусловно, формирование универсальных учебных умений учащихся
происходит
в
контексте разных учебных предметов, при этом
каждый
учебный
предмет
раскрывает
различные
возможности,
определяемые,
в
первую
очередь,
функцией
учебного
предмета
и
его
предметным
содержанием.
Поэтому,
необходимо
исходить
из
специфики
учебного
предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.
П р е д м е т
« М а т е м а т и к а »
н а п р а в л е н
п р е ж д е
в с е г о
н а
развитие познавательных универсальных учебных действий.
Обучение
основам
наук,
которое
начинается
в
начальной
школе,
требует от первоклассника умения работать с такими абстракциями, как
понятия,
знаки,
символы
и
т.д.
Поэтому
основной
целью
начального
математического образования должно быть развитие умения математически,
а
значит,
логически
и
осознанно
исследовать
явления
реального
мира.
Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках
математики различного рода логических учебных заданий.
Систематическое
использование
специальных
задач
и
заданий,
направленных на развитие познавательных УУД, расширяет математический
кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться
в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее
использовать математические знания в повседневной жизни.
Возможность
системного
усвоения
логических
знаний
и
приёмов
детьми
младшего
школьного
возраста
доказана
в
психологических
исследованиях. Известно, что в число основных интеллектуальных умений
входят логические приёмы мышления, включающие в себя процессы анализа
и синтеза.
Анализ –
это
процесс,
расчленения
целого
не
части,
а
также
установление связей, отношений между ними.
Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей
предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
На
уроке
по
теме
«Решаем
задачи»
в
задании
№7
(учебник
«Математика.1 класс»: 1 Ч., стр.71) ученикам предлагается синтезировать
запись выражения из частей-пазлов, предварительно анализируя форму и
запись чисел и арифметических знаков каждой из частей.
Это неслучайно, поскольку анализ и синтез неразрывно связаны друг с
другом и являются одним из основных мыслительных операций.
Развитое умение сравнивать позволяет выявлять сходство и различие
между
объектами.
Прием
сравнения
необходимо
развивать,
так
как
он
позволяет
детям
с
легкостью
выявлять
особенности
объектов,
их
уникальность,
что
значительно
облегчает
процесс
формулировки
определений тех или иных понятий. Сравнение предполагает использование
такого приема, как различение. Различение помогает установить отличия
данных объектов от объектов, в чем-то с ними сходных. Я считаю, что на
уроках математики по развитию данного умения отводится достаточно много
учебного времени.
Например, на рисунке к заданию №3 (учебник «Математика.1 класс»: 1
Ч., стр.7) при изучении темы «Сравниваем», учащимся предстоит развивать
умение сравнивать геометрические фигуры.
Дети должны определить, идентифицировать каждый из предлагаемых
пар объектов по трём разным критериям – по цвету, размеру и форме.
Это
задание
требует
от
первоклассника
умения
выявлять
общие
и
особенные
черты
представленных
объектов,
определить,
чем
они
между
собой отличаются (в данном случае – размером, формой, цветом).
Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по
ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т.
Д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если
предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть
организованы
по
цвету,
например
по
степени
интенсивности
окраски
(расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета
раствора).
Примером
задания
на
сериацию
является
р а с п ол оже н и е
геометрических фигур и тел
по размеру, начиная с большего (учебник
«Математика. 1 класс»: Ч. 1, стр.8, №2).
Познание ребенком окружающего мира, мира науки не сводится лишь к
чувственному его отражению. Оно обязательно предполагает использование
хорошо
развитого
умения
выделять
в
объектах
общие,
существенные
признаки.
С
помощью классификации школьник
учится
упорядочивать
объекты и свои знания о них. Классификацию называют еще операцией
деления объектов, понятий по определенному основанию на группы, классы.
Классификация придает мышлению строгость и точность. Приведу примеры
упражнений, развивающих умение классифицировать на уроках математики.
На рисунке к заданию №3 (учебник «Математика.1 класс»: 1 Ч., стр.9)
при изучении темы «Слева направо. Справа налево», учащимся предстоит
развивать
умение
классифицировать
предметные
картинки.
Дети
должны
сгруппировать предлагаемые объекты по трём разным критериям – головные
уборы, одежда, обувь.
Работа над подобными заданиями не только интересна для детей, но и
весьма продуктивно развивает их мыслительные способности.
Умение классифицировать – неотъемлемая часть математического и
логического мышления, поэтому его развитию я стараюсь уделять большое
внимание.
Понятие доказательства
–
одно
из
центральных
в
логике
и
математике, но оно не имеет однозначного определения, применимого во всех
случаях и в любых научных теориях. Поэтому, под доказательством будем
понимать
рассуждение,
устанавливающее
истинность
какого-либо
утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых
уже доказана (например, правила).
Доказательства в начальном курсе математике чаще всего получают
дедуктивным способом. В дедуктивных умозаключениях мысль движется от
общего к частному. Эти умозаключения позволяют строить частные суждения
из
общих.
Возможность
же
использования
дедуктивных
рассуждений
(умозаключений)
в
начальных
классах
на
первый
взгляд
довольно
ограничена, тем не менее, дедуктивные рассуждения с большей или меньшей
строгостью следует использовать при изучении начального курса математики,
так
как
именно
они
воспитывают
строгость,
четкость
и
лаконичность
мышления.
Например,
в
1
классе в
учебнике
есть
задание
№17(учебник
«Математика. 1 класс»:Ч.2, стр. 43), в котором требуется доказать, что
количество одних предметов
меньше, чем других на определённое число:
«Докажи, что карандашей меньше на 4, чем тетрадей». Я старалась , чтобы
мои ученики рассуждали так : «Чтобы доказать, на сколько одних предметов
больше, чем других, нужно образовать пары из этих групп предметов. Те
предметы, которые останутся без пары в большинстве. Число предметов без
пары будет указывать на разницу между группами предметов.
В задании
нужно доказать, на сколько больше тетрадей, чем карандашей. Вывод: «после
образования
пар
из
тетрадей
и
карандашей
остались
4
тетради,
значит
тетрадей больше карандашей на 4. Следовательно, карандашей меньше на 4,
чем тетрадей».
Задания
на
доказательство
учат
младших
школьников
грамотно
формулировать
мысли,
обосновывать
выводы,
способствует
развитию
логического
мышления
и
теоретического
виденья.
Все
это
является
важнейшим показателем успешности обучения в начальной школе.
Выдвижение гипотез ,
как
метод,
представляет
собой
сочетание
вопросов
учителя
к
решению
специального
задания,
стимулирующего
учеников
предлагать
варианты
его
выполнения.
Данный
метод
имеет
определенную
структуру:
начинается
с
общего
побуждения
(призыва
к
мыслительной
работе),
при
необходимости
продолжается
подсказкой
(намеком,
сужающим
область
поиска),
в
крайнем
случае,
завершается
сообщением учителя.
Если
подсказка
не
срабатывает,
диалог
завершается
сообщением
решающей гипотезы.
По
ходу
диалога
я
принимаю
любые
мыслительные
результаты
учеников : ошибочные и решающие гипотез, ошибочные и верные проверки.
Например,
при изучении темы «Деление на равные части» (учебник
«Математика. 1 класс. 1 часть»: стр. 106)я применила метод проблемного
диалога, побуждающего учащихся выдвинуть гипотезы по решению учебной
задачи: «Попробуйте раздать 20 тетрадей 5 ученикам поровну».
Ученики
предлагали
разные
гипотезы.
Все
вместе
мы
их
проверяли,
пока
не
прозвучала главная гипотеза – выполнить это задание можно с помощью
деления количества тетрадей на 5 равных частей.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих
обучение в начальной школе, является невозможность для большинства детей
достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию.
Рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную
его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного присвоения
нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать»
информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для
развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с
информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на
развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых
выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать
выводы,
сравнивать
и
группировать
объекты
изучения,
устанавливать
простейшие причинно-следственные связи между ними.
В начальной школе очень важно не заставлять учеников усваивать
отдельные модели, а научить их процессу моделирования, «рождая» модели
на уроке вместе с детьми, стимулируя их к творчеству, создавая свои модели.
Моделирование
на
уроках
математики
(к
вводимым
понятиям,
арифметическим
задачам,
алгоритмам)
является
процессом,
а
модель
—
продуктом
мыслительной
деятельности
по
выделению
существенных
признаков.
Нацеленность процесса на формирование у школьника общих способов
действий является важной методической особенностью курса математики в
образовательной
системе
«Начальная
школа XXI
века»,
что
определяет
необходимость
использования
на
уроках
математики
деятельности
моделирования.
Чаще всего я использую моделирование при решении задач. После
анализа
текста
задачи
можно
составить
несколько
моделей
по
выбору:
предметный или символический рисунок, схема, таблица, краткая запись,
граф, диаграмма.
П р и м е р ом предметного
рисунка
являются
предметные
и
символические (абстрактные) рисунки, на которых представлены условия к
простым
задачам
на
смысл
всех
четырёх
арифметических
действий
с
числовыми данными в пределах 10—20 (учебник «Математика: 1 класс».
Ч.1, стр.47, № 4).
Схемы (на фишках) предлагались
детям при решении всех видов
простых задач с помощью действий сложения или вычитания.
Кроме того, работая со схемой, проще объяснить и уяснить принцип
составления обратных задач и задач на увеличение/уменьшение числа на
н е с к о л ь к о
е д и н и ц
в
к о с в е н н о й
ф о р м е .
Краткая запись — наиболее отработанный в системе традиционного
обучения вид модели к типовым задачам. Но я применяю этот вид модели
редко. Считаю, что при всех преимуществах краткой записи (выделение из
текста
задачи
опорных
слов,
количества
известных
величин)
есть
существенное
ограничение
области
её
применения.
Нетиповая
(нестандартная) задача в этот вид модели не вписывается, и, зачастую даже
сделав краткую запись, всё равно остаётся непонятным, как решать задачу.
В
учебниках
1
класса
появились
первые
таблицы
(учебник
« М а т е м а т и к а :
1
к л а с с » .
Ч . 1 ,
с т р . 4 8 ,
№
6 )
.
Основной
учебной
задачей
в
составлении
таблицы
для
учащихся
является
выделение
из
текста
названий
столбцов
(величин),
объектов,
обладающих
этими
величинами
(строк)
и
отнесение
каждой
величины
(числа) из текста в нужную клетку таблицы.
Граф — это, наверное, новый для нас, учителей начальных классов,
способ моделирования к задачам. Теорию графов (как раздел математики)
наше
поколение
(средневозрастное)
в
институте
и
педучилище
точно
не
изучало. Строго научное объяснение моделирования графом даётся в пособии
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»
(М.:
Просвещение,
2008)
на
стр. 100—108.Мы
же
рассмотрим
это
более
упрощённо:
на
графе
оговорённым
способом
(точками,
квадратами)
обозначаются
объекты,
отношения —
линиями,
стрелками
указывают
направленность
отношений,
над
линиями
(стрелками)
указывается
трансформация.
Наши привычные цепочки для устных вычислений типа — это тоже
запись при помощи графа.
С детьми оговаривался символический цвет линий: красный цвет со
стрелкой — отношения «больше» и все другие, сводимые к ним, — дороже,
старше, длиннее, тяжелее и т. д.; соответственно синий цвет символизирует
отношения
«меньше»,
дешевле,
моложе,
короче,
легче
и т. д.
(учебник
«Математика: 1 класс». Ч.2, стр.85, № 6).
В учебниках 1 класса рассматривается
возможность моделирования
при помощи диаграмм (учебник «Математика: 1 класс», Ч.2, стр.89, № 8).
Или, например, диаграммы Венна. В учебниках мы с детьми решали
арифметические задачи с пересечением множеств, другой модели к ним,
кромеупомянутой, тут быть не может (учебник «Математика: 1 класс», Ч.1,
стр.42, № 6).
Таким
образом,
задача
развития
познавательных
УУД
достаточно
успешно решается в УМК «Начальная школа XXI века», которая достигается
системой учебных заданий.
Личностные
действия позволяют
сделать
учение
осмысленным,
обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывания их с
реальными
жизненными
целями
и
ситуациями.
Они
направлены
на
осознание,
исследование
и
принятие
жизненных
ценностей
и
смыслов;
позволяют
сориентироваться
в
нравственных
нормах,
правилах,
оценках
вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих
людей, самого себя и своего будущего.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида
личностных действий:
1) Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ;
2) Смыслообразование :
- развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания;
-
мотива,
реализующего
потребность
в
социально
значимой
и
социально
оцениваемой деятельности.
3)
Нравственно-этическая
ориентация
–
направлена
на
уважение
истории и культуры всех народов, развитие толерантности; знание основных
моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость,
честность,
ответственность);
развитие
доброжелательности,
доверия
и
внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию
помощи тем, кто в ней нуждается; формирование установки на здоровый и
безопасный образ жизни; формирование чувства прекрасного и эстетических
чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой. Здесь используются знания учащимися культуры нашего города,
достопримечательности
и
исторические
памятники
нашего
города.
Часто
использую небольшие сообщения о нашем городе и районе.
Все без исключения задания учебника ориентированы на достижение
личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение,
но
и
обосновать
его,
основываясь
только
на
фактах
(все
задания,
сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).
Работа
с
математическим
содержанием
учит
уважать
и
принимать
чужое
мнение,
если
оно
обосновано
(все
задания,
сопровождаемые
инструкцией
«Сравни
свою
работу
с
работами
других
ребят»).
Таким
образом,
работа
с
математическим
содержанием
позволяет
поднимать
самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства,
понимание ценности своей и чужой личности.
Приведу
пример,
как
на
уроке
математики
можно
реализовывать
личностные УУД – познавательный интерес к учебной задаче.
II. Сообщение темы урока.
- Ребята к нам сегодня на урок пришли необычные гости, давайте
узнаем кто же они? (чтение стихотворения)
Три угла, три стороны,
Я – треугольник, посмотри.
Познакомьтесь, я – квадрат.
Подружиться с вами рад.
Я веселый, добрый круг,
Вам теперь надежный друг.
Наши глазки – это точки,
Наши носики – крючочки,
Ручки – линии прямые,
Ротик – линии кривые.
Наши гости пришли издалека из сказочного королевства - Фигурии. И
помоему
нуждаются
в
нашей
помощи,
давайте
узнаем,
чем
можем
им
помочь?
Личностные УУД – интерес к изучению математики
I. Самоопределение к учебной деятельности.(учебник «Математика: 1
класс», Ч., стр.129, № 1).
-
Ребята, сегодня у нас интересный и необычный урок. Сегодня мы
будем
смотреть…
в
зеркало.
Что
же
там
можно
увидеть?
(Дети:
Отражение предметов.)
-
Верно,
ребята,
тема
нашего
урока
«Зеркальное
отражение
предметов».
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные
действия
обеспечивают
организацию
учащимся
своей
учебной
деятельности.
Они
предполагают
умения
поставить
цель
при
решении
каких-то
задач,
проблем,
составить
план
действий,
получить
результат,
действуя
по
плану,
и
сравнить
его
с
замыслом.
Регулятивные
действия обеспечивают учащимся:
у м е н и е
у ч и т ь с я
и способность
к
организации
сво ей
деятельности;
способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности;
умение планировать свою деятельности и действовать по плану;
умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
учебное
сотрудничество
учителя
с
учеником
на
основе
признания индивидуальности каждого ребенка.
К ним относятся :
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция.
Целеполагание — постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; учу
учащихся определять и формулировать цель деятельности на уроке; искать
средства
её
осуществления.
Стараюсь,
чтобы
дети
самостоятельное
выделение познавательной цели на данном этапе обучения.
3.Изучение нового материала.Постановка проблемы.
-Ребята, а как вы думаете, какое любимое занятие у Карандашика?
-Карандашик пришёл к нам за помощью. У него две полоски разной
длины. Он не знает какой меркой удобнее измерить ширину парты. Давайте
ему в этом поможем.
-У вас на столах лежат две полоски. Одна красного цвета, другая
зеленого. Возьмите ту полоску которой быстро можно измерить ширину
парты. (Времени у вас мало!)
-Можете приступать. (Время истекло.)
-Какой полоской удобнее измерить?
-Сколько целых полосок у вас получилось?
-Встаньте те, кто взял зелёную полоску и у кого зелёных полосок
получилось 5.
-Молодцы!
-Почему вы взяли зелёную полоску, а не красную?
-Давайте измерим длину зелёной полоски. Чему равна длина
-Мы знакомы с этой единицей измерения длины?
-Что
мы
умеем
делать
сантиметром?
Какие
действия
можем
выполнять с см?
-Что мы можем ответить Карандашику?
-Какой можно сделать вывод.
-Кто согласен с этим выводом?
-Кто знает, как в математике называется такая мера длины?
-Что вы знаете об этой единице длины?
Знаю
Хочу узнать
1 . Ч т о
т а к о е
дециметр?
2 . О бознач е ни е
н а
письме.
3 .
П о с т р о е н и е
отрезков 1 дм
4.Зачем
нужна
эта
единица измерения
1.Построение
отрезков 1 дм
2.Сравнивать
отрезки.
3.Какие
д е й с т в и я
можно
выполнять
с
дм?
-Тема урока?
-Что хотим узнать нового на уроке?
-Где можем найти информацию по теме?
Планирование –
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учетом
конечного
ре зульт ат а;
со ст авление
плана
и
последовательности действий. Здесь мы проговариваем последовательность
действий на уроке; составляем план действий (план урока), план решения
задач, выражений и т.д. может быть алгоритм решения выражений.
План может быть выглядеть в печатном виде, же в виде рисунков и
схем:
1.
Устный счет
2.
Графический диктант
3.
Работа с геометрическими фигурами
4.
Нахождение площади фигур сложной конфигурации
5.
Физкультминутка
6.
Решение задач
7.
Тест
8.
Подведение итогов
9.
Домашнее задание
3) Прогнозирование –
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения, его временных характеристик. Ребята учатся высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с определёнными заданиями;
умеют работать в заданном темпе – выбор задания по своим силам.
1)Игра «Моя задача» ( решить одну задачу в решении которой уверен)
Контроль в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Осуществляется
индивидуальная
форма
работы:
учащие ся
самостоятельно
выполняют
задания,
осуществляют
взаимопроверку
или
самопроверку; пошагово сравнивая с эталоном, и сами оценивают.
а)
Работа
по
карточкам:
найти
и
посчитать
примеры
с
данными
ответами.
7 8 9 Самопроверка
11 – 1 10 – 2 10 + 9 10-3=7 10-2=8 10-1=9
10 – 3 10 + 5 10 – 1 3+4=7 6+2=8 4+5=9
3 + 4 6 + 2 4 + 5 5+2=7 4+4=8 7+2=9
10 + 4 4 + 4 7 + 2 6+1=7 8+0=8 6+3=9
5 + 2 8 + 0 6 – 3
6 + 1 4 – 4 6 + 3
/У каждой пары свои карточки/
б) Индивидуальная работа. Найди нужный ответ.
Взаимопроверка
6 + 2 7 8 9 6+2=8
7 – 4 3 4 5 7-4=3
2 + 3 5 6 7 2+3=7
9 – 3 7 6 5 9-3=6
0 + 5 5 6 7 0+5=5
в) учебник «Математика: 1 класс», Ч.2 , стр.137, № 12).
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта.
Учащиеся
предлагают
изменение
в
плане
урока,
в
решениях
определённых заданий. Объясняют выбор наиболее подходящего вариантов
решения. Это могут быть задача с лишними данными, с недостающими
данными, изменение данных, вопроса.
1)Я
предлагаю
план
урока
математики:
устный
счёт,
графический
диктант, работа с геометрическими фигурами, физкультминутка, нахождение
площади фигур сложной конфигурации, решение задач (тест), подведение
итогов. Дети вносят свои добавления: вместо решения задач взять тест.
2)Составление задачи по краткой записи и решение .
КУР – 10
на ? меньше
УТОК – 6
Как будем решать задачу?
10 – 6 = 4 (у.)
Ответ: на 4 утки меньше.
Измените задачу так, чтобы она решалась сложением.
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
«Математика»,
1
класс
(умение
оценивать
результаты
чужой
деятельности):
«Математика», 1 класс (умение анализировать собственную работу,
осуществлять контроль):
В
ходе
учебной
деятельности
мы
учимся
давать
оценку
своих
результатов:
Что нового узнали?
- Что запомнили?
- В чём затруднялись?
Я хочу сказать…
- Я теперь умею…
- Я затруднялся…
Я научился на уроке………………..
На уроке мне понравилось… … …
Урок привлек меня тем………..
Мне показался интересным………..
Заставил задуматься…………
Саморегуляция основана на самооценке школьника, формированием в
ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно
этическим
оцениванием
ребёнком
своих
поступков
на
основе
усвоения
системы
нравственных
норм.
На
уроке
учащиеся
дают
эмоциональную
оценку своей деятельности на данном уроке. Это осуществляется с помощью
рефлексии:
1)Выбор своей пословицы :
Терпенье и труд всё перетрут.
Ленивому всегда праздник.
Труд кормит, а лень портит.
Не говори не умею, а говори научусь.
2)«Остров
настроения»:
карточки
с
названиями
островов:
грусть,
печаль, радость, непонимание, уверенность.
3)«Лучик солнца» :
Самый длинный лучик – Я уверен в своих знаниях
Средний лучик — Я сомневаюсь в своих знаниях
Самый короткий лучик – Мне очень трудно
4)Барометр настроения: Счастье Скука Уверенность Усталость
и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Но
наряду
с
всем
очевидной
ролью
математики
(«ум
в
порядок
приводит») в рамках УМК«Начальная школа XXl века» у этого предмета есть
ещё
одна
важная
роль
–
формирование коммуникативных универсальных
учебных действий (Слайд 11).
В
процессе
изучения
математики
осуществляется
знакомство
с
математическим
языком,
формируются
речевые
умения:
дети
учатся
высказывать
суждения
с
использованием
математических
терминов
и
понятий,
формулировать
вопросы
и
ответы
в
ходе
выполнения
задания,
доказательства
верности
или
неверности
выполненного
действия,
обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с
инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя
заданные в учебнике проекты в малых группах.
Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, чтения и письма.
Можно
отнести
все
задания,
сопровождающиеся
инструкциями
«Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные
вопросительным знаком.
К формированию коммуникативных универсальных учебных действий
относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников
в паре или группе.
Уже
начиная
с
первого
класса,
стараюсь
на
уроках
использовать
парную и групповую работу:
-
парная (каждая
пара
получает
задание
и
выполняет
его,
прислушиваясь друг к другу, затем отвечают вдвоём или кто-то один по
обоюдному согласию).
-
групповая
(каждая
группа
получает
определенное
задание
(либо
одинаковое,
либо
дифференцированное)
и
выполняет
его,
сообща,
под
непосредственным
руководством
лидера
группы;
задания
в
группе
выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать
индивидуальный вклад
каждого
члена
группы.
Затем
лидер
группы
или
учитель
(в
исключительных случаях) назначает выступающего).
Кроме того, групповая работа предполагает и проектные задания. На
некоторых
уроках
мы
пытаемся
составлять
мини-проекты
нашего
урока,
например: «Город чисел», « Дом, в котором живёт цифра 5».
Основой
развития
коммуникативных
умений
в
данном
курсе
математики является систематическое использование на уроках трёх видов
диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).