Информационный интегрированный монопроект "Во имя Жизни и Добра"
Автор: Цыганова Лидия Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы, главный редактор школьной газеты "бригантина" Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №70" Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Информационный интегрированный монопроект "Во имя Жизни и Добра" Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 70»
Г. УЛЬЯНОВСК
Информационный интегрированный монопроект
(Сострадание и Милосердие в современной культуре через восприятие песен-притч
Светланы Копыловой)
Проект разработан группой учащихся 8-11 классов (членов
школьной газеты «Бригантина» и слушателей Школы журналистики
и PR при факультете «Реклама и связи с общественностью» УлГТУ)
Руководитель проекта: НИКИТИНА Т.В., учащаяся 11 А класса
МБОУ СШ № 70
Куратор: ЦЫГАНОВАЛ.Н., учитель русского языка, литературы и
МХК высшей квалификационной категории
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка (описание проекта)
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно
прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-
нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан. И в
наше бурное и сложное время такие чувства, как Милосердие и Сострадание многим кажутся пережитком старины.
Несоблюдение нравственных норм привело к тому, что эти чувства пытаются забыть.
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые
выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодёжи. Это дети, которые воспитывались не
на добрых мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках. Нередко первоклассники, впервые переступившие порог
школы, стремятся копировать главных героев фильмов, мечтают о завоевании мира.
Кто придёт завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в социальное служение, в армию? Это
не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.
Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего учащиеся и педагоги, должны защитить детей, наше будущее от мира
насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным
способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого –
многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях
христианства. И у педагогов должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в
первую очередь на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьёзное значение и проводить регулярную работу по
духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием
изучают
МХК,
читают
классическую
литературу,
занимаются
исследовательской
работой,
создают
презентации
и
видеофильмы,
используя
Интернет-ресурсы.
Не
секрет,
что
далеко
не
всё
из
школьной
программы
можно
изучать
с
интересом.
Однако
если
у
ученика
формируется
нравственное
мышление,
то
успех
изучения
предметов
более
чем
наполовину обеспечён.
Через учебные диалоги (учитель-ученик, ученик-ученик, ребёнок-родитель, молодёжь-общественность) происходит
культурное, нравственное и духовное взаимообогащение школьников.
«Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, в понимании,
мужестве, в твоей защите и помощи», - писал Лев Кассиль.
«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит народная мудрость. В жизни бывает множество различных ситуаций, как
хороших, так и плохих. Но мы должны всегда помнить, что самый великий дар, данный человеку, -это чуткое сердце,
способное воспринять сострадание других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им,
разделить с ними радость и горе, быть терпимым и трепетным. В каждом человеке есть много дурного, жестокого,
небратского, нелюбовного и есть очень много хорошего. Из-за этого один и тот же человек бывает добрым как ангел, а
иногда злым как дьявол. Вид чужих страданий вызывает в одних людях жалость, а в других, как будто радость. Всё живое
боится мучений, всё живое боится смерти; нужно познать самого себя не только в человеке, но и в любом другом существе,
не убивай и не причиняй страдания другим. Жалость ко всему живому нужнее всего для того, чтобы продвигаться в
добродетели. Кто жалостлив, тот и не обидит, и не оскорбит, и простит.
Говорят, что пословицы и поговорки, песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы учат нас добру,
милосердию и состраданию. Это народная мудрость. А сколько создано произведений живописи и музыки, архитектуры и
скульптуры, радио и телепередач, художественных и документальных фильмов о Милосердии и Сострадании!
И почему сегодня человек несёт другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверно потому, что доброта – это
такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда просто пожалеть. Не
каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни
милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдаёт частицу любви, справедливости,
чуткости, и люди благодарны ему за это. Всё это мы понимаем благодаря встречам с великим искусством, с творцами Жизни
и Добра, которые через свои удивительные произведения учат нас
любить человечество.
Тема интегрированного монопроекта «Во имя Жизни и Добра»
(Сострадание и Милосердие в современной культуре
через восприятие песен-притч Светланы Копыловой) выбрано не случайно. Стоит хотя бы раз прослушать песни-притчи
Светланы Копыловой и ознакомиться с творчеством этого духовного барда, и ты уже никогда не останешься равнодушным к
беде, боли, отчаянию другого человека и всегда будешь помнить, что твоё участие необходимо.
Авторские произведения Светланы Копыловой задевают глубинные струны души человека, касаясь вечных тем:
любви, ненависти, дружбы, смерти, жизни вечной. Она перекладывает на песни евангельские христианские сюжеты,
наполняя свои произведения теплотой, добротой, любовью. Её притчи сохраняют всю смысловую глубину и веру в Добро и
Справедливость. «Моя задача – коснуться человека, растопить его сердце,
чтобы он стал хоть на мгновение лучше»,- считает Светлана Копылова.
«Дарить Добро» - вот мерило жизненным ценностям человека.
Представленный монопроект включает в себя обзор творчества Светланы Копыловой, элементы исследовательской
работы, поиск информации по Интернет-сайтам, демонстрацию видеоматериалов с «You Tube», презентации мультимедиа,
оформление обзорных авторских выставок, защиту видеопроектов, тестирование и анкетирование учащихся в целях
рефлексии.
Цели проекта:
- показать , что только духовная культура способна разбудить в людях чувства Милосердия и Сострадания,
облагородить и улучшить жизнь человека и общества;
- заставить
задуматься над совершаемыми поступками и правильно оценивать их;
- уметь протянуть руку помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- формировать нравственные ориентиры учащихся;
- познакомить с творчеством Светланы Копыловой и соотнести её песни-притчи с существующими
нравственными ценностями;
- развивать познавательную самостоятельность, лингвистические и коммуникативные компетенции,
культуру учащихся;
- приобщать школьников к общечеловеческим ценностям и определению личных приоритетов каждого в
вопросах духовно-нравственного развития;
- поощрять поиски нестандартных решений, заставляющих учащихся слушать и говорить, мыслить и
чувствовать;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Реализация целей предполагает решение следующих задач:
- формировать у школьников представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность;
- развивать у молодёжи чувства Милосердия и Сострадания;
- уметь видеть и анализировать поступки окружающих;
-развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- совершенствовать речь, творческие способности и познавательный интерес школьников к предметам гуманитарного цикла;
- воспитывать коллективизм, умение совместно работать в группе, слышать окружающих;
- закреплять коммуникативные навыки;
- способствовать самоопределению школьников и выбору их дальнейших нравственных ориентиров;
- создавать положительные мотивации;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
- оказывать посильную помощь людям, нуждающимся во внимании, опеке, тепле и заботе:
1) собрать вещи, игрушки, школьные принадлежность для детей детского дома;
2) изготовить аудиокнигу М. Самарского «Радуга для друга» в подарок школе слабовидящих детей;
3) разбить клумбы на территории, прилегающей к школе и близлежащих домов, участвовать в благоустройстве
сквера по ул. Камышинская;
4) продолжить ежегодную акцию «Посылка солдату».
- всегда помнить: Человек должен жить во имя Любви и Добра!
Методы исследования:
- поисковый
- визуально-слуховое наблюдение
- аналитический
- анкетирование, дискуссия, диалог
- работа с Интернет-документами
- беседа с работниками городского благотворительного центра (организатор – Валов И.В.)
- работа в СМИ (публикация материалов проведённых мероприятий в школьной газете «Бригантина», в студенческой
газете «PRичал» от Школы журналистики и PR при УлГТУ, выход на радиопередачи ГТРК-Волга к Никитиной А.В.)
Формы представления результатов работы
-защита мини-проектов
-дискуссия
-диалог
-анализ ситуаций песен-притч Светланы Копыловой
-создание презентаций и видеофильмов
Материалы и оборудование
-выставка книг и иллюстраций
-фотовыставка «наши домашние питомцы»
-выставка авторских работ учащегося 8 класса Б Семенова Д.
-ситуационные иллюстрации
-справочные материалы, Интернет-ресурсы
-видеофильмы, презентации, мультимедиа
-анкеты, тесты, «Заповеди Добра», агитлистовка «Творите Добро!»
Этапы проекта:
1. Организационный момент. Акция «Во имя Жизни и Добра».
2.Погружение в тему. Заседание редакционной группы школьной газеты «Бригантина»:
А) постановка проблемы
Б) определение целей и задач
В) формулировка тем монопроекта.
3.Проектно-исследовательская работа в группах.
4. Защита проектов в ходе дискуссий, выступления учащихся.
5.Подведение итогов о проделанной работе. Форум «Дорога Добра». Составление Заповедей
Добра. Получение заданий на лето вместе с агитлистовкой «Твори Добро!»
6.Рефлексия. Просмотр видеоклипов, созданных учащимися школы; награждение
победителей конкурсов данного монопроекта; отчёт классных коллективов о проделанной
работе и представление анкет добрых дел (5-11 кл.) и отзывов «Мой добрый поступок» (1-4
кл.).
7.Домашнее задание (на лето).
Этапы реализации монопроекта «Во имя Жизни и Добра» по календарно-тематическому плану инициативной
группы, работающей под девизом: «Твори Добро!»
№
п/п
Дата
Мероприятия
Участники
(классы)
Место
проведения
Ответственный
1
Акция «Во имя Жизни и Добра».
Литературно-музыкальная композиция «Я сердце отдаю…» о
творчестве Светланы Копыловой с показом видеофильма и презентации.
Просмотр клипа на песню-притчу «Богоносная Россия» об обесценивании
духовно-нравственных идеалов и образовании идеологической пустоты в
среде молодёжи.
Актовый зал,
5 – 11 классы
Цыганова Л.Н.,
инициативная группа
11А класса.
2
«Пусть в сердце навсегда поселится Добро»:
Знакомство с понятием «притча». Притча от Татьяны Симоновой
«Светлячок». Игровая презентация (Слайды: «Спешите говорить друг
другу добрые слова», обсуждение различных ситуаций из жизни детей,
«Игра «Собери пословицы», «Тест «Добрый ли ты человек?»). Караоке
«Если добрый ты» (песня Кота Леопольда).
1 – 4 классы
Учителя нач. школы,
инициативная группа
8А и 8Б классов
3
«Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Просмотр клипов на
песни-притчи Светланы Копыловой «Про кота!, «Про собаку» и
обсуждение поступков людей.
1. Фотовыставка «Наши домашние питомцы».
2. Собачья верность (просмотр презентаций и клипов «Памятники
собакам».
3. «Наша служба и опасна и трудна…» (просмотр презентаций и
клипов «Памятники служебным собакам в России».
4. «Пусть говорят…» (видеофильм от владельцев домашних
животных и его обсуждение). Анкетирование учащихся «Мои добрые
поступки».
1 – 4 классы.
Принимают
участие все
желающие
СОШ №70
Цыганова Л.Н.,
учителя нач. школы
инициативная группа
8А и 8Б классов.
4
«О доблестях, о подвигах, о славе…»
1.
«Я вам жизнь завещаю…» (просмотр звуковой презентации
«Дмитрий Разумовский», рассказ о Герое России с показом
видеоклипов «Город ангелов». «Бирюзовый платок» на песни-
притчи Светланы Копыловой). Встречи и беседы с ветеранами
Афганской и Чеченских войн.
2.
«И помнит мир спасённый…» (просмотр видеоклипа на песню-
притчу Светланы Копыловой «Девять медалей» и сравнение его с
проделанной работы. Просмотр клипов «Дорога Добра», «Тест на
Доброту». Составление Заповедей Добра.
Награждение победителей фотовыставки о домашних питомцах
и участников конкурса выразительного чтения стихотворений
на духовно-нравственную тематику.
На заранее изготовленном Дереве Добра учащиеся всех классов
вывешивают заготовки в форме листьев с анкетами добрых дел и
получают задание на лето вместе с агитлистовкой «Творите
Добро!». В заключении все смотрят видеоклип, созданный
учащейся 11А класса Никитиной Татьяной «Дари Добро».
8 – 9 классы
8 – 11 классы
Актовый зал,
5 – 11 классы
Кл/руководители
Цыганова Л.Н.
Никитина С.А. -зам.
директора по ВР,
Цыганова Л.Н.-
рук.ШМО,
кл/руководители
Вывод
Испорченные «картины мира», «картины детства» искажаются с каждым годом всё больше и больше. Статистика
выдаёт страшные цифры: в нашей нынешней России два миллиона беспризорных детей, десятки тысяч малолетних
преступников. Наркомания среди детей стала нормой. А ведь дети – будущее России.
И
тема
Милосердия
и
Сострадания
к
человеку
должна
волновать
каждого
нашего
современника.
Тревога
общественности по поводу всё более ожесточающихся подростков и всё большего разрыва между поколениями в наши дни
особенно справедлива.
На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная культура всё чаще обращается к теме гуманизма.
Великий русский писатель и гуманист Ф.М.Достоевский - искатель искры Божьей во всех людях, даже дурных и
преступных, полагал, что «Красота спасёт мир». Да, именно красота человеческой души может спасти человечество.
Милосердие и Сострадание,
по определению В.И.Даля, - это сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность
делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность».
В воспитании этих чувств нет надёжней союзника, чем искусство. Именно оно обладает способностью проникать в
самое сердце человека, задевать струны его души. Общаясь с ним, человек до конца откровенен, честен перед собой, и
тогда сила его воздействия падает на благоприятную почву.
Встреча с творчеством Светланы Копыловой просто потрясает. Не верите - испробуйте на себе…Её не очень
замысловатые рифмы идут прямо в сердце, а довольно простые мелодии её песен-притч входят в какой-то
непостижимый резонанс с нашей душевной и духовной сущностью и остаются там навсегда. Песни-притчи правдиво
раскрывают перед подростками сложности и противоречия жизни, предостерегают их от возможных бед и ошибок,
вносят веру в светлое будущее.
После песен Светланы Копыловой нельзя жить по-старому. Не получается, потому что начинает работать какой-то
внутренний компас, одёргивающий и указывающий верный путь. Возможно, что этот компас называется не очень
популярным сегодня словом СОВЕСТЬ?
Именно доброта – то главное и незаменимое качество, определяющее каждого человека. И нам хотелось бы верить,
что Доброта непременно спасёт мир …
ТВОРИТЕ ДОБРО!
(агитлистовка)
На лицах современников всё чаще встречается выражение уродства человеческой души, озлобленное равнодушие,
безучастие к окружающей действительности, разочарование, безверие.
-Кто же в этом виноват?
-Что с нами происходит?
-Почему мы перестали общаться и доверять друг другу?
-Почему много лет из окон домов в летние погожие вечера не льётся тихое, задушевное пение - символ духовного
здоровья и покоя?
-Почему мы ненавидим близких и пресмыкаемся перед теми, кто унижает нас?
-Почему, неожиданно встретив в тёмном дворе человека, шарахаемся от него, а в случае опасности не зовём на
помощь, заведомо зная о бессмысленности призыва?
-Почему мы такие? Почему?
…Ответ лишь один – мы перестали любить . Да, в нас прекратило существование это самое слово – Любовь . Даже
любовь – как название нежного и светлого чувства между мужчиной и женщиной – умерла, уступив место чужеземным
и каким-то физиологическим «эротике» и «сексу».
Но давайте поговорим о другой любви , о той – возвышенной, духовной, чистой. И в помощь себе призовём искусство,
где слово «любовь» употребляемо настолько часто, что подтверждается словами Ф.М. Достоевского «Красота спасёт
мир».
Любовь к ближнему – именно та любовь , на которой мы должны строить все отношения в семье, с близкими, с
друзьями и просто окружающим миром.
Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Хотите, чтобы вас любили – любите
сами. Хотите жить сытно – накормите ближнего. Хотите быть счастливыми – делайте таковыми других. Хотите вокруг
себя радости – доставляйте её всем. За спиной у каждого должны вырасти крылья, которые смогут подарить людям
Надежду, Веру, Любовь . Каждый должен в этом мире обрести себя и понять, что он не одинок, что его понимают и
любят , ждут и рады встречи. Что его рука помощи, протянутая навстречу нуждающимся, - это тот солнечный лучик,
который согреет каждого заблудшего и потерявшегося в этом мире.
Любите друг друга, невзирая ни на что – любите ! Пусть ненависть, злоба и безразличие не исходят от вас, и жить
будет намного легче и радостней. ТВОРИТЕ ДОБРО!
Инициативная группа учащихся МБОУ СШ № 70
Хочется надеяться, что после завершения всех мероприятий слова
Матери Терезы (1910-1997) станут основополагающим девизом в
дальнейшей
жизни
каждого
участника
монопроекта
«Во
имя
Жизни и Добра»:
1.
«Есть только один язык – язык сердца».
2.
«Всё, что вы делаете, нужно не людям, а вам самим».
3.
«Есть только одна раса – раса ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
Приложение 1
Заповеди Добра:
1. Старайся делить радости жизни с другими и не причиняй им зла. Только тогда ты
сможешь быть счастливым.
2. Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
3. Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке,
помощи, сочувствии.
4. Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.
5. Почитай родителей.
6. Соблюдай культуру поведения.
7. Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
8. Прощай ошибки другим.
9. Не груби.
10. Не завидуй.
11. Не вредничай.
12. Твори Добро! Учись любить Жизнь!
Приложение 2
Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними. Любите
друг друга, невзирая ни на что – Любите!
Пусть ненависть, злоба и безразличие не
исходят от вас. И жить будет намного легче и
радостней. Иначе – «сеющий ветер пожнёт
бурю».
Протодиакон Алексий Скала,
Симбирская епархия
Вы живёте среди людей… проверяйте свои поступки
сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей,
неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы
людям, которые окружают вас, было хорошо.
Василий Александрович Сухомлинский,
педагог, Герой Социалистического Труда
Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте, в понимании, мужестве,
в твоей защите и поддержке.
Лев Абрамович Кассиль,
детский писатель
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть
слепой.
Марк Твен, американский писатель
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
Л. Н. Толстой, русский писатель
Добро и зло творить всегда во власти всех людей,
Но зло вершится без труда, Добро творить трудней.
Фаррухи
Нам – даже самым злым – понять пора:
Посеяв зло, мы не пожнём добра.
Фирдоуси
Всё, кроме доброты, лишь блажь и суета.
Всё преходяще здесь, но вечна доброта.
Масуд Сад Салмант
Приносят счастье добрые дела,
Тот счастлив, кто не делал людям зла.
Насир Хосроев
Пословицы о Добре (народная мудрость):
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро сеять, добро и пожинать.
Доброта без разума пуста.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе дело два века живёт.
Добро творить – себя веселить.
Добро не лихо – бродит тихо.
Доброе слово лечит, а злое – калечит.
Поговорки о Добре (народная мудрость):
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Пока живёшь – твори добро, лишь путь добра – спасение души.