Автор: Кувшинов Николай Николаевич Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ"Казьмадемьяновская ООШ" Населённый пункт: с.Данково,Каширский район, Воронежская обл. Наименование материала: Технологическая карта по биологии в 5 классе Тема: Биология- наука о живой природе Раздел: среднее образование
5 класс
Учитель: Кувшинов Н.Н.
Тема: Биология – наука о живой природе.
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Цели урока:
Деятельностная: создание
условий
для
формирования
у
обучающихся
способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями,
знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных
вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование
представлений
о
биологии
как
науки,
биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни
общества.
Задачи:
Образовательная: учить обучающихся составлять план к тексту параграфа, делить
текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста,
составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями,
схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение
всеми
видами
речевой
деятельности
и
основам
культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Информационные: (умение извлекать информацию из текста учебника, применять).
Организационные: (умение
формулировать
цель
деятельности,
планировать
ее
достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать
обучающихся
через
погружение
в
содержание
текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: обучающиеся имеют представление о биологии как науке, о значении
биологических
знаний
в
современной
жизни
и
роли
биологической
науки
в
жизни
общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе,
фиксировать и оформлять их результаты,
использовать речевые средства, умение
работать с разными источниками биологической информации.
Личностные: формируется
любовь
и
бережное
отношение
к
родной
природе,
элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
Методы:
Основной: наглядные
(работа
с
учебником,
рисунками,
таблицами),
словесные
(беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.
Средства обучения:
1.
Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа,
2012;
2.
Рабочая тетрадь к учебнику;
3.
Оценочный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Этап урока
Содержание,
деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
УУД
Планируемые
результаты ( К-
Формы
организации
урока
коммуникативны
е, Л-личностные,
П-
познавательные,
Р-регулятивные)
I.Актуализаци
я знаний
Беседа
учителя с
обучающимис
я о биологии
как науке, о
жизни, о
разнообразии
живых
организмов.
1) Обратите
внимание на
доску, прочитайте
высказывание:
“Учитесь,
читайте,
размышляйте и
извлекайте из
всего самое
полезное”. (Н.И.
Пирогов)
Задание на экране
Объясняют
смысл,
данного
высказывании,
мысленно
связывают его
со своей
деятельностью
на уроке.
2.
Осуществляют
поиск
информации в
учебнике. 3.
Обсуждают
ответ,
оформляют
свои мысли в
устной речи.
Л: оценивают
ситуации
К: слушают
собеседника и
вступают с ним в
диалог
Фронтальная
2) Выделите
естественные тела
живой природы:
1.Живая природа;
2. Неживая
природа; А. Вода;
Б. Животные; В.
Бактерии; Г.
Горные породы;
Д. Грибы; Е.
Воздух; Ж.
Растения; З.Тепло;
И.Почва.
Учитель слушает
учащихся,
записывает на
доске ответы 5
учеников из
каждой пары,
открывает
правильные
ответы: 1. Б, В, Д,
Ж
Обучающиеся
по очереди
объявляют
ответы.
П: выбирают
основания для
классификации
объектов
К: доносят свою
позицию до
других владея
монологической
речью; слушают
собеседника и
вступают с ним в
диалог
В парах
3) Вопрос:
назовите
Ответ:
раздражимость
признаки, по
которым
выделили тела
живой природы.
, обмен
веществ,
размножение,
клеточное
строение.
4) Вопрос:
назовите науку,
которая изучает
жизнь.
Ответ:
Биология
Учащиеся
отвечают на
вопрос.
II. Знакомство
обучающихся
с
особенностям
и учебника,
его
методическим
аппаратом и
правилами
работы с ним
Учитель знакомит
с особенностями
учебника, его
методическим
аппаратом и
правилами работы
с ним.
Учащиеся
слушают
учителя,
изучают
структуру
учебника,
задают
вопросы
учителю.
К: слушают
собеседника и
вступают с ним в
диалог, задают
вопросы
Фронтальная
III. Изучение
нового
материала
1.
Целепологани
е
Вопросы:
1.
Что такое
биология?
2.
Назовите
тему нашего
урока.
3.
Сформулир
уйте цель
урока.
Биология – это
наука о жизни.
Биология –
наука о живой
природе
Изучить, что
изучает наука
биология,
определить
значение
биологических
знаний в
современной
жизни.
Р: определяют
цели
деятельности
К: принимают,
сохраняют цели и
следуют им в
учебной
деятельности;
составляют
отзыв на ответ
одноклассника.
Фронтальная
2.
Биологически
е
дисциплины.
Объяснение
учителя
“биологические
дисциплины”
рисунок 1, с.6
учебника
Рассматривают
рисунок 1, с.6,
слушают
учителя.
П: учатся
считывать
информацию со
схемы;
В группах
3. Введение и
отработка
понятий
“биология”,
“биосфера”,
“экология”.
6) Выполните
задание №1, с.4 в
рабочей тетради
(на печатной
основе). Найдите
в тексте учебника
с.6 понятия,
Читают текст,
выписывают
понятия в
тетрадь
Читают текст,
составляют
план,
П: осуществляют
поиск
информации;
П: осуществляют
поиск
информации;
составляют
В парах
указанные ниже и
закончите
предложения
7) Прочитайте
текст на с.7,
составьте план,
используя
инструкцию
“Требования к
составлению
плана параграфа”
с.18 учебника.
Опиши устно по
плану строение
биосферы,
используя рис.2,
с.7
записывают в
тетради,
используя
план, рис.2 с.7
готовят
рассказ
простой план
К: готовят
устный рассказ;
Р: работают по
инструкции
4.Значение
биологически
х знаний в
жизни
человека.
8).Рассмотрите
рис 3, с.8, ответьте
на вопрос: что
будет, если
человек лишится
биологических
знаний…..
Выдвигают
предположени
я,
Приводятся
факты,
которые
можно найти в
тексте,
рисунке,
личного
опыта.
П: выдвигают
гипотезы и их
обосновывают;
К: выражают
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями
коммуникации
Индивидуальна
я
Фронтальная
беседа с
использование
рисунка 3
учебника
IV.
Закрепление
Учитель
совместно с
обучающимися
подводит итоги
урока. Биология –
это наука, которая
изучает жизнь.
Биологические
знания помогают
человеку лечить и
предупреждать
болезни,
сохранять и
улучшать условия
жизни.
Объясни:
Экология – это…,
Биосфера - это ….
Биология – это…
Учитель
выставляет
оценки, называет
Учащиеся
выполняют
упражнение.
П: мысленное
воспроизведение
понятий.
К: оформляют
свои мысли в
устной форме.
Л: подводят
итоги своей
деятельности
Фронтальная
отличившихся
обучающихся.
V. Рефлексия
Учитель просит
высказать свои
ощущения
Я узнал…
Я научился….
Мне
понравилось…
Я затруднялся …..
Мое настроение…
Все что
запланировал, на
уроке сделал (да,
нет).
Ученики
подводят
итоги своей
деятельности,
соотносят
результаты
деятельности с
целью урока.
Л: подводят
итоги своей
деятельности:
что получилось?
Что не
получилось?
Р: Что еще
следует
повторить?
Адекватно
воспринимают
оценки и отметки
Индивидуальна
я
VI. Задание
на дом
В учебнике
изучить статью
“Как работать с
учебником” и § 1
“Биология —
наука о живой
природе”.
Ответить на
вопросы (устно) и
подготовить
сообщение по
заданию в конце
параграфа. В
рабочей тетради
выполнить
задания 3, 4 и 5
Записывают
домашнее
задание,
задают
вопросы
К: слушают
собеседника и
вступают с ним в
диалог, задают
вопросы
Индивидуальна
я