Тематическое родительское собрание как форма психолого-педагогического просвещения родителей
Автор: Ложкина Наталья Анатольевна Должность: педагог-организатор Учебное заведение: МБОО ДО "Дом детства и юношества пгт Тымовское" Населённый пункт: пгт. Тымовское, Сахалинская область Наименование материала: методическая рекомендация Тема: Тематическое родительское собрание как форма психолого-педагогического просвещения родителей Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная образовательная организация
дополнительного образования
«Дом детства и юношества пгт Тымовское»
«Методические рекомендации по организации и проведению
тематических родительских собраний с целью повышения
воспитательного потенциала семьи»
Автор (составитель):
Ложкина Наталья Анатольевна
МБОО ДО «Дом детства и юношества пгт Тымовское»
педагог-организатор
пгт. Тымовское
2016
Пояснительная записка
«Только вместе с родителями общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей
учреждений
образования
к
проблемам
воспитания
через
воспитательные
связи между педагогами, учащимися и родителями.
Данная работа представлена в номинации «Методика организации и
проведения тематических родительских собраний, конференций, семинаров с
целью
повышения
воспитательного
потенциала
семьи»
не
случайно.
Необходимость
и
важность
сотрудничества
семьи
и
школы
никогда
не
ставились
под
сомнение.
Родители
являются
первыми
и
основными
учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в
дальнейшем. Социальный мир семьи - сильнейший фактор формирования
личности ребенка.
Так сложилось, к сожалению, что в последнее время родительское
собрание в школе больше походит на «разбор полетов» нерадивых учеников и
упреки в сторону родителей о невмешательстве в воспитание собственных
детей. Рациональное зерно в этом, несомненно, есть. Зачастую родители
прибегают
либо
к
авторитарному
стилю
воспитания
детей,
либо
от
безысходности опускают руки (попустительский стиль воспитания).
Педагог (классный руководитель, психолог, социальный педагог и т.д.)
не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью -
это лежит за пределами его компетентности. Однако он может содействовать
наиблагоприятнейшим
условиям
личностного
становления
ребенка
путем
психолого-педагогического просвещения родителей.
К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно
воспитывать детей, они не имеют специальных знаний в области воспитания,
часто испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Работа
школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время
актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в
воспитании ребенка. И наша задача, заключатся в поиске путей, которые
будут направлены на повышение педагогической культуры родителей, на
укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного
потенциала. В условиях школы наиболее важно при создании воспитательной
системы
формировать
целостное
понимание
родителями
воспитательного
процесса,
привлекать
их
к
организации
воспитательного
процесса
в
различных формах.
Одной из форм такой работы может стать тематическое родительское
собрание,
основной
целью
которого
является
удовлетворение
запроса
родительской аудитории на освещение тех или иных вопросов, связанных с
воспитанием детей, их психологических особенностей и способах выхода из
проблемных ситуаций.
Целью
данной
работы,
а
именно
методических
рекомендаций,
по
организации
тематического
собрания,
несомненно,
является
развитие
взаимодействия семьи и образовательной организации с целью психолого-
педагогического просвещения родителей и повышения их знаний в области
воспитания.
С помощью такой формы взаимодействия семьи и образовательной
организации возможно решение следующих задач:
формирование у родителей системы ценностных отношений;
психолого-педагогическое просвещение;
проведение совместных вечеров учителей, родителей и учащихся по
нравственно-правовому воспитанию;
взаимодействие с общественными организациями;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Таким
образом
в
основе
сотруднического
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
лежат
принципы
взаимного
доверия
и
уважения,
взаимной
поддержки
и
помощи,
терпения
и
терпимости
по
отношению друг к другу.
Содержательная часть
Педагогическое
просвещение —
одна
из
традиционных
форм
взаимодействия педагогов учреждений образования и
родителей
( р а зд е л
методики работы с родителями), родительский всеобуч.
Разнообразные
формы
работы
с
родителями
должны
быть
взаимосвязаны и представлять единую стройную систему предусматривают
ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими
идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой
работы с детьми.
Традиционной
и
наиболее
распространённой
коллективной
формой
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
являются
родительские
собрания.
Это,
своего
рода,
является
школой
просвещения
родителей, расширяющей их педагогический кругозор.
Обычно, на родительских собраниях идет анализ учебных достижений
учащихся, их возможностей в учебной деятельности. Собрание не должно
заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Родительское
собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов.
Однако, это, к сожалению, не всегда так. Зачастую, родительское собрание
сводится к обсуждению неудач детей в учении и поведении, и родителей в их
воспитании. Согласитесь, желание посещать мероприятия подобного рода
невелико.
Тематическое же родительское собрание способно создать атмосферу
поддержки
так,
чтобы
родители
поверили,
как
в
реальность
успехов
собственных, как первых воспитателей, так и в успехи своих детей, т.к. оно
носит характер раздумий о воспитательном процессе, так необходимом в
становлении и развитии личности каждого человека.
Тематическое родительское собрание способно обеспечить реализацию
многих просветительских задач:
просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в
учебе.
тема
собрания
должна
не
только
учитывать
возрастные
особенности детей, но и рассказать о них их родителям
тематическое
собрание
должно
носить
как
теоретический,
так
и
практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии, игры и
упражнения и т.д. (Приложение №3)
Тематика собраний может быть предложена как самим педагогом, так и
родителями. Для ее формирования целесообразно использовать такие методы
как опрос, анкетирование, «Коробка идей» (небольшая цветная коробочка, в
которую родители могут помещать свои запросы анонимно, т.к. не каждый
способен озвучить существующую проблему вслух).
Например,
о
причинах
непослушания,
девиантного
поведения
(это
устойчивое
поведение личности,
отклоняющееся
от
общепринятых,
наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм – прим.) у
детей и помощи родителям в урегулировании этого вопроса можно провести
собрание на тему: «Почему дети не слушаются» (Приложение №1).
Тематика
и
методика
собрания
должны
учитывать
возрастные
особенности
учащихся,
уровень
образованности
и
заинтересованности
родителей,
цели
и
задачи
воспитания,
стоящие
перед
образовательной
организацией и семьей.
Тематические
родительские
собрания
-
это
собрания,
посвященные
актуальной
теме,
в
обсуждении
которой
заинтересовано
абсолютное
большинство
родителей.
В
ходе
такого
собрания
родители
имеют
возможность оценить достижения собственного ребенка, сравнить прошлые
результаты с теми, которые уже есть, увидеть свои ошибки и получить
консультативную помощь специалиста.
Чтобы
собрание
было
полезным
родителям
и
им
хотелось
в
нем
участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально.
Поэтому, целесообразно к каждому тематическому родительскому собранию
подготовить
либо
презентацию (Приложение
№2),
либо
видеоматериал,
отвечающий тематике встречи, диагностический материал для родителей или
статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни,
ребенка, семьи и т.д.
В содержание родительских собраний можно ввести следующие рубрики,
которые,
в
последствии,
могут
стать
традиционными:
"Из
истории
воспитания детей в семье", "Азбука воспитания детей в семье"; "Книжная
полка родителей" (где будет размещена в свободном доступе педагогическая
и психологическая литература), "Обсудите вместе с ребенком" и т.д. Такие
рубрики позволят сделать родительское собрание необычным.
Итог такой совместной работы будет виден практически сразу:
рейтинг
родительских
собраний
изменит ся
( у в е л и ч е н и е
посещаемости),
такая
форма
взаимодействия
будет
способствовать
изменению
взаимоотношений
в
лучшую
сторону
в
системе
«учитель-ученик-
родитель».
Для создания дружеской атмосферы и формирования у родительского
коллектива чувства эмпатии можно использовать в практике подготовки к
тематическому
родительскому
собранию
оформление
индивидуальных
приглашений
папам
и
мамам.
Причем
оформлены
они
могут
быть
как
традиционно (печатный вариант), так и руками учащихся.
Огромное
значение
для
родителей
имеют
благодарственные
письма,
которые
также
можно
вручить
в
рамках
тематического
родительского
собрания в конце учебного года, подводя своеобразные итог. Это является
большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей
в воспитании детей.
Образовательная организация обязана помочь родителям, став для них
центром
психолого-педагогического
просвещения.
От
согласованности
действий
педагога
и
семьи
зависит
эффективность
процесса
воспитания
ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах жизни
ученика.
Эта
работа
приносит
успех,
если
она
систематична
и
научно
обоснована, органично включается в общую педагогическую деятельность.
У родителей много проблем и вопросов, и долг педагогов и специалистов
помочь им своими профессиональными знаниями, т.к. невозможно строить
процесс
формирования
личности
ребенка,
если
не
брать
в
союзники
родителей, не учить их грамотно реагировать на своих собственных детей.
И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и
родителей (Приложение
№4),
тем
больше
положительных
результатов
принесут родительские собрания.
Для
успешного
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
нужно
помнить
и
следовать
следующим
правилам:
Любите!
Уважайте!
Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Список литературы
1. Белогуров А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира:
учебное пособие. - М.: Логос, 2000. - 280с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: учебное пособие. - М.:
Академия, 2006. – 512 с.
3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО,
2006. – 319 с.
4. Олендарь О.С. Как проводить родительские собрания в школе. М.: АСТ;
Донецк: Сталкер, 2005. - 205 с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.-
М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Спиваковская А.С. Как быть родителями: учебное пособие.- М.: Академия,
2001.-306с.
7. Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания
ребенка [Электронный ресурс]. URL: nsportalshkola/vneklassnaya-
rabota/library/semeinyetsennosti-kak-faktor-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya
(дата обращения 14.02.2013 г.)
Приложение 1
Сценарий тематического родительского собрания в 1 классе
на тему «Почему дети не слушаются?»
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Сегодня мне хочется обратиться к вам именно так. Почему? Да потому,
что все мы, родители, – главные воспитатели в жизни наших детей. Не
детский сад, ни школа, как принято думать, а мы с вами.
Как говорят наши бабушки?
“Хорошие детки – дому венец, плохие
детки – дому конец”. Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы
должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.
И прежде чем мы начнем их подбирать, я предлагаю вам у пражнение –
активатор “Энергичное рукопожатие”.
Мы пошлем по кругу “энергичное рукопожатие”, которое обойдет весь
круг родителей и возвращается обратно.
Замечательно! Мы зарядились энергией и теплом друг друга, можно
начинать.
Слайд№ 1
Тема
нашей
встречи
очень
спорная
и
очень
актуальная
для
всех
родителей
–
«Почему
дети
не
слушаются?».
Почему
возникает
недопонимание
между
родителями
и
детьми?
Как
совсем
избежать
неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети? Начнем с зарядки,
психологической.
“Психологическая зарядка”
Предлагаю вам выполнить определенные движения, если вы согласны с
данными высказываниями:
Если
в
вашей
семье
время
от
времени
возникают
“приступы
непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка
является лишение удовольствия – кивните головой.
Если
вы
ребенка
чаще
хвалите,
чем
ругаете
и
наказываете
-
дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в
грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим
ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены
семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать
ребенка – то топните ногой.
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых -
улыбнитесь.
Если
вы
делаете
все
возможное,
чтобы
вашему
ребенку
было
комфортно в семье - погладьте себя по голове.
Обсуждение: на все ли вопросы вы ответили честно, прежде всего, для
самого
себя?
(ответы
родителей).
Тогда
вопрос:
почему
же
таких
идеальных родителей как мы с вами дети все равно не слушаются? В этом
мы и будем разбираться сегодня.
Слайд №2
Несмотря на то, что мы живем с вами в веке 21, и к нашим услугам все
виды новомодных гаджетов, времени, как это не парадоксально, у нас
стало еще меньше. Казалось бы, как сейчас легко маме: машинка-автомат,
мультиварка, посудомойка (у кого есть, конечно) … а времени на ребенка
все равно нет.
Бешеный ритм жизни вынуждает нас, как нам кажется, постоянно куда-
то бежать, успевать, не опаздывать и мы замечаем нашего ребенка только
тогда, когда он начинает грубить нам, не слушаться, «мотать нервы».
Почему? Да потому, что мы не слышим и не замечаем его! И такое
поведение – это единственная возможность ребенка обратить на себя
внимание таких занятых родителей, как мы.
Слайд №3
Сам термин «не слушается» происходит от слова «слух», т.е. мы (и
родители и дети) не слышим друг друга.
Каков механизм действия? Все очень просто: сначала мы не слышим
своих детей – не берем во внимание их переживания, их чувства, не
считаемся с тем, что наш ребенок, не смотря на свой малый возраст уже
личность. Дети привыкают к такому отношению и у них вырабатывается
манера поведения в отношении окружающих. Только не забываем, дорогие
коллеги, что мы с вами тоже входим в «этих окружающих».
Итогом
такого
детско-родительского
«сотрудничества»
очень
часто
является
одинокая
старость.
Есть
такая
поговорка:
«Если
не
хочешь
мерзнуть в старости – не дыши прохладой на детей».
Слайд №4
Что делать? Все очень просто! Никуда не денется немытая посуда, не
закинутые
в
стиральную
машину
вещи.
Не
готов
ужин?
Не
беда:
приготовьте его вместе с вашим ребенком, и он запомнит это на всю
жизнь.
Тут есть нюанс: он не хочет помогать – скажете вы. Согласна, у самой
такая проблема. Но, проанализируйте, почему он не хочет? Может потому,
что его этому никто не учил? Или он один раз пытался помочь, но мы,
взрослые, раскритиковали в пух и прах все то, что ребенок делал с таким
усердием, чтобы порадовать нас? Задумайтесь над этим.
Все, что нужно от нас нашим детям – внимание и безусловная любовь.
Притча
“Уют любви и одобрения”
(звучит музыка)
Примите удобную позу. Расслабьтесь!
Как-то
Мастеру
пришла
идея
начитать
сказки
на
магнитофон.
Маленькая
девочка
научилась
включать
его
и
несколько
дней
все
шло
хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку
со сказками.
- Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.
- Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.
Слайд 5
У всех детей однажды наступает период, когда они пытаются понять,
кто в доме главный. Впервые это случается примерно в возрасте полутора-
двух лет. Они добиваются своего, устраивая истерики, топая ногами и крича.
Часто
под
таким
напором
родители
идут
им
на
уступки.
Дети
быстро
осваивают этот урок – при первой же возможности они повторят попытку
добиться желаемого криками и топаньем.
Как поступить, если ребёнок так ведёт себя?
Психологи советуют просто игнорировать подобное поведение. Когда
ребёнок кричит, ничего не делайте, постарайтесь сдержать свои эмоции, не
ругайтесь,
не
уговаривайте
прекратить
истерику.
Дайте
понять,
что
его
действия – крики, плач, топанье ногами, не действуют на вас.
Однако, велика вероятность, что ребенок не сможет сдержать свои
эмоции и в порыве истерики может нанести себе физический вред. Как
поступить?
Слайд №6
Возвращаемся к слову «слух». Поговорите с ребенком. В педагогике и
психологии
существуют
такие
понятия
как
«активное
и
пассивное
слушание». Как они работают:
Фраза ребенка
Пассивное слушание
Активное слушание
Мама, купи...
Как ты мне надоел со своими
просьбами
Мне очень хочется купить
эту вещь, но у меня нет
денег
Мама, ты, когда ссо-
ришься
с папой, ты его все
Это не твое дело
Люди могут ссориться, но
вместе с тем продолжать
любить друг друга
Я глупый?
Отстань
Я считаю, что нет. А что
случилось?
Еще один способ называется «Я-высказывание». Суть его в том, что вы
говорите
о
своих
чувствах,
а
не
о
поступке
ребенка.
Нельзя
в
таких
сообщениях произносить слово «ты».
К примеру: «Знаешь, меня раздражает, когда в комнате беспорядок»
(Вместо
привычного:
«Когда
ты
уже
уберешь
игрушки?»).
Ребенок
не
встретит вашу негативную энергию, так как вы не сказали слово «ты»,
значит, не ответит вам раздражением или грубостью.
Потом сделайте паузу. Можно еще добавить: «Что будем делать?».
Ждем реакцию ребенка, слушаем его.
Не унижаем, не давим на него, а
договариваемся.
Упражнение «Я-высказывание»
1.
Ты опять не повесил школьные вещи на вешалку?
2.
Почему ты не убрал обувь на место?
3.
До каких пор ты будешь мне мотать нервы своим поведением?
4.
Ты просто невыносимый ребенок!
5.
Сколько можно тебе говорить – садись делать уроки!
Ваши детки – первоклассники. Само слово говорит за себя «ПЕРВО-
классники», т.е. все в первый раз. Нет опыта, есть только страх перед
неизвестностью, переживания о том, что я могу быть хуже других. Сейчас мы
предлагаем вам игру, которая наглядно проиллюстрирует, что же чувствует
наш ребенок, когда идет в первый класс.
Игра «БАМПЕР» (проводит А.А.)
Обсуждение: кроме ребенка, в игре принимали участие родитель и
учитель. Скажите, какую роль должны играть они?
Слайд №7
Как бы это странно не звучало, но наши дети злопамятны. Они помнят
все: невзначай оброненное родителями обидное слово, сравнение с другими,
отстранение от себя, когда в доме появляется еще один ребенок, мы отдали
его игрушки или вещи и т.д. Они помнят все и…мстят нам.
Упражнение «Я – ребенок»
(техника двух стульев)
Инструкция: выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства.
Каким
вы
видите
себя
–
ребенка?
Проживите
эту
ситуацию
еще
раз.
Вспомните ваши чувства и поведение ваших родителей? Обратитесь к нему,
скажите
ласковые
слова,
посоветуйте
ему
что-нибудь.
Будьте
ему
таким
родителем, какого вы сами хотели бы иметь.
Обсуждение: тяжело ли было выполнять упражнение? Что вы для себя
поняли?
Мы напрочь забыли, что наш ребенок – личность, со своими чувствами
и эмоциями. Представьте, если бы ваш муж или жена отдала соседям ваши
вещи без вашего ведома? Представляю, что бы было!
Слайд №8
Если родители часто меняют свою точку зрения в вопросах воспитания,
ребёнок пользуется этим.
Например, однажды вы запретили сыну или дочери сделать что-то, а в
следующий раз пошли на уступку. Отсутствие чётких границ в поведении
вводит детей в заблуждение. Они видят, что вы можете нарушить своё слово
или отменить собственный запрет, если надавить на вас. В дальнейшем это
приведёт к непослушанию. Чтобы этого не случилось, всегда идите до конца.
Если сказали ребёнку нет, значит, нет. Будьте всегда верны своему слову и
принципам.
Часто
можно
наблюдать
в
семьях,
как
родители
перекладывают
ответственность
за
воспитание
ребенка
друг
на
друга,
как
бы
разрывая
ребенка пополам. Что происходит в этом случае? Ребенок теряет уважение к
обоим.
Слайд №9
Некоторые
родители
избирают
в
корне
неправильный
стиль
взаимоотношений со своими детьми.
Одни
выставляют слишком жёсткие требования для них, загоняют
их в рамки ограничений и запретов. Такой стиль воспитания, авторитарный,
может
иметь
негативные
последствия
для
детей
в
будущем.
Они
либо
вырастут слишком неуверенными в себе, либо станут проявлять диктаторские
качества, действуя напролом.
Другие родители впадают в иную крайность – воспитывают детей в
духе попустительства, позволяя им всё. В дальнейшем стоит ожидать, что
ребёнок вырастет эгоистом.
Есть ещё один способ взаимоотношений с детьми – демократический.
Он подразумевает умение договариваться.
Подведение итогов
Что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали?
Сегодняшняя наша встреча была направлена не на обличение вас, как плохих
родителей. Рассмотрев причины непослушания детей, возможно, вы увидели
собственные ошибки.
Сегодня много говорили взрослые. Настало время послушать детей.
Итак, как дети отвечают на вопрос «Почему они не слушаются?
Слайд №10
Теперь вы в силах их исправить, чтобы достичь гармонии и мира в
семье. Удачи вам и душевного благополучия!
Приложение №3
Упражнение «Энергичное рукопожатие»
Решение проблемных ситуаций
Психологическая игра «Бумер»
(отработка модели «Учитель-Ученик-Родитель»)
Приложение №4
Эффективные приемы для работы с родителями
«Дерево проблем»
Этот приём используется для постановки проблемы на родительском
собрании.
Накануне
собрания
учащимся
выдаются
«листочки
дерева»
зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину
получения
неудовлетворительных
оценок,
нежелания
учиться.
(Пишут
те
учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья
прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём
причина причины. И снова прикрепляют к дереву.
«Фотография класса»
Используется для знакомства с родителями. Классный руководитель
держит в руках фотографию класса, сделанную 1-го сентября и обращается к
родителям:
«Такая
фотография
есть
в
каждой
семье.
Вы,
наверняка,
рассматривали её вместе с детьми. Возможно, дети делились с Вами своими
впечатлениями.
Сейчас
я
буду
показывать
ребят
на
фотографии,
а
Вы,
родители этого ученика, расскажите немного о себе, представьтесь».
Этот
приём
располагает
родителей
к
доброжелательному
общению,
создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.
«Минуты благодарности»
Классный руководитель благодарит тех родителей, чьи дети добились
успехов в учёбе или проявили себя в других хороших делах.
«Острое блюдо»
Вопросы по теме собрания, по проблемам, актуальным для класса, для
отдельных родителей, посылаются классному руководителю по электронной
почте или пишутся прямо в классе на бумажках и складываются в коробочку
(перечницу, «Коробку идей»), которая передаётся родителями по кругу под
музыку. Тот, на ком музыка остановилась, отвечает на вопрос.