"Информационные технологии для детей с нарушением зрения"
Автор: Овчаренко Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: УДП ООО "Газпром добыча Уренгой" детский сад "Морозко" Населённый пункт: Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ Наименование материала: статья Тема: "Информационные технологии для детей с нарушением зрения" Раздел: дошкольное образование
Статья: «Информационные технологии для детей с нарушением
зрения»
На
базе
детского
сада
«Морозко»,
заведующей
которого
является
Новикова
Елена
Викторовна,
функционирует
разновозрастная
группа
для
детей
с
различными
зрительными
нарушениями.
Для
успешного
восстановления зрения и преодоления вторичных отклонений в развитии
детей осуществляет врач-офтальмолог Герасимова Лидия Андреевна.
Особое
внимание
в
нашем
детском
саду
уделяется
физическому
воспитанию дошкольников. Наряду с общими задачами охраны и укрепления
здоровья оно направлено на преодоление недостатков физического развития
наших малышей.
Проблемой
у
детей
с
нарушениями
зрения
являются
трудности
в
ориентировке в пространстве. Это одна из актуальных проблем входящих в
сферу социальной адаптации таких детей. Своеобразие психофизического
развития
дошкольников
проявляется
в
их
недостаточной
двигательной
активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь,
это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в
дальнейшем
ограничивают
самостоятельность
человека
в
любой
деятельности.
В
детском
саду,
мы
в
своей
профессиональной
деятельности
используем
различные
инновационные
методики.
В
коррекционно-
развивающей и оздоровительной работе с детьми используем разработанные
педагогическим коллективом технологии: комплексы зрительной гимнастики,
комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам, гимнастика после
сна. В лечении зрительных нарушений также используются компьютерные
программы: «Цветок» - интерактивная тренировочная программа, имеющая
игровой характер. Программа предлагает ребенку серию усложняющихся, но
однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта
среди
нескольких объектов,
предъявляемых
на
лепестках
цветка;
«Крестики» - это игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в
котором используется инвертирующееся шахматное поле; «Паучок» - еще
одна игра
для
лечения
амблиопии, где
стимуляция
производится
структурированными динамическими
изображениями.
Калейдоскоп,
RELAX, SafeEyes, STRABISMUS, VISUS.
Применяя
компьютерные
обучающие
программы,
и
педагоги,
и
родители должны помнить, что существуют определенные ограничения по
времени. Так, детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше
20 минут, а детям 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до
получаса.
В
качестве
возможной
программы
использования
компьютерных
программ в домашних условиях можно рекомендовать следующую систему
реабилитационной направленности для детей в возрасте 4-5 лет.
Поставленные коррекционно-развивающие задачи:
коррекция зрительного восприятия;
формирование зрительно-моторной координации;
развитие пространственных представлений.
Ход занятия:
Вводная часть (работа педагога)
Развитие системы «Глаз – рука».
Цель:
подготовка
руки
и
зрительного
анализатора
к
работе
на
компьютере. Педагог предлагает игровое задание «Цветные шнуровки». В
процессе
решения
дидактической
задачи
подбираются
цветные
шнурки
нужного
размера,
и
«вышивается»
определенная
часть
картинки.
Закрепляются сенсорные эталоны (цвет и величина), развивается внимание, а
так же точность движения рук и пальцев.
Основная часть: (в медицинском кабинете)
Предлагается набор компьютерных дидактических заданий с целью
закрепления
сенсорных
эталонов
(цвет,
величина),
формирования
осознанности
зрительного
восприятия
и
развития зрительно – моторной
координации.
Игра «Меньше – больше»
Цель:
формирование
сенсорных
эталонов
(величина),
развитие
точности ручных движений.
Выполнение: Предлагается при помощи курсора отбирать предметы по
величине: большие и маленькие.
По окончанию игры ребенок оценивает результат своей работы.
Отмечаются
достижения
ребенка
в
сравнении
с
аналогичными
заданиями выполняемыми ранее. При отсутствии положительной динамики
намечаются
пути
коррекции.
Врач
при
ребенке
(это
важно)
дает
рекомендации педагогу для индивидуальной работы в группе.
Игра «Раскрась картинку»
Цель: развитие осознанного восприятия, точности ручных движений,
формирование умения ориентироваться в микропространстве.
Выполнение:
Предлагается
при
помощи
курсора
раскрашивать
картинку.
Дети
4-х лет
подбирают цветовые
решения
самостоятельно,
называя, какой цвет они выбирают. Дети 4,5 – 5 лет выполняют задание по
словесной инструкции.
Важным
условием
эффективности
работы
по
оздоровлению
и
социализации ребенка с нарушением зрения является тесное сотрудничество
детского сада и семьи. Мы проводим консультации, организуем просмотры
индивидуальных и подгрупповых коррекционных мероприятий, размещаем
рекомендации
для
родителей
на
групповых
демонстрационных
стендах,
приглашаем семьи к участию в семейных творческих проектах, творческих
мастерских.
Успех лечения зависит от выбора оптимальных и удобных для детей,
родителей и медиков форм и методов терапии. Также от сроков оздоровления
детей с врожденным и приобретенным зрительным нарушением.
Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет
способствовать
их
более
полноценной
социализации
в
современном
обществе. Социализация дошкольников c различными нарушениями зрения
должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков
для дальнейшего успешного обучения их в школе.
Результаты
обследований
(офтальмологических
и
психолого-
педагогических)
позволяют
утверждать,
что
внедрение
игровых
компьютерных
программ
эффективно
для
офтальмологического
лечения
детей с нарушением зрения и закрепления результатов такого лечения; у
детей 3 - 5 лет развиваются интеллектуальные и моторные навыки и умения.
Наработанные в такой деятельности навыки и умения служит базисом для
дальнейшего более сложного офтальмологического лечения на специальной
аппаратуре.