Напоминание

"Информационные технологии для детей с нарушением зрения"


Автор: Овчаренко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: УДП ООО "Газпром добыча Уренгой" детский сад "Морозко"
Населённый пункт: Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала: статья
Тема: "Информационные технологии для детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: «Информационные технологии для детей с нарушением зрения» На базе детского сада «Морозко», заведующей которого является Новикова Елена Викторовна, функционирует разновозрастная группа для детей с различными зрительными нарушениями. Для успешного восстановления зрения и преодоления вторичных отклонений в развитии детей осуществляет врач-офтальмолог Герасимова Лидия Андреевна. Особое внимание в нашем детском саду уделяется физическому воспитанию дошкольников. Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья оно направлено на преодоление недостатков физического развития наших малышей. Проблемой у детей с нарушениями зрения являются трудности в ориентировке в пространстве. Это одна из актуальных проблем входящих в сферу социальной адаптации таких детей. Своеобразие психофизического развития дошкольников проявляется в их недостаточной двигательной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности. В детском саду, мы в своей профессиональной деятельности используем различные инновационные методики. В коррекционно- развивающей и оздоровительной работе с детьми используем разработанные педагогическим коллективом технологии: комплексы зрительной гимнастики, комплексы пальчиковой гимнастики по лексическим темам, гимнастика после сна. В лечении зрительных нарушений также используются компьютерные программы:
«Цветок»
- интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает ребенку серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка;
«Крестики»
- это игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в
котором используется инвертирующееся шахматное поле;
«Паучок»
- еще одна игра для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями.
Калейдоскоп,

RELAX, SafeEyes, STRABISMUS, VISUS.
Применяя компьютерные обучающие программы, и педагоги, и родители должны помнить, что существуют определенные ограничения по времени. Так, детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а детям 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. В качестве возможной программы использования компьютерных программ в домашних условиях можно рекомендовать следующую систему реабилитационной направленности для детей в возрасте 4-5 лет. Поставленные коррекционно-развивающие задачи:  коррекция зрительного восприятия;  формирование зрительно-моторной координации;  развитие пространственных представлений. Ход занятия: Вводная часть (работа педагога) Развитие системы «Глаз – рука». Цель: подготовка руки и зрительного анализатора к работе на компьютере. Педагог предлагает игровое задание «Цветные шнуровки». В процессе решения дидактической задачи подбираются цветные шнурки нужного размера, и «вышивается» определенная часть картинки. Закрепляются сенсорные эталоны (цвет и величина), развивается внимание, а так же точность движения рук и пальцев. Основная часть: (в медицинском кабинете) Предлагается набор компьютерных дидактических заданий с целью закрепления сенсорных эталонов (цвет, величина), формирования осознанности зрительного восприятия и развития зрительно – моторной координации.
Игра «Меньше – больше» Цель: формирование сенсорных эталонов (величина), развитие точности ручных движений. Выполнение: Предлагается при помощи курсора отбирать предметы по величине: большие и маленькие. По окончанию игры ребенок оценивает результат своей работы. Отмечаются достижения ребенка в сравнении с аналогичными заданиями выполняемыми ранее. При отсутствии положительной динамики намечаются пути коррекции. Врач при ребенке (это важно) дает рекомендации педагогу для индивидуальной работы в группе. Игра «Раскрась картинку» Цель: развитие осознанного восприятия, точности ручных движений, формирование умения ориентироваться в микропространстве. Выполнение: Предлагается при помощи курсора раскрашивать картинку. Дети 4-х лет подбирают цветовые решения самостоятельно, называя, какой цвет они выбирают. Дети 4,5 – 5 лет выполняют задание по словесной инструкции. Важным условием эффективности работы по оздоровлению и социализации ребенка с нарушением зрения является тесное сотрудничество детского сада и семьи. Мы проводим консультации, организуем просмотры индивидуальных и подгрупповых коррекционных мероприятий, размещаем рекомендации для родителей на групповых демонстрационных стендах, приглашаем семьи к участию в семейных творческих проектах, творческих мастерских. Успех лечения зависит от выбора оптимальных и удобных для детей, родителей и медиков форм и методов терапии. Также от сроков оздоровления детей с врожденным и приобретенным зрительным нарушением. Для таких детей необходимо создавать различные условия, что будет способствовать их более полноценной социализации в современном обществе. Социализация дошкольников c различными нарушениями зрения
должна быть направлена на формирование у них знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения их в школе. Результаты обследований (офтальмологических и психолого- педагогических) позволяют утверждать, что внедрение игровых компьютерных программ эффективно для офтальмологического лечения детей с нарушением зрения и закрепления результатов такого лечения; у детей 3 - 5 лет развиваются интеллектуальные и моторные навыки и умения. Наработанные в такой деятельности навыки и умения служит базисом для дальнейшего более сложного офтальмологического лечения на специальной аппаратуре.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!