Напоминание

Урок чтения "Дж. Родари "Как Алиса в море побывала".


Автор: Самошкина Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кысыл-Сырская СОШ"
Населённый пункт: п. Кысыл-Сыр, Вилюйский район РС(Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок чтения "Дж. Родари "Как Алиса в море побывала".
Раздел: начальное образование





Назад





Предмет:
Литературное чтение
Класс:
2 «А»
Тема :
Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (знакомство со сказкой, состоящей из двух частей)
Цель урока:
Учить детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими во время обсуждения, вырабатывать одну общую версию предполагаемого текста.
Задачи урока

Образовательные:
- совершенствовать умение читать слова, предложения - формировать умение использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации
Развивающие:
- развивать контроль и самоконтроль -формировать познавательного интереса, познавательную самостоятельность - развивать сенсорную сферу - углубить читательский интерес
Воспитательные:
- воспитание уважения к точке зрения собеседника. - воспитание требовательности к себе - воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успеху других.
Структура урока:
1. Постановка цели (самостоятельное формирование целей урока) 2. Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения) 3. Применение знаний в стандартной ситуации («Помоги соседу»; «Проверь себя»; «Групповая работа»), разноуровневые задания (перенос умений и навыков в новую ситуацию) с организацией самопроверки. 4. Подведение итогов урока.
Формы работы:
фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная.
Методы и приёмы работы
: практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия, создание проблемной ситуации. Оборудование: карточки-задания, наглядные пособия (чучела морских животных, засушенные кораллы, фотографии морских животных и водорослей). Урок проводился во 2-ом классе по учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир» Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Представленный урок является уроком систематизации полученных знаний.
Урок имеет личностно ориентированную направленность, подготовлен для решения задач личностного развития учащихся, нацелен на повышение самостоятельности в учебной деятельности, создание для учеников ситуации успеха за счёт применения специально разработанного дидактического материала: - разноуровневые задания: сравнение текста с содержанием прогнозов учащихся, что способствует включению непроизвольного внимания, вдумчивому чтению. Дотекстовая беседа. Устный прогноз по ключевым словам.
Социальные навыки:
умение представить результат работы малой группы всей аудитории. Деятельность ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности, освоение компонентов учебной деятельности: а) анализа и синтеза: - через фронтальную работу (анализ текста) -через выделения характерных особенностей текста ( с ка з ка - р а с с ка з , повествовательный рассказ, реальные события). б) сравнение: -через выборочное чтение по вопросам, которые задаёт учитель. в) абстрагирования: - при выполнении графических заданий по дополнительной тетради на печатной основе. г) обобщения и систематизации: - через обобщение признаков текста по главам. -через нестандартную ситуацию (деловая игра «Я – учитель») -через умение делать выводы. Развитие сенсорной сферы происходит за счёт выборочного чтения (зрительное восприятие, память: оперативная, эмоциональная, наглядно–образная; внимание: произвольное, непроизвольное, целенаправленное, организованное). Значительное внимание на уроке уделено формированию художественно грамотной речи: -развитию речевого умения в монологической форме (умение логично и связно высказываться) -развитию коммуникативных умений и навыков -обогащению словарного запаса учеников. Учитель задаёт положительный эмоциональный настрой, обогащает весь процесс позитивными эмоциями через доброжелательный тон, внимательное отношение к каждому ребёнку, собственную заинтересованность в происходящем.
Ход урока:

1. Вводная часть. Учитель приветствует детей. - Как вы себя чувствуете? (настроение) - Вы готовы работать на уроке? 2. Вспомнить число, месяц, год. 3. Проверка домашнего задания. Стихотворение. В.Орлов. «Я рисую море». (Наизусть, 4 – 5 учащихся). - Дети, рассказывая стихотворение, показывайте свои рисунки к тексту стихотворения.
Я рисую море








Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! У меня такая Краска голубая, Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя, Окунаю кисточку В море голубое. 4. Рефлексия эмоционального состояния после проверки домашнего задания: - Какое у вас было настроение при чтении этого стихотворения? Приклейте смайлик в тетрадь (тетрадь, где прослеживаются чувства ребёнка в течение всего урока). 5.Сообщение темы урока: Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (записано на доске). Дети читают заглавие, имя автора.
Беседа по теме сказки (гипотеза):

-Кто будет героем этой сказки? -Где будут происходить события? -Кто из вас отдыхал на море? -Какие мысли у вас там появились? Представляли ли вы себе какие-либо сказочные сцены?
Физминутка:
«Море волнуется раз» (разные фигуры изображают дети ) Рассматривание иллюстрации по учебнику. -Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация? (дети предполагают) -Что же могло произойти с этими героями? (дети предполагают сами) Чтение ключевых слов с доски (учитель открывает подготовленную заранее запись): Алиса, превращалась в рыбку, мальчик, нырнул, дельфин, дно морское, вернусь домой. Работа с ключевыми словами. -Дети, что обозначают, как помогают ключевые слова (ответ). -Как вы думаете, о чём сказка?
Рефлексия:
- Вы по ключевым словам предположили, о чём текст сказки. Что вы почувствовали при своих догадках? (нарисовать смайлик в тетрадь).
Физминутка:
«Стрекоза» Утром стрекоза проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три – присела, На четыре полетела. У воды остановилась, Над водою покружилась.
Работа с текстом по частям во время чтения.

Часть I
Читают дети для себя (самостоятельно). Выборочное чтение (вслух по вопросам): -Какая мечта была у Алисы? (найти и прочитать) -Почему она у неё появилась? (найти и прочитать)
-Что можно сказать об Алисе? (найти и прочитать) -Какая это была девочка? (она маленькая и верит в то, что можно стать рыбкой: она – выдумщица)
Рефлексия:
-Ваше отношение к Алисе, какое чувство вызывает эта героиня? -Хотели бы вы стать рыбкой? -Закройте глазки. Встаньте из-за парт представьте, что вы рыбка, руки – плавники, вы плывёте по морю. Вода тёплая, ласковая. Откройте глазки. Тихонько присядьте.
Часть II
Чтение вслух с сопровождением показа наглядностей (чучела морских ежей, моллюск, морских звёздочек, коралл, двухстворчатые раковины). (См. приложение)
Вопросы:
-Что вы узнали из первого абзаца о мальчике? -Как мальчик превратился в дельфина? -Поверила в это превращение Алиса? А вы? -Кем хотела стать Алиса? -Что из этого получилось? -Чем ей понравилось морское дно? -Что заставило Алису вернуться домой? (любовь к родителям) -Почему Алиса никогда и никому не рассказывала о том, что с ней приключилось в море?
Физминутка:
«Море волнуется раз». Работа группами (две группы по дополнительной тетради на печатной основе). Задание: Какой была Алиса? Соедини и допиши. Маленькая ___________________ Серьёзная ___________________ Выдумщица ___________________ Добрая ___________________ Любящая ___________________ с богатой фантазией ___________________ Проверка. (Сравнение работ двух групп по заданию)
Итог.
Похоже ли прочитанное произведение на сказку? (и, да и нет) Алиса
-Что в нём сказочного? (приключение Алисы на дне морском, превращения мальчика в дельфина) -А чем не похоже на сказку? (все приключения Алисы - это её фантазии, представления, нет сказочных примет).
Рефлексия в форме синквейа:
Учитель комментирует правила составления синквейна (раздаточный материал):  правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;  вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;  третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;  четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;  пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Например: Сказка Интересная, волшебная Читаю, удивляюсь, радуюсь Чудо
ВЫВОД:
Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой Дж. Родари. Чему она научила вас? Что бы вы хотели взять для себя? Подумайте и дома нарисуйте иллюстрации к этой сказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Морские ежи
Дельфины Морские звёзды
Морские ерши Морские кораллы

Морские раковины


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!