Урок чтения "Дж. Родари "Как Алиса в море побывала".
Автор: Самошкина Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Кысыл-Сырская СОШ" Населённый пункт: п. Кысыл-Сыр, Вилюйский район РС(Якутия) Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок чтения "Дж. Родари "Как Алиса в море побывала". Раздел: начальное образование
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 «А»
Тема : Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (знакомство со сказкой, состоящей из двух частей)
Цель урока: Учить детей слушать друг друга, проявлять интерес к версиям, предложенным другими
во время обсуждения, вырабатывать одну общую версию предполагаемого текста.
Задачи урока
Образовательные:
- совершенствовать умение читать слова, предложения
- формировать умение использовать ранее усвоенные знания и умения в новой ситуации
Развивающие:
- развивать контроль и самоконтроль
-формировать познавательного интереса, познавательную самостоятельность
- развивать сенсорную сферу
- углубить читательский интерес
Воспитательные:
- воспитание уважения к точке зрения собеседника.
- воспитание требовательности к себе
- воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом, чувства сопереживания,
умения радоваться успеху других.
Структура урока:
1.
Постановка цели (самостоятельное формирование целей урока)
2.
Проверка домашнего задания (чтение наизусть стихотворения)
3.
Применение
знаний
в
стандартной
ситуации
(«Помоги
соседу»;
«Проверь
себя»;
«Групповая
работа»),
разноуровневые
задания
(перенос
умений
и
навыков
в
новую
ситуацию) с организацией самопроверки.
4.
Подведение итогов урока.
Формы работы: фронтальная, групповая, диалог учителя и ребенка, индивидуальная.
Методы и приёмы работы : практикум, мини-исследование, разноуровневые задания, рефлексия,
создание проблемной ситуации.
Оборудование: карточки-задания,
наглядные пособия (чучела морских животных, засушенные
кораллы, фотографии морских животных и водорослей).
Урок проводился во 2-ом классе по учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой
мир» Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева.
Представленный урок является уроком систематизации полученных знаний.
Урок
имеет
личностно
ориентированную
направленность,
подготовлен
для
решения
задач
личностного
развития
учащихся,
нацелен
на
повышение
самостоятельности
в
учебной
деятельности,
создание
для
учеников
ситуации
успеха
за
счёт
применения
специально
разработанного дидактического материала:
- разноуровневые
задания: сравнение текста с содержанием прогнозов учащихся, что
способствует включению непроизвольного внимания, вдумчивому чтению. Дотекстовая беседа.
Устный прогноз по ключевым словам.
Социальные навыки: умение представить результат работы малой группы всей аудитории.
Деятельность ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной
деятельности, освоение компонентов учебной деятельности:
а) анализа и синтеза:
- через фронтальную работу (анализ текста)
-через
выделения
характерных
особенностей
текста
( с ка з ка - р а с с ка з ,
повествовательный рассказ, реальные события).
б) сравнение:
-через выборочное чтение по вопросам, которые задаёт учитель.
в) абстрагирования:
- при выполнении графических заданий по дополнительной тетради на печатной
основе.
г) обобщения и систематизации:
- через обобщение признаков текста по главам.
-через нестандартную ситуацию (деловая игра «Я – учитель»)
-через умение делать выводы.
Развитие сенсорной сферы происходит за счёт выборочного чтения (зрительное восприятие,
память: оперативная, эмоциональная, наглядно–образная; внимание: произвольное, непроизвольное,
целенаправленное, организованное).
Значительное внимание на уроке уделено формированию художественно грамотной речи:
-развитию
речевого
умения
в
монологической
форме
(умение
логично
и
связно
высказываться)
-развитию коммуникативных умений и навыков
-обогащению словарного запаса учеников.
Учитель
задаёт
положительный
эмоциональный
настрой,
обогащает
весь
процесс
позитивными эмоциями через доброжелательный тон, внимательное отношение к каждому ребёнку,
собственную заинтересованность в происходящем.
Ход урока:
1.
Вводная часть.
Учитель приветствует детей.
- Как вы себя чувствуете? (настроение)
- Вы готовы работать на уроке?
2. Вспомнить число, месяц, год.
3. Проверка домашнего задания. Стихотворение. В.Орлов. «Я рисую море». (Наизусть, 4 – 5
учащихся).
- Дети, рассказывая стихотворение, показывайте свои рисунки к тексту стихотворения.
Я рисую море
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя,
Окунаю кисточку
В море голубое.
4. Рефлексия эмоционального состояния после проверки домашнего задания:
- Какое у вас было настроение при чтении этого стихотворения?
Приклейте смайлик в тетрадь (тетрадь, где прослеживаются чувства ребёнка в течение
всего
урока).
5.Сообщение темы урока: Дж Родари «Как Алиса в море побывала» (записано на доске).
Дети читают заглавие, имя автора.
Беседа по теме сказки (гипотеза):
-Кто будет героем этой сказки?
-Где будут происходить события?
-Кто из вас отдыхал на море?
-Какие мысли у вас там появились? Представляли ли вы себе какие-либо сказочные сцены?
Физминутка: «Море волнуется раз» (разные фигуры изображают дети )
Рассматривание иллюстрации по учебнику.
-Какой персонаж сказки подсказала нам иллюстрация? (дети предполагают)
-Что же могло произойти с этими героями? (дети предполагают сами)
Чтение
ключевых
слов
с
доски
(учитель
открывает
подготовленную
заранее
запись):
Алиса,
превращалась в рыбку, мальчик, нырнул, дельфин, дно морское, вернусь домой.
Работа с ключевыми словами.
-Дети, что обозначают, как помогают ключевые слова (ответ).
-Как вы думаете, о чём сказка?
Рефлексия:
- Вы по ключевым словам предположили, о чём текст сказки. Что вы почувствовали при
своих догадках? (нарисовать смайлик в тетрадь).
Физминутка:
«Стрекоза»
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – присела,
На четыре полетела.
У воды остановилась,
Над водою покружилась.
Работа с текстом по частям во время чтения.
Часть I
Читают дети для себя (самостоятельно).
Выборочное чтение (вслух по вопросам):
-Какая мечта была у Алисы? (найти и прочитать)
-Почему она у неё появилась? (найти и прочитать)
-Что можно сказать об Алисе? (найти и прочитать)
-Какая это была девочка? (она маленькая и верит
в то, что можно стать рыбкой: она –
выдумщица)
Рефлексия:
-Ваше отношение к Алисе, какое чувство вызывает эта героиня?
-Хотели бы вы стать рыбкой?
-Закройте
глазки. Встаньте из-за
парт представьте, что вы рыбка, руки – плавники, вы
плывёте по морю. Вода тёплая, ласковая. Откройте глазки.
Тихонько присядьте.
Часть II
Чтение вслух с сопровождением
показа наглядностей (чучела морских ежей, моллюск,
морских звёздочек, коралл, двухстворчатые раковины). (См. приложение)
Вопросы:
-Что вы узнали из первого абзаца о мальчике?
-Как мальчик превратился в дельфина?
-Поверила в это превращение Алиса? А вы?
-Кем хотела стать Алиса?
-Что из этого получилось?
-Чем ей понравилось морское дно?
-Что заставило Алису вернуться домой? (любовь к родителям)
-Почему Алиса никогда и никому не рассказывала о том, что с ней приключилось в море?
Физминутка: «Море волнуется раз».
Работа группами (две группы по дополнительной тетради на печатной основе).
Задание: Какой была Алиса? Соедини и допиши.
Маленькая
___________________
Серьёзная
___________________
Выдумщица
___________________
Добрая
___________________
Любящая
___________________
с богатой фантазией
___________________
Проверка. (Сравнение работ двух групп по заданию)
Итог. Похоже ли прочитанное произведение на сказку? (и, да и нет)
Алиса
-Что в нём сказочного? (приключение Алисы на дне морском, превращения мальчика в
дельфина)
-А чем не похоже на сказку? (все приключения Алисы - это её фантазии, представления, нет
сказочных примет).
Рефлексия в форме синквейа:
Учитель комментирует правила составления синквейна (раздаточный материал):
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Например:
Сказка
Интересная, волшебная
Читаю, удивляюсь, радуюсь
Чудо
ВЫВОД:
Сегодня мы познакомились еще с одной сказкой Дж. Родари. Чему она научила вас? Что бы
вы хотели взять для себя? Подумайте и дома нарисуйте иллюстрации к этой сказке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Морские ежи
Дельфины
Морские звёзды
Морские ерши
Морские кораллы