Напоминание

Приемы коррекции звукопроизношения у детей с ТНР


Автор: Хромова Наталья Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 73
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Приемы коррекции звукопроизношения у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Внедрение инноваций в деятельность педагогов обусловлено переходом Российского образования на позиции личностно-ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать особые индивидуальные особенности ребенка. Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяют методический состав. Инновационный технологии - • – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем техноло- гиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология фор- мирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие), • - новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструмен- ты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятель- ности педагога, • - новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, • - новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушен- ных психических функций. •
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие по-

вышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющи-

еся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
• Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. • Основным
критерием «инновационности»
технологии является
повыше-

ние эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

К инновационным технологиям относят
:
арт - терапевтические технологии; • современные технологии логопедического и пальцевого массажа; • современные технологии сенсорного воспитания; • телесноориентированные техники; • «Су – Джок» – терапия; • криотерапия; • информационные технологии. Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту или иную коррекционную задачу - например, в области устранения дизартрии и развития саморегуляции детей. Каждый год сложные сочетанные дефекты у детей с тяжелыми нарушениями речи ставят перед логопедом новые задачи. Несколько лет назад основной проблемой в коррекции звукопроизносительных навыков были различные дизартрические растройства, тяжелые формы парезов языка, гипер- или гипотонус органов артикуляционного аппарата. В настоящее время эти состояния усложнились повсеместным нарушением саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью удержать, автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки. Я вижу это на примере своей группы первого года работы. В группе 14 детей, из них 3 ребенка с диагнозом ОНР 2 ур.реч.разв., 1 ребенок – с 1 ур.реч.разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением саморегуляции, повышенной истощаемостью и утомляемостью. Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик – вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции звукопроизношения 2
Вестибулярные пластинки помогают: - норамлизовать носовое дыхание - стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ - исправлять инфантильное глотание - исправлять недоразвитие нижней челюсти - тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции - эффективно корректировать дефекты речи Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при дизартрии (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с поднятием и удержанием языка в верхнем зазубном положении. Поместив пластину в рот, ребенок инстинктивно начинает катать языком бусину по твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы. Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств – восстановление нарушенных связей между зонами восприятия и воспроизводства речи и как следствие – устранение спастичности и недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование речевого круга между центром Брока и центром Вернике обеспечивает дейчтвенная технология «Дизартрия.NET» , которую разработал коллектив специалистов Инститтута информационных технлологий в образовании ЮНЕСКО под руководством Б.Я.Коцика и Н.Г. Токаревой. Это компьютерная программа-тренажер, с помощью которого стабилизируется работа речедвигательных центров, увеличивается продолжительность выдоха в 2-3- раза, формируется правильное физиологическое дыхание , устраняются разрыва речи, устраняя «рваную» речь, характерную при дизартрии. 3
В процессе работы с тренажером произношение становится плавным, поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к нему через наушники, воспринимается, а затем анализируется ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех речевых мозговых центров. В настоящее время уже первый этап постановки звука затрудняется из - за низкой способности ребенка концентрироваться, понять и выполнить словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в зеркало и удержать внимание на несколько секунд. Данная проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на своем опыте, советуют каждый этап логопедической работы дополнять различными непроиззвольными действиями. То есть даже элементы логопедической гимнастики с самых первых занятий усложняются различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т.д. Необходимость удержать сразу несколько (интересных ребенку) задач постепенно расширяет его возможности к концентрации и саморегуляции. Мой личный опыт показывает: если первые же занятия по развитию артикуляционной моторики дополнять движением и музыкой (которая снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки), эффект от занятий значительно увеличивается. При этом весь музыкальный материал должен звучать в ритме 60 ударов в секунду (это, например, все известные детские песенки). Отдельная группа детей – это дети с гиперактивностью или аутичным спектром поведения, при котором внешнее внимание ребенка очень кратковременно и неустойчиво. 4
В этом случае музыкальная основа упражнений для уточнения и закрепления уже поставленного звука позволяет удержать, сконцентрировать внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова слогами и звуками, которые автоматизируются в данный момент. Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся оречевлять самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это не логоритмика в чистом виде. Это один из множества вариантов соединить движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в результате - полюбить сложный звук. Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика. Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и непринужденность. Дети у которых есть проблемы с произношением бывают слишком напряжены, они отличаются гипервозбудимостью, или наоборот расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы речевого аппарата. Фонетическая ритмика помогает ребенку: • нормализовать речевое дыхание; • менять высоту, силу голоса в различном темпе. • воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах; • воспроизводить звуки в заданном темпе; • воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы; • учит естественному выражению отрицания, смеха и т.п. с помощью жестов и звукопроизношения. • Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств; 5
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены на: - нормализацию речевого дыхания и связанной с ними слитности речи. - правильное воспроизведение звуков и их сочет аний изолированно, в слогах, и словосочетаниях, словах, фразах. - умение активно проявлять себя в различных речевых ситуациях Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. Большое значение придается диафрагмальному дыханию. Приемы фонетической ритмики Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх – на пояс. Все движения, отобранные для занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков, четкого различения и узнавания звуков речи. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. 6
Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи, ее коррекция, формирование фонематических представлений. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений : активная, самостоятельная , выразительная. Рзнообразные речедвигательные игры мы разрабатываем на основе набора «Твистер». С его помощью можно постепенно усложнять речевую задачу, дополняя ее различными упражнениями на развитие мелкой и крупной моторики, приучать ребенка к вниманию и контролю Чем шире будет опора на различные анализаторы ( речедвигательный кинестетический , зрительный, слуховой) тем быстрее решится учебная задача ( в том числе и звукопроизносительная). Уникальный вариантов учебной игры на одновременное развитие фантазии, воображения, тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности и речи - это работа с песочным планшетом.

Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. • Песочная терапия способствует: • • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; • • обогащению словарного запаса; • • развитию связной речи; • • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; • развитию фантазии и образного мышления 7
8


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!