Автор: Хромова Наталья Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 73 Населённый пункт: Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Приемы коррекции звукопроизношения у детей с ТНР Раздел: дошкольное образование
Внедрение инноваций в деятельность педагогов
обусловлено переходом
Российского образования
на позиции личностно-ориентированной педагогики,
предполагающей
не
ограничиваться
формированием
программных
знаний,
умений, навыков, а стремиться развивать особые индивидуальные особенности
ребенка.
Современные авторы по-разному трактуют данное понятие приминительно к
образовательной сфере. Одни определяют его как новый метод или прием, другие
как описание процесса достижения результата. Но в любом случае, инновации в
логопедической практике не
меняют базисную
организацию коррекционного
воздействия, а лишь локально изменяют методический состав.
Инновационный технологии -
•
– это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем техноло-
гиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология фор-
мирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной
стороны речи и другие),
•
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструмен-
ты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятель-
ности педагога,
•
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
•
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального
фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушен-
ных психических функций.
•
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие по-
вышенной эффективность методы и инструменты, приёмы, являющи-
еся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
•
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение
нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию
совместной деятельности педагога и ребёнка.
•
Основным критерием «инновационности» технологии является повыше-
ние эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
К инновационным технологиям относят :
арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного воспитания;
• телесноориентированные техники;
• «Су – Джок» – терапия;
• криотерапия;
• информационные технологии.
Инновация в логопедии всегда связана с необходимостью решить ту
или
иную
коррекционную
задачу
-
например,
в
области
устранения
дизартрии и развития саморегуляции детей.
Каждый
год
сложные
сочетанные
дефекты
у
детей
с
тяжелыми
нарушениями речи ставят перед логопедом новые задачи. Несколько лет
назад
основной
проблемой
в
коррекции
звукопроизносительных
навыков
были различные дизартрические растройства,
тяжелые формы
парезов
языка,
гипер-
или
гипотонус
органов
артикуляционного
аппарата.
В
настоящее время
эти состояния усложнились повсеместным нарушением
саморегуляции у детей и как следствие – их неспособностью
удержать,
автоматизировать и самостоятельно ввести в речь уже поставленные звуки.
Я вижу это на примере своей группы первого года работы. В группе 14
детей, из них 3 ребенка
с диагнозом ОНР 2 ур.реч.разв., 1 ребенок – с 1
ур.реч.разв., 4 полноценных дизартрика и 8 детей страдают нарушением
саморегуляции, повышенной истощаемостью и утомляемостью.
Одна из наиболее удобных и действенных инновационных методик –
вестибулярные пластины Хайнц (Хинц) – для массажа языка и коррекции
звукопроизношения
2
Вестибулярные пластинки помогают:
- норамлизовать носовое дыхание
- стимулировать круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ
- исправлять инфантильное глотание
- исправлять недоразвитие нижней челюсти
- тренировать мышцы, участвующие в жевании и артикуляции
- эффективно корректировать дефекты речи
Такие вестибулярные пластины можно успешно применять при
дизартрии (особенно в случае пареза артикуляционных мышц, сложностях с
поднятием и удержанием языка в верхнем зазубном положении. Поместив
пластину в рот, ребенок инстинктивно начинает катать языком бусину по
твердому небу, стимулируя таким образом тонус язычной мышцы.
Одна из сложнейших задач при коррекции дизартрических растройств –
восстановление
нарушенных
связей
между
зонами
восприятия
и
воспроизводства
речи
и
как
следствие
–
устранение
спастичности
и
недостаточности речедвигательных центров. Своеобразное протезирование
речевого круга между
центром Брока и центром Вернике обеспечивает
дейчтвенная технология «Дизартрия.NET» , которую разработал коллектив
специалистов
Инститтута
информационных
технлологий
в
образовании
ЮНЕСКО под руководством Б.Я.Коцика и Н.Г. Токаревой.
Это
компьютерная
программа-тренажер,
с
помощью
которого
стабилизируется
работа
речедвигательных
центров,
увеличивается
продолжительность
выдоха
в
2-3-
раза,
формируется
правильное
физиологическое дыхание , устраняются разрыва речи, устраняя «рваную»
речь, характерную при дизартрии.
3
В процессе работы с тренажером произношение становится плавным,
поскольку собственная, но уже исправленная речь пациента возвращается к
нему
через
наушники,
воспринимается,
а
затем
анализируется
ассоциативными центрами правильно. Это приводит к нормализации работы
поврежденного при дизартрии центра Брокка и синхронизации работы всех
речевых мозговых центров.
В настоящее время уже первый этап постановки звука затрудняется
из - за низкой способности ребенка концентрироваться, понять и выполнить
словесную инструкцию. Ребенку бывает трудно даже посмотреть на себя в
зеркало и удержать внимание на несколько секунд.
Данная
проблема часто обсуждается на выездных и веб семинарах
специалистов московского центра «Логопед плюс», которые, основываясь на
своем опыте, советуют
каждый этап логопедической работы дополнять
различными
непроиззвольными
действиями.
То
есть
даже
элементы
логопедической
гимнастики
с
самых
первых
занятий
усложняются
различными двигательными задачами – встать, попрыгать, присесть и т.д.
Необходимость
удержать
сразу
несколько
(интересных
ребенку)
задач
постепенно расширяет его возможности к концентрации и саморегуляции.
Мой личный опыт показывает: если первые же занятия по развитию
артикуляционной
моторики
дополнять
движением
и
музыкой
(которая
снимает напряжение, но позволяет мягко увеличивать нагрузки), эффект от
занятий значительно увеличивается. При этом весь музыкальный материал
должен звучать в ритме 60 ударов в секунду (это, например, все известные
детские песенки).
Отдельная группа детей – это дети с гиперактивностью или аутичным
спектром
поведения,
при
котором
внешнее
внимание
ребенка
очень
кратковременно и неустойчиво.
4
В этом случае музыкальная основа упражнений
для уточнения и
закрепления уже поставленного звука позволяет удержать, сконцентрировать
внимание ребенка. Очень результативно использовать в виде музыкальной
основы любимую ребенком детскую песню, заменяя ее слова
слогами и
звуками, которые автоматизируются в данный момент.
Работая в тесной связи с музыкальным руководителем, мы пытаемся
оречевлять самые различные музыкальные и двигательные упражнения. Это
не логоритмика в чистом виде. Это один из множества вариантов соединить
движение, музыку и речь с целью ассоциировать, уточнить, закрепить и в
результате - полюбить сложный звук.
Эффективным методическим приемом для работы над звуками является
фонетическая ритмика.
Занятия Ф.Р. включают в себя упражнения по развитию речевого
дыхания, силы голоса, темпа, игры помогающие обрести раскованность и
непринужденность.
Дети у которых есть проблемы с произношением бывают
слишком
напряжены,
они
отличаются
гипервозбудимостью,
или
наоборот
расслабленностью. Таким детям тяжело произносить звуки, которые требуют
активного выдоха, не могут произвольно напрягать и расслаблять мышцы
речевого аппарата.
Фонетическая ритмика помогает ребенку:
•
нормализовать речевое дыхание;
•
менять высоту, силу голоса в различном темпе.
•
воспроизводить звуки по отдельности, в слогах, словах и фразах;
•
воспроизводить звуки в заданном темпе;
•
воспринимать, различать, воспроизводить разные ритмы;
•
учит
естественному
выражению
отрицания,
смеха
и
т.п.
с
помощью жестов и звукопроизношения.
•
Выражать эмоции с помощью разных интонационных средств;
5
С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы.
Фонетическая
ритмика
—
это
движения,
а
дети
любят
двигаться.
Они
повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку
предлагаются
для
подражания
различные
движения,
сочетающиеся
с
одновременным
произнесением
звуков
и
слогов.
Характер
движений
определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается
быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают
удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции
с движением помогает запоминанию букв.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, направлены
на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ними слитности речи.
-
правильное
воспроизведение
звуков
и
их
сочет аний
изолированно, в слогах, и словосочетаниях, словах, фразах.
- умение активно проявлять себя в различных речевых ситуациях
Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия
напряжения: дети стоят, сидят,
ходят, бегают, прыгают. Большое значение
придается диафрагмальному дыханию.
Приемы фонетической ритмики
Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее.
Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх - в стороны, вверх – на
пояс.
Все движения, отобранные для занятий по фонетической ритмике,
рассматриваются
как
стимуляция
для
формирования
и
закрепления
произносительных навыков, четкого различения и узнавания звуков речи.
Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда
слово,
слог,
звук
правильно
реализуются
в
речи
и
после
того,
как
прекратилось движение.
6
Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой –
это средство для достижения цели, которой является формирование речи, ее
коррекция,
формирование
фонематических
представлений.
Конечная
цель
этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений :
активная, самостоятельная , выразительная.
Рзнообразные речедвигательные игры мы разрабатываем на основе
набора «Твистер».
С
его
помощью
можно
постепенно
усложнять
речевую
задачу,
дополняя
ее
различными
упражнениями
на
развитие
мелкой
и
крупной
моторики, приучать ребенка к вниманию и контролю
Чем шире будет опора на различные анализаторы ( речедвигательный
кинестетический , зрительный,
слуховой) тем быстрее решится учебная
задача
(
в
том
числе
и
звукопроизносительная).
Уникальный
вариантов
учебной
игры
на
одновременное
развитие
фантазии,
воображения,
тактильной чувствительности, мелкой моторики, навыков изодеятельности и
речи - это работа с песочным планшетом.
•
Песочная
терапия
-
метод
терапии,
способствующий
более
качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
•
Песочная терапия способствует:
•
• совершенствованию умений и навыков практического общения,
используя вербальные и невербальные средства;
•
• обогащению словарного запаса;
•
• развитию связной речи;
•
•
побуждению
детей
к
активным
действиям
и
концентрации
внимания;
• развитию фантазии и образного мышления
7
8