Напоминание

"Формирование УУД у обучащихся в начальных классах посредством проектной деятельности"


Автор: Галимова Надежда Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Тайтурская СОШ"
Населённый пункт: п.Тайтурка Иркутской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД у обучащихся в начальных классах посредством проектной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад





Учитель нач.кл.

МБОУ «Тайтурская СОШ»

Галимова Надежда Витальевна

«Формирование УУД у обучащихся в начальных классах посредством проектной

деятельности»

I.

Педагогическая деятельность по развитию универсальных учебных действий

посредством организации исследовательской деятельности.

1.

Задачи:
- определить актуальность исследовательской деятельности в соответствии с требованиями стандарта на ступени начального общего образования; - представить технологию организации и проведения исследования младшими школьниками в рамках проектной деятельности; - повысить профессиональную компетентность учителей начальной школы по развитию универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе.
2.

Технология опыта работы:
- Взяв за основу методику Савенкова А.И., я внесла некоторые коррективы и придерживаюсь следующих этапов. При этом обращаю ваше внимание на ряд трудностей, которые могут возникнуть при организации и проведении исследовательской деятельности учеников начальной школы. Деятельность педагога и учащихся на каждом этапе работы над проектом представлю следующей таблицей:
3.

Этапы работы над проектом
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 этап инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач 2 этап основополагающий
Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов 3 этап прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов 4 этап заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности 5 этап итоговый Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы. I этап - инициирующий – На этом этапе очень важно правильно выбрать тему, чтобы увлечь ребёнка II этап – основополагающий Цель этапа: умело поделить класс на группы по 4-5 человек. Определить лидеров групп. Правильно спланировать поисково-исследовательские операции. III этап – прагматический На этом этапе необходимо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. IV этап – заключительный Сложность этапа заключается в умении обосновывать своё мнение, анализе полученной информации, в обобщении, выделении главного, исключении второстепенного. V этап – итоговый На итоговом этапе необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика, чтобы ребёнок был удовлетворён результатами своей работы. Невозможно с 1 класса организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка в полной мере, поэтому я выделила три уровня сложности: • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику (1 класс); • второй: педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само
решение ученику предстоит найти самостоятельно (середина 2 класса, 3 класс); • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение (4 класс). Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий.
4.

Результаты работы:
За 4 года учащимися класса были подготовлены к защите более 20 проектов на различные темы. Одним из вариантов показателей эффективности исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных мероприятиях различного уровня. Данная технология не теряет своей значимости в условиях стандарта нового поколения, а наоборот приобретает ещё большую актуальность.
II.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках реализации

ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности.
1.
Цель проектно-исследовательской деятельности:
В рамках ФГОС 2 поколения –
Формирование УУД в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся.

2.

Задачи:

Формирование личностных УУД:
• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; • Воспитание целеустремлённости и настойчивости
Формирование коммуникативных УУД:
• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром, • Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; • Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения
Формирование регулятивных УУД:
• Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формирование познавательных УУД:
 Сбор, систематизация, хранение, использование информации 1) На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:  Развитие умений видеть проблемы  Развитие умений выдвигать гипотезы  Развитие умений задавать вопросы, то есть развитие регулятивных УУД  Подбор литературы по заданной теме  Ориентировка в словаре, справочной литературе  Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту, то есть развитие познавательных УУД. Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД). С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем и самими учениками, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. 2)
Второй этап
- второй класс начальной школы – ориентирован: Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников Методы и способы деятельности Урочная деятельность Внеурочная деятельность
· приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; · развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; · поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников - учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; знакомство со структурой проектно– исследовательской работы - экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)  Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно- исследовательских задач и заданий и осознание ценности совместного опыта.  Развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.  Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. 3)
Третий этап
соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников Методы и способы деятельности Урочная деятельность Внеурочная деятельность -обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и
- осознание логики исследования и развитие исследовательских умений -усложнение учебно-исследовательских задач, развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это - повышает уровень формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения сложность деятельности заключается в нарастании сложности учебно-исследовательских задач, в постановке и решении самими школьниками учебно-исследовательских задач. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно- исследовательской деятельности, необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
III.

Формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности

соответственно этапам выполнения учебного проекта, формирование основ

универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской

деятельности учащихся (в
недренческий этап
,
3-4 класс). Основной тезис этапа «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» Мною наработана определённая методика по организации и проведению научно- исследовательской работы учащихся, которую привожу ниже.
Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:
 выбор темы проекта;  актуальность проекта, постановка цели, задач;  анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;  формирование гипотезы;  планирование и разработка исследовательских действий;  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;  подготовка и написание работы;  оценка проекта экспертами (практическая проверка);  последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;  выступление, защита проекта.

Рассмотрим основные шаги создания проекта.

1. Выбор темы проекта.
В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого- либо противоречия.
2. Постановка цели и задач.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении. Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их обработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. После того, как цель и задачи сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос возможно было получить .
3. Анализ литературы.
Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных
обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы. Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
4. Методы исследования.
Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования: – интервью, – опросы, – обработка статистических и опытных данных. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи: – поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям, – сбор информации, – решение промежуточных задач, – анализ собранной информации. Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил: – Записи наблюдений делаются в специальных журналах безотлагательно. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. – Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение. – Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты. – Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.

5. Сбор материала и принципы работы с ним.
Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдения, проведенные в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее, чем в двух вариантах. Вариант, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. В отчёте о научно-исследовательской нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.
IV. Заключение.
Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е.
формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!