Автор: Никишина Ольга Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад № 21 комбинированного вида Населённый пункт: Воронежская область, город Борисоглебск Наименование материала: статья Тема: Математика в детском саду Раздел: дошкольное образование
Ф-Математика... выявляет порядок, симметрию и определённость. А это
важнейшие виды прекрасного.
Аристоель.
Задача, стоящая перед воспитателями д/с существенно отличается от задачи
учителей школы: гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки
ребенку, а сформировать у него определенное отношение к миру, т.е.
заложить основы его личности. Поэтому в каждом конкретном случае важно
помнить что дает то или иное знание маленькому растущему человеку.
знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не
есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего
создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Основная цель
занятий математикой - дает ребенку ощущение уверенности в своих силах,
основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно,
предсказуем для человека.
Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе
является развитие логического мышления и познавательных способностей
дошкольников, формирование у них элементарных математических
представлений, умений и навыков. Обучение в детском саду должно
проходить при помощи конкретных приемов изучения программного
материала всоответсвии с возрастными возможностями детей, с учетом
основных дидактических принципов: от простого к сложному, от наблюдения
к элементарным обобщениям.
Постепенно дошкольники учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать,
обобщать, приобретают навыки измерения, счета, представления о размере,
форме, массе предметов, об ориентировке во времени и пространстве.
Воспитатель в своей работе с детьми должен опираться на наблюдения и
практический опыт детей, применять в своей работе систему разнообразных
упражнений, дидактических игр и наглядных пособий, создавать проблемные
ситуации, заставляющие ребенка самостоятельно находить решения,
подводящие его к "открытию" определенных закономерностей.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы,
содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает
основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным
признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а
так же по направленности на развитие тех или иных умений. Занимательный
материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные
группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие игры и
упражнения.
Дети по природе своей очень любознательны. Нужно стремиться развивать
эту любознательность в нужном направлении. В дошкольной дидактике
имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьниша,
цветные счетные палочки Кюизенера, кубики Никитина. Данные пособия
помогают ребенку овладеть мыслительными операциями, а так же
способствуют интеллектуальному развитию. Но ребенок - это творец. Ему
скучно и неинтересно решать только одну задачу, которую перед ним ставит
взрослый. Вот здесь на помощь и приходят развивающие игры. Каждая игра
представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью,
кубиков, палочек, кирпичиков и т.д. Задачи даются ребенку в различной
форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной
или устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами
передачи информации. Большинство развивающих игр позволяет детям
составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие
игры, т.е. заниматься творческой деятельностью. При этом разные игры
развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно
зрительную, умение находить зависимости и закономерности,
классифицировать и систематизировать материал, способность к
комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся
элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки;
пространственное представление и воображение, способность предвидеть
результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что
называется сообразительностью, изберательностью, творческим складом
мышления.
Детство - это страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. В
этой стране каждый может преодалеть все невзгоды и неприятности, сделать
мир вокруг ослепительно ярким, красочным и интересным. Для этого
достаточно быть всего лишь ребенком, воображение и творчество которого
могут создавать чудеса. Известные педагоги писали, о том, что способности
даны каждому человеку от рождения. Однако будут ли они развиваться или,
наоборот, угасать, зависит от нас - педагогов. Руководить умственным
развитием ребенка - это значит учить его чему - то, ставить перед ним
определенные задачи и показать способы их решения. Гораздо важнее не
передавать те или иные знания или навыки ребенку, а сформировать у него
определенное отношение к миру, т.е. заложить основы его личности.