Напоминание

Воспитание коммуникативной компетентности у дошкольников


Автор: Гладкова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "Умка"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание коммуникативной компетентности у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Воспитание коммуникативной компетентности у дошкольников
Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников предполагает развитие адекватной ориентации в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнеров, ситуациях и задачах. Воспитание коммуникации в детском саду развивает свободное общение со взрослыми и детьми, первичные ценностные представления и знания о себе, обществе, государстве с соблюдением общепринятых норм и правил социального поведения. Возрастная адекватность является главным критерием выбора образовательных форм работы и видов детской деятельности, ведущей из которых – игра. В игре эффективно реализуются ведущие разделы образовательной программы для детей. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого воспитанника. В школе он попадает в новые социальные условия: меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с детьми и взрослыми людьми. Смена социального окружения у ребенка может сопровождаться повышением тревожности, снижением общей активности, появлением неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией [1]. Специалисты отмечают, что у детей старшего дошкольного возраста (50%) перед поступлением в школу появляются страх, тревога перед неизвестностью, неуверенность, снижение уровня самооценки. У них отмечаются незрелость регуляторных функций, затрудненность произвольного поведения, памяти, речи, тревожность как переживание эмоционального неблагополучия связанное с предчувствием опасности или неудачи. Дети, оказавшись в новой для себя ситуации, вынуждены подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними делами во время занятий. В то же время ребенок должен научиться выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все эти школьные нагрузки требуют от ребенка навыков значительной саморегуляции и самоконтроля [2].
Педагоги на занятиях заранее готовят воспитанников к подобным событиям, обсуждают с ними возможные затруднения, обучают конструктивным способам решения возникающих проблем. Они используют сказкотерапию, помогающую воспитанникам избежать негативных эмоций, снизить уровень тревожности, повысить учебную мотивацию, сформировать саморегуляцию, позитивную модель поведения. Сказкотерапия является эффективным способом формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с предупреждением школьной дезадаптации [3]. Дети на групповых занятиях один раз в неделю встречаются со сказкой- метафорой. «Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников: адекватное отношение к урокам, умение общения в школьной среде, разрешение школьных конфликтов, сохранение здоровья. Они с радостью ждут встречи с героями из «Лесной школы»: высказывают свое мнение о поступках, учатся прощать и любить, помогать друг другу. Сказки содержат позитивные модели социального поведения для детей и взрослых. Некоторая идеализация образа учителя соответствует возрастным требованиям и особенности личности старшего дошкольника и младшего школьника. В детском саду применение сказкотерапии в виде игровых занятий обеспечивает формирование у детей коммуникативной компетентности, навыков преодоления трудностей, снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации. Литература 1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2006. 2. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. М.: Знание, 2007. 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 2007.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!