Напоминание

Использование игровых технологий при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся


Автор: Павлюк Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель учетных дисциплин
Учебное заведение: Филиал ЧПОУ "Кооперативный техникум" в городе Буденновске
Населённый пункт: город Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: Использование игровых технологий при формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Филиал НОУ СПО

«Ставропольский кооперативный техникум

экономики, коммерции и права» в г. Буденновске

ДОКЛАД

Использование игровых

технологий

при формировании общих

и профессиональных

компетенций

обучающихся

Подготовила преподаватель Павлюк Т.В.


Ведение.

1. Ролевая игра как метод активного обучения.

2. Функции, элементы и условия ролевой игры.

3. Виды ролевой игры и этапы её проведения.

4

. Формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

обучающихся в рамках проведения деловой игры.

Заключение.

Список используемой литературы.


Ведение.
В условиях возрастающей глобальной конкуренции, главным фактором у с т о й ч и в о го р а з в и т и я н а ц и о н а л ь н о й э ко н о м и к и я в л я ю т с я квалифицированные кадры. Система среднего профессионального образования является единственной сферой человеческой деятельности, которая специализируется на воспроизводстве квалифицированных работников для всех отраслей экономики страны. НОУ СПО Ставропольский кооперативный техникум «Экономики, коммерции и права» готовит специалистов по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» уже более 68 лет. Эта профессия будет востребована всегда. Пока существует государство, а с ним налоговая и финансовая отчетность, останется спрос на данную профессию. Меняется ее характер, объем работы, требования к ней, но спрос на специалистов данного звена всегда остается. Поскольку от квалификации и компетенции бухгалтеров часто зависит судьба целых компаний, была пересмотрена организация учебного процесса, ориентированная на формирование компетентности обучающихся, внедрены новые подходы к формированию и оценке профессиональных и общих компетенций. Конкурентная борьба, характеризующая нынешний рынок труда, определяет высокие требования заказчика, предъявляемые к специалистам, диктует новые подходы к качеству образования. Для того чтобы стать бухгалтером-профессионалом, человек должен иметь определенные личностные качества и общепрофессиональные компетенции. В соответствии с ФГОС СПО третьего поколения бухгалтер должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями: - понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; профессионального и личностного развития; владеть информационной культурой, анализировать и о ц е н и ват ь и н ф о рма ц и ю с и с п ол ь зо ва н и е м и н ф о р м а ц и о н н о - коммуникационных технологий; работать в коллективе и команде; - брать на себя ответственность за работу членов команды; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития; - составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки; - контролировать и анализировать информацию об имущественном финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности: - обрабатывать бухгалтерские документы. Б у х г а л т е р у т а к ж е н е о бхо д и м ы а к к у р а т н о с т ь , в ы с о к а я сосредоточенность, усидчивость, повышенный уровень эмоционально волевой устойчивости. Все эти компетенции преподаватели нашего техникума стараются привить студентам, а чтение профессиональных модулей стремятся осуществлять с использованием различных технологий, в частности активных форм обучения.

1. Ролевая игра как метод активного обучения.
Среди имитационных технологий обучения особое значение отводится ролевым играм, конкурсам. Ролевая игра - это своеобразное конструирование процессов и механизмов принятия решений с использованием каких-либо моделей, а также форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Игры и конкурсы являются эффективными методами обучения, которые влияют на личные качества обучающихся. Игры и конкурсы полезны тем, что в них студенты не только показывают свой интеллектуальный уровень, но и открывают для себя много нового и интересного. Кроме того, коллективный поиск правильного ответа, оптимального выхода из предложенной ситуации объединяет студентов, дает им возможность лучше узнать и понять друг друга, выявить лидера. При помощи этих методов формируются общие и профессиональные компетенции, развивается творческое мышление. Не случайно А. С. Макаренко видел в игре возможность для человека почувствовать себя «чем-то более высоким», подняться на «голову выше самого себя». Существует ряд
принципов,
характерных для ролевых игр: жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры; регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры; динамичность процесса управления, влияние принятых ранее решений на изменение обстановки; наглядность принимаемых решений; определенные правила и регламент игры. В ходе ролевой игры участники действуют как субъекты, наделенные определенными полномочиями. Ролевая игра проводится, как правило, по
специальным дисциплинам и профессиональным модулям и чаще всего носит междисциплинарный характер. Таким образом, устраняется противоречие между предметным характером преподавания и необходимостью интегрированных профессиональных знаний для выполнения трудовой деятельности. В течение небольшого отрезка времени в ходе игры или конкурса можно найти решение нескольких типовых производ- ственных задач.
2. Функции, элементы и условия ролевой игры.
Выделяют следующие обязательные
элементы

и

условия

ролевой

игры:
дидактическая (учебная) задача — направленность на формирование определенного круга умений, на уточнение и систематизацию определенного круга знаний, развитие определенных свойств мышления, воспитание определенных качеств личности; • учебно-производственная игровая задача — связана с ролью, которую выполняет учащейся; моделирование процесса труда должно соответствовать тем профессиональным компетенциям, которые будут выполнять специалисты в предстоящей трудовой деятельности; • наличие ролей - каждый студент принимает на себя какую-то роль, согласно условиям игры; роль должна соответствовать той должности, на которой в реальной трудовой деятельности могут использоваться выпускники техникума, поэтому в ролевую игру иногда целесообразно включать учащихся разных специальностей (бухгалтеров и юристов); правила игры — те ограничения, за пределы которых не могут выйти играющие; кол л е кт и в н ы й ха р а кт е р и г р ы — взаимодействие играющих, выражающееся, с одной стороны, в выработке коллективных решений, а с другой - допускающее вариативность решений, связанную с различием
мнений и позиций отдельных участников игры или отдельных групп играющих; состязательность в игре (достигается системой индивидуальной или групповой оценки деятельности участников). Ролевая игра позволяет реализовать следующие о сновные педагогические
функции:
формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретение как профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений; развитие профессионального теоретического и практического мышления; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий проявления профессиональной мотивации.
3. Виды ролевой игры и этапы её проведения.
Ролевая игра по уровню сложности бывает
следующих видов:
анализ конкретных производственно-профессиональных ситуац и й — обучаемые знакомятся с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретную проблему, возникающую в профессиональной практике специалиста и требующую соответствующего решения; разыгрывание ролей - обучающиеся получают исходные данные и берут на себя исполнение определенных ролей; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных навыков; полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность с использованием ПК для расчета и анализа соответствующих решений. Процедура занятия в форме ролевой игры состоит из
нескольких

этапов:

I э т а п (организационный) включает обоснование цели игры, формирование мини-групп (по четыре-пять человек), создание арбитража (два-три человека), информирование участников об условиях игры, вручение игровых документов; I I этап (подготовительный) включает самостоятельную работу мини- групп, изучение ситуаций, распределение ролей, сбор дополнительной информации, оценку ответов арбитром; III этап (игровой) - учащиеся проигрывают подготовленные задания, дополняют, уточняют или опровергают действия друг друга. Арбитр фиксирует все выступления, дополнения; IV этап (анализ решений) - арбитрами анализируется процесс игры, поведение и активность слушателей.
4

. Формирование

общих

и

профессиональных

компетенций

обучающихся в рамках проведения деловой игры.
В образовательном процессе нашего учебного заведения главное место отводится формированию общих и профессиональных компетенций учащегося. Современное понимание подготовки специалиста бухгалтерского учета строится на основе профкомпетентности – комплексного понятия, включающего знания, умения и навыки осуществления профессиональной деятельности, качества личности, основанные на знаниях, умениях и опыте индивидуума, и наконец, творческую самореализацию личности в профессии. Специфика обучающих возможностей ролевой игры, как метода активного обучения состоит в том, что в игре воссоздаются основные закономерно сти движения профе ссиональной деятельно сти и профессионального мышления на материале учебных ситуаций. Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта и дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем. Игра позволяет формировать у
будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике. Участие в ролевых играх помогает обучающимся приобретать следующие общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать и н ф о р м а ц и ю с и с п о л ь з о в а н и е м и н ф о р м а ц и о н н о - коммуникационных технологий. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. В техникуме ежегодно проводятся недели экономических дисциплин, включающие ролевые игры, конкурсы. Конкурс весёлых и находчивых – замечательная игра, которая пользуется популярностью среди наших студентов и проводится между учебными группами. Игра хороша тем, что дает простор для творчества, развивает актерские способности, поднимает настроение. В стенах нашего учебного заведения проводится бухгалтерский КВН - «КВН – конкурс весёлых нагрузок для бухгалтера». В программе мероприятия такие конкурсы как:
- «Визитная карточка», командам нужно рассказать о себе, представить свой девиз и раскрыть прелести будущей профессии; - «Разминка»; - «Бухгалтерский баскетбол»; - «Студент в шоке»; - «Знатоки афоризмов и пословиц». Также на 3 курсе по специальности 080114 в рамках ПМ.03 и учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» проводится КВН - «Клуб Ведущих Налогоплательщиков». Игровая задача состоит в том, чтобы исполнить свою профессиональную роль - подготовить обучающихся к работе. Студенты готовятся стать бухгалтерами, финансистами, работниками налоговых органов. Так как игра межпредметная, в ходе ее студентам необходимы знания по ПМ.01, ПМ.02, учебным дисциплинам «Налоги и налого- обложение», «Экономика организации», «Документационное обеспечение». В игре-заседании участвуют два субъекта-предпринимателя с целью получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Чтобы получить данную лицензию, субъекты составляют комплект документов. При их составлении студенты должны показать, что они умеют рассчитывать налоги, имеют навыки работы с нормативной документацией, способны решать организационные вопросы. В некоторых документах заранее заложены типичные ошибки, которые чаше всего встречаются в практике работы. Арбитр (налоговая служба) фиксирует результаты ответов студентов. На заседании субъектом рассматривается следующая повестка дня: 1. «Экскурс в прошлое налогообложения» (обучающиеся дают историческую справку о налогах). 2. «Узнай элемент налога» (ведущий дает характеристику элементам налога, игроки должны назвать данный элемент). 3. «Налог в искусстве» (команды в театрализованном представлении зашифровывают налог).
4. «Налог в рисунке» (необходимо нарисовать объект данного ни лога). 5. «Знатоки налоговых ставок, Налогового кодекса» (на экране появляются ставки налогов, главы Налогового кодекса, а студенты называют налог). 6. Решение налоговых ситуаций, расчет сумм налога. 7. «Налоговые ситуации» (предлагается разрешить налоговую ситуацию, аргументируя решение налоговым законодательством). 8. «Крестики-нолики» (следует найти выигрышный путь при со- блюдении трех условий). 9. Составление отчетов по налогам. Лучшими считаются те, кто набрал наибольшее количество баллов. На 2 курсе по дисциплине «Статистика» проводятся конкурсы «Клуб находчивых статистов». Составные элементы и последовательность проведения конкурса «Клуб находчивых статистов»: 1. Организационная часть: группа студентов разбивается на команды и болельщиков. Итоги конкурса оценивает и подводит жюри «Главное управление статистов». 2. Основная часть конкурса: 2.1. Визитная карточка команд. 2.2. Разминка «Летучие статисты» (задание строится по методу фронтального опроса). 2.3. Определение вида отчетности (нужно выделить бухгалтерскую и статистическую отчетность). 2.4. Поиск статистического «преступника» (команды должны привести в порядок предложенные формулы). 2.5. «Ярмарка задач» (команды решают задачи по дисциплине, каждая задача - товар, она имеет стоимость - балл).
2.6. «Показатель в схеме» (команды проводят различные статистические исследования, затем нужно результаты исследований оформить в виде сводки-схемы). 2.7. «Тайна формул» (команды получают формулы с недостающими показателями, необходимо дописать их). 2.8. Составление таблицы (поступила сводка с данными о населении области по месту проживания и полу, эти данные нужно оформить в виде комбинационной таблицы). 2.9. «Что бы это значило?» (надо найти взаимосвязь между рисунком и статистикой). 2.10. Мини-театр (каждая команда в виде театрализованного пред- ставления зашифровывает показатель статистического исследования). 2.11. Подведение итогов. В рамках учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» проводится конкурса «Бухгалтерский хоккей»: соревнование по принципу командной эстафеты на основе мозгового штурма. Оборудование игры: стол для сбрасывания шайб, шайбы (кружки двух цветов), эмблемы для участников игры, таблички с обозначением ролей, секундомер. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек: 3 - нападающих, 2 - защитника, 1 - вратарь, болельщики. Для ведения игры выбираются полевые арбитры, комментатор. Команды садятся друг против друга по схеме - нападающие, защитники, вратарь. Между командами - стол для сбрасывания шайб. Команды выбирают шайбы определенного цвета. Первый период: «Летучие вопросы». На поле выбрасываются 5 шайб двух цветов, на них записаны вопросы. Шайбы отражают поочередно: а) нападающие; б) защитники. В случае затруднения подключается вратарь. Если ответа нет, то арбитр объявляет гол в ворота команды. Затем арбитр
выбрасывает шайбы другого цвета для второй команды. На правильно отбитую шайбу объявляется один балл для команды. Второй период: «Логическая цепочка». Командам раздают шайбы- задания. Принцип построения задания заимствован в игре «Крестики и нолики» — необходимо найти выигрышный путь одним из первых. Третий период: «Практическое вбрасывание». Команды составляют бухгалтерские проводки: для нападающих - легкие; для защитников - средней сложности; вратаря - сложная. На заключительном этапе арбитры ведут общий счет отбитых и пропущенных шайб. На 3 курсе по специальности 080114 проводится междисциплинарная ролевая игра «Молодой специалист-профессионал». Обучающиеся показали знания по ПМ.01 и учебным дисциплинам «Бухгалтерский учет в потребительской кооперации», «Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Маркетинг», «Аудит». В игре участвуют 2 команды-фирмы, аудиторы. На фирме главная роль в распределении денежных средств отводится главному бухгалтеру, а также действуют экономист, финансист, маркетолог. Дли них выдается пакет документов разного характера. Каждый студент-специалист выполняет свое задание. Например, бухгалтер производит расчет товарной продукции, размер выручки от реализации продукции. Экономисты определяют затраты на производство, полную себестоимость продукции. Финансисты определяют доход (прибыль), отчисления в бюджет. Полученные данные всех отделов поступают к главному бухгалтеру. После проделанной работы главный бухгалтер должен дать заключение о финансовом состоянии своей фирмы. Эти заключения проверяют аудиторы. Ведущие специалисты и сотрудники фирмы своими ответами набирают баллы-рубли, которые собираются в уставном капитале фирмы.
На 2 курсе в рамках ПМ.05 «Выполнение работ по профессии «Кассир» и по учебной дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» проводилась игра «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», Основные цели этой игры: а) проверить и обобщить знания по теме «Деньги, денежное обращение»; б) расширить представления о денежной системе других стран; в) воспитать у обучающихся правильное отношение к деньгам как к особому виду экономического блага, который обладает для нас стоимостью, а не как к средству наживы. В этой игре студенты отрабатывают и навыки кассира, т. е. быстрого счета денег.

Заключение.
Под влиянием реформирования экономики, политики, государства на первый план выдвигаются изменения в образовательной системе. Стратегия данных изменений, изложенная в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает существенное обновление содержания и структуры профессионального образования, его конкретное улучшение, совершенствование качества подготовки специалистов. В последние годы в период активной работы над ФГОС СПО акцент в определении целей профессиональной подготовки сместился с усвоения студентами знаний и умений на формирование такой комплексной структуры, как компетенция. Компетентность в переводе с латинского означает – «способный». Компетентный человек – это человек знающий, сведущий в определенной области. Быть компетентным значит быть способным мобилизовать в нужной ситуации имеющиеся знания и опыт. В ФГОС СПО нового поколения отмечается, что «… образовательное учебное заведение должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». Формирование этих компетенций требует не столько нового предметного содержания, сколько новых педагогических технологий. При этом особую роль играют творческие способности, интеллектуальные умения, практические навыки, т.е. уровень компетентности специалиста. Игровые технологии являются одним из основных методов активного обучения и как нельзя лучше способствуют развитию основных компетенций. Мероприятия проводимые нашим учебным заведением показывают, что в ходе игры обучающиеся приобретают навыки профессионального взаимодействия, у них формируется творческая активность, инициативность,
способность ориентироваться в будущей профессии, возникает устойчивый интерес к выбранной специальности, накапливается опыт познавательной и профессиональной деятельности.
Список используемой литературы:

Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры — к профессиональному творчеству: Учеб..-метод. пособие.— Мн.: Университетское, 2007.— 125 с. Елисеева И. И. О деловой игре // Специалист. 2007. № 1. Жук А.И., Кашель Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения.— Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 2004.— 96 с. Киргисарова Л. Н. Деловая игра // Специалист. 2007. № 6. Колосова Г. В. Игровые технологии // Специалист. 2007. № 5. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей). — М.: Экономика, 2009.— 175 с. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.— М.: Профиздат, 2011. – 156 с. преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 2011.—176 с. Хамнушкина М. Н. Что дает игра? // Специалист 2002. № 5. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений.— М.: Высш. шк., 1991.— 320 с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!