Модель системы работы тифлопедагога по проблеме развития пространственной ориентировке у дошкольников с нарушением зрения
Автор: Михайлова Анжела Васильевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ №46 Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск Наименование материала: Статья Тема: Модель системы работы тифлопедагога по проблеме развития пространственной ориентировке у дошкольников с нарушением зрения Раздел: дошкольное образование
Модель системы работы дефектолога по проблеме развития пространства и навыков ориентировки у
дошкольников с нарушением зрения
Цель: Формирование достаточно высокого уровня автоматизированных навыков пространственной ориентировки и
осуществление переноса этих навыков в различные сферы деятельности
Задачи:
1.Обеспечить прочное
освоение схемы своего тела
2.Формирование умения
выделять ориентиры,
анализировать их,
осмысливать и применять на
практике
3Создавать обобщенный
образ пространства на
полисенсорной основе, с
использованием
нарушенного зрения
4.Создавать умения
соотносить слова с
движения , переносить эти
знания на окружающее
пространство
Этапы формирования пространственной ориентировки
1.Освоение собственного
тела как точки отсчета
пространственных
представлений (на себе)
2.Ориентировка в
окружающем от себя, от
другого человека, от других
предметов с использованием
этого как системы отсчета
3.Формирование умений
создавать простейшие
модели пространственных
отношений
4. Обучение ориентировке в
пространстве с
использованием схем
Содержание деятельности, направленной на развитие пространственной ориентировки
1
-рассматривание себя в
зеркале
-нахождение и называние
2
-развитие умения выделять
различные
ориентиры(световые,
3
-обследование пространства,
которое предстоит
моделировать(осязательное,
4
-обучение ориентировке в
пространстве по картине-
плану
частей своего тела
-соотнесение частей своего
тела с телом другого
ребенка
-словесное обозначение
пространственного
расположения
-зрительно-осязательное
исследование ребенком
куклы
-выделение и называние
частей ее тела
-словесное обозначение их
расположения
зрительные, звуковые,
осязательные)
-упражнение зрительной
оценки расстояния
-упражнение в узнавании
предметов с помощью
зрения и осязания
-выделение, анализирование
и использование в
практической ориентировке
любой информаци
зрительно-осязательное
восприятие)
-обучение моделированию с
предметами заместителями
-овладение навыками
моделирования
макропространства(группова
я комната)
-знакомство с условными
(схематичными)
обозначениями предметов
-формирование умения
соотносить расположение в
пространстве со схемой
-обучение
самостоятельному
составлению простейших
схем