Развитие ориентировки в пространстве, эффективный путь познания окружающего мира, для детей с нарушением зрения
Автор: Петрова Лариса Викторовна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: МБДОУ №46 Населённый пункт: Ставропольский край, г. Невинномысск Наименование материала: Статья Тема: Развитие ориентировки в пространстве, эффективный путь познания окружающего мира, для детей с нарушением зрения Раздел: дошкольное образование
Развитие ориентировки в пространстве, эффективный путь
познания окружающего мира, для детей с нарушением зрения.
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на
процесс формирования пространственной ориентации у детей.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития
движений и малая двигательная активность; у них; по сравнению с
нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты
пространственные представления, возможности практической микро –
макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми
формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует
специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения
и всех сохранных анализаторов ( слуха, обоняния)
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщённого
образа осваиваемого пространства.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем
пространстве осуществляется в коррекционно – развивающих играх и
упражнениях: в них дети учатся выделять и анализировать различные
пространственные признаки и отношения, получать информацию об
окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
Цель: Развить пространственные представления у детей с амблиопией и
косоглазием.
Задачи:
1Учить обозначать в речи пространственное расположение частей своего
тела.
2 Активно использовать в речи пространственные термины.
3 Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с
точкой отсчёта от себя.
4 Определять стороны предметов, наполняющих пространство.
5 Учить передвигаться в названном направлении.
6 Ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые,
световые, звуковые ориентиры.
7 Развивать навыки микроориентировки.
8 Развивать умение соотносить реальные предметы с их условными
обозначениями. Познакомить с простейшей схемой пространства.
9 Располагать предметы в реальном пространстве по схеме, словесно
обозначать расположение предметов.
Таким образом процесс выполнения детьми предметно – практических
действий посредством игр и упражнений служит активизации зрительных
функций, адекватных зрительных представлений. Положительно влияет на
развитие их компенсаторных функций и познавательных способностей.