Автор: Соколова Марина Анатольевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 108" Населённый пункт: Иваново Наименование материала: презентация Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Раздел: дошкольное образование
доровье – состояние физического и социального
благополучия человека.
Технология (от греческих слов «techne»-
искусство, умение и «logos»-умение, наука) –
совокупность знаний и способов деятельности
Здоровьесберегающие образовательные
технологии- это психолого- педагогические
приемы, методы, технологии которые направлены
на обеспечение физического, психического и
социального благополучия ребенка.
Актуальными проблемами детского здоровья
сегодня являются
нарушение функций опорно-двигательного аппарата,
кровообращения, дыхания, пищеварения;
детские стрессы (нервные расстройства), тревожность (недостаток
эмоциональной поддержки в детском саду и семье).
В связи с этим необходимо уделить особое внимание воспитанию
физически здорового и социально адаптированного ребенка,
обеспечению его психического благополучия, а также формированию
у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Целью здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий в
МБДОУ являются:
сформировать у детей основы здорового образа жизни и
добиться выполнения элементарных правил
здоровьясбережения;
сформировать понимание основ здорового образа жизни;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Виды здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий в
МБДОУ
медика -профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка
технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов;
валеологического просвещения детей и их родителей,
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Этапы внедрения здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий
анализ исходного состояния здоровья, физического развития и
физической подготовленности дошкольников, их валеологических
умений и навыков, а также здоровье сберегающей среды МБДОУ.
организация здоровьесберегающего образовательного пространства в
МБДОУ.
освоение педагогами МБДОУ методик и приёмов здоровье
сбережения детей и взрослых МБДОУ.
внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению
здоровья для разных категорий детей и взрослых.
работа валеологической направленности с родителями МБДОУ.
Система здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий
в МБДОУ
:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий,
по сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение
по «дорожкам здоровье»; хождение босиком, обтирание после сна,
максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая
гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и
инновационные технологии оздоровления и профилактики
(ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные
дорожки);
организация рационального питания;
медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического
здоровья педагогов.
Направления работы по
здоровьесберегающим и
здоровьеформирующим технологиям в
МБДОУ
Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные
виды совместной деятельности.
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в
воспитательно-образовательный процесс МБДОУ.
Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с
дошкольниками.
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального
уровня физической подготовленности в соответствии с
возможностями и состоянием здоровья ребенка.
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в
двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-
оздоровительной работы.
Обеспечение физического и психического благополучия каждого
ребёнка в МБДОУ.
Формы физкультурно-
оздоровительной работы в МБДОУ
ПРОГУЛКИ
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ
ПРАЗДНИКИ
СПОРТИВНЫЙ
ДОСУГ
ПОДВИЖНЫЕ
ИГРЫ
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКИ
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
УТРЕННЯЯ
ГИМНАСТИКА
ФОРМЫ
РАБОТЫ С ДЕТИМИ
Виды
здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в
режиме дня
Особенности методики
проведения
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин
после приема пищи, 2 раза в
неделю по 30 мин со среднего
возраста в физкультурном зале
Обратить внимание на
художественную ценность,
величину физической нагрузки и
ее соразмерность возрастным
показателям ребенка
Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия,
на прогулке. Ежедневно для всех
возрастных групп
Игры подбираются в соответствии
с возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения.
Используются элементы
спортивных игр
Релаксация
В зависимости от состояния детей
и целей, педагог определяет
интенсивность технологии. Для
всех возрастных групп
Можно использовать спокойную
музыку, звуки природы
Гимнастика утренняя
Ежедневно, утром, перед
завтраком во всех группах
В групповой комнате,
физкультурном зале, под музыку, с
использованием подвижных игр и
др.
Гимнастика бодрящая
Ежедневно после дневного сна, 5-
10 мин во всех группах
Различные варианты проведения
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста в различных
формах физкультурно-
оздоровительной работы
Рекомендуется всем детям,
особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный
отрезок времени
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое
свободное время, в разных формах
физкультурно-оздоровительной
работы в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки
с младшего возраста
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно-
оздоровительной работы
Обеспечить проветривание
помещения, педагогу дать детям
инструкции об обязательной гигиене
полости носа перед проведением
процедуры
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно-
оздоровительной работы
Форма проведения зависит от
поставленной задачи и контингента
детей
Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале
Ранний возраст в групповой комнате
– 10 мин, младший возраст – 15 –
20 мин, средний- 20-25 мин,
старший возраст – 25-30 мин.
Занятия проводится в соответствии
с программой, по которой работает
ДОУ
Само-массаж
В зависимости от поставленных
целей, сеансами либо в различных
формах физкультурно-
оздоровительной работы С детьми
старшего возраста
Необходимо объяснить ребенку
серьезность процедуры и дать
детям элементарные знания о том,
как не нанести вред своему
организму.
Информация для детей по теме
« Здоровье»
Во время совместной деятельности
в зависимости от поставленных
задач
Могут быть частью совместной
деятельности с целью
познавательного развития
Медицинские здоровьесберегающие
технологии в МБДОУ
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов,
приходящих из поликлиники,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей,
имеющих III-У группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы
пищеблока в соответствии с действующими санитарно-
гигиеническими правилами,
витамина -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация
третьих блюд с использованием сухофруктов),
санитарно-гигиеническая деятельность МБДОУ.
Наглядный материал
для внедрения здоровьеформирующих
образовательных технологий
Модели точного выполнения основных движений.
Модели общеразвивающих упражнений.
Алгоритмы подвижных игр.
Схемы видов построения.
Картотека индивидуальных заданий для закрепления основных движений.
Пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия,
правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи.
Атрибуты, стимулирующие и активизирующие двигательную активность.
Мнемотаблицы и коллажи валеологического содержания.
Фильмы и слайды о спорте, активном отдыхе.
Литература валеологического содержания.
Наглядный материал в «Уголках здоровья» в группах.
Пиктограммы, загадки, ребусы, кроссворды валеологического содержания.
Взаимодействие МБДОУ с семьей по
вопросам охраны и укрепления здоровья
детей.
Информационные стенды для родителей -работают рубрики,
освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы
упражнений для профилактики нарушений опорно-
двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и
мелкой моторики, пальчиковые игры).
Информационные стенды медицинских работников о
медицинской профилактической работе с детьми в МБДОУ
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых
мероприятиях МБДОУ (соревнования, спортивные праздники,
дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей
МБДОУ с родителями-спортсменами и др.).
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровье
сбережения.
Результаты внедрения
здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий в
МДОУ
Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников,
педагогов и родителей МДОУ.
Взаимодействие специалистов МБДОУ в организации
физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Проявление толерантности всех участников внедрения здоровье
сберегающих технологий в педагогический процесс МБДОУ.
Формирование нормативно-правовой базы по вопросам
оздоровления дошкольников.
Внедрение научно-методических подходов к организации работы по
сохранению здоровья детей, к созданию здоровье сберегающего
образовательного пространства в МБДОУ;
Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья
дошкольников.