Информационно-образовательная среда как средство формирования контрольно-оценочных действий школьников
Автор: Малахова Наталья Петровна Должность: учитель немецкого языка Учебное заведение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 99" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Информационно-образовательная среда как средство формирования контрольно-оценочных действий школьников Раздел: начальное образование
формирования контрольно-оценочных действий школьников
Автор статьи: Малахова Наталья Петровна,
учитель немецкого языка
МАОУ «СОШ №99»
г. Новокузнецк, 2016
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №99»
ИОС как средство формирования контрольно-оценочных действий
школьников
Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности:
они помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности
своих
знаний
и
умений,
понять
зависимость
результатов
учения
от
вложенного
труда,
а
также
постепенно
овладеть
приемами
контроля
и
критериями
оценки,
что
является
основой
самоконтроля
и
самооценки.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных
результатов,
учащихся
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта (ФГОС);
динамика
результатов
предметной
обученности,
формирования
универсальных учебных действий (УУД).
Использование технологий информационной образовательной среды
(ИОС) позволяет достичь:
повышения оперативности контроля;
эффективности
в
отслеживании
динамики
учебных
достижений
учащихся;
в отслеживании динамики личностного роста;
оперативности в использовании статистических показателей.
Технологический аспект вовлекает систему освоения образовательных
результатов
(ООР)
в
сферу
субъектных
образовательных
отношений,
выраженную
в
ИОС.
Электронный
образ контрольно-оценочных действий
школьников в ИОС становится доступным не только учителю и ученикам, но
и
всем
заинтересованным
лицам,
в
первую
очередь,
родителям
и
администрации. Поскольку в функции ИОС входит не только статистический
анализ ООР, но и синтез, обобщение оценки по определенному множеству
параметров, то эти лица могут увидеть «картину» в развернутом виде, в
деталях, в синтетической форме, в динамике развития. Например, школьник с
дисграфией или проблемами грамотности может начать писать стихи и прозу,
грамотность текстов которых будет в автоматическом режиме корректировать
издательская система. Ученик, который не умеет, но стремится рисовать,
может заниматься дизайном и графикой, используя различные графические
редакторы. Ребенок, который испытывает страх в ситуации проверки знаний,
спокойно
проходит
тесты
по
различным
предметам
с
помощью
компьютерной программы. Результатами учебной деятельности учащегося
становятся
не
только
тетрадные
листочки
с
сочинениями,
решенными
задачами или ответами на вопросы, но то, что требует не репродуктивного, а
творческого подхода – это создание гипертекстов, презентаций, моделей. С
помощью
информационно
коммуникационных
технологий
результатом
работы ребенка будет эстетически красивый, технически грамотный и, что
очень важно, доступный другими людьми для трансляции и применения
практически значимый. Кроме вышесказанного необходимо отметить, что
системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
реализуется
в
рамках
накопительной
системы
–
электронного
рабочего
Портфолио, который:
является современным педагогическим инструментом сопровождения
развития
и
оценки
достижений
учащихся,
ориентированным
на
обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования второго поколения –
формирование универсальных учебных действии;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей (законных
представителей)
в
оценочную
деятельность
на
основе
проблемного
анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования и др.
ИОС
позволяет
использовать
наряду
со
стандартизированными
письменными или
устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др. ИОС
дает большой выбор форм контрольно-оценочных действий. Например, при
устном
опросе
используется
система
опроса,
онлайн-тестирование;
для
проверки
домашнего
задания
–
документ-камера;
для
проверки
усвоения
учащимися лексических единиц по иностранному языку занятия проводятся в
лингафонном кабинете; графические работы проводятся на компьютере или с
применением интерактивной доски и др.
Используемая
в
школе
система
оценки
образовательных
результатов
школьников в рамках ИОС ориентирована на стимулирование учащегося
стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и
неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной
самооценке, на сочетание внешней (родители, законные представители) и
внутренней
(учащиеся,
учителя,
администрация)
оценки
как
механизма
обеспечения качества образования.