Индивидуальная траектория развития одаренного ребенка
Автор: Неустроева Роза Егоровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Мындабинская СОШ" Населённый пункт: с.Мындаба, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия) Наименование материала: проект Тема: Индивидуальная траектория развития одаренного ребенка Раздел: среднее образование
Республика Саха (Якутия)
Усть-Алданский улус
МБОУ «Мындабинская СОШ»
Проект на тему :
Индивидуальная траектория развития одаренного ребенка
(
на примере ученицы 7 класса Бурнашевой Марии
Составила: Неустроева Р.Е. – учитель
русского языка и литературы
Индивидуальная траектория развития одаренного ребенка.
Участники проекта: обучающиеся среднего звена, педагоги, родители.
Цель проекта : создать условия для развития личности обучающегося, готового к
самосовершенствованию, самооценке, к самостоятельным поступкам, умеющего учиться.
Задачи:
- путем наблюдения выявить способности и желания обучающегося;
- создать условия для раскрытия творческого начала ребенка:
- оказать индивидуальную помощь и поддержку мотивации личности к познанию,
творчеству;
- организовать целенаправленную совместную работу с родителями.
Актуальность : В последние годы интерес к проблемам одаренности значительно возрос.
Главной задачей современного образования является раннее выявление, обучение и
воспитания детей с высоким уровнем развития способностей. В педагогической практике
мало образовательных программ для одаренных детей. В современном обществе человек
21 века ориентирован на знания, активно стремится расширить жизненный горизонт,
проектирует свое будущее.
Гипотеза : Если предоставить возможности для творческой деятельности и
самореализации личности, то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуально-
творческом развитии ребенка. Можно подготовить личность свободную, критически
мыслящую, уверенную в себе.
Постановка проблемы
Интеллектуальный
потенциал
общества
во
многом
определяется
выявлением
одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время
волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и
профильность,
с
ужесточением
требований
молодежного
рынка
труда,
отсутствием
механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху,
эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и
творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одарёнными и
высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из
перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним
из
ведущих
факторов
социализации
и
творческой
самореализации
личности.
Необходимость
создания
целостной
системы
работы
с
талантливыми
учащимися
становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы
образования России положен принцип приоритета личности.
Анализ
участия
учащихся
школы
в
различных
конкурсах,
смотрах,
улусных
олимпиадах
показывает,
что
в
коллективе
имеется
довольно
значительная
категория
одаренных детей. Вместе с тем, как отмечалось на научно-методических семинарах и
педагогических советах, возможности и способности творческих учащихся не всегда в
полной мере удается реализовать. Работа педагогического коллектива школы позволила
более
отчетливо
увидеть
и
данную
проблему:
невозможно
только
средствами
и
возможностями урока развивать творческий потенциал личности.
Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более
эффективно
управлять
формированием
наиболее
комплексных
синтетических
характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и
т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся,
рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Профессионализм и ответственность, искренность и любовь к детям педагогов
являются гарантом реализации проекта.
Кадровое обеспечение
ФИО
должность
Стаж работы
Неустроева Р.Е.
Учитель русского языка и
литературы
29
Неустроев А.М.
психолог
2
Копырина В.И.
Классный руководитель
28
Бурнашева Г.С.
родитель
25
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный (5 класс)
2 этап: основной ( 6-8классы )
3 этап: итоговый ( 9класс)
Механизм реализации:
- анкетирование
- тестирование
- изучение интересов и склонностей обучающихся
- интеллектуальные игры
- беседы
- различные конкурсы
- консультации родителей
Рабочий план.
5-7 классы
8-9 классы
- подготовка и участие в школьных,
улусных этапах предметных олимпиад
- освещение о творчестве обучающегося
через улусную газету
- участие в Всероссийских конкурсах
«Русский медвежонок», «Британский
бульдог».
- участие в НПК «Шаг в будущее»
- участие в интеллектуальных играх,
конкурсах
- выпуск брошюры творческих работ.
-встреча с сотрудниками редакции газеты
«Кыым» и журнала «Хатан»
-публикации работ в республиканских
газетах
- участие в творческих конкурсах
- участие в творческих конкурсах
- участие НПК
- участие в Бурцевских, Мигалкинских
чтениях
- подбор стихов и обсуждение будущей
брошюры с родителями
- выпуск брошюры «Проба пера»
Работа с родителями.
– анкетирование;
– определение стиля родительского общения;
– просветительная работа по особенностям воспитания и развития одарённых детей.
Достижения ребенка.
класс
уровень
мероприятия
Результат
5 класс
улусный
Оготоевская олимпиада по русскому
языку
сертификат
Улусный
НПК «Мигалкинские чтения»
Конкурс стихов собственного
сочинения, посвященных учителю
сертификат
всероссийски
й
Конкурс «Русский медвежонок»
сертификат
школьный
Конкурс чтецов
6 класс
школьный
Олимпиада по русскому языку
1 место
улусный
Оготоевская олимпиада по русскому
языку
3 место
7 класс
школьный
Олимпиада по русскому языку
1место
школьный
Брейн-ринг в честь дня Победы
2 место
улусный
Олимпиада по русской литературе
сертификат
улусный
Конкурс сочинений «Послание из
Бородино»
сертификат
улусный
Оготоевская олимпиада по русскому
языку
2место
кустовой
Брейн-ринг в рамках Декады Олонхо
2 место
улусный
НПК «Мигалкинские чтения»,
Презентация сборника стихов
собственного сочинения
3 место
всероссийски
й
Конкурс «Русский медвежонок»
Ожидаемые результаты
1.
Создание
условий
для
сохранения
и
приумножения
интеллектуального
и
творческого потенциала учащихся.
2. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми.
3. Формирование интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.
4. Повышению качества образования и воспитания школьников.
Участие в олимпиадах , НПК.
2014-2015
2015-2016
0
0,5
1
1,5
2
2,5
3
3
2
3
Олимпиада
Столбец1
Участие в конкурсе «Русский медвежонок».
2014-2015
2015-2016
0
10
20
30
40
50
60
70
80
44
68