Напоминание

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения


Автор: Султанова Розалия Миркасимовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №103 с углубленным изучением иностранного языка"
Населённый пункт: город Уфа Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
Раздел: начальное образование





Назад





Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

в МБОУ СОШ № 103 с углубленным изучением иностранного языка
Р.М. Султанова, учитель начальных классов, стаж работы 22 лет; Л.А.Милованцева, учитель начальных классов, стаж работы 26 лет В российскую школу пришел новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная работа». Это нововведение удачно как для педагога начальной школы, так и для ребенка. Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций. Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали: • соответствие возрастным особенностям обучающихся; • преемственность с технологиями учебной деятельности; • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; • опора на ценности воспитательной системы школы; • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности. Ориентиры в организации внеурочной деятельности нашей школе: • запросы родителей, законных представителей обучающихся; • приоритетные направления деятельности школы; • интересы и склонности педагогов; • возможности образовательных учреждений дополнительного образования; • рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка. Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время. Для выявления потребностей родителей в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется учебный план. Стоит
отметить, что без специально организованной просветительской работы около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.

В табл. 1 представлены результаты анкетирования "Выбор форм внеурочной деятельности первоклассника". Таблица 1. Результаты анкетирования «Выбор форм внеурочной деятельности первоклассника» Направления развития личности Формы организации внеурочной деятельности Выбор родителей, % Художественно-эстетическое Кружок «Театралия», «Страна творчества», «Юный скульптор», «Акварелька», «Оч.умелые ручки» 56 82 62 78 55 Спортивно-оздоровительное «Сад здоровья», спортивные секции 87 Научно-познавательное Проектная деятельность «Умники и умницы», «Экономика: первые шаги» «Информатика» 66 72 58 44 В табл. 2 представлен уровень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности в 2012- 2013 учебном году. Таблица 2. Уровень удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности Направления развития личности Формы организации внеурочной деятельности удовлетворенность родителей, % Художественно-эстетическое Кружок «Театралия», «Страна творчества», «Юный скульптор», 89 100 100 Спортивно-оздоровительное «Сад здоровья», спортивные секции 96 Научно-познавательное Проектная деятельность «Умники и умницы», «Экономика: первые шаги» «Информатика» 92 100 82 87 Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами общеобразовательной средней школы. Внеурочная деятельность направлена на достижение воспитательных результатов: - приобретение учащимися социального опыта; - формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; - приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
личностные результаты
— готовность и
метапредметные
результаты —
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;  оптимизировать учебную нагрузку учащихся;  улучшить условия для развития ребенка;  учесть возрастные и индивидуальные особенности детей. В табл. 3 отражены планируемые результаты реализации внеурочной деятельности в школе. Таблица 3. Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности Направления развития личности Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Воспитание физически здорового человека, формирование у детей мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья Художественно-эстетическое Развитие эмоциональной сферы ребенка, ч у в с т в а п р е к р а с н о г о , т в о р ч е с к и х с п о с о б н о с т е й , ф о р м и р о в а н и е коммуникативной и общекультурной компетенций. Научно-познавательное, проектная деятельность Обогащение знаний учащихся о научных понятиях и законах, ф о рм и р о ва н и е м и р о в о з з р е н и я , ф у н к ц и о н а л ь н о й грамотности детей. Воспитание у школьников бережного отношения к окружающей среде, чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности В табл. 3 отражены уровни результатов внеурочной деятельности в школе.
Таблица 3. Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровень Второй уровень Третий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы всех участников воспитательного процесса. Перед классными руководителями стоит задача, как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к школе, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и родители. Учителями ОУ разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности по выбранным направлениям.
Взаимодей-

ствие

Воспитатели

ГПД

Мед.

работни

к

Педагоги-

предметник

и

Родители

Классные

руководите

ли

Учащиеся

школы

Библиотека,

столовая

Учреждения

дополнительного

образования

города

1. Художественно-эстетическое направление представлено кружками «Театралия», «Акварелька», «Оч.умелые ручки», «Страна творчества». Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. В развитие творческой личности особое место, занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации. Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.
Кружок

«Театралия»
призван помочь учащимся ярко, убедительно, сжато представлять свою мысль, воздействовать на людей интонацией, правильно строить фразы и предложения, так как для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
 игра  беседа  иллюстрирование  изучение основ с ц е н и ч е с ко го мастерства  мастерская костюма, декораций  посещение спектакля  экскурсия  инсценирование прочит анного произведения  работа в малых группах  актёрский тренинг  постановка спектакля  выступление Итогом курса «Театралия» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра. Программа занятий внеурочной деятельности
«Акварелька
» ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения. Программы внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству
«Страна творчества», «Оч.умелые ручки»
для начального образования основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, поддержки самоопределения. Физиологи установили, что наши пальцы рук органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это развитие практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности - станкового искусства (живопись, графика, скульптура); - декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала); - бумажная пластика; - работа с природным материалом. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно- конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. В результате работы у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели. 2. Проектная деятельность Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д. В связи с этим ведущей идеей программы является
поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации занятий данного кружка разнообразны:  беседы  продуктивные игры  эксперименты  наблюдения, экскурсии  экспресс-исследования  ко л л е к т и в н ы е , г р у п п о в ы е и индивидуальные исследования  защита исследовательских работ, проектов  коллективные путешествия,
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: - рефлектировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); - целеполагать (ставить и удерживать цели) - планировать (составлять план своей деятельности); - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). 3. Научно-познавательное направление Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально- экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Кружок «Экономика: первые шаги».
Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный), выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни. Курс экономики подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе. При изучении «Экономики» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Например, изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, кто нуждается в помощи).
Кружок «Информатика»
— это особый курс, в ходе изучения которого школьники целенаправленно осваивают приемы и способы работы с информацией. Информатика в 3 классе — это начало изучения достаточно сложной по своей структуре и содержанию учебной дисциплины, которая находится в стадии активного развития. В процессе обучения «Компьютерной азбуке» происходит: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры младшего школьника; освоение способов работы с информацией. На занятиях кружка дети учатся решать конкретные информационные задачи определенного уровня сложности и применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки. 4.Спортивно-оздоровительное направление Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя
физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Сад

здоровья»
включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Данная программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем. «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». (В.А. Сухомлинский) Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи внеурочной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!